Подготовка учащихся 4 класса к ВПР. Из опыта работы
материал (4 класс)

Анохина Любовь Валентиновна

Подготовка учащихся 4 класса к ВПР (из опыта работы учителя начальных классов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_vpr.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

«ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА К  ВПР»

(из опыта работы  учителя начальных классов Анохиной Л.В.)                                                                        

    Всероссийские проверочные работы – новая процедура оценки качества общего образования, которая согласно приказу министерства образования и науки РФ от 27.01.2017 года № 69 «О проведении мониторинга качества образования» с 2017 года входит в 4-х классах в штатный режим.

ВПР не являются государственной итоговой аттестацией, т.е. выпускным экзаменом в начальной школе.

   Назначение ВПР – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС.

 Что дают ВПР

Специалисты утверждают, что ежегодное проведение ВПР выпускников начальной школы в результате позволит:

  • психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в частности к ГИА и ЕГЭ;
  • определить  уровень знаний, который был получен в течение пройденного года обучения;
  • дать стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не только в выпускных классах;
  • увидеть недостатки учебной программы по проверяемым предметам;
  • родителям быть в курсе уровня знаний своего ребёнка;
  • даст возможность улучшить общую систему обучения.

   Когда мы говорим о подготовке к сдаче ВПР, то можно выделить три составляющие готовности к ним:

  • Информационная готовность
  • Предметная готовность
  • Психологическая готовность

Сроки, процедура проведения, структура заданий, знание правил поведения во время написания работы  – это информационная готовность.

График проведения сдачи ВПР  утверждается в начале календарного года. Задача учителя  состоит в том, чтобы довести до сведения каждого родителя и ученика эту информацию.

В 2019-2020 учебном году учащиеся 4 класса пишут работы:

Русский язык - 31 марта и 2 апреля
Математика - 14 апреля
Окружающий мир -  16 апреля

    Родители на родительском собрании ознакомлены с графиком сдачи ВПР,

процедура проведения ВПР, структура заданий также известна детям и родителям. Они   знакомы с  демоверсиями по предметам, знают, какие задания находятся  под каким номером. Сколько баллов они получат за правильно выполненное задание, а сколько потеряют, если не справятся, как перевести балл в оценку. Это все информационная готовность.

  Предметная готовность - готовность по учебным предметам к выполнению всех видов заданий.

   Контрольная работа по русскому языку состоит из двух частей, первая часть – это диктант с заданиями по грамматике.

Вторая часть предполагает работу с предложенным текстом и проверяет, насколько школьники осознанно воспринимают прочитанное и владеют русским литературным языком.

    Работа по математике проверяет, научились ли дети считать, применять математические знания для решения практических, логических задач,  работать с представленной в разных формах информацией.

    Работа по окружающему миру проверяет не только предметные знания, но и жизненный опыт и знание своего края: главный город региона, достопримечательности, особенности природы, жизни и хозяйственной деятельности людей, умение презентовать информацию о родном крае в форме краткого рассказа.

Формы подготовки к ВПР:

  Готовить к любым контрольным, в том числе к ВПР мы начинаем не в 4, а в 1 классе, когда учим осмысленно читать, разборчиво писать и правильно считать.

Практика подготовки к этим работам в течение нескольких лет показывает, что легче всего детям дается работа по математике. Она содержит 12 заданий. Максимум  за работу- 20 баллов.  6 баллов - это «3», 10 баллов – это «4», 15-20 баллов –это «5».

  Первый раз даю демоверсию по математике детям без объяснения.

-  Посмотрите, выполните те задания, которые вам под силу.

  Чаще всего дети выполняют задания № 1, 2, 7 в которых проверяется  умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями.

Задание № 3,  которое проверяет умение решать арифметическим способом  задачи, связанные с повседневной жизнью. (Вы пришли в магазин и сколько нужно заплатить за покупку или получить сдачи)

Задание № 5 на умение исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры  

Задание № 6  предполагает чтение и анализ несложных готовых таблиц.

Задание № 11  выявляет овладение основами пространственного воображения

  Далее знакомлю учащихся с системой оценивания  всей работы. Сколько баллов можно получить за всю работу, за каждое задание и как это выражается в оценке.

  Начинаем вместе анализировать выполненные задания и считать свои баллы. (При нахождении площади фигуры не указаны квадратные единицы измерения, при анализе таблиц  на обратили внимания на то, что спрашивают про команду, занявшую третье место, а не первое, при  изображении перевёрнутой таблички не подумали про коварную букву и.

  Итог: задания простые и выполнены, но балл себе учащиеся поставить не могут. В результате ошибки, допущенные в работе и  собой же выявленные, дети, как правило, больше не допускают.  А после первой же работы мне становится понятно, где пробелы в знаниях детей, какие задания дети считают трудными. Чаще всего это задачи, решению которых мы уделяем немного больше внимания на уроках, и если нужно, то во время индивидуальных консультаций.

 В работе по математике следует отметить еще задание № 10. Оно проверяет умение извлекать и интерпретировать информацию, представленную в виде текста, строить связи между объектами. Изначально детям это задание показалось сложным. Но начинаем вспоминать: мы строили свой маршрут движения  от дома до школы; во время экскурсии  давали характеристику объектов, расположенных рядом со школой, было задание  составить план своего участка, с указанием   соседних участков или объектов, расположенных рядом. Т.е. мы сами составляли подобные задания. При более внимательном прочтении условия  дети с ним справляются.

  Работа по русскому языку состоит из двух частей.

1часть специальной подготовки не требует, т.к.  работа нацелена на проверку умения писать текст под диктовку, соблюдая в практике письма изученные орфографические и пунктуационные нормы, умение распознавать однородные члены предложения, главные члены предложения и части речи. Над формированием этих УУД мы работаем все четыре года из урока в урок.  Здесь мы пробуем записать текст на предложенном бланке.

Хочу остановиться на некоторых заданиях 2 части работы

После проведения диагностической работы, я выявила проблемные задания:

Задание № 4.  Произнеси данные ниже слова и поставь знак ударения над ударными гласными

    Каждый урок русского языка открывает минутка правильного ударения.  К запланированному домашнему заданию добавляю  по 5-10 словарных слов для заучивания. Так же при работе со словарными словами ввожу такие задания: найди слово, в котором все согласные звуки мягкие, объясни значение слова, подбери синоним, антоним, найди слово по схеме.

 Задание №6. Определи и запиши основную мысль текста.

 Эти задания мы разобрали с детьми с особой тщательностью. Теперь в каждом встречающемся тексте на уроке мы определяем основную мысль и задаём вопрос по тексту, эту же работу проводим и на уроках литературного чтения.

Задание №8. Задай по тексту вопрос, который позволит определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание.

 Составить простой вопрос по очевидному факту – это, конечно, показатель низкого уровня подготовки, дети должны уметь задавать каверзные вопросы. С другой стороны, кто-то из учеников может углубиться в творческий процесс и растратить на подготовку вопроса драгоценное время. Самым усидчивым ученикам нужно аккуратно объяснить, что на это задание не стоит тратить больше трех минут, даже если они в состоянии придумать очень интересный вопрос.

 Раз в неделю даю детям задание на составление предложения – просьбы, благодарности.

Задание №10. Школьник заменяет слово из определенного предложения на близкое по значению. Критерии оценки позволяют указать любой синоним, но правильнее будет научить ребенка подбирать слово в соответствии с контекстом.

Задание №15 Пословицы. Ученик сопоставляет  данное выражение с жизненной ситуацией. К сожалению, нет нормативного списка пословиц, которые школьник должен знать к концу четвертого класса. Многие из тех пословиц, что были на слуху двадцать лет назад, сейчас уже неактуальны и незнакомы детям. Поэтому необходимо продумать, какие выражения могут встретиться в задании, и обсудить их с учениками, применительно к той или иной жизненной ситуации.

  Окружающий мир отличается большим объемом проверяемых знаний. Некоторые задания ВПР по окружающему миру проверяют знания, которые не давались в рамках уроков по программе « Перспектива». Поэтому сначала было необходимо восполнить пробелы.

Лучше всего учащиеся выполняют задание №1, требующее распознавания предмета и указания  материала из которого он сделан . С данным заданием справляются  все обучающиеся.

Задание №4. Внешнее строение человека – это тема, которую мы  не изучаем. Поэтому такие слова как икра, поясница, бедро, голень, висок детям не знакомы. Здесь учащиеся допускают большее число ошибок. Данный пробел мы   отрабатываем в виде физкультминуток, на знание строения человеческого тела. (Дотронься до уха, подними стопу, коснись поясницы…)

Задание № 3 проверяет знание географической карты и определения животного и растительного мира материков. (Материки по программе изучаются у нас в ознакомительной форме, не делая упор на растительный и животный мир конкретного материка). С учащимися составили памятку «Животный и растительный мир материков» и «Животный и растительный мир природных зон России».

 Составили памятки «Дорожные знаки», «Условные знаки в общественных местах»

Задание №8 имеет более сложную структуру: требуется определить профессию, представитель которой изображен на фотографии; дать пояснения о том, какую работу выполняют люди этой профессии; назвать наиболее важные для представителей этой профессии качества и пояснить свой выбор качеств.

Здесь в помощь обучающимся можно разработать упражнения, направленные на умение осознанно строить речевое высказывание и инструкции для детей, которые позволят сконцентрировать внимание учащихся на том, что ОТВЕТЫ В ВЫСКАЗЫВАНИИ ДОЛЖНЫ ПОЛНОСТЬЮ ОТРАЖАТЬ СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСОВ.

Задание №10 посвящено нашему краю. Ребята готовят проекты и рефераты по животному и растительному миру нашего края; совершаем заочные экскурсии по памятным местам и музеям Тамбовской области.

Психологическая готовность

 Конечно, чтобы написать работы,  надо повторять изученный материал, решать задачи и писать диктанты. Родители детей начальной школы в этом помогают своим детям, так как знают изучаемые темы,  консультируются у учителя. 

В помощь детям и родителям, в сети Интернет есть интересные сайты «Решу ВПР», где ребёнок не только найдёт тренировочные задания, но и получит оценку, найдёт пояснения заданий, разъяснение ошибочных ответов.

Вывод: в целом, ВПР — это хорошо. И не забывайте, что успех подготовки к проверочной работе во многом зависит от психологического состояния педагога и учеников. Поэтому нужно сразу настроить себя и свой класс на хороший результат. Зная уровень знаний и познавательного развития своих детей,  надеюсь, что они покажут хорошие результаты.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.

 Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...

Развитие УУД учащихся посредством проектной деятельности (из опыта работы)

Развитие УУД учащихся посредством проектной деятельности  (из опыта работы)...

Из опыта работы. Подготовка учащихся к ГИА по математике с 1 по 11 класс

Из опыта работы. Подготовка учащихся к ГИА по математике с 1 по 11 класс...

Организация работы с неуспевающими учащимися в начальной школе (из опыта работы)

В каждом классе, как известно, встречаются учащиеся, имеющие серьёзные пробелы в знаниях. Во 2 «Г» классе два ученика с недопустимым уровнем обученности по предметам: русский я...