Развитие познавательных способностей младших школьников
учебно-методический материал

Людмила Николаевна Шашкова

Сообщение на тему "Развитие познавательных способностей младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnye_sposobnosti.docx15.48 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных способностей

детей младшего школьного возраста.

Вступление:

Переступая порог первого класса, ребёнок оказывается в новом для себя пространстве. Для него открывается мир, полный тайн, загадок, радостей, огорчений, побед и поражений.

Каждый учитель стремится сделать всё возможное, использовать различные педагогические методики, технологии, программы, чтобы дети с большим желанием приходили в школу, чтобы интерес к познанию нового, с которым дети приходят в школу не погас на протяжении всей его жизни.

Расскажу одну притчу:

«Гуляла семья в лесу и сбилась с дороги. Видят киоск на поляне, а на нём надпись: «У нас есть всё!» Купили они папе пилу для камней, маме – платье красивое, меняющее цвет по настроению, дочке – куклу, умеющую говорить. Ушла семья довольная. А продавец загрустил : «Опять не понадобился шлем для творчества, самолёт для полётов во сне и наяву, машина времени. Опять придётся только пыль с них вытирать».

Каждая семья надеется на то, что ребёнок, которого они растят, сможет состояться во взрослой жизни. Но без способности к творчеству, без развитого интеллекта сделать это достаточно трудно. Психологи считают, что критерием развития человека считаются его познавательные способности: это

Воображение

Память

Внимание

Восприятие

Мышление

Очень важно, чтобы работа над развитием познавательных способностей была организована правильно и проводилась систематически. Только в этом случае повышение успешности обучения детей будет обеспечено.

Работая над этой темой, я использую много различных заданий, упражнений, тренингов для развития у детей познавательных способностей, которые помогают сделать процесс увлекательным и интересным.

Большое значение для развития познавательной активности школьника имеет игра, в процессе которой у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям.

Я расскажу о некоторых из них, которые использую в своей работе.

А) периодически на уроках задания и упражнения приносит в кармашках  своего фартука Бабушка – загадушка.

Б) традиционно 1 сентября у нас проходит урок знаний. В этом году во время путешествия по стране Знаний дети выполняли творческое задание: рисовали свой портрет, который они прикрепляли в окошечко уже приготовленного рисунка домика (школы), теперь он у нас висит в классном уголке.

В) на развитие внимания детям нравятся такие задания:

- найди в тексте ошибки

- расшифруй слова

- найди «спрятавшиеся слова»

Г) Таблицы «Шульте».

Д) использую во время физминуток мозговую гимнастику для улучшения мозговой деятельности. Я предлагаю Вам сейчас отдохнуть, сделать несколько таких упражнений:

- Качание головой» ( это упражнение стимулирует мыслительные процессы)

- «Ленивые восьмёрки» ( одной рукой – 3 раз, другой – 3 ,  обеими – 3). Это упражнение обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания.

- «Шапка для размышлений» (мягко заверните ушки от верхней точки до мочки уха 3 раза). Это упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речь.

Е) На уроках технологии и ИЗО – большое поле деятельности для развития познавательных способностей. На уроках даю много творческих заданий.

        Это страничка из альбома первоклассницы. Вот так мы по – разному пытались изобразить солнце и превращали круг в разные предметы.

Ж) Для развития мышления на уроке литературного чтения использую игру «Древо мудрости».

Задание: внимательно прочитать текст. Группы детей пишут записку, в которой задаётся вопрос к тексту. После этого завернуть записку и прикрепить её к дереву. Другие отвечают на вопрос вслух, сорвав записку с дерева.

З) Одно из любимых заданий – разгадывание ребусов. Их у меня целая папка. Чаще всего даю их в период обучения грамоте. Чередую их с ребусами, которые нахожу в интернете.

И) В 3 классе во время проведения Марафона учебных предметов провожу конкурс «кто больше угадает ребусов». На листе зашифровано 44 имени.  (Я приготовила такие листы и вам с ответами).

К) Применение наглядности так же помогает развитию познавательных способностей. Ещё К.Д. Ушинский указывал, что учитель, который претендует на развитие ума в детях, должен широко применять наглядность. На воображаемой банке на скрепках фрукты, на которых написаны задания. Или как вариант корзинка с цветами.

Заключение:

Система уроков и упражнений в работе над развитием познавательных способностей у младших школьников обеспечивает эффективное усвоение программного материала и повышает успеваемость.

В дальнейшей работе над этой темой я планирую более углублённо изучать каждый вид познавательных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования

Особенности развития познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования. Субъективизация - способ организации  и осуществления учебной деятельности....

Развитие познавательных способностей младших школьников

    Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательн...

Тема по самообразованию"Развитие познавательных способностей младших школьников"

В моей работе определена актуальность развития познавательных способностей младших школьников. Выделены этапы работы над ней. И формы отслеживания результатов....

О развитии познавательных способностей младших школьников во время проведения экскурсий

В нашей школе учатся дети с ограниченными возможностями здоровья.   В этом учебном году я выпустила детей в среднее звено. Не секрет, что у ребят со стойкой задержкой  психическом...

Индивидуальный план профессионального развития учителя по теме: «Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.  Чтобы оставаться профессионалом, требуется н...