Технологическая карта интегрированного занятия
план-конспект занятия (4 класс)

Галина Владимировна Новикова

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._novikova_g.v.docx50.94 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта психологического занятия

Коррекционно-развивающее, интегрированное занятие с элементами тренинга, направленное на ликвидацию затруднений, выявленных в результате мониторингов.

Ф.И.О.

педагога–психолога, учителя логопеда

Новикова Галина Владимировна

Семченкова Ирина Михайловна

Группа (по результатам диагностики)

По результатам диагностики  индивидуально-личностной и эмоционально-волевой сфер учащихся 4б класса.

Тема занятия

Развитие навыков управления эмоциональным состоянием, адекватного поведения в тревожных ситуациях.

Цель

Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу.

Задачи

Образовательные и коррекционно-развивающие:

  • создать  положительную мотивацию и заинтересованность детей в занятиях;
  • раскрыть содержание понятия "тревожность", «стресс»;
  • обсудить наиболее распространенные ситуации, вызывающие тревогу;
  • обратить внимание учащихся на способы преодоления тревожности;
  • познакомить учащихся с упражнениями на снижение тревожности; помочь практически преодолевать скованность, неуверенность в себе;
  • учить заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей;
  • продолжать обучать навыкам саморегуляции;
  • создать и поддержать положительный психоэмоциональный климат в  группе.

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание активно взаимодействовать, помогать друг другу, вежливо общаться;
  • создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля и взаимоконтроля, уметь договариваться при работе в парах, в подгруппе;
  • способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности;
  • создать условия, обеспечивающие воспитание стремления соблюдать правила безопасной работы на ПК.

Универсальные учебные действия

ЛичностныеУУД:  1.Развивать умения выказывать своё отношение к окружающему, выражать свои эмоции.

2. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД: 1. Развивать умения высказывать своё предположение на основе выполненных упражнений.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД: 1. Развивать умения слушать и понимать других.

  1. Развивать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
  2. Развивать умения работать в группе, в паре.
  3. Учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию.
  4. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
  5. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:1 Развивать умения извлекать информацию из текстов.

2. Развивать умения делать выводы на основе анализа речевого материала.

3. Находить ответы на вопросы, вызванные определенной ситуацией.

Средства ИКТ, аппаратное обеспечение,

наименование

Оборудование: компьютер, плазменная панель, презентация «тревожность», раздаточный материал, карточки с заданием, литература, толковый словарь, программа БОС здоровье.

 Организационная структура занятия

Этап психологического занятия

Длительность этапа

Методы и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность

педагога-психолога, учителя-логопеда

Деятельность учащихся

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

2 мин

Словесные

Ф –фронтальная.

«Давайте поздороваемся»

Цель: формирование положительной установки учащихся на занятие.

Психолог: Здравствуйте ребята, я рада вас всех видеть на нашем занятии. Сегодня к нам на занятие пришли гости.Давайте мы с вами поприветствуем друг друга и наших гостей. Пожалуйста, подойдите ко мне. Встанем в круг, возьмемся за руки и красиво улыбнемся друг другу. Предлагаю вам повернуться к гостям и подарить им свою улыбку.

Молодцы ребята!

А сейчас я попрошу вас передавая этот мяч по кругу, назвать свое имя и  одно положительное качество которое вы цените в себе.

Замечательно! Надеюсь, эти положительные качества, которые вы отметили в себе помогут вам справиться с задачами нашего занятия.

Делают большой круг, берутся за руки, дарят друг другу улыбку.

Передают мяч, называют одно свое положительное качество

1 мин

Наглядно-демонстрационный метод,  форма проведения- устно

Ф –фронтальная.

“Барометр настроения”.

Цель: диагностика психоэмоционального состояния.

Психолог: А с каким настроением вы пришли на наше занятие?

Выбирает пожалуйста, карточку,  обозначающее ваше  эмоциональное состояние - солнышко – радостное настроение, звездочку– настроение спокойное, нейтральное, тучку– плохое настроение и прикрепите его на экран настроения.

На  занятии мы с вами постараемся, чтобы у всех было хорошее настроение.

(Психолог диагностирует по выбранной карточке эмоциональное состояние каждого  ребенка и всей группы)

Выбирают карточку, прикрепляют на экране настроения.

  1. РАЗМИНКА

1 мин

Ф –фронтальная.,  

Упражнение “Это Я”.

Цель: создание ситуации комфорта в группе, направлено на двигательную активность.

Психолог: А сейчас мы немного подвигаемся. Задание будет такое: я прошу поменяться местами друг с другом тех, кто:

– умеет веселиться?

– у кого есть старший брат или сестра?

– у кого голубые глаза?

– кто любит животных?

– кто умеет дружить?

– кто любит спортивные игры?

– у кого сейчас хорошее настроение?

- кто помнит все правила группы?

Замечательно, что все помнят правила группы, что у вас у всех хорошее настроение и столько общего.

(Если есть необходимо, правила повторяются)

Присаживайтесь.

Делают большой круг, меняются местами.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2 мин

Коммуникативно - диалоговые технологии

Групповая работа

Упражнение “Снежинка”.

Психолог: Предлагаю выполнить вам интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1.Сложите лист пополам. 
2.Оторвите правый верхний уголок. 
3.Опять сложите лист пополам. 
4.Снова оторвите правый верхний уголок. 
5.Сложите лист пополам. 
6.Оторвите правый верхний уголок 

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте лист. Что у вас получилось?

Снежинка.

Сейчас я попрошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Нашли?
Психолог: А почему? Как вы думаете?

Вывод - одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая. Различны наши способности, возможности и личностные качества.

А как мы реагируем, если у нас что-то не получается, или получается плохо?

Да ребята, правильно, это эмоциональное состояние тревоги.  И как вы думаете, очем мы будем говорить на нашем занятии?

-Правильно, это и будет темой  нашего занятия «Тревожность и способы управления эмоциональным состоянием» Слайд

Слушают инструкцию, выполняют задание.

Снежинка.

Отвечают, что не нашли.

Ответы, почему нет одинаковых

снежинок.

Ответы детей: расстраиваемся, волнуемся, переживаем, беспокоимся, боимся, злимся…

О тревожном состоянии, как справиться с тревожным состоянием).

6 мин

Проблемно-поисковые технологии, информационно-развивающие

Ф – фронтальная  П– парная, И – индивидуальная

проблемное обучение

Чему мы должны научиться на сегодняшнем занятии?

Что мы должны выяснить?

(психолог комментирует ответы детей)

  • Правильно, раскрыть содержание понятия «тревожность»
  • Познакомиться с проявлениями тревожного состояния.
  • Найти наиболее эффективные способы избавления от тревожного состояния.

- Зачем вам нужны эти знания?

-Правильно, цель  нашего занятия определять свое эмоциональное состояние, находить адекватные пути выхода из тревожного состояния. Слайд

А результатом нашего занятия станет заполнение памятки «Я учусь владеть собой»

– Ребята, как вы думаете, что такое тревожность? 

- Предлагаю вам найти и записать значение слова «тревожность Для этого можете использовать интернет ресурсы, толковые словари, дополнительную литературу, есть материалы на рабочем столе компьютера или можете спросить у взрослых. Где вам интереснее найти информацию? Можете объединиться в пары или самостоятельно поработать (Личностно значимый выбор).

Определение понятия запишите в свою памятку. (Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного. Тревожность – это беспричинный, немотивированный страх.)

- Кто прочтет свое определение? Слайд

Замечательно!

–Ребята, расскажите, пожалуйста, а как выглядит тревожный человек?

- Ребята, как вы думаете, в каких ситуациях люди испытывают тревожность?

- Предлагаю вам записать основные ситуации, вызывающие тревогу лично у вас.

- Что вы написали, кто хочет прочитать?

– Итак, вы указали ситуации, которые приводят вас в тревожное состояние.

Узнать, что такое тревожность.

Как тревожность проявляется?

Как снизить тревожность?

чтобы справиться с тревожностью, знать как проявляется тревожное состояние

Дети делятся на пары по интересам,  находят информацию, записывают,  читают.

(Умение работать с информацией)

Работают  в парах на ПК

Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение, учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги.

Перед контрольной, самостоятельной, проверочной работой. Когда вызывают отвечать, а я недостаточно готов. Боюсь идти домой, когда учительница пишет про мое поведение в школе. Когда надо выступить на празднике.

игровые методы

фронтальная, групповая

- Как вы думаете, к чему приведет такое состояние?

- Посмотрите, пожалуйста, у вас на столах карточки, где перечислены различные эмоциональные состояния и чувства человека. Подчеркните из них те состояния (симптомы), к которым приводят тревожные ситуации.

- Мы сейчас с вами определили очень много различных состояний, к которым приводят тревожные ситуации.И, накануне важных событий в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Небольшие волнения, естественны,даже помогают нам быть активнее. Однако длительное пребывание в состоянии тревоги ведет к стрессу. Поэтому важно уметь преодолевать данное напряжение и помогать организму.

– А как помочь организму? Что можно сделать, чтобы не тревожиться? Уверена, что у каждого из вас есть способ, который помогает вам в ситуации тревоги. Перечислите, пожалуйста, какими способами вы пользуетесь?

Запишите в свою памятку способы, которыми вы пользуетесь в раздел «Способы снижения тревожности, которыми я пользуюсь …»

Минутка отдыха.

Игра «Кричалки – шепталки – молчалки».

Цель: расслабление, развитие навыков саморегуляция, снятие напряжения. 

- А сейчас предлагаю вам встать и поиграть в такую игру.  Когда я поднимаю красную ладонь – «кричалку» - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую ладонь – «шепталку» - можно тихо передвигаться и общаться шепотом; синюю – «молчанку» - вы должны замереть на месте и не шевелиться.

- Молодцы ребята. Посмотрите вокруг себя, с кем из ребят вы хотели бы работать в группе? Распределитесь, пожалуйста, на две группы.

Дети читают, подчеркивают те состояния, к которым приводят тревожные ситуации.

Карточка с эмоциональными состояниями и различными чувствами человека, в приложении 3.

(Сон, музыка, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями, рисование и т.д.)

Записывают в памятку способы, которыми пользуется сами.

Играют в игру по инструкции.

Делятся на две группы по желанию.

Минутка отдыха.

9 мин

Словесные - беседа с элементами обсуждения, практические методы.

Парная, групповая работа

- Предлагаю вам прочитать рассказ, который вы выберите.Обсудите свой рассказ в группе и сделайте вывод, какой способ использовали герои  рассказов, чтобы снизить тревожность и улучшить настроение?

Рассказы «Вот если бы все было не так». «Памси грустит» (Приложение 1)

Какая группа готова отвечать?

Т.е., если наше эмоциональное состояние, настроение станет плохим, можно исправить его при помощи слов "даже если..", "в любом случае..." и при помощи хороших мыслей.

Как вы думаете ребята, это полезный способ? Он поможет нам выйти из тревожной ситуации?

Как вы считаете, стоит его записать в свою памятку?

Запишите в раздел «Что делать в тревожных ситуациях» первый способ снижения тревожности  «Хорошие мысли»

Давайте потренируемся, как можем с помощью хороших, правильных мыслей и слов менять ситуацию.

Упражнение «Даже если…» – «В любом случае…»

Сейчас каждый найдет себе пару необычным способом. Вы достаете из коробочки карточку с животными и их детенышами. Ваша задача правильно найти свою пару, при этом нельзя разговаривать друг с другом, показывать картинку. Можете использовать звуки, позы животных.

-  Итак, пары сформированы. А задание такое. Каждой паре я даю два цветка, на одном из которых написано: «Даже если…», а на втором: «В любом случае…» а вы сами определитесь, кто какой возьмет цветок.

Первый ученик произносит название первого цветка «Даже если… и указывает проблему. Второй называет свой цветок «в любом случае…» и заканчивает положительной фразой.

Рефлексия. Как вы считаете, получилось выполнить упражнение? Какие чувства у вас появились?

Вывод – В сложных ситуациях необходимы навыки саморегуляции. Можно пользоваться правилом: «Мысли выбирай, как цветы – и выбирай только красивые, положительные».

«Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда вас покидать. Не бывает безвыходных ситуаций.

Читают рассказ, обсуждают в группе,делают вывод, какой способ использовали герои  рассказов, чтобы снизить тревожность?

Записываютв свою памятку в раздел «Что делать в тревожных ситуациях» первый способ «Хорошие мысли»

Находят себе пару, с помощью карточек.

Работают в паре.

Выбирают себе цветок. Указывают проблему, заканчивают предложение положительной фразой.

2 мин

Обучающие упражнения на мышечную релаксацию

групповая работа

Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сейчас предлагаю выполнить еще одно упражнение. Встаньте, пожалуйста. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать, еще сильнее, до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Медленно сжимайте, еще сильнее.  Расслабьтесь и запомните свои ощущения. Сейчас выполните упражнение одновременно двумя руками. Почувствуйте, как напряжено ваше тело. А теперь бросьте лимоны и почувствуйте, как ваши руки расслабилась, как им приятно и спокойно. Насладитесь состоянием покоя.

Встряхните руки. Скажите, пожалуйста, в каком состоянии находились ваши мышцы. Правильно,  в напряженном и расслабленном. В каком состоянии приятнее находиться? А в тревожных ситуациях, в каком состоянии находятся наши мышцы?

Вывод: всегда, в тревожных ситуациях мышцы наши находятся в напряженном состоянии. И наша задача, научиться расслаблять их.Для снятия напряжения мы можем использовать прием мышечного расслабления.

Как вы считаете, стоит этот способ записать в свою памятку?

Запишите в раздел «Что делать в тревожных ситуациях» второй  способ «Мышечное расслабление»

- Когда человек находится в состоянии тревоги, как вы думаете как он дышит, какое у него дыхание?

- Как вы думаете, если приведем дыхание в норму, можем мы снизить тревожное состояние?

-Уточнить ответ на этот вопрос мы сможем выполнив упражнения на постановку диафрагмального дыхания. Проведет это упражнение Марина Владимировна.

Выполняют упражнение, напрягают мышцы, расслабляются. Запоминают ощущения в расслабленном состоянии.

в напряженном, расслабленном

Записывают в памятку,  в раздел «Что делать в тревожных ситуациях» второй  способ «Мышечное расслабление»

Учащенное, поверхностное, быстрое.отрывистое.

12 мин

Практические методы с использованием БОС тренажера

Групповая, индивидуальная.

- Готовимся выполнить упражнение на ковриках.

-Положите левую руку на грудь для контроля грудной клетки.

-Положите правую руку на подреберье, где находится диафрагма.

-Закройте глаза. Начинаем дышать. Вдох делаем носом, а выдох ртом. Выдох делаем длиннее вдоха.

-Закончили, молодцы. Садимся за компьютеры на свои места. (Учитель надевает датчики)

-Кто закончил дышать. Посмотрите на оценки, которые выставил компьютер. Сравните результаты прошлых занятий и этого. Присаживайтесь за парты.

-Скажите, пожалуйста, у кого улучшились результаты? Кто может описать свое состояние после дыхательной гимнастики?  Сравните свое самочувствие до начала упражнения и после окончания.

- Как вы считаете, стоит дыхательную гимнастику, как способ снятия тревожности, напряжения, плохого настроения, записать в свою памятку?

Запишите в раздел «Что делать в тревожных ситуациях» третий   способ «Дыхательная гимнастика»

Раскладывают коврики и ложатся на них. Отрабатывают диафрагмальное дыхание без контроля компьютера

Дышат под контролем компьютерной программы

Сравнивают свои предыдущие  результаты с полученными.

Оценивают своё состояние, озвучивают его Стало легко, спокойно, хорошо, радостно, расслаблено.

.

Садятся за парты, записывают в памятку.

VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ  ЧАСТЬ

Рефлексия.

5 мин

Словесные: диалог; наглядные методы

По характеру умственной деятельности – обобщение, смысловая  и эмоциональная рефлексия

Ф - фронтальная

  • Была ли наша встреча полезна для вас?

Слайд

Посмотрите внимательно на слайд, и продолжите высказывания:

  • мы узнали…            (Чему  было посвящено наше занятие? )
  • мы научились…               (Чему мы сегодня научились?)
  • мы смогли...(Что сделали, выполнили?)

Вы определили для себя способы преодоления тревожности? Обязательно применяйте полученные знания в своей жизни и пользуйтесь вашей памяткой.

А сейчас предлагаю вам оценить свое отношение к занятию и степень участия в нем с помощью заполнения анкеты. (приложение 2) Слайд

Прощание.

На этом наше занятие закончено, мне было приятно с вами работать.  Спасибо за вашу работу!

Давайте возьмемся все за руки и скажем “До свидания!»

ответы детей

правильно дышать,определять и  преодолевать состояние тревожности

заполнить памятку, найти информацию по теме

Оценивают свое отношение к занятию и степень участия в нем с помощью заполнения анкеты. Подсчитывают баллы и прикрепляют соответствующую карточку на доске.

Берутся все за руки, делают круг, прощаются.

Использованная литература:

  1. Коррекционно-развивающая программа «Я учусь владеть собой», Крюкова С.В., Слободяник Н.П. – Москва, 1997.
  2. Программа «Полезные навыки» – Материалы для учителя – Москва, 2001.
  3. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении»: Практическое пособие. Слободяник Н.П.– М.: Айрис-пресс,2003.
  4. Е.А Александрова «Как победить стресс. Профилактика и методы лечения – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.
  5. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Ж. «Психологическая наука и образование» 1998, №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного занятия кружка «Мастерская добрых дел» и Краеведения. Тема занятия «Зимующие птицы нашего края»

Занятие составили Гришина Е. А. учитель начальных классов и  Белик Л.С. учитель географии учителя МБОУ СОШ №5 п. Лениский...

Технологическая карта интегрированного урока "Графики. Диаграммы. Таблицы. Компьютерный мир. Информационные технологии"

Данная технологическая карта интегрированного урока по математике и технологии может быть использована учителями начальных классов, работающих по УМК "Начальная школа 21 века"....

Технологическая карта интегрированного урока-проекта "Зимние краски" (литературное чтение, русский язык, изо) в 4 классе по УМК "Школа России"

Данный интегрированный урок способствует развитию коммуникативности, умению работать в группах; развивает творческие способности детей, умение строить монологическую речь, самостоятельно творчески раб...

технологическая карта интегрированного урока "математика и технология"

Тип урока: урок ОНЗ, технологии деятельностного метода.Формы организации деятельности: индивидуальная работа, работа в группах.Прогнозируемый результат: учащиеся должны изготовить совместный продукт....

технологическая карта интегрированного урока "математика и технология"

Тип урока: урок ОНЗ, технологии деятельностного метода.Формы организации деятельности: индивидуальная работа, работа в группах.Прогнозируемый результат: учащиеся должны изготовить совместный продукт....

технологическая карта интегрированного психолого-логопедического занятия "Страна Красивой Речи"

Технологическая карта интегрированного психолого-логопедического занятия для обучающихся с ОНР 3-4 класс по теме: "Страна Красивой Речи"...

Технологическая карта интегрированного внеурочного занятия " Путешествие по православным храмам Красносельского района Санкт-Петербурга"_предмет: "Основы религиозных культур и светской этики"

Данное  занятие способствует формированию знаний у обучающихся  о  православных храмах  Санкт-Петербурга. Обучающиеся  научатся как входить и вести себя в православном храме, ...