Мнемотехники
презентация к уроку

Спирина Елена Александровна

Приёмы мнемотехники в обучении младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx27.69 КБ
PDF icon mnemotehniki2.pdf1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Одной из основных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является всестороннее развитие, при котором ребенок не испытывает информационных перегрузок, ведущих физическому, умственному и психическому перенапряжению. В наш век инновационных технологий учитель должен помочь ученикам преодолеть возникающий барьер между возрастающим объемом информации, которую должен обработать ученик, и его психофизиологическими возможностями. Большое значение методика имеет в работе с «слабообучаемыми» детьми. Чем раньше ребенок овладеет этими знаниями, тем легче ему дается процесс обучения. Как показывает практика ученики, владеющие мнемотехникой, в будущем легко усваивают большие объёмы трудно запоминаемой информации, самостоятельно кодируя её

Мнемоника —  это правила, средства и методы, которые помогают нам совершенствовать свою память. Мнемоника это делает за счет: упорядочивания информации, использования ассоциаций, а также мысленного создания образов.

Например, если нам нужно запомнить осмысленную информацию, то это сделать легко. А вот с датами, номерами телефонов, таблицей умножения, словарными словами — лучше прибегнуть к мнемотехнике.

Даты и цифры

Для запоминания цифр и дат есть самый эффективный способ. Это метод оживления цифр и придумывание с ними историй.

Но перед применением способа, вам и ребенку нужно подключить воображение и придумать, на что похожа каждая цифра? Образ одной и той же цифры в каждой конкретной дате может быть свой.
Ещё один прием запоминания цифр -  группировки.

Группировки — это разбиение информации на более мелкие части или выделение более мелких частей для лучшего запоминания.

Парочки

Если нам необходимо запомнить длинное число, то мы можем разбить его на пары. Например, нужно запомнить номер телефона: 50482793. Разбиваем и получаем: 50 48 27 93

Даже просто прочитать длинное число детям помогает разбивание на знакомые составляющие.

Например, необходимо прочитать число и его запомнить: 25000000. Ребенок знает разряды чисел, что 1 000 — это тысяча, а  1 000 000 — это миллион. В каждом разряде 3 цифры.

Разбиваем число с конца по три цифры: 25 000 000. Получилось 2 полных разряда — миллион. Читаем число слева от 6 нулей (миллиона) — 25 и добавляем миллионов.

Парочками, троечками мы уменьшаем объем информации, которую нужно запомнить, и облегчаем себе процесс.

Акронимы

Это определенный вид аббревиатуры. Они образуются из начальных букв слов и произносятся слитно, не по буквам. КГБ — не акроним.

То есть другими словами, мы используем начальные буквы запоминаемого слова, для создания других понятных и легких для нас слов.

Цель — придать словам другой смысл и облегчить процесс запоминания. Известное слово ВУЗ — высшее учебное заведение. Это акроним.

Например, нужно запомнить названия частей речи: глагол, существительное, прилагательное. Берем несколько первых букв от каждого слова и получаем неожиданное почти лекарственное слово:

ГЛАСУПРИЛ

Попробуйте сами.

А можно составлять из начальных букв слов целый рассказик. Помните как вы учили ребенка запоминать названия последовательности цветов в радуге?

Каждый (красный) Охотник (оранжевый) Желает (желтый) Знать (зеленый) Где (голубой) Сидит (синий) Фазан (фиолетовый).

Это тоже мнемонический прием.

Последовательные ассоциации

Последовательные ассоциации используются для запоминания списка слов и их порядка. В этом приеме к каждому слову подбирается ассоциация и запоминаются конкретные ассоциации, а не слова.

Например, чашка, медведь, самолет, веник.

— Я вижу чашку, в которую пытается залезть медведь. Он в нее наконец-то залезает. Чашка растягивается и превращается в самолет, который летит между прутьев веника.

Но! Важно не только придумать связи между предметами, нужно сформировать мысленный образ, увидеть каждый образ в действии. Сначала представить себе чашку. Какая она? Какого цвета, формы?

Затем представляем медведя. Какой он? Как в жизни или как на картинке? Представьте цвет шубки, глаз. Длинные ли когти? Потом соединяем образы.

Мы представляем как медведь залезает в чашку. Надо это мысленно увидеть, не торопиться. Пусть образы оживут. Вот такой большой медведь залезает в чашку.

Она такая маленькая, а медведь огромный. Сначала опускает одну ногу, потом другую. И вот он уже там сидит.

Чашка растягивается, носик превращается в нос самолета, бока тоже вытягиваются и превращаются в крылья самолета, затем появляется хвост. И вот наш самолет летит.

А на пути у него возник огромный веник, и наш самолетик лавирует между прутьев, чтобы не задеть их и не разбиться.

Представив эту картину, ребенок с легкостью вспомнит слова, которые запоминал.

Само по себе создание ребенком визуальных ассоциаций не просто тренирует способность запоминать, но с помощью этого средства можно запомнить очень много.

Кроме того, мы подключаем наше правое полушарие, воображение, визуализацию, чем развиваем еще и мышление.
Каляки-маляки.

Почему каляки-маляки? Потому что мы будем использовать графические ассоциации.

Необходимо изобразить запоминаемую информацию графически, с помощью средств рисования. Вы пишете слово и художественно выделяете ту букву, которую необходимо запомнить. Как графически выделять?

Нам нужно запомнить написание слова Морковь. Мы пишем МОрковь. При этом «О» может быть огромных размеров. Можно нарисовать в букве «О» рожицу, которая показывает язык.

Можно нарисовать колесо от машины, а можно огурец. А можно просто «закалякать» букву «О», посадить на нее кляксу. Такое уж точно будет помниться.

Это очень творческое задание и ребенок сам подскажет, что там нужно сделать)


Поиграем со звуком?

По научному — используем фонетические ассоциации. Например:

Снегирь и снег – какой-то смех

Совсем ведь не похожи,

Но буква е есть в слове снег,

И в снегире ведь тоже!
Это место занято?

Метод «Места или локации». Этот способ еще называется методом Цицерона. Он самый древний и стал популярным еще за пол века до рождения Иисуса Христа.

Цицерон поведал о поэте, которому пришлось вспоминать гостей в зависимости от того, где они сидели на званом обеде до обвала крыши. Их тела невозможно было опознать. И поэт их вспомнил по тому месту, где сидел каждый.

Этот опыт был свидетельством того, что человек может улучшить способности памяти путем формирования мысленных ассоциаций с конкретным местом.

Применяя этот метод, необходимо размещать слова или блоки информации, переведенные в образы, в известные места комнаты или дома. Потом мысленно прохаживаться по ним и вспоминать информацию.

Так готовили свои выступления греческие и римские ораторы, также они использовали этот метод для ведения длинных дискуссий.

Если ребенку нужно что-то запомнить, допустим выучить параграф учебника. Что мы делаем?

Мы выделяем 5 мест: кухня, гостиная, спальня, ванная комната, туалет. Для размещения необходимо разделить запоминаемый материал на блоки. Если есть план пересказа, то разделяем материал согласно плану.

Далее нужно придумать свои образы для каждого блока и привязать их к соответствующему месту в квартире, или к конкретному месту в своей комнате.

Например, необходимо запомнить параграф про леса России. В кухне мы устроим тайгу с ее хвойными лесами.

Мы входим в кухню, а там вдоль стен расположился сплошной зеленый лес и пахнет иголками сосны, елок, лиственниц, вот одна из них укола нечаянно ребенку руку.

Да, надо не забыть о животных, которые сидят под елками и на ветвях сосен. Размещаем их там по списку. Одни рычат, а другие даются погладить, третьи просто перелетают на другое дерево.

Идем дальше и образами размещаем информацию в гостиной. В гостиной будут смешанные леса. Между елок, сосен и лиственниц мы видим березки и т.д.

После размещения образов в соответствующие комнаты, нужно еще раз пройтись по нашим местам-комнатам, чтобы вспомнить информацию.


Как подвижно учить стихотворения?

Методом «Места» можно учить стихотворения и правила. Например, читать строчку стихотворения в одной комнате, ходить по ней, связывать эту строчку с объектами в комнате.

Потом переходить в другую комнату и проговаривать следующую строчку т.д. Заучивайте каждую строчку в определенной комнате.

При заучивание можно не ходить физически, а ходить мысленно, в своем воображении, из одной комнаты в другую.

Еще вариант. Не ходить по комнатам, а сидя в одной комнате, просто поворачиваться, переводить взгляд с одного предмета на другой при произнесении каждой строчки.

Например, учите строчку, если вы запоминаете в комнате, и смотрите на телевизор. Учите вторую строчку и смотрите на диван и т.д.

Или все это проделывать в своем воображении — мысленно переводить взор с одного предмета на другой при заучивании следующей строчки.

Выучив все стихотворение выйдите из комнаты, а затем войдите, мысленно повторяя заученное и пользуясь теми же ассоциациями.
Куда бы повесить слово?

Слова опоры или слова-вешалки

Эта техника является улучшенной предыдущей техники «Места». Ее придумал в 18 веке Генри Хердсон. Она позволяет запомнить несвязанную информацию.

Сначала необходимо подготовить слова-вешалки. Например, 1 — это прыжок, 2 — сок, 3 — кашель, 4 — коробка, 5 — ноги и т.д. Столько, сколько нужно для запоминания.

Далее информацию, которую нужно запомнить, мы развешиваем на вешалки. Каким образом?

Необходимо подобрать ассоциацию между запоминаемой информацией и словами — вешалками. В итоге у нас должен получиться мысленный образ, в котором взаимодействуют новая информация и слово-вешалка.

Образ должен быть живым и очень подробным.

Например, нам нужно запомнить слова: стол, собака, дерево. Мы представляем:

1 — прыжок. Прыгающий вверх и вниз стол,

2 — сок. Собака, пьющая из трубочки сок,

3 — кашель. Кашляющее дерево или сгибающееся пополам, чтобы  прокашляться.

Чем смешнее образ, тем он лучше запомнится.
Шифруем информацию

Да, только переводим информацию не шифры, а в схемы. Схемы удобно размещаем в таблицы и получаются мнемотаблицы.

С помощью схематических графических изображений можно запоминать различные виды информации: стихи, правила, тексты, сказки.

Мнемотаблицы — это графическое изображение (рисунок) — схема запоминаемого слова, действия, словосочетания. Все стихотворение, рассказ или текст мы изображаем в виде схем, по которым ребенок легко запоминает.
Какая самая лучшая мнемотехника?

Ни у всех людей приемы мнемоники работают одинаково. Каждый ребенок и взрослый уникален. Одному кажется, что какой-то прием прямо необходим, другому тот же прием видится как бесполезное занятие.

Поэтому, предлагая ребенку, нужно отобрать определенный прием для конкретного запоминания. Какой он должен быть?

Выбранный прием проверяйте на следующие принципы:

  • он должен привлекать внимание ребенка;
  • содержать простую ассоциацию;
  • эту ассоциацию легко вспомнить;
  • привлекает к себе внимание.

Мнемоники чем глупее, забавнее, абсурднее, приятнее, тем лучше. Скучные и старые не используйте. Кроме того, они должны соответствовать тому, что нужно запомнить.

Можно это пояснить на примере. Пример взят с просторов интернета.

Ребенку нужно запомнить, что вблизи побережья Эквадора на Галапагосских островах обитает огромное количество уникальных животных, а том числе водяные ящерицы дракона.

Какой способ для запоминания применить?

  1. У Эквадора есть флаг и можно использовать его. Но он не привлечет внимания и ассоциации с животными не дает.
  2. Можно придумать ящерицу дракона, выползающую на остров. Но нам нужно запомнить название острова и еще много уникальных животных.
  3. Ящерицы дракона, галопом скачущие по острову. Галоп созвучно слову Галапагосские. Еще нужно много животных уникальных. Можно представить вырвавшихся на волю из заповедника стадо животных, несущихся галопом по острову. Их возглавляют ящерицы дракона.

Третий способ самый запоминающийся и соответствует тому, что нужно запомнить. Его и выбираем.

Вообще эффект от использования мнемоник похож на отгадывание сложных загадок со странным «ответом».

Мнемоника по правилам русского языка.

Как правильно? Чулков или чулок? Носков или носок? Но если вы запомните: чем длиннее, тем короче. То всегда будете правильно говорить: чулок, носков.

А вот еще. Как произнести правильно: яблок или яблоков?

Конечно же, хорошо бы вообще не пользоваться мнемотехникой, ничего не выдумывать, не ходить по комнатам. А просто посмотреть на страницу книги или прочитать текст и запомнить.

Да, так могут дети, у которых развито правое полушарие головного мозга с его фотографической памятью. Есть специальные игры для его развития.

Они очень быстрые и веселые. Советую вам играть в них с ребенком.

Представьте себе, что вы родитель сына или дочки, которые запоминают все, что хотят. Он или она, или оба учатся на отлично, успевают ходить в кружки и помогать маме. Вам не нужно платить репетиторам и переживать о том, поступят они в институт или нет. Вы получили самые простые эффективные приемы мнемотехники для детей 1-4 классов. Их очень много, отбирайте самую нужную и совершенствуйте память ваших деток и свою.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники для развития связной речи при работе с детьми имеющими ОНР

Представление опыта работы на смотре педагогического мастерства в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года 2012»...

Мнемотехника

Учёба - это серьёзный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, т. к. , интересное всегда легче запоминается. Мнемотехника облегчает запоминание. А шарады, ребусы и кросс...

Методическая разработка с использованием мнемотехники, (к открытому занятию "Праздник для звука Р") 1 класс 7 вид

Конспект  открытого логопедического занятия для учащихся 1 класса (7 вида). Тема: Праздник для звука «Р» Цели: •     закрепление правильного произношения звука «р» в связной р...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Детей необходимо обучить методам и приёмам переработки и запоминания информации, к которым можно отнести мнемотехнику. Мнемотехника - искусственные приёмы запоминания, от слова «мнемос»- память.Мнемот...

"Мнемотехника на занятиях в группе предшкольной подготовки"

К . Д. Ушинский писал:«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»Взяв в основу мнени...

Применение мнемотехники в процессе развития связной речи у детей с ОВЗ.

Методические разработки по применению мнемотехники в процессе развития связной речи у детей с ОВЗ....