Формирование экологической культуры младших школьников
статья (2 класс)

Пипченко Юлия

Формирование экологической культуры младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ekologicheskoy_kultury_mladshih_shkolnikov.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

                 "Формирование экологической культуры младших школьников"

Экологическая культура приобретает все большую значимость в современном мире, т. к. это одна из важнейших проблем общества, определяющая самую возможность его дальнейшего существования.

Формирование экологической культуры предполагает экологическое образование и экологическое воспитание. И начинать обучение необходимо со школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережно относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране в целом.

 Формирование экологических представлений младших школьников происходит в процессе экологического образования и неразрывно связано с ним. В следствии этого, прежде всего, нужно узнать: что включает в себя понятие «экологическое образование». Есть несколько определений этого понятия.

Необходимо подчеркнуть, что система экологического образования в российской педагогике формировалась на разнообразных принципах, обращенность к которым позволит нам определить его содержание. Общенаучными в данном случае выступают принципы:

 - всеобщей связи, диалектической логики, раскрывающей всеобщие связи и стороны; 

- объективности и системности;

 - изменяемости и развития;

 - единства исторического и логического;

  - географический принцип, раскрывающий природные и социальные системы;

 - аксиологический принцип или принцип отражения, обеспечивающий гуманистическую направленность содержания.

 Категорийный аппарат экологической культуры разрабатывался в несколько этапов.

Этапы развития экологической культуры:

 1. Мифологический. Человек не выделяется из природы как отдельное существа, он неразрывно связан с ней и является ее частью. В мифологии зачастую были смешаны персонажи животных и человека: русалки, кентавры, сирены. Это дает нам понимание того в тот период экологическая культура человека характеризовалась единством с природой.

 2. Далее экологическая культура дифференцируется на отрасли. Человек выделяется из мира природа и становится ее центром, соответственно этому формируется потребительское отношение к природе.

 3. Целостный. Человек обозначает проблемы, связанные с экологической культурой, стремиться к гармонии с природой и развитию экологического сознания и мышления. Начиная с этого этапа активно обсуждаются проблемы и разрабатываются методы по формированию экологической культуры и экологической личности.

 Методы формирования экологической культуры:

 В процессе развития экологической культуры,  важным  вставал вопрос ее формирования у личности. Это сложный процесс формирования экологического мировоззрения итогом, которого становится рациональное использование  природы и осознанное выполнение экологических правил и требований с актуализацией личной ответственности за сохранения окружающей среды. Средствами формирования экологической культуры на протяжении времени были использованы различные методы:

 1. Государственная поддержка: нормативно-правовая база с основами экологического воспитания в системе образования, экологическое просвещение.

 2. Разработки в экологической педагогике, экологической психологии, и экологии понятий экологической культуры и образованности, разработка психолого-педагогических методов по формированию экологической культуры.

3. Воспитание в семье идейно-нравственных ценностей отношения к природе.

 Экокультура имеет достаточно широкое теоретическое обозрение в трудах отечественных и зарубежных психологов. За рубежом экологическое сознание формировалось с идеями консерваторов, идеями которых было рациональное использование ресурсов природы. Анализируя положения об экологической культуре, в эпоху консерватизма,  мы выделили основные изменения во взглядах на экокультуру: теперь использование ресурсов природы основано на «дальнем» прагматизме,  то есть необходимости сохранения природных ресурсов для следующих поколений,  что существенно поднимает важность данной проблемы.

Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды, значит, заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. На начальном этапе обучения имеется возможность познакомить детей с предметами  созданными трудом человека, со средой населенных мест что позволит показать роль труда в преобразовании природного окружения, как с положительной, так и с отрицательной сторон, и на основании этого наметить пути гармонизации (оптимизации) отношений человека с природным и социальным окружением.

 Внеклассная работа определяется учителями как та работа, которая производится во внеурочное время и на базе внимания и самодеятельности учеников. При определении содержания внеклассной работы нужно исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностями их интеллектуального становления и интересов.

 Изучение школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы, экологическое краеведение дает материал для обсуждения всевозможных актуальных обстановок в природной среде, тем более поведения людей, где итог не соответствует желанному. Это позволяет учащимся извлекать уроки на будущее, менять цели своей деятельности, брать на себя заключение в согласовании с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.

 Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями подходами и ориентациями: как и где проложить тропу, оборудовать стоянку; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям; как вести себя в природе, если встретится дикое животное.

 Велика роль внеклассной работы в приобщении детей к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той  скоростью усвоения, которая им больше характерна, что делает более продуктивным процесс становления личности.

  Формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы.

 Содержание занятий сконцентрировано на рост уровня экологической воспитанности, т.е. на формирование практических умений и навыков многообразной деятельности в ней, на воспитание гуманного отношения к природе. В процессе занятий, школьники проводят исследование о реальной жизни что дает материал для обсуждения состояние природной среды о разнообразных жизненных ситуаций, поведении людей в природе.

 Это дает возможность учащимся извлекать уроки на будущее, менять цели своей деятельности, принимать решения в соответствии с убеждениями, извлекать уроки на будущее

Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках кружка «Я - эколог», способствовала значительному повышению уровня сформированности экологической культуры учащихся 2-х классов.

 Следовательно, уроки «Окружающего мира» внеурочная работа является оптимальной формой работы по формированию более высокого уровня экологической культуры младших школьников.

 Система работы с учащимися начальных классов значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость.

 Кружковая работа формирует практические умения по оказанию помощи природе, знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе.

 Сформировать экологическую культуру младшего школьника возможно только при совмещении разных типов и видов внеклассной работы. Благодаря разнообразной деятельности младшие школьники имеют возможность овладевать глубокими знаниями о взаимосвязях человека с природой, а так же имеют возможность увидеть и понять экологические проблемы современности и научиться умению охранять природу!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние дидактических игр на формирование экологической культуры младших школьников

статья экологической направленности содержит игры по формированию экологического мышления младших школьников...

Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экол...

Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...

выступление на педагогическом совете "Формирование экологической культуры младшего школьника"

Данный материал раскрывает систему работы учителя по формированию экологической культуры младшего школьника при работе по УМК "Начальная школа XX Iвека"...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ.

В статье освещается роль образовательного проекта в формировании экологической культуры младших школьников...

"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

В данной статье представлено обобщение опыта по формированию экологической культуры у младших школьников...

Формирование экологической культуры младших школьников

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть ос...