Знакомство с произведением М.М. Пришвина. Рассказ «Изобретатель».
план-конспект занятия (4 класс)

Помайба Галина Ивановна

Цели занятия:

Образовательные: познакомить детей с произведением М.М. Пришвина .

Воспитательные: воспитывать  любовь и   бережное  отношение к природе, через образ рассказчика.

Развивающие: развивать «вдумчивое чтение» ( думать над произведением до чтения, во время чтения, после чтения), творческое воображение, внимание, речь учащихся.

Задачи:

-продолжать формирование адекватного восприятия текста,  анализировать его;

-развивать умение учащихся прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций;

-определять основную тему и главную мысль произведения;

- отрабатывать навыки беглого, сознательного, правильного, выразительного чтения с соблюдением всех необходимых норм;

-прививать любовь и интерес к чтению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 55

ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конспект занятия

В группе продленного дня 4 класс

Тема: Знакомство  с произведением М.М.  Пришвина.

Рассказ «Изобретатель».

Составитель:

Помайба Галина Ивановна

Воспитатель ГПД

Санкт-Петербург


 Направление внеурочной деятельности: Формирование навыков читательской грамотности.

Тема: Знакомство  с произведением М.М.  Пришвина.

   Рассказ« Изобретатель»

Цели занятия:

Образовательные: познакомить детей с произведением М.М. Пришвина .

Воспитательные: воспитывать  любовь и   бережное  отношение к природе, через образ рассказчика.

Развивающие: развивать «вдумчивое чтение» ( думать над произведением до чтения, во время чтения, после чтения), творческое воображение, внимание, речь учащихся.

Задачи: 

-продолжать формирование адекватного восприятия текста,  анализировать его;

-развивать умение учащихся прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций;

-определять основную тему и главную мысль произведения;

- отрабатывать навыки беглого, сознательного, правильного, выразительного чтения с соблюдением всех необходимых норм;

-прививать любовь и интерес к чтению.

Универсальные учебные действия:

Личностные результаты:

- в предложенных ситуациях делать выбор как поступить при поддержке других участников группы.

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью воспитателя;

-учиться работать по составленному плану.

Познавательные УУД:

-делать выводы в результате совместной работы;

-учиться работать со словарем;

- находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные УУД:

-развивать умение слушать и понимать речь других;

-учиться  работать в группе;

-оформлять свои мысли в устной форме.

Образовательные ресурсы, оборудование:

-презентация;

-конспект;

-раздаточный материал.

Ход внеурочного занятия.

Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Очень рада вас видеть! Дети, поднимите руки те, кто любит читать? А почему вам нравится читать?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А зачем люди читают? Нужно ли это? (да, ребята, читать нужно, потому что, читая книги, вы получаете новые знания, погружаетесь в новый интересный, захватывающий мир)

Актуализация знаний.

Воспитатель: Для того, чтобы узнать тему нашего занятия, вам нужно выполнить несколько заданий в группах. ( дети разделены на группы). Вспомним правила работы в группе.

Дети:

1.     Осмысливать задания.

2.     Выслушивать мысли каждого.

3.     Отстаивать, доказывать свою точку зрения.

4.     Не перебивать друг друга.

5.     Соблюдать правило поднятой руки.

Воспитатель: Вспомнили правила,  приступаем к заданиям.

Дети: Работа в группах.

1 группа.   Задание:

(Выставка книг) Кто автор этих произведений?  

«Лесная капель», «Рассказы о животных», «Кладовая солнца», «Ёж», «Гости», «Лисичкин хлеб».

Ответ: Эти произведения написал один автор: М.М.Пришвин.

2 группа. Задание:

Рассмотрите изображения,  какой темой они объединены?

                           

 

Ответ: (Природа)

Воспитатель: Давайте проверим, что у Вас получилось?

(На доску вывешиваются слова :  М.М.Пришвин , природа).

 Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? Предположите тему занятия?

Дети: Сегодня  мы познакомимся с рассказом М.М.Пришвина о природе.

Изучение нового материала

Воспитатель: Правильно, ребята, а что вы знаете о М.М.Пришвине?

Дети: Отвечают.

Воспитатель: Я вам прочту текст  о М.М.Пришвине ( могут прочесть ученики,  которые хорошо читают). Ваша задача, внимательно послушать и  составить любой вопрос по тексту, а ребята на него на него ответят.

Чтение текста.

Родился Михаил Михайлович Пришвин 4 февраля 1873 года в имении Хрущёво Орловской области в семье купца. Учился в гимназии, в училище, в политехникуме. Окончил Лейпцигский университет и, получив специальность агронома, вернулся в Россию.

Работал он агрономом, а также корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы. Но к писательскому творчеству Михаил Михайлович пришёл уже в зрелом возрасте.

 Первая публикация появилась в детском журнале «Родник» в 1906 году, когда Пришвину было уже 33 года. Однако,  когда Пришвину было 52 года вышла его первая книжка «Матрёшка в картошке». Затем вышли в свет и другие произведения М.М.Пришвина «Ярик», «Ёж», «Лисичкин хлеб».

Воспитатель: Проверим, кто какие вопросы составил  и попробуем на них ответить.

Дети: Когда родился М. Пришвин? (4 февраля 1873 года).

Где родился? (В имении Хрущёво Орловской области).

На какую специальность учился Пришвин? (агроном).

Сколько лет было автору, когда вышла его первая книга? (52).

Физминутка.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Закрывают оба глаза.

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Нарисуем букву о, получается легко.

Глазами рисуют букву о.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Вправо, влево повернем,

Глаза смотрят вправо- влево.

Заниматься вновь начнем.

Глазами смотрят вверх, вниз.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем читать рассказ М.М. Пришвина «Изобретатель».

Воспитатель: А кто же такой изобретатель? (ответы детей).

Словарная работа.

Давайте посмотрим определение  этого слова в толковом словаре, которые лежат у вас на столах. (Работа со словарем).

Дети: В толковом словаре Ожегова написано:

ИЗОБРЕТАТЕЛЬ – тот, кто создал, изобрел что-нибудь новое, прежде неизвестное.

Воспитатель: Нам сегодня встретится слово Кряква и Селезень, давайте посмотрим их определение в словаре.

Дети:

Кряква - самая большая дикая утка.

Селезень - Самец утки.

Воспитатель: Все правильно! Разберем еще одно словосочетание перепончатые лапки (Просмотр видел). Зачем нужны уткам перепонки?

Дети: Чтобы передвигаться по воде. Утки плывут, вращая перепончатыми лапками, как педалями – точно так же люди надевают ласты, которые помогают им плавать.

 Обсуждение заголовка и иллюстрации

Воспитатель: Давайте посмотрим, какими иллюстрациями сопровождается это произведение. Подумайте, о чём может быть этот рассказ?

 Рассуждения детей.

Воспитатель: А как вы думаете, почему название текста записано в кавычках?

Рассуждения детей.

Воспитатель: Давайте проверим Ваши предположения. Начнем читать рассказ.

Чтение «со стопами». Задаются вопросы после каждой остановки.
1 часть текста  (Дикие утята)

Воспитатель: Как утята появились у рассказчика?

Дети: Автор взял себе их на воспитание.

Воспитатель: Какой момент этой части вас может насторожить? Почему? Автор забрал себе утят.

Самостоятельное чтение 2 части (Как пиковая дама стала утиной мамой). Ответы на вопросы.

Воспитатель:  Кто помог высиживать утиные яйца?

Дети: Черная курица – Пиковая дама

Воспитатель:  Что значит «пустая голова»?

Дети: Нет никаких мыслей

Воспитатель: Почему автор назвал Мусю «пустая голова»? (Найдите ответ в тексте).

Чтение «цепочкой» 3 части (Почему рассердилась Пиковая Дама)

Воспитатель: Почему Пиковая Дама была сердита?

Чтение  про себя с вопросами 4 части (Как он выбрался из корзинки?)

Дети: Сами себе задают вопросы.

Воспитатель: Почему автор назвал так утёнка?

Дети:  Утенок  ростом с огурец, смог перелезть тридцати сантиметровую стену корзинки.

«Жужжащее» чтение 5 части (Эксперимент с ленточкой)

Воспитатель: Все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью.

Дети задают вопросы к отрывку.

- Зачем автор завязал ленточку на ноге утёнка?

- Как утёнок мог вылезти из корзины?

Чтение воспитателем 6 части (Изобретатель)

Воспитатель: Можно ли назвать утёнка изобретателем? Прочитайте последнее предложение.

Воспитатель: Что заметили?

Дети: Изобретатель написано с заглавной буквы.

Воспитатель: Почему?

Дети: Понятно, что утенок-изобретатель и это стало его именем.

Воспитатель: Совпали Ваши предположения? Понравился ли вам рассказ? Какой утенок? Чему учит нас рассказ?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А сейчас посмотрим, насколько вы были внимательны. На слайде написан план этого рассказа, вы должны восстановить последовательность событий.  (слайд)

Дети:1. Появление утят у рассказчика.

2. Выведение потомства.

3. Жизнь большой утиной семьи.

4. Утреннее происшествие.

5. Наблюдение за утёнком.

6. Смекалистый Изобретатель.

Воспитатель: Пантомима

Работа в группах: дети готовят эпизод из рассказа. Учащиеся 2 группы  отгадывают.

Изобразите эпизод из рассказа:
Утиная мама -1 группа
Изобретатель -2 группа

Подведение итогов урока. Рефлексия

Воспитатель: С творчеством, какого писателя мы сегодня знакомились?

Дети: (М. Пришвин)

Воспитатель: Как вы думаете, какими качествами обладал М. Пришвин?

Дети: Был добрым, отзывчивым, любил природу.

Воспитатель: Что  узнали нового?

Воспитатель: С каким рассказом мы знакомились?

Воспитатель: Что вам понравилось в рассказе? Что удивило? Что запомнилось больше всего?

Дети: Отвечают на поставленные вопросы.

Организационный конец урока

Чтение книг – неотъемлемая часть жизни каждого человека. Читая, мы развиваемся и совершенствуемся. Читайте больше! Занятие окончено. До свидания.

Рассказ «Изобретатель».

Часть 1

В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята. Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам. Трёх из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе. Подержал я у себя этих черных утят, и стали они вскоре серыми. После из серых один вышел красавец разноцветный селезень и две уточки, Дуся и Муся. Мы им крылья подрезали, чтобы не улетели, и жили у нас они во дворе вместе с домашними птицами: куры были у нас и гуси.

Часть 2

С наступлением новой весны устроили мы своим дикарям из всякого хлама в подвале кочки, как на болоте, и на них гнёзда. Дуся положила себе в гнездо шестнадцать яиц и стала высиживать утят. Муся положила четырнадцать, но сидеть на них не захотела. Как мы не бились, пустая голова не захотела быть им матерью. И мы посадили на утиные яйца нашу важную чёрную курицу - Пиковую Даму.

Часть 3

Пришло время, вывелись наши утята. Мы их некоторое время подержали на кухне, в тепле, крошили им яйца, ухаживали.

Через несколько дней наступила очень хорошая, теплая погода, и Дуся повела своих черненьких к пруду, и Пиковая Дама своих — в огород за червями.

— Свись-свись! — утята в пруду.

— Кряк-кряк! — отвечает им утка.

— Свись-свись! — утята в огороде.

— Квох-квох! — отвечает им курица.

Утята, конечно, не могут понять, что значит «квох-квох», а что слышится с пруда, это им хорошо известно.

«Свись-свись» — это значит: «свои к своим».

А «кряк-кряк» — значит: «вы — утки, вы — кряквы, скорей плывите!»

И они, конечно, глядят туда, к пруду.

— Свои к своим!

И бегут.

— Плывите, плывите!

И плывут.

— Квох-квох! — упирается важная птица курица на берегу.

Они всё плывут и плывут. Сосвистались, сплылись, радостно приняла их в свою семью Дуся; по Мусе они были ей родные племянники.

Весь день большая сборная утиная семья плавала на прудике, и весь день Пиковая Дама, распушенная, сердитая, квохтала, ворчала, копала ногой червей на берегу, старалась привлечь червями утят и квохтала им о том, что уж очень-то много червей, таких хороших червей!

— Дрянь-дрянь! — отвечала ей кряква.

А вечером она всех своих утят провела одной длинной веревочкой по сухой тропинке. Под самым носом важной птицы прошли они, черненькие, с большими утиными носами; ни один даже на такую мать и не поглядел.

Часть 4

Мы всех их собрали в одну высокую корзинку и оставили ночевать в теплой кухне, возле плиты.

Утром, когда мы еще спали, Дуся вылезла из корзины, ходила вокруг по полу, кричала, вызывала к себе утят. В тридцать голосов ей на крик отвечали свистуны.

На утиный крик стены нашего дома, сделанного из звонкого соснового леса, отзывались по-своему. И все-таки в этой кутерьме мы расслышали отдельно голос одного утенка.

— Слышите? — спросил я своих ребят.

Они прислушались.

— Слышим! — закричали.

И пошли в кухню.

Там, оказалось, Дуся была не одна на полу. С ней рядом бегал один утенок, очень беспокоился и непрерывно свистел. Этот утенок, как и все другие, был ростом с небольшой огурец. Как же мог такой-то воин перелезть стену корзинки высотой сантиметров в тридцать?

Часть 5

Стали все мы об этом догадываться, и тут явился новый вопрос: сам утенок придумал себе какой-нибудь способ выбраться из корзины вслед за матерью или же она случайно задела его как-нибудь своим крылом и выбросила? Я перевязал ножку этого утенка ленточкой и пустил в общее стадо.

Переспали мы ночь, и утром, как только раздался в доме утиный утренний крик, мы — в кухню.

На полу вместе с Дусей бегал утенок с перевязанной лапкой.

Все утята, заключенные в корзине, свистели, рвались на волю и не могли ничего сделать. Этот выбрался. Я сказал:

— Он что-то придумал.

— Он изобретатель! — крикнул Лева.

Тогда я задумал посмотреть, каким же способом этот «изобретатель» решает труднейшую задачу: на своих утиных перепончатых лапках подняться по отвесной стене. Я встал на следующее утро до свету, когда и ребята мои и утята спали непробудным сном. В кухне я сел возле выключателя, чтобы сразу, когда надо будет, дать свет и рассмотреть события в глубине корзины.

И вот побелело окно. Стало светать.

— Кряк-кряк! — проговорила Дуся.

— Свись-свись! — ответил единственный утенок.

И все замерло. Спали ребята, спали утята.

Раздался гудок на фабрике. Свету прибавилось.

— Кряк-кряк! — повторила Дуся.

Никто не ответил. Я понял: «изобретателю» сейчас некогда — сейчас, наверно, он и решает свою труднейшую задачу. И я включил свет.

Часть 6

Ну, так вот я и знал! Утка еще не встала, и голова ее еще была вровень с краем корзины. Все утята спали в тепле под матерью, только один, с перевязанной лапкой, вылез и по перьям матери, как по кирпичикам, взбирался вверх, к ней на спину. Когда Дуся встала, она подняла его высоко, на уровень с краем корзины. По ее спине утенок, как мышь, пробежал до края — и кувырк вниз! Вслед за ним мать тоже вывалилась на пол, и началась обычная утренняя кутерьма: крик, свист на весь дом.

Дня через два после этого утром на полу появилось сразу три утенка, потом пять, и пошло и пошло: чуть только крякнет утром Дуся, все утята к ней на спину и потом валятся вниз.

А первого утенка, проложившего путь для других, мои дети так и прозвали Изобретателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе по произведению М. М. Пришвина "Выскочка"

Разработка открытого урока литературного чтения в 4-м классе по рассказу М. Пришвина "Выскочка".  УМК "Школа России"....

Маленькие открытия писателя М. Пришвина (рассказ "Берестяная трубочка")

Урок литературного чтения в первом классе по программе "Школа 2100"...

Урок литературного чтения по произведению М. М. Пришвина "Старый гриб"

Представлен план-конспект урока  литературного чтения по произведению М. М. Пришвина "Старый гриб"Особенности  урока:тип урока - инновационный в технологии Обучение Критическому Мышлению, с ...

Урок литературного чтения на тему "Произведение М.М. Пришвина «Изобретатель»" в 4 классе.

УМК "Школа-2100"Класс: 4Тема: Произведение М.М. Пришвина «Изобретатель».Тип урока: ознакомление с новым материалом.Цель: с помощью анализа произведения стимулировать мыслительную...

Тема М.М. Пришвин рассказ "Ребята и утята" 2 класс

Индивидуальный лист раздаток к уроку литературного чтения.Тема М.М. Пришвин рассказ "Ребята и утята"...

Михаил Пришвин рассказ ёж.

Мной составлена презентация к рассказу ёж Михаила Пришвина, в презентации есть не только картинки и вопросы, но и аудио материал самого рассказа поделенного на 5 частей. Мой материал можно использоват...