Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир деятельности"
рабочая программа (2 класс)

Беспалая Светлана Петровна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.mir_deyatelnosti_.docx42.59 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа развивающего курса  «Мир деятельности» составлена на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1576 «О внесении изменений в  федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г.№373»;
  • Методических материалов по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России  от 12 мая 2011 г. № 03-296);
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15)  
  • Учебного плана внеурочной деятельности на 2020/2021 учебный год МОУ «Правохеттинская средняя общеобразовательная школа»  

Рабочая программа развивающего курса   «Мир деятельности»  реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.  

 Целью курса «Мир деятельности» для учащихся 1−4 классов является теоретическое осмысление каждым учеником общих законов организации своей учебной деятельности, освоение ценностей и способов познания.

Задачи: 

  • сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;
  • основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);
  • сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в  практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию;
  • организовать контроль уровня сформированности данного УУД.

Деятельность обучающихся предполагает сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы.

Программа реализована в рамках внеурочной деятельности МОУ «Правохеттинская средняя общеобразовательная школа». Данная программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).

          В процессе преподавания курса «Мир деятельности» используется разработанный комплексный мониторинг результатов обучения, основными целями которого являются:

1) определение уровня сформированности метапредметных знаний на основе курса «Мир деятельности» и связанных с ними метапредметных умений каждого ученика;

2) составление плана коррекционной работы как для каждого ученика индивидуально, так и для класса в целом.

В соответствии с этим, в курсе «Мир деятельности» предложена комплексная диагностика сформированности УУД учащихся, которая включает в себя следующие процедуры:

  • тестирование учащихся – диагностика сформированности надпредметных знаний;
  • выполнение учащимися практической работы – диагностика сформированности надпредметных умений;
  • наблюдение педагога – диагностика сформированности надпредметных умений;
  • наблюдение родителей (анкета для родителей) – диагностика сформированности надпредметных умений;
  • анкетирование педагога (классного руководителя) – профессиональные установки педагога;
  • анкетирование родителя – установки и принципы взаимодействия родителей с ребенком;
  • психологическое исследование.

Таким образом, характеристики разработанной педагогической диагностики учащихся,  которые имеют определяющее значение для конечного результата, опосредованно коррелируются с итогами анкетирования педагога, родителей, психологическими характеристиками ребенка

При проведении данной диагностики сопоставляются около 35 показателей. В результате удается получить максимально объективную картину уровня сформированности у учащихся УУД, выявить наиболее благоприятные или, наоборот, проблемные факторы, влияющие на их формирование, установить способы преодоления выявленных затруднений или дальнейшего развития успешных результатов.

Все материалы для проведения комплексной диагностики и ее обработки входят в оборудование к надпредметному курсу «Мир деятельности» и доступны для каждого учителя. Обработка результатов диагностики происходит в автоматическом режиме. Главным результатом проведения диагностики является получение рекомендаций по планированию дальнейшей работы, связанной с формированием УУД у учащихся, как индивидуально для каждого ученика, так и для класса в целом.

РАЗДЕЛ II. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА  

Основные требования к результатам освоения программы к концу второго года обучения.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Знать

Уметь

Принимать

- 12 шагов учебной деятельности. Приобрести опыт самооценки под руководством учителя собственной учебной деятельности;

 - два этапа коррекционной деятельности, адаптивную структуру первого этапа (повторение необходимого; обобщение повторения; проверка своей работы по образцу; проверка своей работы по подробному образцу и фиксация ошибок или их отсутствия; выявление причины своего затруднения; для учеников, не допустивших ошибок, переход на выполнение заданий более сложного уровня) уметь ее осуществлять, приобрести опыт самооценки под руководством учителя своей коррекционной деятельности;

 - алгоритм исправления ошибок, уметь его применять;

 - простейшие культурные правила управления своим настроением, мимикой, жестами в ходе общения, приобрести опыт их применения;

 - правила поведения «автора» в совместной работе, приобрести опыт их применения;

 - правила поведения «понимающего» в совместной работе, приобрести опыт их применения;

 - алгоритм анализа, уметь его применять;

  - принять на личностном уровне качества целеустремленности и самостоятельности

- различать знания и умения;

- грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших трудностей;

- воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять причину затруднения;

 - формулировать цель открытия нового знания исходя из соответствующей причины затруднения;

 - определять средства для открытия нового знания;

 - фиксировать результат открытия нового знания, составлять эталон;

 - выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения, использовать инструменты для самопроверки;

 - осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.

- каждого ученика в коллективе как ценного для решения общих задач.

РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(34 ч)

ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ЛИНИЯ (10 часов)

               Расширяются представления детей об учебной деятельности, о структуре шагов, которые помогают открыть новое знание на уроках. Уточняются учебные шаги: фиксация затруднения, постановка цели, подбор средств, фиксация результата. Формируется представление об эталоне как критерии и о доказательстве утверждений с помощью ссылки на эталон. Уточняются различие между знанием и умением и, в частности, между знанием о том, что значит учиться, и умением учиться, а также изучаются шаги, которые необходимы для определения того, что не умеешь. Особое внимание уделяется освоению способов коррекции своих ошибок на основе метода рефлексивной самоорганизации, знакомству с инструментами для проверки своей работы. Составляется алгоритм самостоятельного выполнения домашнего задания.

        Знаю и умею. Умение учиться, как умение выполнять шаги учебной деятельности (12 шагов).

        Алгоритм. Точное следование простейшим алгоритмам. Алгоритм выполнения домашнего задания. Алгоритм исправления своей ошибки.

        Подробный образец. Самопроверка по подробному образцу с целью выяснения места ошибки.

        Фиксирование индивидуальных затруднений в решении учебных задач. Переход к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.

         Постановка цели деятельности. Знакомство с простейшим способом постановки цели учебной деятельности.

         Подбор способов и средств для открытия нового знания.

         Результат открытия нового знания. Эталон. Знакомство с простейшим способом фиксации и формулирования результата на уроке открытия нового знания.

         Урок-помощник: знакомство с двумя этапами урока, общее представление об адаптированной структуре самостоятельной коррекции собственных ошибок (7 шагов).

         Коррекция собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок. Самоконтроль правильности выполнения коррекционных учебных действий. Опыт самооценки собственных учебных действий на уроках разных типов.

КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИНИЯ (4 часа)

       Продолжается работа по формированию представлений и положительного опыта культурного общения. Учащиеся знакомятся с позициями автора и понимающего, роль мимики и жестов в процессе общения, учатся слышать и слушать друг друга. Уточняются правила коммуникативного взаимодействия между позициями автора и понимающего.

       Роли автора и понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия.

       Правила для согласованного взаимодействия между автором и понимающим.

        Как научиться «слышать» собеседника.

        Роль мимики и жестов в процессе общения.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ (2 часа)

       Учащиеся получают представления о рабочем настрое ученика, учатся применять простейшие приемы создания рабочего настроения на уроке. Начинается знакомства с мыслительными операциями, необходимыми для выстраивания умозаключений, обобщений, выводов. Учащиеся учатся анализировать различные объекты, определяя их свойства.

       Настроение. Приемы, помогающие ученику создать рабочее настроение.

Анализ объекта. Построение простейшего алгоритма анализа объекта и применение его в различных учебных и жизненных ситуациях.

ЦЕННОСТНАЯ ЛИНИЯ (4 часа)

        У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Знание выступает как общечеловеческая ценность. Умение учиться выступает как инструмент созидания истинных материальных и духовных ценностей. Продолжается работа над качествами личности, помогающими успешно учиться, такими как целеустремленность и самостоятельность, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне. Акцентируется внимание на каждом ученике класса как ценности. А также формируется ценностный образ коллектива класса, способного решать различные задачи.

        Ценности нашей жизни: знание.

        Ценностные качества личности: целеустремленность и самостоятельность.

        Мы разные — и в этом наша сила.

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТИМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (4 часа)

ДИАГНОСТИКА (2 часа)

РЕЗЕРВ (8 часов)

РАЗДЕЛ 4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

 

п/п

Дата план

Дата

факт

Тема занятия

Количество часов

1четверть (9часов)

1

 

Ценности нашей жизни. Знание

1

2

Урок диагностики знаний № 1 (входное тестирование)

1

3-4

Домашнее задание делаю сам

2

5

Проверяю свою работу. Подробный образец

1

6-7

Как исправить свою ошибку

2

8

Настроение — мой помощник в учёбе

1

9

Я ученик. Что я уже знаю и умею

1

2четверть (7часов)

10-11

Учусь называть своё затруднение

2

 12

Как самому построить новое знание

1

13-14

Учимся дружно. Я — автор, я — понимающий

2

15

Учимся дружно. Слушаю и слышу

1

16

Я ученик. Что я уже знаю и умею

1

3четверть (10часов)

17

Ставлю цель

1

18-19

Ключи к новым знаниям

2

20-21

Результат открытия нового знания. Эталон

2

22

Личностные качества ученика. Целеустремлённость

1

23

Я знаю. Я умею

1

24

Как выяснить, что я не умею

1

25-26

Учимся дружно. Как понять друг друга без слов

2

4четверть (8часов)

27

К концу года я знаю и умею.

1

28-29

Личностные качества ученика. Самостоятельность.

2

30

Урок диагностики

1

31-32

 

Учусь анализировать

2

33

Учимся вместе.

Мы разные – и в этом наша сила.

1

34

К концу года я знаю и умею

1

ИТОГО:

34часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Проектная деятельность" в рамках ФГОС. Реализация компонента внеурочной деятельности.

Программа  " Работа над проектами" предназначена для реализации компонента внеурочной деятельности Федеральных государственных стандартов в школе 1 ступени.  Программа проектной деятельности...

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...

Рабочая программа внеурочной деятельности по проектно-исследовательской деятельности "Первые шаги в науку".

Рабочая программа по курсу проектно-исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» научно-познавательной направленности составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной, базисно...

Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Введение в проектную деятельность"

Данная рабочая программа рассчитана на один год обучения....