Рабочая программа кружка "Цветоводство"
рабочая программа (1 класс)

Густова Ольга Николаевна

Рабочая программа кружка "Цветоводство" 1 год обучения, 66 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetovodstvo_1_klass.docx47.21 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

К познанию природы, окружающей естественной среды интуитивно и сознательно стремится каждый ребенок - как дошкольного, так и школьного возраста.  Однако далеко не всегда возможны постоянные контакты с естественной природой, ее отдельными биоценозами, причины тому могут быть самые разнообразные: удаленность объектов от школы, сезонные или погодные неудобства и т.д.

Вместе с тем существуют объекты природы, которые интересны для изучения детям и находятся в непосредственной близости, то есть в помещении школы -это комнатные растения. Замечательный живой материал, который можно успешно использовать для образования, развития  и воспитания детей, и что особенно важно - круглый год!

Актуальность программы:

В концепции развития образования РФ одним из приоритетных направлений  является  воспитание  всесторонне развитой личности. А разве можно воспитать личность без познания окружающего мира и осознания своей значимости в этом мире?

В первом классе идет постепенный переход от игровой деятельности к ведущей учебной деятельности. Данная деятельность определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.  Первоклассник же, по уровню своего психического развития, остается дошкольником. Он сохраняет особенности мышления, присущие дошкольному возрасту.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становиться мышление. Интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы.  От интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Завершается переход от наглядно - образного к словесно - логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения. Школьное обучение строится таким образом, что словесно — логическое мышление получает преимущественное развитие. Поэтому в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами.

Хотя восприятие младших школьников недостаточно дифференцированно, но в процессе обучения цветоводствуоно углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание.  Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Младшие школьники очень эмоциональны. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение, поэтому любая работа с цветочными культурами дает положительный результат на эмоциональном уровне.

Начиная с первого класса, в рамках данного кружка можно проводить и профориентационную работу, через знакомство с профессиями и деятельностью людей непосредственно связанными с цветоводством.

Цель:привитие младшим школьникам интереса и любви к природе, знакомство с практическими умениями и навыкамипо выращиванию комнатных и цветочно-декоративных растений, по средствам кружка «Цветоводство».

Задачи:

  • Познакомить обучающихся с разнообразием комнатных, цветочно-декоративных растений и их биологическими особенностями.
  • Формировать навыки по размножению, выращиванию комнатных,цветочно-декоративных  растений и уходу за ними.
  • Формировать практические навыки по уходу за комнатными и цветочно-декоративными растениями.
  • Воспитывать: эстетические чувства, любовь к природе, дружеские взаимоотношения в коллективе.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветоводство» разработана на основании действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов, определяющих содержание дополнительного образования детей, а также с учётом социально-психологического развития обучающихся 6-8 лет. Программа естественно научной направленности стартового уровня сложности. Срок реализации - 1 год, объем содержания программы – 66 часов, форма обучения очная. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, с 10 минутным перерывом. В кружок принимаются дети без требований к подготовке, в течение всего года обучения.

В процессе обучения используются различные формы занятий:

  • традиционные;
  • комбинированные;
  • практические занятия.

Формы работы:

  • экскурсия;
  • практическая работа;
  • проведение простейших опытов;
  • творческие задания;
  • тестовые задания;
  • дискуссия;
  • выставка творческих работ;
  • самостоятельная работа.

Методы обучения:

  • монологический;
  • диалогический;
  • показательный (рассказ с элементами беседы).

Методы преподавания:

  • объяснительный;
  • информационно-сообщающий;
  • иллюстративный.

Методы учения:

  • репродуктивный;
  • частично поисковый;
  • поисковый;
  • проблемный (работа с литературой и печатными изданиями, выполнение индивидуальных заданий).

Методы воспитания:

  • убеждения;
  • упражнения;
  • пример.

Принципы:

  • Научности и доступности.
  • Природосообразности (по возрасту).
  • Системности и систематичности.
  • Эмоциональной окрашенности.
  • Индивидуального подхода к каждому ребенку.

Планируемые результаты

В процессе занятий обучающиеся получат знания об:

- эстетическом и гигиеническом значении комнатных растений;

- основных правилах и инструкциях по безопасности труда при проведении работ по цветоводству;

- многообразии комнатных растений;

- условиях жизни комнатных растений (свет, тепло, воздух);

- основных приемах ухода за комнатными растениями;

- некоторых заболеваниях растений и мерах помощи растениям;

- о некоторых правилах размещения растений в комнате.

Обучающиеся научатся:

- наблюдать за ростом растений;

- правильно ухаживать за комнатными растениями: протирать, опрыскивать, удалять сухие листья, вносить удобрения по всем правилам техники безопасности, приготавливать почвенные смеси, рыхлить почву;

- определять комнатные растения, которые растут в классе;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- размножать комнатные растения различными способами вегетативного размножения;

- осуществлять действия по озеленению;

- составлять рекомендации по уходу за комнатными растениями.

- пользоваться определителями комнатных растений и справочной литературой;

Личностные УУД

  • развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и решению новых задач;
  • развивать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с цветочно-декоративным украшением помещений и клумб.

Регулятивные УУД

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Коммуникативные УУД

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Познавательные УУД:

  • узнают названия комнатных растений;
  • узнают и освоят основные способы ухода за комнатными растениями;
  • выяснят, для чего нужны человеку комнатные растения;
  • познакомятся с основными способы размножения растений;
  • овладеют начальными формами исследовательской деятельности;

Учебно-тематический план

№ п/п

Темы разделов

Количество часов

1 класс

2 час в неделю (66 часа)

теория

практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

2

Мир комнатных растений и их роль в жизни человека

1

1

3

Определение комнатных растений

2

4

4

Биология и экология растений

2

6

5

Сохранение и обогащение комнатных растений

1

7

6

Мир цветочно-декоративных растений и их роль в жизни человека

1

7

7

Уход за цветочно-декоративными растениями.

1

5

8

Практическая деятельность.

8

9

Календарь основных работ по комнатному цветоводству и на школьной клумбе.

2

6

10

Цветоводство и эстетика.

2

6

11

Итоговое занятие и планирование заданий на лето.

2

16

50

Итого

66 часов

Содержание программы

  1. Вводное занятие. Техника безопасности.(2 часа)

Познакомить учащихся с планом работы детского объединения, объяснить им какими практическими и теоретическими занятиями они будут занимать в объединении, может быть учащиеся смогут предложить свою альтернативу, что поможет при составлении плана занятий педагогу. Техника безопасности. Входная диагностика.

  1. Мир комнатных растений и их роль в жизни человека.(2 часа)

Знакомство с комнатными растениями класса. Определение роли (санитарно-гигиеническая, экологическая, эстетическая) комнатных растений в жизни человека, выявление цели выращивания комнатных растений. Проводится в виде беседы. На этом занятии используются отрывки из научно-популярной литературы о комнатных растениях.

  1. Определение комнатных растений. (6 часов)Знакомство с историей комнатного цветоводства, происхождение комнатных растений, о странах обитания этих растений. Знакомство с географическими местами, где произрастают цветы нашего класса, рассматривание этих мест на карте мира. Выявление особенности жизни растений связанных с климатическими условиями произрастания. Составление таблицы, особенностей и  условий выращивания некоторых групп растений (тропических, пустынных и т. д.).  Какие клубы цветоводства есть в России, как они существуют и чем занимаются члены клубов.

  1. Биология и экология растений. (8 часов)

Знакомство учащихся с основными физиологическими процессами, происходящими в организме комнатного растения. Наиболее целесообразный метод проведения работы – демонстрация опытов, иллюстрирующих жизнедеятельность растительного организма.

Кроме вопросов дыхания и питания комнатных растений, предусмотренных программой, можно рассмотреть процесс испарения листьями воды. Надо подробно рассказать о значении этих процессов для самого растения, а также для человека.

К закладке и демонстрации опытов привлекаются учащиеся. По результатам опытов и наблюдений составляется отчетный материал виде таблиц, схем и т.п.

  1. Сохранение и обогащение комнатных растений. (8 часов)

Знакомство обучающихся с приемами систематического ухода за комнатными растениями. Основной метод проведения занятия - рассказ учителя с демонстрацией приемов ухода за комнатными растениями (полив, рыхление почвы в горшке, удаление сухих листьев, опрыскивание). Практическая работа.

Знакомство с приемами периодического (или эпизодического) ухода за комнатными растениями: подкормка растений, формирование кроны, генеральной гигиенической обработке, борьба с вредителями, посадка, пересадка, перевалка комнатных растений. Строятся занятия по тому же принципу, что и предыдущие: сначала рассказ с демонстрацией приемов ухода, а затем практическая работа учащихся.

  1. Мир цветочно-декоративных растений и их роль в жизни человека. (8 часов)

Знакомство с растениями цветника. Правила сбора семян. Правила посадки растений цветника: бархатцы, циннии, дружные ребята, цинерария. Уход и наблюдение за рассадой. Пикирование рассады. Все занятия строятся по схеме: теория, демонстрация ухода за растениями педагогом, практическая деятельность учащихся под наблюдением педагога. Дети, для своей домашней клумбы, выращивают цветы и ведут за ними наблюдение. По окончанию учебного года высаживают на своей клумбе цветы и ведут уход и наблюдение за высаженными растениями уже самостоятельно в течение всего лета. В данной работе предусматривается фото отчет.

  1. Уход за цветочно-декоративными растениями.(6 часов)

Выполнение практической деятельности по уходу за цветочно-декоративными растениями для пришкольного участка: пикировка, пересадка, размножение черенками бальзамина, посадка клубневых растений в индивидуальные ёмкости, подкормка растений. Все занятия строятся на получение и отработке практических навыков по уходу за цветочно-декоративными растениями, а так же наблюдением за развитием растений. Во время данных занятий должно проводиться обязательное подведение итогов занятий, на которых обсуждаются положительные и отрицательные моменты во время проведения практической деятельности.

  1. Практическая деятельность.(8 часов)

Знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком выращивания, подбором необходимых материалов и инструментов. Овладение инвариантными составляющими технологических операций (способы работы). Первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе. Знакомство со свойствами растений, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании зеленых зон. Выполнение практической деятельности по разведению, уходу за всеми видами растений.

Знакомство с профессиями связанными с выращиванием и уходом за растениями, как цветочно-декоративными так и комнатными.

  1. Календарь основных работ по комнатному цветоводству и на школьной клумбе.(8 часов)

Знакомство с основными видами работ в цветоводстве и связь этих работ с календарем. Знакомство с лунным календарем, определение связи между посадкой растений и сроками выполнения определенных работ пор уходу за растениями. Знакомство со сроками выращивания разных растений в разное время года. Проведение практической работы по выполнении. Сезонных работ: сбор семян, размножение растений, пересадка растений, пикировка растений и т.п.

Экскурсии в теплицу школы в разные сезоны года, наблюдение за работами в теплице, на пришкольный участок. Подготовка пришкольного участка к зимовке и высадке растений. Просмотр фильмов по работе в теплицах по выращиванию цветочно-декоративных растений в Омской области.

  1. Цветоводство и эстетика.(8 часов)

Эстетическое воспитание школьников. Форма проведения - беседа с элементами демонстрации. Знакомство с легендами о цветах, беседа о значении красоты в жизни человека, демонстрация мультимедийных и видеофильмов об использовании человеком цветов в произведениях живописи, искусстве дарить цветы и аранжировке.

Знакомство с искусством икебаны, изготовлением флорариумов. Знакомство с местными цветоводами, с профессиями связанными с искусством цветоводства.

На данном этапе учащиеся должны уяснить, понять, какую радость и наслаждение приносит человеку такая работа.

  1. Итоговое занятие и планирование заданий на лето.(2 часа)

Обобщить все изученное за год, подвести итоги проделанной работы. Проводится диагностическая работа по всему изученному материалу за год.

Необходимо обсудить, что было самым интересным и запоминающимся, что понравилось не очень, чем еще можно было бы заняться в ходе работы с комнатными растениями.Высказанные детьми предложения учитываются учителем в последующей работе, изменения вносятся в план.

Планирование заданий на лето, и подготовки фото отчета.

Контрольно оценочные средства

В процессе освоения обучающимися программы осуществляется различные виды контроля и оценивания: текущий, промежуточный и итоговый.

Текущее оценивание (оценивание знаний и практических умений на каждом учебном занятии) используются методы наблюдения и опроса.

Промежуточное оценивание (оценка знаний и практических умений по результатам освоения разделом программы) используются методы: тестирование, выполнение практических и творческих  работ.

Итоговое (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению всей программы) и итоговая диагностическая работа, в которую включается как проверка теоретических знаний в виде тестирования, так и выполнение практических заданий.

Выявление достигнутых результатов осуществляется через словесную оценку:

1) выполненияпрактических и творческих работ;

2) законченных работ;

3) речевых умений;

4) мотивации к деятельности по цветоводству;

5) отношения к другим обучающимся.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом педагогического наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога. Методы оценки педагогических результатов – это наблюдение за деятельностью учащихся, оценка их творческих работ. Проверка знаний и умений учащихся после изучения каждой темы – опрос, тесты, игровые задания, беседы.

При изучении курса «Комнатное цветоводство» используются разнообразные формы подведения итогов:

  • практическая работа;
  • творческая работа;
  • тестирование;

Форма проведения аттестации: тестирование (входная и итоговая диагностика). Критерии оценки уровня подготовки:

  1. Усвоение теоретических знаний, терминологии (согласно изучаемой программе)
  2. Развитие исследовательских умений;
  3. Усвоение специальных практических умений;
  4. Уровень развития творческих способностей, креативного мышления.

Параметры оценивания:

Высокий уровень (оценивается в  3 б.), средний уровень (оценивается в  2 б.), низкий уровень (оценивается в 1 балл)

Уровень освоения программы:

Высокий уровень  - от  10-12 баллов  (освоил программу)

Средний уровень –  от  6-9 (освоил программу в необходимой степени)

Низкий уровень –   ниже 6 баллов (не освоил программу)

Оценка уровня сформированности УУД (для оценки используется метод наблюдения):

  1. Личностные УУД(нравственная ориентация, мотивация к познанию, личностная позиция)
  2. Познавательные УУД.
  3. Регулятивные УУД.  
  4. Коммуникативные УУД.

Параметры оценивания:

Высокий уровень (оценивается в  3 б.), средний уровень (оценивается в  2 б.), низкий уровень (оценивается в 1 балл)

Уровень сформированности  УУД

Высокий уровень  - от  10-12 баллов  (полностью сформирован)

Средний уровень –  от  6-9 (частично  сформирован)

Низкий уровень –   ниже 6 баллов (не сформирован)

Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение:

  • сельскохозяйственный инвентарь;
  • почвосмеси;
  • учебные столы;
  • клеенки;
  • лупы;
  • коробочки для хранения семян;
  • различной формы и размеров цветочных емкостей;
  • компьютер;
  • принтер;
  • мультимедийный проектор;
  • компьютерные определители;

Методическое обеспечение:

  • определители комнатных растений;
  • иллюстрации и фотографии с изображением комнатных растений;
  • компьютерные презентации;
  • папки с накопительным материалом;
  • работы обучающихся (фотографии, рисунки);
  • гербарии;
  • таблицы;
  • энциклопедии комнатных растений;
  • коллекции растений.

В работе с обучающимися предусмотрено проведение массового мероприятия: «Ярмарка комнатных растений» и др. для учащихся других классов и родителей. В конце года обобщение изученного всего за год, подведение итогов проделанной работы. Выводы и предложения ребят учитываются в последующей работе.

Список используемой литературы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008.
  3. Приложение к Письму Минобрнауки России от 11.12.06 г. № 06 – 1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования».
  4. Большая энциклопедия начальной школы. Растения и животные.: вопросы и ответы. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 208 с.: ил. [Электронный ресурс - livelib.ru/book/1000572081]
  5. Вредители и болезни цветочно-декоративных растений. М.: Наука, 1982. bibliolink.rudir/173-1-0-6
  6. Козупеева Т.Д. и др. Цветы в интерьере и зимние сады на Крайнем Севере. П.: Наука, 1985.
  7. Компьютерные атласы – определители объектов природы России. ЭкоГид: Путеводитель по экосистемам. Экологический центр «Экосистема». Электронный ресурс. [Электронный ресурс - www.ecosystema.ry]
  8. Леон, Жинель. Колючка: как создать зеленый оазис у себя дома. Удивительные кактусы и суккуленты / ЖинельЛеон ; [пер. с англ. М. Д. Ершовой]. — Москва :Эксмо, 2019. — 224 с. : ил.
  9. КудрявецД.Б. Каквыраститьцветы. mirknig.com2008/12/31/kak-vyrastit-cvety.html
  10. Китаева Л.А. Однолетники Вашего сада». rghost.ru53996851
  11. Цветоводство: Учебное пособие по цветоводству для студентов специальности 260500 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» всех форм обучения. – Красноярск: СибГТУ, 2004.-        с. [Электронный ресурс - http://vk.sibgtu.ru/ ]
  12. Энциклопедия «Комнатные растения». iplants.ruЭнциклопедия

Список рекомендуемой литературы для учащихся

  1. Пронников В. Икебана, или Вселенная, запечатленная в цветке. М.: Наука, 1985. ikebana.ucoz.rupubl/19-1-0-66
  2. Уда лова Р. А., Вьюгина И. Г. В мире кактусов. М.: Наука, 1983.libex.rudetail/book127179.html
  3. Энциклопедия «Комнатные растения». iplants.ruЭнциклопедия
  4. Бибикова, В.Ф. Зеленые оазисы дома и на работе / В.Ф. Бибикова. - М.: Мн: Полымя; Издание 2-е, перераб. и доп., 2011. - 126 c.
  5. Воронцов, В.В. Все комнатные растения, или 2000 цветов то А до Я / В.В. Воронцов. - М.: Фитон+, 2007. - 467 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...