Учебно-методическая разработка "Разминка для ума"
методическая разработка (1 класс)

Для учеников начальных классов одной из эффективных форм развития творческого мышления на уроках  являются интеллектуальные задания на активизацию умственной деятельности. Они могут использоваться как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razminka_uma.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное

общеобразовательное учреждение

средняя школа №577

Красногвардейского района

г. Санкт - Петербурга

 

Авторская разработка

 Учебно - методическое пособие

«Разминка для ума»

 для учащихся начальных классов

УМК- любой

подготовила

учитель начальных классов

Митина Наталья Владимировна

Санкт- Петербург,  2019г

Введение.

           Не мыслям надобно учить, а учить мыслить.

Э. Кант

            В настоящее время большое внимание уделяется проблеме развития творческого мышления ребенка, а именно, раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

          И. Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества создают субъективно ново, при этом проявляя свою индивидуальность. С точки зрения Д.Б. Богоявленской, творчество является ситуативно- нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. По В.Н.Дружинину, творческое мышление-мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее). Суть творческого мышления, по Я. А. Пономареву, сводится к интеллектуальной активности и сензитивности к побочным продуктам своей деятельности.

         С творческим мышлением сопряжены два личностных качества: интенсивность поисковой мотивации и и чувственность к творческому продукту, который возникает при мыслительном процессе.

        Развитие творческого мышления происходит в процессе обучения и воспитания. Он формируется в процессе взаимодействия с миром, посредством овладении в процессе обучения содержания материальной и духовной культуры, искусства. Поэтому необходимо говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого мышления, о системном формирующем воздействии.

          Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте закладывается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления природы, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. Поощряется активность и  инициатива ребят.

        Для учеников начальных классов одной из эффективных форм развития творческого мышления на уроках  являются интеллектуальные задания на активизацию умственной деятельности. Они могут использоваться как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Разминки для ума способствуют   развитию у детей нестандартного мышления, склонности к остроумию, дисциплинируют работу мозга. Интересные и необычные по постановке вопросы создают творческое настроение и приносят радость, что способствует созданию на занятиях рабочей и комфортной обстановки.  Рекомендую использовать «Разминки для ума» как организационное  начало урока, для мобилизации внимания учащихся. Как провести разминку ума, то есть освободиться ото всех ненужных мыслей в начале урока? Конечно же  сконцентрировать свое  внимания на интересных и «хитрых» вопросах.

Разминка для ума №1.

  1. Сколько ног у осьминога?
  2. Вставьте в пословицу пропущенное слово: «Ум хорошо, а … лучше»
  3. Какое число входит в название сказки о поросятах?
  4. Какая получится цифра, если перевернуть 6?
  5. Сколько дней в неделе?
  6. Сколько месяцев в году?
  7. «Семь раз отмерь, а … отрежь»
  8. Их во рту 32.
  9. Два кольца, два конца, посередине гвоздик.
  10. У кого одна нога, да и то без башмака?
  11. Четыре ноги, а ходить не может.
  12. У трех братьев по одной сестре. Сколько детей в семье?
  13. На пяти проводах отдыхает стайка птах.
  14. Сколько ушей у трех мышей?
  15. Сколько цветов у радуги?

Разминка для ума № 2.

  1. Сколько пальцев на 2 руках?
  2. Сколько недель в месяце?
  3. Порядковый номер пятницы в неделе?
  4. Наименьшее двузначное число?
  5. Какого числа последний день года?
  6. Сколько штук в дюжине?
  7. За сколькими зайцами нельзя гнаться?
  8. То, в чём медведь тащил Машу и пирожки.
  9. Что находилось у Красной Шапочке в корзинке?
  10. Что потеряла Золушка на балу?
  11. Что мы слышим в начале урока? (Букву У).
  12. Лестница из девяти ступеней. На какую ступень надо встать, чтобы быть на середине лестницы?
  13. Как сделать 10 из двух спичек?
  14. Какие 3 числа, если их сложить или перемножить, дают один и тот же результат?
  15. Сговорились две ноги делать дуги и круги. Что это?

Разминка для ума № 3.

  1. Где заходит солнце?
  2. Какие предметы тонут в воде?
  3. Какие предметы могут плавать на поверхности?
  4. Какого цвета елка?
  5. Какой зверек бывает зимой белый, а летом- серый?
  6. По чему ездят поезда?
  7. Кто улетает осенью на юг?
  8. Кто охраняет ночью дом?
  9. Кто из хищников ворует кур и гусей?
  10. Кролик, коза и корова- это…
  11. Где встает солнце?
  12. Кто ловит мышей?
  13. Кто ведет поезд?
  14. Что делается с деревьями, когда дует сильный ветер?
  15. Чем вытаскивают гвозди?

Разминка для ума № 4.

  1. Сколько лучей у снежинки?
  2. Сколько ушей у трех мышей?
  3. Какой месяц идет после июня?
  4. Какая птица откладывает яйца в чужие гнезда?
  5.  Какого цвета незабудки?
  6.  Какую птицу называют белобокой?
  7.  Кто рисует зимой на окнах?
  8. Дерево, у которого белый ствол?
  9.  Первый месяц зимы?
  10.   Сколько морковок можно съесть натощак?
  11. Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый…
  12. Как звали дедушку, который спас зайцев от наводнения?
  13. Съела зайца и ловит второго. Черно-бурая, злая…
  14. Назовите последний месяц осени.
  15. Какого цвета цветки мать-и-мачехи?

Разминка для ума № 5.

  1. Чем до неба докинешь? (Взглядом).
  2. Что случилось 31 февраля? (Нет такого дня).
  3. Что будет с вороной, когда седьмой год минует? (Ей пойдёт 8.)
  4. Когда у человека бывает столько глаз, сколько дней в году? (2 января.)
  5. Одно яйцо сварится за 4 минуты. За сколько минут сварится 3 яйца?
  6. На столе лежало 4 яблока. Одно разделили пополам. Сколько яблок на столе? (4.)
  7. Что делает зимой ёж? (Спит.)
  8. Что за обедом всего нужнее?
  9. С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица.
  10. Кругом вода, а с питьем беда.
  11. Кто со всеми говорит, а самого не видно?
  12.  Меж двух светил сижу я один.
  13. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей?
  14. Бел, а не сахар. Ног нет, а идет.
  15. Какая птица на зиму белеет?

Ну а это уже посложнее….

 1. Сколько лет было пятилетнему ребёнку четыре года назад?

2. Из деревни  папа с ребёнком вышли в город. Когда они прошли половину пути им встретились три девочки, которые шли вместе с мамой в деревню из города. Сколько детей шло из города в деревню?

3. Украшение из ленточки, которое завязывают в волосах.

4. Медлительное животное, которое никогда не расстаётся со своим домиком.

5.Шарада.  Три буквы двигают машины, две на лице найдёшь мужском, а целое порой белеет в тумане моря голубом. ( Пар-ус)  

6.Рейсовый самолёт летит по расписанию от города А до города Б - один час  20 мин. А обратный перелёт он совершает всего за 80 мин. Как это можно это объяснить?

7.У двух слепых был брат Иван, а у Ивана братье не было. КТО были слепые?

8. Человек, который сидит в седле на лошади.

9.Мама попросила сына принести из магазина десяток яиц. Он купил яйца, но по дороге одно яйцо разбилось. Сколько яиц принёс ребёнок домой?

10. День недели, который следует сразу за двумя днями после выходных дней.

11. Как называется множество коров, птиц, военных людей?

12. Место, где останавливаются корабли.

13. В подъезде горело шесть лампочек, две из них погасли. Сколько осталось лампочек?

14. Два сына два отца съели три яйца. По сколько съел каждый?  

15. Шла бабка в Москву, а навстречу ей три старика, у каждого по два мешка. Сколько всего человек шло в Москву?

16. Самосвал ехал в посёлок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин ехало в посёлок?

17. Что легче один килограмм железа или один килограмм ваты?

18. Лев старше дикобраза  в два с половиной раза, а год назад в три раза старше был (запоминайте это для верного ответа, но я ещё не всё вам сообщил.) По сведениям удода, тому назад три года в семь раз лев старше был, чем дикобраз.  А сколько лет им вместе, позвольте мне спросить у вас?

19.На холме стоит осёл, с одной стороны холма - огонь горит, с другой - лес густой, с третьей- глубокое озеро. Лесом пройти - рога поломает, огнём - сгорит, через озеро- не умеет плавать, утонет. Как пройти ослу?

 20. Купил мужик три козы, заплатил три рубля, почему каждая коза домой пришла?  

                Творческое мышление обогащается за счет постоянно расширяющейся сферы умений и навыков. Творческое мышление через учебную деятельность обогащается в плане активизации интеллектуальных и умственных сил. Учеба требует от ребенка постоянной активности, и умственную активность детей приходится стимулировать извне, что приводит к быстрому развитию их умственных способностей: развивается наблюдательность, активируются воображение, внимание, память, формируются устойчивые волевые качества личности. Этот набор качеств и свойств является основой творческого мышления – оно характеризуется активностью, довольно стойкой системой связей между психическими процессами (особенно между памятью, вниманием и мышлением), во многом опирается на воображение, основывается на познавательной мотивации. Содержанием творческой деятельности на данном этапе служит учебный материал и повседневная жизнь ребенка, увиденная им в процессе учебы в ином свете. Задачи, представленные мной в пособии «Разминка для ума», помогают учащимся  настроится на интеллектуальную деятельность, активизируют мыслительные процессы, расширяют кругозор и способствуют  развитию творческого мышления.

Список использованной литературы.

  1. Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М.: МОДЭК, МПСИ, 2006.
  2. Бушуева Л.С. Методы активизации творческого мышления младших школьников // Начальная школа. - 2008. - № 3. - С. 13-16.
  3. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке. 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток. – М.: Эксмо, 2007.
  4. Кроль В.М. Педагогика. – М.: Высшая школа, 2008.
  5. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: Особенности развития. – М.: Эксмо, 2009.
  6. Курочкина М. Методы развития творческих способностей младших школьников // Воспитание школьников. - 2009. - № 4.
  7. Тамберг Ю.Г. "Развитие творческого мышления ребенка" Изд."Речь",СПб,2002.
  8. Галина Шалаева «Развиваем интеллект: задачи, тесты, уравнения»- Издательство: «Эксмо, Слово» -2004.
  9. Алябьева Е.А. «Игры для детей 5-8 лет: развитие логического мышления и речи» -Издательство: «Сфера»- 2010.

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся.

Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся....

Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся.

Презентация к выступлению на тему Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся....

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

ПК 4.1 Выбирать учебно-методический комплекс,разработать учебно - методические материалы

ПК 4.1 Выбирать учебно-методический комплекс,разработать учебно - методические материалы...