Рабочая программа по ОППТ 8 вид (3 класс).
рабочая программа (3 класс)

Ситникова Лариса Викторовна

Рабочая программа по ОППТ 8 вид (3класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_oppt.docx354.59 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по предмету «Общественно-полезный производительный труд» 3 класс, составлена на основании следующих документов:

- Законы РФ и РТ «Об образовании»

- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного и среднего (полного) общего образования

(Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089)

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы, авторы А.К. Аксенова, Т.И. Бугаева, И.А. Буравлева, А.А. Дмитриев, С.В. Комаров, Н.Б. Матвеева, М.Н. Перова, М.Ю. Рау, И.Г. Старкова, М.Б. Ульянцева, А.М. Щербакова, Э.В. Якубовская Научный руководитель проекта – канд. Психолог. Наук, проф. И.М. Бгажнокова, С-П., филиал издательства «Просвещение», 2008 г.

Программа рассчитана на 68 часов 2 часа в неделю

     Наиболее специфичным для коррекционной школы методом воспитания чувства долга и ответственности служит приучение школьников к трудовой деятельности. Систематическое участие школьников в общественно полезном труде (ОПТ), детальная мотивированная оценка его результатов приучат к выполнению порученного задания. 

Цель программы:

Сформировать первичные навыки социально- бытовых видов трудовой деятельности и воспитание учащихся к самостоятельному труду в условиях обычных производственных отношений,

В программе поставлены следующие задачи:

1. Дать определённую систему знаний по тому или иному виду труда (профессии);

2. Формирование соответствующих профессионально - трудовых умений и навыков;

3. Воспитание нравственных, личностных качеств, обеспечивающих достаточно успешное включение воспитанников коррекционной школы в производительный труд;

4. Коррекция недостатков на основе трудовой деятельности.

Коррекционная задача связана с проблемой и задачами школы, которая направлена, на подготовку ученика к самостоятельной жизни, к труду, на решение общесоциальных умений и навыков после окончания специального учреждения.

Воспитание правильного отношения к труду у детей с ОВЗ возможно только при систематической организации его собственной трудовой деятельности в семье, в школе, в интернате, при показе конкретных образцов правильного отношения к совершенно конкретным видам труда (труд по самообслуживанию, труд в мастерской, в подсобном хозяйстве, труд при обучении). Виды общественно производительного труда подбирать нужно в соответствии с психофизическими возможностями детей, при обязательном обсуждении с врачом показаний и противопоказаний для каждого ученика, с учётом потребности школы и ближайшего производственного окружения.

Учебный план коррекционной школы в первом, втором и третьем классах отводит по два часа в неделю в урочное время на общественно - полезный, производительный труд. Общественно полезный производительный труд является составной частью учебно-воспитательного процесса, действенным средством воспитания и развития учащихся, который в себя включает следующие виды деятельности:

  • принимать посильное участие в уборке классных комнат, игровых, медицинского кабинета, уходе за комнатными растениями уход за животными в живом уголке, дежурстве по классу и школе;
  • заниматься простейшим ремонтом книг (обрезать и подклеивать страницы, оклеивать корешки);
  • изготавливать закладки для книг;
  • распускать бракованные трикотажные вещи и сматывать нитки в клубки т.д.
  • участвовать в работе «Книжкиной больницы», «Мастерской Деда Мороза», «Мастер Самоделкин» и т.д. Игровая форма деятельности младших школьников – полезна, так как позволяет сделать обыденный труд увлекательным, продлить его во времени;
  • принимать участие в охране природы, благоустройстве школьного двора;
  • работать на школьном учебно-опытном участке;
  • собирать природный материал для уроков труда;
  • выращивать цветочную рассаду (лук, зелень петрушки и укропа).
  • участвовать в расчистке дорожек, в уборке пришкольной территории.

Программа предусматривает преемственность в общетрудовой деятельности учеников младших и старших классов (генеральная уборка территории школы, оформление школы и зала к празднику, сезонная работа на школьном огороде и т.д.).

Приобретённые трудовые навыки в младшем звене будут совершенствоваться в среднем и старшем звене.

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ.

- положительное отношение к труду и людям труда;

- бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;

-формирование коммуникативных и межличностных отношений м/у учениками класса и классами;

-бережное отношение к оборудованию, к инструментам, материалам;

-уход за комнатными растениями и за растениями пришкольного участка;

-соблюдать санитарно – гигиенические нормы рабочего помещения;

-выполнять уличные работы по благоустройству территории;

-соблюдать технику безопасности при выполнении общественно полезных работ.

Данная программа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности при выполнении трудовых заданий, подготавливает учащихся к профессиональному труду в школьных мастерских, а также оказывает психолого-педагогическую поддержку в трудовой деятельности.

В результате изучения учебных курсов «Общественно полезный труд» и «Производительный труд» учащиеся должны знать/ могут знать:

1. Правила санитарии по содержанию помещения.

2. Правила личной гигиены.

3. Устройство и назначение обслуживаемого оборудования и используемых приспособлений.

4. Правила обращения с моющими средствами.

5. Многообразие однолетних и многолетних цветковых растений, произрастающих в открытом грунте.

6. Правила техники безопасности

должны уметь/ могут уметь:

1. Подметать мусор, удалять пыль, мыть вручную или с помощью приспособлений стены, полы, потолки, оконные рамы и стекла, дверные блоки, мебель, чистить ковровые покрытия.

2. Собирать мусор и выносить его в установленное место.

3. Соблюдать правила санитарии и гигиены в убираемом помещении.

4. Выращивать однолетние и многолетние цветы.

5. Ухаживать за комнатными растениями

Содержание учебного материала

Программа включает в себя разнообразный набор содержания и форм подготовки школьников к труду и строится по модульному принципу, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности,

необходимых для достижения учащимися целей обучения.

Модуль — это законченная единица образовательной программы, формирующая одну или несколько определенных профессиональных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе.

Каждый из предложенных модулей, как независимая единица содержания, представляет собой технологический процесс обработки определенного материала либо группу работ, которые объединены смысловым и логическим

единством и направлены на достижение комплексов дидактической цели.

Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание.

Данный модуль направлен на то, чтобы дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании, научить учащихся жить в коллективе, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять обязанности внутри классного коллектива. Необходимо прививать навыки поведения за столом. Соблюдение личной гигиены.

Занятия в этом модуле проходят первыми, поэтому к ним необходимо готовиться очень тщательно.

Формы занятий: практическое выполнение изделий, беседа, ролевая игра, подвижная игра, экскурсии в библиотеку, по школе, просмотр компьютерных презентаций «Мойдодыр»;

Основные методы - по источникам получения знаний: практические, словесные, наглядные;

в зависимости от основных дидактических задач - методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся - объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, по организации учебно-воспитательного процесса:объяснительно-иллюстративный, репродуктивный связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися.

Им соответствуют такие приемы, как поэтапный показ выполнения работ учителем, рассказ, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Одним из видов деятельности учащихся также является поисково-исследовательский.

Большое внимание в этом модуле уделяется практическим работам.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

Раздаточный материал на занятия: салфетки, столовые приборы, цветная бумага, книги и т.д.

Форм подведения итогов: конкурс рисунков, тестирование по теме.

Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений.

На территории нашего школьного двора произрастают цветочно-декоративные растения. В школе есть свой пришкольный участок.

Основная задача модуля «Растения в доме» состоит в том, чтобы ученикам дать минимальный объём теоретических сведений о комнатных и цветочно-декоративных растениях, привить простейшие практические умения

выращивания растений. Эти знания помогут в следующих классах расширить представления детей о комнатных и цветочно-декоративных растениях.

Основной задачей этого модуля является привитие интереса к выращиванию растений и дать для этого необходимые знания. Модуль также направлен на развитие чувств уч-ся: чувства прекрасного, любви к живому

растению, к своей школе, к своей малой Родине. В рамках модуля необходимо дать уч-ся теоретические и практические навыки о частях растений, их размножении путём черенкования, листом, делением куста и т. д. Данный модуль также даёт практические умения в данной области. Изучение этого раздела предполагает большое кол-во экскурсий в природу.

Формы занятий:

практические работы, объяснения учителя, экскурсии по школьному двору, конкурсы;

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса демонстрация и иллюстрация, в этом блоке удачно сочетаются с практическими методами обучения.

Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют такие приемы, направленные на практическое выполнение заданий учениками: уход за комнатными растениями, черенкование, посадка луковиц и т.д.

Задача учителя состоит в том, чтобы приучать первоклассников к самостоятельному выполнению отдельных элементов практического задания.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

Комнатные растения, черенки растений, луковицы тюльпанов, гиацинтов и т.д., цветочные горшки, садовый инвентарь;

Формы подведения итогов: выращивание растений из черенков, семян, луковиц, выставки работ учащихся, проверка знаний учащихся по теме, соревнования.

Планируемые результаты по курсу:

- дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании, научить жить в коллективе, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять

обязанности внутри классного коллектива;

- прививать навыки поведения за столом, соблюдение личной гигиены;

- развитие творческих способностей уч-ся, фантазии;

- привитие интереса к выращиванию растений и иметь для этого необходимые знания, развитие чувств уч-ся: чувства

прекрасного, любви к живому растению, к своей школе, к своей малой Родине.

Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой рабочей программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся.

Календарно – тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

план

факт

Вводное занятие. Чем я могу быть полезен другим людям?

1

Что такое «общественные поручения».

1

Самостоятельное распределение общественных поручений

1

Гигиена труда. Беседа «Содержание в чистоте и порядке рабочего места».

1

Практическое занятие «Организация своего рабочего места»

1

Мы в школьной столовой. Правила поведения в столовой.

Обучение навыкам самообслуживания.

1

Гигиена классной комнаты (сухая уборка, проветривание, подготовка класса к уроку) Организация дежурства в классе

1

Гигиена сна. Беседа «Для чего нужен дневной сон» 

1

Гигиена одежды и обуви. Беседа  Практическое занятие «Уход за одеждой и обувью после прогулки».

1

Практическое занятие «Уход за одеждой и обувью после прогулки».

1

Дарить добро людям. Беседа «Как я помогаю дома»

Изготовление поздравительных открыток к празднику «День Матери»

1

Изготовление поздравительных открыток к празднику

1

Содержание в чистоте классной и игровой комнат. Трудовой десант «Чистый класс»

1

Прогулка по улицам города (посёлка): наблюдение за трудовой деятельностью людей в зимнее время.

1

Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы

1

Обвёртывание книг.

1

Вторая жизнь вещей: изготовление поделок из бросового материала.

1

Вторая жизнь вещей: изготовление поделок из бросового материала.

1

Генеральная уборка в классе.

1

«Сохраним книгу!» Профилактические работы, ремонт книг

1

Экскурсия в школьную библиотеку.

Знакомство с работой школьного библиотекаря.

1

Знакомство с работой школьного библиотекаря. Викторина «Есть профессий на свете немало»

1

Содержание в чистоте классной и игровой комнат. Трудовой десант «Чистый класс»

1

Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий.

1

Мытье парт, стульев,

1

Мелкий ремонт верхней одежды (пришивание пуговиц, петелек)

1

Влажная уборка класса.

1

Очистка растений от сухих листьев, протирка

1

Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы

1

Ремонт книг

1

Генеральная уборка в классе.

1

Экскурсия в школьную библиотеку.

1

Оказание помощи в поддержании чистоты школьного двора

1

Личная гигиена. беседа

1

Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы)

1

«Сохраним книгу!» Профилактические работы, ремонт книг

1

Мытье парт, стульев,

1

Мелкий ремонт верхней одежды (пришивание пуговиц, петелек)

1

Дежурство по классной комнате и столовой.

1

Посадка лука на зелень.

1

Содержание в чистоте классной и игровой комнат. Трудовой десант «Чистый класс»

1

Очистка растений от сухих листьев, протирка

1

Уход за комнатными растениями.

Рыхление земли, обрезка сухих листьев, полив цветов.

1

Личная гигиена. Самообслуживание.

1

Уборка пришкольного двора.

1

Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий.

1

Уход за луком.

1

Влажная уборка класса.

1

Мы в ответе за тех, кого приручили.

Ролевая игра «Уход за домашними питомцами»

1

Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы

1

Генеральная уборка в классе.

1

Мелкий ремонт верхней одежды (пришивание пуговиц, петелек)

1

Очистка растений от сухих листьев

1

Содержание в чистоте классной и игровой комнат. Трудовой десант «Чистый класс»

1

«Сохраним книгу!» Профилактические работы, ремонт книг

1

Оказание помощи в поддержании чистоты школьного двора

1

Как помочь взрослым?Беседа

1

Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий.

1

Уход за комнатными растениями.

Рыхление земли, обрезка сухих листьев, полив цветов.

1

Мытье парт, стульев,

1

Мелкий ремонт верхней одежды (пришивание пуговиц, петелек)

1

Прогулка по улицам города (посёлка): наблюдение за трудовой деятельностью людей в весеннее время.

1

Уборка пришкольного двора.

1

Влажная уборка класса.

1

Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы

1

«Сохраним книгу!» Профилактические работы, ремонт книг

1

Итоговое занятие. Что полезного я сделал

1

Трудовой десант «Чистый класс» Итоговое занятие. Что полезного я сделал за год.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по ОППТ 4 класс (8вид)

Рабочая программа по ОППТ 4 класс (8 вид)...