Мастер - класс «Синквейн в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»
методическая разработка

Лысенко Любовь Владимировна

Цель мастер-класса: дать представление об инновационной технологии развития речи, о значении этой технологии в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления. Показать значимость данной технологии и в других видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx41.89 КБ
Файл master-klass.pptx252.35 КБ

Предварительный просмотр:

Купинский филиал государственного бюджетного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико - социальной помощи

«Областной центр диагностики и консультирования»

Мастер - класс

«Синквейн в коррекционно-развивающей работе по развитию речи детей с ОНР»

Автор:

Любовь Владимировна Лысенко,

учитель—логопед

высшей квалификационной категории

Купинского филиала ГБУ НСО ОЦДК

Купино 2021 г.


Цель мастер-класса: дать представление об инновационной технологии развития речи, о значении этой технологии в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления. Показать значимость данной технологии и в других видах деятельности.

Задачи:

  1. Познакомить с технологией, способствующей активизации мыслительной деятельности, развивающей умение выделять главное и обобщать, совершенствующей словарную работу, как основу развития речи в целом;
  2. Отработать  возможные варианты применения синквейна в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР;
  3. Обсудить эффективность предлагаемых приемов работы.

Актуальность: У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается замедленный темп речевого развития, поздно формируются звуки, запаздывает развитие связной речи. В 5-6 лет у детей наблюдается несформированность всех компонентов языка (фонетики, грамматики, лексики), т.е. массированное нарушение речи, что затрудняет общение со сверстниками и взрослыми, неблагоприятно сказывается на усвоении школьной программы. Уровень сформированности языковой компетенции определяется по лексическому запасу ребенка, умению актуализировать слова в самостоятельной речи. Дети с ограниченными возможностями здоровья, даже не имеющие нарушений звукопроизношения, медленно актуализируют слова, долго их вспоминают, у них происходит сужение значения слов, замена названия частей предмета названием целого предмета, утрачиваются слова, обозначающие предметы и явления, которых в данный момент уже не наблюдают.

Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.

Адресная группа: учителя-логопеды.

Оборудование: карандаши и бумага для самостоятельной работы.

Раздаточный материал: синквейн, разрезанный на отдельные слова, для отработки приёма «Мозаика».

План проведения мастер-класса:

I.Теоретическая часть:

Что такое «Синквейн».

Задачи «Синквейна».

Этапы построения работы.

II.Практическая часть:

Совместная работа с педагогами с показом алгоритма составления синквейна на доске.

Отработка алгоритма в самостоятельной работе педагогов.

Обсуждение полученных результатов.

Подведение итогов.

Теоретическая часть

Развитие лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР III уровня) значительно отстает от возрастной нормы. В активной речи они используют в основном общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются у них в неумении выбирать и правильно употреблять в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.

Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях выражаются у таких детей в неумении правильно подобрать окончания слов. Для них характерны низкая активность познавательной деятельности, быстрая утомляемость, недостаточная работоспособность на занятиях, неустойчивое внимание, малая инициативность в игровой деятельности, ограниченные возможности распределения внимания. Так же сниженная вербальная память, слабая продуктивность запоминания.

Обладая в целом полноценными предпосылками к овладению мыслительными операциями, дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Опыт работы со старшими дошкольниками с ОНР, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного цикла коррекционно-развивающих занятий в речи детей с особыми образовательными потребностями, при хороших диагностических показателях, остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Трудности проявляются не сразу, а чаще всего во второй половине года, когда повышаются требования к скорости выполнения заданий и на первый план выходят умения анализировать информацию, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли. Поэтому необходимо искать новые эффективные методы коррекционно-развивающей работы. Таким методом для меня стал синквейн.

Синквейн— в переводе с французского —«пять строк», это пятистрочная форма нерифмованного стихотворения. Технология синквейн не требует создания специальных условий для применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность логопеду оценить уровень усвоения ребенком лексики коррекционно-развивающего занятия. Эта технология носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Правила составления синквейна:

В первой строке – должна находиться сама тема синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?

Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая?

В третьей строке – содержатся уже 3 слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы и деепричастия отвечающие на вопрос: Что делает?

В четвертой строке — автор пишет уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант для ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста, когда эта фраза состоит из четырех-пяти слов.

Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в синквейне, и мнение автора об этом. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: Кто? Что

Цель применения синквейна в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР: совершенствование словарной работы, как основы развития речи в целом.

Задачи синквейна:

  •  расширить и активизировать словарный запас ребёнка
  • совершенствовать грамматический строй речи
  • активизировать мыслительную деятельность
  • совершенствовать навык использования в речи прилагательных и глаголов
  • развивать умение выделять главное и обобщать
  • развивать связную речь

Прежде чем приступить к составлению синквейнов, необходимо научить ребёнка полно и точно выражать свою мысль, выделять главное, обобщать, а так же пополнить его лексический запас. Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи.

В конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением.

Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточно лексический запас. Свою работу я начинала с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то можно спросить, как назвать его по другому (папа, мужчина). Надо требовать от детей ответа одним словом, обозначающим предмет.

Работу можно построить по определенному плану:

  • предлагается называть те слова, которые обозначают живые предметы, затем – неживые, далее - называть предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос;
  • предлагается назвать несколько действий, которые могут производить изображенные предметы (дерево – растет, цветет, качается, засыхает, скрипит );
  • предлагается называть то, что изображено на картинках (чайник кипит, девочка прыгает). Нельзя объединять два слова в предложение;
  • называть несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий) дети называет предмет: это огурец;
  • найти слова, подходящие к графическим изображениям костер, солнце – горит, светит, яркий, жаркий.

После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия (грамматическое знание слова), можно подводить их к понятию о предложении и начинать работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Слова, обозначающие предмет и действие предмета соединяются в простое, нераспространенное предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. В первую очередь дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее), а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнением, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога. Дается понятие о коротких словах (предлогах), их употреблении в речи и написании в предложениях. Завершается работа формированием умения строить распространенное предложение разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д., а затем сокращать их до первоначально вида простого двусоставного, нераспространенного предложения. Дети еще раз осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Примеры составления синквейна:

1. Кукла.

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

5. Игрушка.

1. Машина.

2. Быстрая, мощная.

3. Едет, обгоняет, тормозит.

4. Я люблю кататься.

5. Транспорт.

1. Дождь.

2. Мокрый, холодный.

3. Капает, стучит, льется.

4. Я не люблю дождь.

5. Вода.

Умелое и рациональное использование метода синквейна в коррекционно-развивающей работе имеет позитивное воздействие на речевое развитие детей с ОНР: словарный запас у детей увеличивается, речь становится богаче, ярче, дети перестают бояться высказывать свои мысли вслух.

Новизна данной методики заключается в создании условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать, грамматически правильно оформлять свою речь. Составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. В основном, практикуется использование синквейна как заключительного задания по лексической теме. В результате работы в данном направлении у дети с ОНР развивается языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление. Эта работа готовит ребенка к краткому пересказу. Самое главное, что синквейн получается у всех!

Практическая часть

Совместная работа с педагогами: показ алгоритма составления синквейна на доске. Составление синквейнов по выбранным лексическим темам совместно с аудиторией с записью на доске:

1.Ёжик.

2.Колючий, серый.

3.Фыркает, ползает, собирает.

4.Колючий ёжик собирает грибы.

5.Густой лес.

1.Берёза.

2.Кудрявая, белоствольная.

3.Растёт, склоняется, качается.

4.Берёза – символ нашей Родины.

5.Шелест.

На занятиях по развитию связной речи можно, используя слова из синквейна, придумать рассказ.

11.Заяц.

2.Белый, пушистый.

3.Прячется, боится, убегает.

4.Мне жалко зайца.

5.Дикое животное.

В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

Самостоятельная работа педагогов в творческих группах по составлению детских синквейнов на заданную тему и рассказов по синквейну.

Ещё один приём – «Мозаика». Синквейн, напечатанный крупными буквами, разрезается на отдельные слова.

Задание группе: опираясь на схему, восстановить и прочитать синквейн Возможно соревнование между группами.

Синквейн используется не только в работе с детьми, но и со взрослыми на темы любви, дружбы, войны и другие. В данном случае синквейн может быть использован, как рефлексия.

Практическая работа: каждая творческая группа составляет свой синквейн на предложенную тему, зачитывает.

Темы синквейнов для работы в творческих группах: радость, счастье, война, беда, улыбка, дружба, веселье, враг.

Обсуждение полученных результатов, подведение итогов.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе элементы основных образовательных областей: познавательно-речевое развитие, коммуникативно-личностное развитие и творческое развитие ребёнка, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Используемая литература:

Т.А. Ткаченко «Учимся говорить правильно»

М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет»

Душка Н.Д. « Синквейн в работе по развитию речи дошкольников».


Приложение:

Осень

Золотая, поздняя

Наступает, раскрашивает, грустит

Мне нравится золотая осень!

Листопад

Помидор

Круглый, красный

Растёт, созревает, краснеет

Помидор - сочный овощ.

Огород

Яблоко

Круглое, сочное

Висит, спеет, наливается

Яблоки растут в саду.

Яблочный пирог

Дождь

Холодный, осенний

Моросит, капает, стучит

Когда идёт дождь на улице сыро.

Грусть.

Дождь

Летний, ласковый

Радует, поливает, шумит

Дождь нужен растениям и людям.

Потоки воды.

Солнце

Яркое, огненное

Светит, ослепляет, согревает

Солнце – источник тепла и света

Лето.

Море

Ласковое, тёплое

Плещет, веселит, волнует

Я мечтаю увидеть море.

Лето, песок.

Рассвет

Ранний, летний

Будоражит, радует, искрится

Рассвет – начало утра.

Роса.

Печаль

Угнетающая, пугающая

Давит, ранит, пугает

Вызывает у меня отрицательные эмоции.

Тоска.

Война

Страшная, кровопролитная

Разрушает, убивает, ранит

Мир – без войны.

Смерть, горе.

Вселенная

Огромная, непознанная

Пугает, удивляет, манит

Все мы являемся частью вселенной.

Пустота.

Природа

Органическая, неорганическая

Растёт, ползёт, живёт

Дикая природа вызывает страх.

Джунгли

Природа

Живая, многообразная

Цветёт, радует, манит

Красота природы восхищает.

Солнечный луг.

Народ

Организованный, ведомый

Собирается, протестует, восстаёт

Большое скопление людей.

Толпа

Жизнь

Длинная, прекрасная

Дарит, радует, преподносит

Я люблю тебя жизнь.

Смысл.

Праздник

Шумный, радостный

Веселит, поёт, радует

Надо самим создавать праздник.

Настроение.

Шампанское

Игристое, бурлящие

Веселит, радует, танцует

Искристый напиток, как оперетты Кальмана.

Мадам Клико.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс « Синквейн в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ» Автор: Лысенко Любовь Владимировна, учитель-логопед Купинского филиала ГБОУ НСО ОЦДК

Слайд 2

Цель: Дать представление об инновационной технологии развития речи детей с ОВЗ, о значении этой технологии в совершенствовании словарной работы, как основы развития речи в целом. Показать значимость технологии и в других видах деятельности .

Слайд 3

Задачи: Расширять и активизировать словарный запас Совершенствовать грамматический строй речи Активизировать мыслительную деятельность Совершенствовать навыки использования в речи прилагательных и глаголов Развивать умение выделять главное и обобщать Развивать связную речь.

Слайд 4

Слово « синквейн » происходит от французского слова «пять». Синквейн состоит из пяти строк. Пишется такое стихотворение по особым правилам. Синквейн

Слайд 5

Правила составления синквейна : Первая строка-тема синквейна , одно слово, предмет или явление. Вторая строка-два прилагательных, которые описывают свойства и признаки этого предмета. Третья строка-три глагола, которые описывают действия характерные для предмета или явления. Четвёртая строка-предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме. Пятая строка-слово, связанное с первым словом, отражающее суть явления о котором говорится в синквейне . Слово-ассоциация.

Слайд 6

Алгоритм составления синквейна Для детей дошкольного возраста

Слайд 7

Варианты применения технологии « Синквейн » Составление синквейна на заданную тему: 1 Берёза 2 Кудрявая, белоствольная 3 Растёт, шелестит, качается 4 Кудрявая, белоствольная берёза растёт под окном. 5 Зелень.

Слайд 8

Составление рассказа по готовому синквейну : 1 Заяц 2 Белый, пушистый 3 Прячется, боится, убегает 4 Мне жалко зайца. 5 Зимний лес. В зимнем лесу живёт белый, пушистый заяц. Заяц боится волка и лису. Когда он их встретит, сразу прячется в снег или убегает. Мне очень жалко зайца. Ему трудно живётся в лесу зимой.

Слайд 9

Синквейн -загадка Определить тему синквейна по имеющимся четырём строчкам: 1--------------------- 2 Холодный осенний 3 моросит, капает, стучит 4 Не люблю сырую погоду. 5 Грустно. О чём этот синквейн ? (дождь).

Слайд 10

Приём «Мозаика» Готовый синквейн крупно напечатать и р азрезать на отдельные слова. Задание детям: восстановить синквейн (для детей умеющих читать). Светит источник яркое ослепляет лето огненное согревает солнце тепла света и солнце 1 Солнце 2 Яркое, огненное 3 Светит, ослепляет, согревает 4 Солнце источник тепла и света. 5 Лето.

Слайд 11

Синквейн - рефлексия 1 Семинар 2 Познавательный, интересный 3 Учит, обобщает, развивает 4 Потратила много сил и нервов, но это того стоит. 5 Удовлетворение.

Слайд 12

Советы педагогам Начинайте работу с уточнения, расширения и совершенствования словаря детей. Начиная учить детей составлять синквейн , предлагайте хорошо знакомые темы. В начале обучения используйте предметные картинки, схемы. Поощряйте синквейны в которых содержится наиболее точная характеристика темы или предмета.

Слайд 13

Спасибо за внимание! Учение должно быть с увлечением, но не с мучением! С. Соловейчик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими трудности в обучении"

Материал раскрывает возможности использования здововьесберегающих технологий на занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. Актуален для учителей начальные классов. Включает три раздела: артикуляц...

Мастер-класс «Су-Джок терапия в работе с детьми с ОВЗ»

Мастер-класс «Су-Джок терапия в работе с детьми с ОВЗ» Цель – познакомить педагогов с приемами Су-Джок терапии, повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в рабо...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление или ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся с ОВЗ. В соответствии с тре...

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ЗПР

Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучени...

Мастер-класс "Активные формы и методы работы с детьми с ОВЗ в начальной школе"

Цель   выступления: познакомить педагогов с активными методами обучения и рассмотреть их применение  в работе с детьми с ОВЗ...

Мастер-класс: "АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ."

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступн...