Классный час: Зачем нужно учиться?
классный час (3 класс)

 Александрова Светлана Сергеевна

Классный час «Зачем нужно учиться?»

Цели и задачи:

  • развитие у третьеклассников осознанного отношения к учебе, воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни, способствовать развитию мышления и творческой активности учащихся.

Задачи :

  • Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • Формировать личностную мотивацию учебной деятельности.

           листы для выполнения теста;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_nuzhno_uchitsya.docx35.79 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Зачем нужно учиться?»

Цели и задачи:

  • развитие у третьеклассников осознанного отношения к учебе, воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни, способствовать развитию мышления и творческой активности учащихся.

Задачи :

  • Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • Формировать личностную мотивацию учебной деятельности.

           листы для выполнения теста;


Ход классного часа

  1. Видеоклип «Зачем мы ходим в  школу»

Ребята, а теперь мне бы хотелось послушать вас, выскажите свое мнение, ответьте мне на один вопрос: “Для чего человек учится?”


Дети говорят искренне, ответы разные (чтобы быть грамотным, чтобы быть богатым, мама заставляет, чтобы получить престижную профессию, чтобы радовать родителей и др.). 

Актуализация темы. Одним из продолжительных этапов в жизни человека является учёба. И я думаю, что вы согласитесь со мной, что это один из важнейших этапов.

=?= Как бы вы сформулировали тему нашего классного часа?

«ЗАЧЕМ НУЖНО УЧИТЬСЯ?»

Я считаю, что эта тема актуальна, т.к. в нашем классе после проведения анкетирования «Доминирующие мотивы учения», был сделан вывод о высокой мотивации (желания) учиться, а результаты отчетной недели и оценки за семестр не оправдали полученных ответов и вызывают много вопросов.

=?= Как вы думаете, что это за вопросы?

  1. В классе 26 человек, а закончили на 4 и 5 всего 9 человек.
  2. Практически всем учащимся пришлось ежедневно напоминать о необходимости обратить внимание на то, что есть не выполненные домашние задания, не исправленные неудовлетворительные оценки, а некоторых и водить, буквально за руку к учителям. Почему?
  3. Можно ли сделать вывод о нежелании учиться, о безответственном отношении к учебе, о лени, о неуважении к себе и к учителям, которым приходиться работать не только на уроке, но и оставаться в свое личное время заниматься с вами дополнительно?

- Я позволю себе сделать вывод, что основной причиной этих проблем является ЛЕНЬ!

Ленивые люди всегда ищут и находят для себя оправдание. Часто они отговариваются тем, что у них не хватает времени. Но на его недостаточность часто жалуются те, кто впустую растрачивает время.

А ещё ленивые люди утверждают: «Не стоит заниматься работой, когда не расположен к ней». Или, как мы любим говорить, – «У меня нет к этому предмету способностей». Те, кто прибегает к этому аргументу, ждут, когда к ним придет вдохновение. Глубокое заблуждение! Чтобы втянуться в работу, нужно вначале приложить определенные волевые усилия, а потом придет и настроение. Но этих волевых усилий и боится малодушный ленивец. А ведь успех приходит лишь к трудолюбивым людям. Не зря в народе говорят: «Терпение и труд все перетрут».

А какие пословицы об учении вы знаете?

- Посмотрите на СХЕМУ на доске «Внутренние и внешние побудительные причины»

Человек учится прежде всего потому, что его мучит любознательность, инстинктивная тяга к знанию. Это – внутренние побудительные причины. От природы они есть у всех, но в иных людях они развиваются, в других – заглушаются обстоятельствами.

Человек может учиться и потому, что его принуждает к учению житейское здравомыслие: не выучившись, он не сможет занять в жизни то положение, которое хотел бы занять. Все это создает внешние побудительные причины. Они также сильны, как и внутренние. Когда внешние побуждения развивают природную любознательность, эти два двигателя творят чудеса, делают человека невероятно способным.

Учитель: А теперь я предлагаю вам заполнить тест и определить, насколько у вас развита воля. Постарайтесь честно ответить самому себе на следующие вопросы.

(Конечно, данные анкеты несут в себе определенные погрешности, но всё же давайте посмотрим на свои результаты)

  • Ученики отвечают на вопросы теста, записывая ответы на листках «да» или «нет».

Учитель: Будьте внимательны.

  1. Способен ли ты, если надо, рано утром встать с постели, как бы рано это ни было?
  2. Каждое утро ли ты делаешь зарядку?
  3. Стремишься ли ты соблюдать режим дня?
  4. Как бы тебе ни мешали, можешь ли ты на уроках не отвлекаться и делать то, что требуется?
  5. Осуждаешь ли ты, хотя бы про себя, тех, кто опаздывает или пропускает уроки, мешает на них другим?
  6. Всегда ли ты выполняешь домашние задания, пусть даже не самостоятельно?
  7. Читаешь ли ты дополнительную рекомендованную литературу?
  8. Выполняешь ли ты поручение, которое тебе не совсем приятно?
  9. В конфликтной ситуации, находясь на грани того, чтобы с кем-то поссориться, можешь ли ты этого не делать?
  10. Всегда ли ты выполняешь домашние задания без напоминания?
  11. Есть ли такие дни и часы, в которые ты любишь заниматься одним и тем же делом?
  12. Если ты начал что-то делать, но потом понял, что это неинтересно, доведёшь ли начатое до конца?
  13. Можешь ли отказаться от самой интересной телепередачи или кинофильма, если у тебя срочное и важное дело?
  14. Всегда ли ты выполняешь свои обещания?
  15. Задумываешься ли ты о своём поведении, поступках, делаешь ли ты из этого выводы?

Интерпретация теста. За каждый ответ «да» - поставить себе 2 балла, за ответ «нет» - 0. Подсчитайте свои баллы. Их сумма будет свидетельствовать о том, насколько развита у вас воля.

Если набралось от 22 до 33 баллов — вас можно поздравить — с силой воли всё в порядке. На вас можно положиться, вы не подведёте. Но иногда ваша твёрдая позиция неприятна окружающим. Научитесь считаться с ними.

Если набралось от 13 до 21 балла, сила воли развита средне. Если вам поручают что-то, вы выполняете, а по своей инициативе лишние обязанности на себя не берёте. Вы не всегда тверды и упорны в достижении цели. И чётких целей пока нет.

Если набралось 12 и менее баллов, то с силой воли у вас неблагополучно. К своим обязанностям вы относитесь «спустя рукава», делаете лишь то, что легче и интереснее.

У вас наверняка много неприятностей и дома и в школе. Постарайтесь посмотреть на себя как бы со стороны, проанализируйте своё поведение, поступки, постарайтесь хоть что-то изменить. Вы скоро убедитесь, что это вовсе не трудно, и станете более волевым человеком.

(По книге Е.И. Рогова «Эмоции и воля»)

Учитель: А какие бы ещё советы вы бы дали тем, кто хочет укрепить волю?

  • Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Любые свои способности можно развивать Постарайтесь выработать для себя режим дня и неукоснительно его соблюдайте. Чаще анализируйте свои поступки, смотрите на себя как бы со стороны. Задумайтесь о том, каким вас видят близкие люди, друзья. Подумайте о том, что вам пригодится в будущем, какие качества вам необходимы.

Помните!

Добивается успеха не тот, кто считает, что он сделал лучше из того, что мог, а тот, кто каждой мыслью и каждым действием стремится к чему-то большему.

Классный руководитель:

Чтобы ответить на вопрос «Зачем я учусь», давайте построим с вами (каждый для себя) лесенку. На доске написаны предложения, их надо расставить в виде лесенки. На самой верхней ступени будет стоять САМОЕ ВАЖНОЕ, для чего ты учишься. На ступеньке ниже – менее важное, на следующей ступени – еще менее важное и так, пока не заполните все восемь ступенек.

На доске записаны мотивы (познавательные и социальные):

Я учусь для того, чтобы все знать.

Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.

Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.

Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.

Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.

Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Проверьте, правильно ли вы все расставили.

(Листочки с ответами учитель может собрать и обсудить результаты с родителями.)

(Результаты, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае если эти места занимают два социальных и два познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном состоянии у школьника. Если эти места занимают три или четыре мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных).

А зачем нужно учиться в школе ХОРОШО? Что может ПОМЕШАТЬ учиться хорошо? Как ДОСТИЧЬ успехов в учебе?

Учащимся приготовлена карточка, для составления плана по улучшению успеваемости, в ходе обсуждения вы ее будете заполнять.

1) Мне надо учиться хорошо, чтобы…

2) Мне может помешать учиться хорошо…

3) Я смогу достичь успехов в учебе, если…

Работа в группах пять минут: участники обсуждают вопросы.

- Я предлагаю обсудить полученные результаты.

- Начнем с первого вопроса: Зачем нужно учиться хорошо в школе?

Слушаем группу, может выступить один представитель или все по очереди. (Высказывания детей: Чтобы быть богатым, мама заставляет, чтобы быть грамотным, получить профессию в школе, чтобы радовать родителей, пойти учиться дальше, найти хорошую работу, хочу быть лучшим учеником в классе).

- Ребята! Выберете один или несколько мотивов, подходящих именно вам и продолжите предложение в карточке: Мне надо учиться хорошо, чтобы ….

(Ребята в своей карточке записывают мотив).

- Второй вопрос был» «Что может помешать учиться хорошо?» Слушаем следующую группу.

(Предполагаемые высказывания детей).

- Выберите одну или несколько причин, мешающих именно вам, и заполните свою карточку.

- Продолжите предложение: Мне может помешать учиться хорошо …

- Успех твоей учебы зависит только от твоего желания. Если ты чего-то захочешь, то так это и будет. Если ты до сих пор плохо учишься, значит, это тебя устраивает.

- Прислушайтесь к словам выдающегося человека современности академика Дмитрия Лихачёва, который предлагает своеобразную программу для успешной учёбы.

  “Учиться нужно всегда”.

  “Самое благоприятное время для учения – юность. Именно в юности ум человека наиболее восприимчив к изучению языков, к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому…”.

  “Умейте не терять время, не заполняйте разум мутными потоками глупой и бесцельной “информации”. Берегите себя для учения, для приобретения новых знаний и навыков”.

  “Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить…”.

  “Попробуйте любить все предметы…» Если вам что-то не нравится в каком–либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нём источник радости – радости приобретения нового”.

  “Читайте стоящие книги, а не просто чтиво”.

  “Изучайте историю и литературу...Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость”.

  “Учитесь любить учиться”

- Перейдем к третьему вопросу: Как достичь успехов в учебе?

(Предполагаемые советы:

Не пропускать уроки без уважительной причины, больше читать, слушать педагога, выполняйте домашнее задание, не ленитесь и т. п.).

- Самовоспитание – это сознательная и целенаправленная работа по формированию положительных качеств и устранению отрицательных. Самовоспитание – обязательный контроль над собой, своими поступками и поведением.

- Теперь выберите один или несколько способов, которые помогут именно вам учиться хорошо и заполните свою карточку. Продолжите предложение: я смогу достичь успехов в учёбе, если …

(Ребята заполняют карточку).

- Прежде чем завершить наш разговор, давайте постараемся обобщить всё, о чём мы говорили сегодня, и составим несколько правил, которые помогут вам в дальнейшем лучше учиться.

- Я начинаю, а вы заканчивайте предложение.

1) Готовь все необходимое для урока до звонка

2) На уроках и занятиях внимательно слушай педагога

3) Больше читай

4) На уроках и занятиях выключай мобильный телефон

5) Правильно отдыхай

6) Соблюдай правила поведения в школе

7) Как можно быстрее займись самовоспитанием

- Эти правила я даю каждому, чтобы вы ими пользовались.

- Вернемся к карточкам, которые вы заполняли в ходе классного часа, у вас получился план для улучшения успеваемости. Прочитайте его.

(Желающие читают вслух).

С целью выяснить личностное отношение к проведённому классному часу всем присутствующим предлагается оставить комментарии в виде рисунка, значка или личной подписи в одной из колонок таблицы. Это даст возможность педагогу оценить проведённое мероприятие и сделать выводы на будущее. Таблица выполнена на плакате, её вывешивают на доску.

Остался равнодушен

Понравилось

Было не интересно

Классный руководитель:

(эффект неожиданности для детей - словесная игра)

читает:

  • Что для жизни нужно? Солнце!

Дети (повторяют за ним). Солнце!

  • Что для дружбы нужно? Сердце!

Дети. Сердце!

  • Что для сердца нужно? Счастье!

Дети. Счастье!

  • Что для счастья нужно? Мир!

Дети. Мир!

-Что для мира нужно? Знания!

Дети. Знания!

  Можно провести с детьми следующую анкету:

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

  1. Всегда ли ты с желанием ходишь в школу?
  2. Легко ли тебе учиться в классе?
  3. Какие учебные предметы даются тебе легко?
  4. Какие учебные предметы даются тебе с трудом?
  5. Сколько времени ты тратишь на выполнение домашнего задания?
  6. Домашние задания выполняешь самостоятельно или прибегаешь к помощи родителей, друзей?
  7. Кем ты видишь себя в будущем?
  8. Что нужно тебе для того, чтобы в будущем стать тем, кем хочешь?
  9. Твоя заветная мечта.
  10. Пожелай себе сам.

Классный руководитель:

В завершение нашего разговора, я раздам вам карточки с удивительными рожицами (рисунок 1). Ваша задача: определить, какая из них отражает ваше отношение к учебе.


https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/02/s_5de4c30227ca0/1275134_1.png




- Вот и подошла к концу наша беседа о пользе учения, знаний. Мы обсудили многие вопросы, теперь дело за вами. Удачи.

- Напишите пожелание друг другу на сердечках и обменяйтесь. Успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Зачем нужно заниматься физкультурой?"

"Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в  повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье и полноценную радостную жизнь”/Гиппократ/.Зачем ну...

Классный час. Разговор с учащимися. Зачем нужно беречь природу?

Разговор на данную тему позволит учащимся понять, для чего каждый из нас должен бережно относиться к природе....

Классный час «Зачем нужно соблюдать правила поведения на дорогах?»

Классный час «Зачем нужно соблюдать правила поведения на дорогах?»Цель: познакомить учащихся с правилами дорожного движения, Задачи:- учить понимать сигналы светофора, дорожные знаки, формировать навы...

Классный час: «Зачем нужно заниматься физической культурой?»

Цель: -формирование представления о спорте как одном из главных условий здорового образа жизни;Задачи:-содействовать сохранению здоровья каждого школьника;-вовлекать детей в систематическое занят...

классный час"зачем нужна дисциплина"

использую для бесед  с детьми...

Классный час «Зачем нужны прививки»

Цель: познакомить учащихся с термином «вакцинация», со способами и причинами вакцинации. Воспитывать здоровый образ жизни....

Технологическая карта урока окружающего мира «Зачем нужны автомобили. Зачем нужны поезда»(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление с назначением, устройством, разнообразием автомобилей, автомобилями разных времен. познакомить с назначением и устройством ...