Теория духовно-нравственного воспитания.
презентация к уроку

Меркурьева Ирина Михайловна

Теория духовно-нравственного воспитания.

Обратимся к словарям русского языка.

Духовный – всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля.      В.И.Даль «Толковый словарь»

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими нормами.  С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка».

Духовно-нравственное воспитание – это процесс, который способствует формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления доброй воли личности).

Цель: духовно-нравственного воспитания детей — содействие развитию у них основ, базиса личностной культуры в отношении к людям, явлениям общественной жизни, природе, предметному миру, к самому себе в соответствии с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе.

Задачи духовно-нравственного воспитания:

1. Воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования:

  • формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности;
  • осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитание бережного отношения к собственной жизни;
  • формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели;
  • утверждение и развитие системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе.

2. Восстановление традиционного образа семьи, как величайшей святыни; воспитание традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи.

3. Оказание помощи ребенку в обретении подлинных способов социального самоутверждения на основе понимания сущности устоев православной культуры, путей духовно-нравственного развития личности. Духовно-нравственное оздоровление и обогащение образовательного пространства школы и социальной среды.

4. Освоение национальной культуры и воспитание чувства национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства, воспитание уважения к другим народам и их культурам и умению плодотворно взаимодействовать с ними.

5. Воспитание достойного гражданина России, формирование патриотического сознания и самосознания, потребности в гражданском и духовном служении своему Отечеству, приумножении могущества своей Родины; развитие ее материальной и духовной культуры.

6. Осознание себя органичной частью всего человечества, ответственного за его состояние. Восприятие себя как части мира, несущего ответственность за другого человека, за среду обитания и жизнедеятельность не только человечества, но и всего живого на планете.

7. Уважительное бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа, истории православия, традициям христианской культуры; освоение высших духовных образцов отечественной культуры; укрепление духовных связей с предшествующими и будущими поколениями России; восстановление традиционной российской духовности и нравственности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодежи.

По словам ученого В.И.Павлова объектами духовно-нравственного воспитания является формирование:

  • нравственных чувств – совести, веры, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма;
  • нравственного облика – терпения, милосердия, кротости, незлобивости;
  • нравственной позиции – способности к различению добра и зла; проявление самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;
  • нравственного поведения – готовности  служения людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли.

 

Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют высшие духовные ценности:

  1. индивидуально – личностные -  жизнь человека, права ребенка, честь, достоинство;
  2. семейные – отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, ее традиции;
  3. национальные – образ жизни, поведение, общение, Родина, святыни страны, национальная геральдика,  родной язык, родная земля, народная культура, единство нации;
  4. общечеловеческие – биосфера как среда человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и т.д.

Идеал, который необходимо достичь в процессе духовно-нравственного воспитания, можно представить следующим образом.

1. Личность в нескольких направлениях ее развития. Прежде всего, здоровый человек. Далее – труженик, человек, умеющий все делать сам. Далее – эстетически и интеллектуально развитый человек. Духовно и нравственно развитый человек.

2. Семьянин. Семья – это величайшая святыня, малая церковь. Поэтому ребенок должен быть хорошим сыном и дочерью, внуком и внучкой, братом и сестрой и т.д. Это необходимо, чтобы затем создать и свою прочную семью.

3. Коллективист. Ученик живет в коллективе. Прежде всего классном, потом школьном, потом он входит в мир взрослых людей. Он везде должен уметь работать в коллективе, находить общий язык и т.п.

4. Сын своего народа. Каждый народ – это великое создание Божие на земле, и потому каждый человек должен понимать это и работать для блага своего народа.

5. Гражданин России. Россия – многонациональное государство. Содружество всех наций образует единый российский народ. И только это единство и может обеспечить процветание страны в целом и каждого человека в отдельности.

6. Гражданин мира. Человек – всегда часть человечества.

7. «Гражданин царствия Небесного» Указать ребенку эти смыслы, научить жить в соответствии с этими смыслами, подготовить человека для жизни вечной также призвано духовно-нравственное воспитание.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание содействует развитию основ  личностной культуры в отношении к людям, явлениям общественной жизни, природе, предметному миру, к самому себе в соответствии с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация.1.44 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теория духовно-нравственного воспитания Меркурьева И.М., у читель н ачальных классов

Слайд 2

Духовный Духовный – всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля. В.И.Даль

Слайд 3

Нравственность Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими нормами. С.И.Ожегов

Слайд 4

Духовно-нравственное воспитание Процесс, который способствует формированию нравственных чувств; нравственного облика; нравственной позиции; нравственного поведения.

Слайд 5

Цель духовно-нравственного воспитания Развитие основ личностной культуры в отношении к людям, явлениям общественной жизни, природе, предметному миру, к самому себе в соответствии с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе.

Слайд 6

Задачи духовно-нравственного воспитания Воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения. Восстановление традиционного образа семьи Оказание помощи ребенку в обретении подлинных способов социального самоутверждения на основе понимания сущности устоев православной культуры Освоение национальной культуры и воспитание чувства национального самосознания, воспитание уважения к другим народам и их культурам

Слайд 7

Задачи духовно-нравственного воспитания Воспитание достойного гражданина России, формирование патриотического сознания и самосознания, потребности в гражданском и духовном служении своему Отечеству. Осознание себя органичной частью всего человечества, ответственного за его состояние. Уважительное бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа, истории православия, традициям христианской культуры.

Слайд 8

В.И.Павлов: объекты духовно-нравственного воспитания Формирование нравственных чувств – совести, веры, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма.

Слайд 9

В.И.Павлов: объекты духовно-нравственного воспитания Формирование нравственного облика – терпения, милосердия, кротости, незлобивости;

Слайд 10

В.И.Павлов: объекты духовно-нравственного воспитания Формирование нравственной позиции – способности к различению добра и зла; проявление самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний

Слайд 11

В.И.Павлов: объекты духовно-нравственного воспитания Формирование нравственного поведения – готовности служения людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли.

Слайд 12

Высшие духовные ценности Индивидуально – личностные - жизнь человека, права ребенка, честь, достоинство

Слайд 13

Высшие духовные ценности Семейные – отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, ее традиции.

Слайд 14

Высшие духовные ценности Национальные – образ жизни, Родина, общение, поведение, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, единство нации, народная культура.

Слайд 15

Высшие духовные ценности среда человека – биосфера мировая наука и культура Общечеловеческие экологическая культура мир на Земле

Слайд 16

Идеал процесса духовно-нравственного воспитания 1. ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК ЭСТЕТИЧЕСКИ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО РАЗВИТЫЙ ТРУЖЕНИК 3. КОЛЛЕКТИВИСТ 2. СЕМЬЯНИН

Слайд 17

Идеал процесса духовно-нравственного воспитания 4. СЫН СВОЕГО НАРОДА 5. ГРАЖДАНИН РОССИИ Ж 6 . ГРАЖДАНИН МИРА 7. ГРАЖДАНИН ЦАРСТВИЯ НЕБЕСНОГО

Слайд 18

Таким образом, духовно-нравственное воспитание содействует развитию основ личностной культуры в отношении к людям, явлениям общественной жизни, природе, предметному миру, к самому себе в соответствии с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе

Слайд 19

Список использованных источников http://www.niro.nnov.ru/?id=18748 https://moluch.ru/archive/183/46452/ https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/03/04/dukhovno-nravstvennoe-vospitaniematerial-k-pedsovetu http://www.myshared.ru/slide/734395/ https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/44377.php http://metodika.68edu.ru/docs/vladimir/metod/slovar_dukhov.pdf https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2018/07/29/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-zalog

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Духовно - нравственное развитие, воспитание, гражданское становление личности ребенка.

Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. ...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования

Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда перес...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...