"Юный конструктор"
рабочая программа (3, 4 класс)

Бегкаева Лариса Лазаревна

 Содержание данной Программы направлено на формирование представлений, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей, обеспечивающих дальнейшее успешное интеллектуальное и личностное развитие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Юный конструктор"212.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с. Дур-Дур Дигорского района РСО - Алания

Принята  на заседании                                                                                 Утверждаю:

педагогического совета                                                             Директор МКОУ СОШ №2 с.Дур-Дур

Протокол № 1 «28» августа 2021г.                                                      __________ /Цопанова Л.Г./

                                                                                                                         « ___» _____ 2021 г

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

технологической  направленности

«Юный конструктор»

Срок реализации программы: 1 год

Возраст учащихся: 7-10 лет

                                                     

          Педагог дополнительного образования: Бегкаева Лариса Лазаревна.

                                                                                                                 

                                                                                   

                                                                             2021г.

                                               

Пояснительная записка.

           В современную эпоху научно-технического прогресса и интенсивного развития информационных технологий в России востребованы специалисты с новым стилем технического мышления. Этот стиль предполагает учет не только конструктивно-технологических, но и психологических, социальных, гуманистических и морально-этических факторов. Формирование такого современного юного конструктора желательно начинать уже с младшего школьного возраста, так как техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства. Интерес детей к технике поддерживается и средствами массовой информации. Они в доступной и увлекательной форме знакомят младших школьников с историей техники, её настоящим и будущим.

        Объединения начального технического моделирования являются наиболее удачной формой приобщения младших школьников к техническому творчеству.

         Обучение по образовательной программе «Юный конструктор» позволяет удовлетворить познавательные и коммуникативные интересы детей, сформировать навыки деятельности на уровне практического применения; способствует формированию у учащихся преобразующего мышления, навыков проектной работы, знаний конструкторско-технологических процессов: развитию умственных способностей, логического мышления, способности к оценке, видению проблем и других качеств, характерных для человека с развитым интеллектом.

Направленность программы. Программа кружка «Юный конструктор» имеет технологискую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступным для детей младшего школьного возраста, начальное техническое моделирование обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Дополнительная образовательная программа «Юный конструктор» разработана в соответствии с:

  • Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41);
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08. 2013 № 1008);
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242).

            Программа соответствует с Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. №06-1844), утверждена на Педагогическом совете МКОУ СОШ №2 с.Дур-Дур Дигорского района РСО-Алания  Протокол №1 от 28  августа 2021 г.

Уровень освоения содержания программы: базовый.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы: Программа направлена на развитие самостоятельной творческой деятельности учащихся по созданию макетов и моделей несложных объектов, познавательного   процесса у младших школьников, формирование политехнических знаний и умений. Начальное техническое моделирование – это путь к овладению техническими специальностями в жизни человека, развитие интереса к технике, конструкторской мысли. Занятия дают возможность учащимся участвовать в полном цикле познавательного процесса от приобретения, преобразования знаний до их практического применения. Помимо средства занятости свободного времени учащихся они еще и помогают адаптироваться к новым экономическим условиям современной жизни. Соединение обучения, труда и игры в единое целое обеспечивает решение познавательных, практических и игровых задач. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить.   Знания, полученные учащимися в области конструирования и моделирования, дает возможность по окончании обучения по программе, определиться с выбором занятий в других видах технического творчества.

Цель программы – формирование   специальных компетентностей у учащихся в области технического моделирования и конструирования, способствующих развитие творческих способностей личности ребёнка.

Задачи:

личностные:  

  •  воспитание нравственных норм поведения; уважительного отношения к своей культуре;
  •  воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности;
  •  развитие мотивации личности к познанию и творчеству, самостоятельности мышления, удовлетворения потребности в труде;

метапредметные:

  • формирование умения поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • формирование умения анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения; умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  •  развитие навыков самоконтроля, взаимоконтроля и самоанализа;
  • развитие у учащихся любознательности, смекалки, находчивости, фантазии, внимания, памяти, воображения, изобретательности и активности в познании окружающего мира;

образовательные (предметные):

  • формирование знаний и умений учащихся в моделировании и конструировании игрушек, поделок из бумаги, картона и разнообразных нетрадиционных материалов;
  • формирование у учащихся умений учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  •  формирование умения читать чертежи, схемы технических игрушек, поделок;
  •  закрепление умений и навыков работы с инструментами и материалами.

Планируемые результаты реализации программы

Личностные результаты:

У учащегося сформируются:

  • нравственные нормы поведения; уважительное отношения к своей культуре;
  •  трудолюбие, усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе;
  •  мотивация к познанию и творчеству, трудовой деятельности, самостоятельность мышления.

Метапредметные результаты:

Учащиеся научатся:

  •  осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  •  анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  •    фантазировать, воображать, изобретать и быть активными в познании окружающего мира.

Сформируются у учащихся универсальные учебные действия:

 Регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с педагогом совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

          У учащегося сформируется достаточный уровень специальных компетенций:

  •  поисково-исследовательская: формирование и развитию мыслительных, экспериментальных, исследовательских способностей учащихся: целенаправленные наблюдения и опыты с бумагой и картоном, простейшие лабораторные работы;
  •  коммуникативная: на основе совместной продуктивной деятельности: коллективные работы, групповые проекты;
  •  личностное самосовершенствование: способность активно побуждать себя к критическим действиям, без побуждения извне, умение самостоятельно контролировать свои поступки, достигать намеченного;
  • производственная -  уровень самостоятельности, степень сформированности умений и навыков, аккуратность, точность в выполнении работы, качество изготовленных изделий;
  • политехническая - уровень знаний смежных технических дисциплин: технологии, черчения, математики: вычерчивание отдельных деталей для изготовления планеров, самолетов, автомобилей, построек, расчет количества деталей в конструкции; знание исторических сведений, фактов (из истории развития техники, бумаги, ножниц и др.),   назначение материалов различного происхождения и инструментов ручного труда, физических и технологических свойств материалов и способов их обработки, умение оперировать различными видами инструментов, сформированных обобщенных технологических умений.
  •  самостроительная - навыки самоконтроля, самоанализа, самооценки, умение выступать и вести дискуссию: анализ своих действий, видеть и исправлять ошибки, допущенные при конструировании поделки, защита проектов, презентация, участие учащихся в творческих конкурсах.

Предметные (программные) результаты 1 года обучения:

понимают:

  •   назначение ручных инструментов для обработки бумаги, картона, природного материала,  упаковочных коробок, пенопласта;
  • простейшие графические изображения;

умеют:     

  •  подбирать нужные материалы, инструменты и размещать их на рабочем месте;   
  •   определять название, материал, форму, размеры изделия;
  • экономно использовать бумагу, картон и обрезки от них;
  •  самостоятельно изготавливать изделия (по образцу, по собственному замыслу);
  •  изготавливать игрушки из нетрадиционных материалов;

владеют:

  •  способами изготовления деталей и их сборки;
  •  общими сведениями о профессиях, связанных с техникой;
  • приемами разметки с помощью шаблонов и чертежно-измерительных инструментов (линейки, угольника, циркуля);
  •   навыками организации рабочего места и поддержания порядка во время работы;
  •   навыками правильного пользования ручными инструментами и приспособлениями;
  •  знаниями по истории развития технического моделирования;
  • техническими приемами работы с бумагой и картоном;
  •  приемами декоративно-художественного оформления моделей и игрушек;
  •  правилами безопасности труда при работе с ножницами и другими ручными инструмент

Предметные (программные) результаты 2 года обучения: 

понимают:

  • схемы и чертежи моделей, инструкционных карт;
  •   алгоритм изготовления моделей и поделок;

умеют:

  •  выполнять проекты с элементами исследования по заданному алгоритму;
  •  проявлять творчество, фантазию, художественно-эстетический вкус в оформлении своих работ;
  •  вносить изменения в конструкцию с целью ее усовершенствования;

переносить знания, умения и опыт в новую ситуацию;

  •  изготавливать по образцу, техническому рисунку и без образца эскизы игрушек и полезных предметов из картона и различных материалов.

владеют:

  •  способами обработки различных материалов: бумаги, картона, проволоки, природных материалов, картонных упаковок, пластмассы, гофрированного картона, металлических банок;
  •  навыками работы с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами;
  •  навыками мыслительной деятельности, самостоятельности при выполнении творческого проекта с элементами исследования;
  •  навыками правильного пользования ручными инструментами и приспособлениями;
  •  навыками работы в малых группах.

В процессе реализации программы у учащихся формируются следующие компетенции :

Ценностно-смысловые компетенции:

- творческая индивидуальность каждого учащегося;

- развитие самостоятельности, целеустремленности, инициативы;

- способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Общекультурные компетенции:

-   уважительное отношение к родному краю, своей семье, истории;

- осознание особенности национальной и общечеловеческой культуры;

- умения оценивать свою деятельность и поступки других людей.

Учебно-познавательные компетенции: 

- умения формулировать новые понятия;

- знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности; проведения оценки качества выполнения работы по образцу;

- умения проведения рефлексии.

Информационные компетенции: 

- навыки работы с дополнительной и специальной литературой, Интернет-ресурсами; работы с компьютером;

- навыки подготовки сообщения, реферата на заданную тему, презентации творческих проектов с элементами исследования.

Коммуникативные компетенции: 

- готовность работать в группе;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение договариваться, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность разрешать конфликты в группе.

Социально-трудовые компетенции: 

- сформированность у учащихся общетрудовых умений, мотивации к труду; ответственность.

Компетенции личностного самосовершенствования: 

- мотивация к обучению, самообразованию и саморазвитию;

- соблюдение правил личной гигиены, забота о своем здоровье и здоровье окружающих людей;

- обладание духовно-нравственной, коммуникативной культурой;  

- развитие навыков самоконтроля, настойчивости и определенных волевых усилий;

- развитие самостоятельности и решительности в действиях, чувство ответственности.

          Отличительные особенности программы - является интеграция разных техник декоративно-прикладного искусства и технического творчества (аппликация, оригами, бумагопластика, конструирование, моделирование).  Применение информационно – коммуникативных технологий при сборке моделей и макетов, проведение экспериментов по исследованию различных материалов, способствуют достижению таких метапредметных результатов освоения программы дополнительного образования - владение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной деятельности, поиск новых технических решений, работа с технической литературой, Интернет-ресурсами. Такая деятельность способствует готовности учащегося к самостоятельному поиску методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности, достижению межпредметных результатов по математике, геометрии, черчении и окружающего мира, в процессе интеграции с которыми совершенствуются и закрепляются специальные компетенции учащихся в области технического моделирования

          Особенностью данной программы является также интеграция в практическую деятельность учащихся национально-регионального компонента: изготовление на практических занятиях поделок, отражающих быт Северной Осетии, использование в оформлении изделий элементов национальных орнаментов.      

Объем и срок освоения программы: срок реализации программы - 1 год, количество учебных часов по программе 68 часа (теории - 12 ч., практики – 56 ч.); 

Условия набора в учебное объединение: свободный.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий – групповая (групповая в сочетании с индивидуальной работой). Состав групп постоянный, разновозрастный. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41.

Занятия проводятся  1 раз в неделю по 2 часа

Наполняемость учебных групп: не менее 10 учащихся.

Формы аттестации:

Промежуточная аттестация учащихся проводится в конце первого года обучения в форме контрольного практического занятия, выставка.

Используемые методы: тестирование, практическое задание, творческое задание, опрос, наблюдение, оценивание.

Итоговая аттестация проводится по окончании обучения по образовательной программе в следующих формах: итоговое занятие, защита творческих проектов, выставка.

 Используемые методы: самостоятельная практическая работа, тестирование, наблюдение, опрос, оценивание.

Программа итоговой аттестации содержит методику проверки теоретических знаний учащихся и их практических умений и навыков (при любой форме проведения итоговой аттестации). Содержание программы итоговой аттестации определяется на основании содержания дополнительной образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.

Результаты промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в анализах. Копии анализов итоговой аттестации вкладываются в журналы учёта работы педагога дополнительного образования.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Контроль предметных (программных) знаний, умений и навыков, учащихся проводится 3 раза в год, контроль общеучебных умений и навыков (ОУУиН) - 2 раза в год (сентябрь, май).  

Виды контроля предметных (программных) знаний, умений и навыков учащихся:

  • начальный контроль – в начале освоения программы с 15 по 25 сентября;
  • стартовый контроль – в начале каждого последующего года обучения с 15 по 25 сентября;
  • контрольный срез – с 20 по 26 декабря;
  • промежуточная аттестация –с 20 по 30 апреля текущего учебного года;
  • итоговая аттестация – в конце освоения программы с 12 по 19 мая.

         Контроль предметных (программных) знаний, умений и навыков, учащихся проводится в следующих формах: контрольное занятие; творческие занятия; практическая работа с творческим заданием; защита творческих проектов, презентаций; выставка.

Методы контроля: опрос, тестирование, собеседование, наблюдение, практическая работа, оценивание.

 Контроль ОУУиН проводится в форме наблюдения в сроки, установленные для начального и итогового контроля, данные заносятся в соответствующий протокол. Контроль ОУУиН осуществляется по следующим критериям: организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные умения и навыки.

Критерии оценки результатов освоения программы

Начальный уровень ЗУН (с 15 по 25.09):

- умение планировать трудовые действия по образцу и готовому чертежу;

-  навыки аккуратности при выполнении операций сгибания, резания бумаги и картона при заготовке (по линиям разметки) и сборки изделий, выбор лучшего порядка сборки;

- навыки работы с инструментами и материалами.

  Контрольный срез ЗУН (с 20 по 26.12):

- знания по правилам безопасной работы ножницами, способы соединения деталей технических поделок из бумаги и картона;

- умения самостоятельно размечать детали круглой и неправильной формы по шаблонам и трафаретам;

- умения вносить изменения в образец изделия в зависимости от размеров материала, из которого оно выполняется;

- навыки аккуратности в резании, вырезывании, сгибании, склеивании деталей из бумаги разного цвета и формы.

- навыки соблюдения правила гигиены на рабочем месте, безопасной работы с ножницами.

Промежуточная аттестация (20.04. по 31.04.):

- знания изготовления поделок из бумаги и разнообразных материалов;

- умение определять порядок сборки моделей и поделок;

- навыки надсекания картона ножом, циркулем (фальцевание);

- навыки соблюдения правил гигиены и безопасности труда на рабочем месте.

Итоговая аттестация с 12.05-19.05:

- знания технических понятий, терминов, техники безопасности при работе с различными   материалами и инструментами;

- умение создавать поделки своей конструкции из картона и различных материалов;        

- умение проявить выдумку, инициативу в решении трудовых задач;

- навыки самостоятельного выполнения разметки, сборки поделки.

- навыки аккуратности, соответствие образцу, техническому назначению.

Условия реализации программы

          Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих её обеспечения:

Учебное помещение (класс, игровая комната, кабинет), соответствующее санитарным нормам и правилам, утверждённым Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. №41 СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».  Кабинет оборудован столами и стульями в соответствии с государственными стандартами. При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности. Кабинет оборудован раковиной для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, укомплектован медицинской аптечкой для оказания доврачебной помощи. Кабинет должен быть чистым, освещённым.

Материально-техническое обеспечение:

  • компьютер;
  • мультимедиа проектор;
  • доска – 1 шт., столы, стулья, наборы инструментов (подробное описание необходимых инструментов дано в содержании программы по каждой теме).
  • Материалы и инструменты: бумага, картон, клей, нетрадиционный материал, готовые промышленные конструкторы (подробное описание в содержании программы по каждой теме).
  • Знание правил техники безопасности и их   соблюдение на занятиях.

Кадровое обеспечение:

Педагог дополнительного образования, методист, педагог-психолог, учащиеся, родители.

Методическое и дидактическое о6еспечение. В процессе работы по программе используются информационно-методические материалы, имеющиеся в методическом кабинете Центра внешкольной работы, в библиотеке школы:

  • учебная, методическая литература, детская литература, журналы «Дети, техника, творчество», «Мастерилка»;
  • методические разработки и планы - конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
  •  развивающие и диагностические процедуры: тесты, игры, кроссворды, викторины, конкурсы;
  • сценарии воспитательных мероприятий;
  • зрительный ряд: фотоальбомы, репродукции картин;
  • литературный ряд: стихи, легенды, сказки, высказывания, рассказы;
  •  наглядные пособия: образцы поделок, шаблоны, развертки моделей, схемы, чертежи,
  •  инструкционные карты, таблицы;
  • раздаточный и дидактический материал.

   

             Учебный план

  •  
  • Раздел
  • Количество часов
  • Формы аттестации/
  • контроля
  • всего
  • теория
  • практика
  • 1.
  • Вводное занятие. Планирование работы в новом учебном году.
  • 2
  • 1
  • 1
  • Беседа-диалог, мини-выставка.
  • 2.
  • Графическая подготовка.
  • 8
  • 2
  • 6
  • Самостоятельная работа с творческим заданием, контрольное занятие.
  • 3.
  • Работа с конструктором.
  • 12
  • 2
  • 10
  • Практическая работа, выставка
  • 4.
  • Моделирование, конструирование объемных моделей из бумаги и картона.
  • 18
  • 3
  • 15
  • Контрольное занятие/самостоятельная практическая работа с творческим заданием.
  • 5.
  • Моделирование, конструирование поделок из различных нетрадиционных материалов.
  • 26
  • 4
  • 22
  • Выставка, защита творческих проектов.
  • 6.
  • Подведение итогов за год. Заключительное занятие. Выставка творческих работ учащихся.
  • 2
  • -
  • 2
  • Контрольное занятие, выставка/ практическая работа с творческим заданием, защита творческих проектов.
  • Итого:
  • 68
  • 12
  • 56

  • СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
  • Первого года обучения
  • I. Вводное занятие (2 часа)
  • Теория (1час): Задачи и содержание реализуемой программы. Показ образцов готовых работ. Материалы и инструменты. Правила организации рабочего места. Техника безопасной работы. Свойства бумаги и картона. Простейшие опыты на прочность с бумагой и картоном;
  • Практическая работа (1часа)
  • Практическая работа: мини - исследование «Что лучше?», сравнение свойств бумаги и картона для изготовления определённого изделия.
  • Изготовление поделок из бумаги, их художественное оформление. Обсуждение работ. Примерная тематика: Воспоминание о лете; Моя любимая игрушка.
  • Форма организации и проведения занятия: индивидуально – групповая; учебное занятие, практическое занятие.
  • Методы и приёмы обучения: объяснительно - иллюстративный, беседа, объяснение, инструктаж.
  • Дидактическое обеспечение: образцы готовых работ, текст инструктажа по технике безопасности.  
  • Оборудование, материалы и инструменты: цветная бумага, ватман, клей ПВА, ножницы.
  • Формы и методы контроля: беседа-диалог, мини – выставка, наблюдение, опрос.
  • II. Графическая подготовка (8 часов)
  • Теория (2часа): Закрепление и расширение знаний о чертежных инструментах: линейке, угольнике, циркуле. Их назначение и правила пользования. Линии чертежа: линия видимого контура, линии невидимого контура, линии сгиба, центровая линия (осевая), сплошная тонкая.

Расширение понятия об осевой симметрии, симметричных фигурах. Диаметр. Радиус. Закрепление знаний об условных обозначениях диаметра.

  • Практическая работа (6 часов)
  • 1. Упражнения на вычерчивание круга, разрезание его на части.
  • 2. Изготовление часового циферблата с подвижными стрелками. Беседа «Все о часах».
  • 3. Лягушка с подвижными деталями, божья коровка и ворон с подвижными крыльями. Мини-выставка.
  • 4. Изготовление спортивного планера с целью закрепления умений учащихся применять в работе линии чертежа.
  • 5. Изготовление игр-головоломок из квадрата методом деления на части с целью закрепления умений в разметке по линейке без шаблонов. Использование всех частей квадрата для сборки различных фигур в соответствии с правилами игры.
  • Педагогические задачи в этих играх: развитие комбинаторских способностей, смекалки, сообразительности, воображения и творчества; развитие навыков взаимопомощи.
  • Форма организации и проведения занятия: индивидуально-групповая, работа в парах, под контролем педагога; учебное занятие, практическое занятие, контрольное занятие.
  • Методы и приёмы обучения: собеседование, словесно-иллюстративный с показом трудовых действий, объяснение, инструктаж.
  • Дидактическое обеспечение: рисунки с изображением часов, инструкционная карта «Работа с циркулем», образцы работ, тексты бесед.
  • Оборудование, материалы и инструменты: линейки, циркули, карандаши, картон, цветная бумага, клей ПВА, ватман, ножницы.
  • Формы и методы контроля: мини – выставки, занятие – соревнование, контрольное занятие; опрос, наблюдение, анализ работ, самооценка, тестирование, практическая работа.
  • Форма подведение итогов по теме: самостоятельная работа с творческим заданием на тему: «Изготовление планера».

III. Работа с конструктором (12 часа)

  • Теория (2ч.): Познавательная беседа о русских изобретателях и конструкторах. Виды конструкторов.
  • Практическая работа (10 ч.)
  • 1. Конструирование моделей из деталей конструкторов: по образцу; по собственному замыслу.
  •  Форма организации и проведения занятия: групповая, работа в парах; учебное занятие,
  • Методы и приёмы обучения: беседа, словесно-иллюстративный, объяснение, инструктаж.
  •  Дидактическое обеспечение: Фотопортреты русских изобретателей, комплекты конструкторов разных наименований.    
  • Оборудование, материалы и инструменты.  Столы для поделок из конструкторов, инструменты для сборки конструкторов.
  • Формы и методы контроля: наблюдение, опрос, защита работ, мини- выставка, практическое занятие.
  • Форма подведения итогов по теме: выставка «Конструктор живет рядом».
  • IV.  Конструирование и моделирование объемных моделей из бумаги и картона
  • (18 часов)
  • Теория (3 часов): Закрепление знаний по правилам безопасной работы ножницами и шилом. Правила резания ножницами (по прямой, кривой, вырезание отверстий), фальцевание линий сгиба. Прокалывание отверстий шилом. Способы соединения деталей технических поделок из бумаги и картона. Подвижные и неподвижные соединения (клей, заклепки из мягкой проволоки). Художественное оформление изделий из бумаги, картона с применением красок, карандашей, фломастеров. Оформление поделок в технике аппликации. Цветовое сочетание в оформлении работ. Расширение и углубление знаний о геометрических фигурах. Сопоставление формы окружающих предметов и их частей, а также частей машин и других технических объектов с геометрическими фигурами.
  • Практическая работа (15 часов).
  1. Создание образа модели технического объекта по собственному замыслу путем манипулирования моделями геометрических тел из деталей, изготовленных по шаблонам и готовых упаковочных коробок.
  2.  Изготовление паровоза с основной деталью котла- цилиндра.
  3. Изготовление моделей вагонов на основе разверток из тонкого картона или плотной бумаги. Путешествие по страницам детской книги с иллюстрациями железнодорожной техники.
  4. Изготовление подарочной коробки.  Художественное оформление изделия.
  5. Изготовление автомобильного транспорта на основе разверток. Видоизменение развёрток по собственному замыслу. Познавательная беседа: «Необычные автомобили на наших дорогах», «Из истории автомобилей», «Путешествие в страну дорожных знаков». Викторины по ПДД. Игры с поделками.
  6. Изготовление моделей самолетов различных марок. Познавательная беседа об истории развития   воздушного транспорта. Соревнование на дальность полета. Игра «Перелет с планеты на планету».  Проект «Бумажная авиация». Опыты с готовыми поделками «От чего зависит дальность полета самолета».
  7. Изготовление водного транспорта. Глиссер. Проведение опытов и наблюдений, в процессе которых дети устанавливают, что корпус корабликов можно изготавливать из бумаги, древесной коры, фольги, пенопласта. Беседа –диалог: «Кто бывает в нашем порту». Игра «Регата».
  8.  Мини-проект «Изготовления подъемного крана с двигающейся стрелой».  
  9. Объемные поздравительные открытки ко Дню защитника Отечества, 8-е Марта. Конкурсы на лучшую открытку.
  10. Изготовление ветряной мельницы.  Познавательная беседа «Необычная энергия».
  11. Изготовление   игрушек из конусов: «Рождественский ангел».  Познавательная беседа о Рождестве.
  12. Изготовление куклы на основе конуса (по собственному замыслу).
  • Форма организации и проведения занятия: индивидуальная, групповая, работа в парах, проектирование; учебное занятие, занятие - творческая мастерская, практическое занятие, занятие –фантазия.
  • Методы и приёмы обучения: беседа, словесно-иллюстративный с показом трудовых действий, объяснение, инструктаж.
  • Дидактическое обеспечение: иллюстрации автомобилей, самолетов, вертолетов; инструкционные карты, рисунки, образцы работ.  
  • Оборудование, материалы и инструменты: картон, ватман, цветная бумага, клей ПВА, карандаши, фломастеры, шило, проволока, ножницы, линейки.
  • Формы и методы контроля: защита проекта, конкурсы, опрос, наблюдение, собеседование, самоанализ,
  • Форма подведения итогов по теме: практическая работа с творческим заданием: «Сувенир в подарок маме».

Формы и методы контроля среза ЗУН: контрольное занятие; самостоятельная практическая работа с творческим заданием, тестирование, наблюдение, опрос.

  • V. Моделирование и конструирование поделок из нетрадиционных материалов

(26 часов)

  • Теория (4 ч.): Инструменты, материалы, правила безопасной работы с ними. Основные приемы обработки конкретного материала. Расширение знаний о нетрадиционных материалах — тарный картон, упаковочные коробки различной величины и формы, пустые капсулы от киндер-сюрпризов, проволока, стружка от цветных карандашей, пенопласт.
  • Практическая работа (22 ч.)
  • 1. Изготовление из тарного картона сюжетной аппликации (методом наклеивания тонких полосок ребром).
  • 2.   Изготовление сюжетных аппликаций в пустых коробках из-под конфет.
  • 3.  Изготовление роботов, животных из проволоки.
  •  Простейшие опыты на прочность с бумагой и картоном;
  • 4.  Моделирование поделок по собственному замыслу из пружинок, изготовленных методом накручивания на карандаш, пустых стержней от ручек (в зависимости от величины изделий) и пластилина.
  • 5.  Занятие – фантазия.  Изготовление сюжетных картинок из разноцветной стружки от карандашей.      
  • 6.  Изготовление из пенопласта лодочек с парусами. Художественное оформление изделия красками.
  • 7. Изготовление из упаковочных коробочек мебели для кукол.
  • Проект по изготовлению кукольной мебели «Комната для куклы».
  • 8. Коллективная тематическая композиция из разнообразных коробочек на тему: «Зоопарк».
  • Форма организации и проведения занятия: индивидуально-групповая, коллективная работа, работа в парах; учебное занятие, практическое занятие, занятие - фантазия, занятие коллективного творчества, мини-выставка.
  • Методы и приёмы обучения: беседа, словесно-иллюстративный с показом трудовых действий, объяснение, инструктаж, самостоятельная практическая работа.
  • Дидактическое обеспечение: образцы изделий, рисунки, текст беседы по технике безопасности, иллюстрации поделок из бросового материала.
  • Оборудование, материалы и инструменты: цветной картон, тарный картон, пустые капсулы от киндер-сюрпризов, пластилин, трубки от капельниц, проволока, упаковочный картон, цветная бумага, клей ПВА, карандаши, фломастеры, шило, ножницы.
  • Методы контроля: опрос, выставка, наблюдение, анализ работ, самостоятельная работа с творческим заданием.
  • Форма подведения итогов по теме: выставка «Чудесные поделки из ненужных вещей», защита творческих проектов.

  • VI. Подведение итогов работы за год (2 часа)
  • Итоговая выставка: «Не для школы учимся – для жизни.» (1ч.)
  • Итоговый праздник «Вот и стали мы на год взрослее…». (1ч.)
  • Дидактическое обеспечение: иллюстрации с изображением техники, дипломы и грамоты для вручения учащимся, текст методической разработки праздника.
  • Оборудование, материалы и инструменты: экспонаты лучших детских работ. Стенды для оформления выставки.
  • Формы подведения итогов по теме: праздник, итоговая выставка творческих работ детей.
  • Формы и методы промежуточной аттестации: контрольное занятие; практическая работа с творческим заданием, защита творческих проектов, тестирование.

Тематика проектных и проектно-исследовательских работ

  • 1 года обучения
  • - простейшие опыты на прочность с бумагой и картоном;
  • - мини - исследования «Что лучше?», сравнение свойств бумаги и картона для изготовления определённого изделия;
  • - проект изготовления новогодних игрушек;
  • - проект «Бумажная авиация».
  • - опыты с готовыми поделками «От чего зависит дальность полета самолета»;
  • - мини - проект «Подъемный кран с подвижной стрелой»;
  • - проект по изготовлению кукольной мебели «Комната для куклы».

Методическое обеспечение

При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:

  • единства обучения, развития и воспитания;
  • последовательности: от простого к сложному;
  • систематичности;
  • активности;
  • наглядности;
  • интеграции;
  • прочности;
  •  связи теории с практикой.

 методы обучения:

  • словесный метод: беседа, рассказ, объяснение, сообщение, обсуждение, чтение книги, диалог, консультация, инструктаж;
  • наглядно - демонстрационный метод: демонстрации таблиц, схем, иллюстраций, картин, рисунков, предметов, информационного материала;
  • практический метод: выполнение работ с применением полученных знаний, практические задания;
  • проектно-исследовательский: творческие проекты с элементами исследования
  • диалогический метод;
  • метод информационной поддержки: самостоятельная работа со специальной литературой, журналами, Интернет-ресурсами.
  • игровые;
  • методы опроса: собеседование, тестирование;
  •  объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, дискуссионный метод;
  •  метод воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация и др.

формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая, работа в паре, коллективная работа.

 формы организации учебного занятия – беседа - диалог, занятие –фантазия, занятие-игра, занятие – мастерская, занятие коллективного творчества, занятие-соревнование, защита творческих проектов, конкурсы, праздник, практическое занятие, презентация, экскурсия, выставки (мини-выставки, выставки к знаменательным датам, итоговые выставки).

педагогические технологии -  технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:

  1. Геронимус Т.М. Учимся мастерить: Учеб.-тетрадь №1 по трудовому обучению для учащихся 1-4 кл. четырехлет. Нач. шк. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.-32с.
  2. Геронимус Т.М. Мои помощники инструменты: Учеб.-тетрадь №2 по трудовому обучению для учащихся 1-4 кл. четырехлет. Нач. шк. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.-16с.
  3. Геронимус Т.М.  Бумажкино царство: Учеб.-тетрадь №3 по трудовому обучению для учащихся 1-4 кл. четырехлет. Нач. шк. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.-16с.
  4. Геронимус Т.М.  Справочник маленького мастера: Учеб.-тетрадь №4 по трудовому обучению для учащихся 1-4 кл. четырехлет. Нач. шк. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.-32 с.
  5. Геронимус Т.М.   Правила безопасной работы на уроках труда в 1-4 классах: Учеб.-тетрадь №4 по трудовому обучению для учащихся 1-4 кл. четырехлет. Нач. шк. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.-16 с.
  6. Геронимус Т.М.  Серебряная паутинка: Учеб.-тетрадь №4 по трудовому обучению для учащихся 1-4 кл. четырехлет. Нач. шк. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.-80 с.
  7. Давыдова М.А. Поурочные разработки по технологии: 3 класс. - М., 2009. - 256 с.
  8. Журавлёва Т.М. Начальное техническое моделирование. // Программы для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ «Техническое творчество учащихся». -М.: Просвещение, 1995. -160 с.
  9. Крылова О.Н. Поурочные разработки по трудовому обучению. 3 класс. Учебное пособие/О.Н.Крылова, Л.Ю. Самсонова. – М.; 2008. - 270с.
  10. Конышева Н.М. Наш рукотворный мир: Методические рекомендации к учебнику по технологии. 3 класс., 2004-80 с.
  11. Крылова О.Н. Поурочные разработки по трудовому обучению: 4 класс к учебнику Т.Н. Просняковой «Творческая мастерская. 4 класс/ О.Н.Крылова, Л.Ю Самсонова. – М.: 2008. - 253 с.
  12. Кристанини ди Фидио Дж., Беллини Страбелло В. Фантазии из проволоки – М.: Мой мир, 2008. - 64 с.: ил.
  13. Программа «Техническое творчество учащихся» - М.: Просвещение, 1995.
  14. Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах, 1988. – 160 с.: ил.
  15. Пандо Т.К. Практическое пособие «Ямальские мотивы в художественном конструировании из бумаги и другого материала», Надым 2009г.
  16.  Технология. 4 класс. Поурочные планы по учебнику Н.А. Цирулик, С.И. Хлебниковой, О.И. нагель, Г.Э. Цирулик «Ручное творчество» для 4 класса/, 2006.-167с.
  17. Узорова О.В. Физкультурные минутки: Материал для проведения физкультурных пауз, 2005.- 96с.
  18. Ищук В.В., М.И. Нагибина, Календарные праздники, 2000. - 160с., ил.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе:

  1.  Журнал: Оригами искусство складывание из бумаги, №1-2 (16) январь-апрель 1999г., - 64с.
  2. Журнал: Оригами искусство складывание из бумаги, №4 (14) июль-август 1998г., -64с.
  3. Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами/ Сержантова Т.Б.: М.: 2006. -208с.:
  4. Соколова С. Сказки из бумаги., 1998.- 224.
  5. Пандо Т.К. Практическое пособие «Ямальские мотивы в художественном конструировании из бумаги и другого материала», Надым 2009г.
  6. Уроки детского творчества. Перевод: Пронина Л. Редактор: Дюмина Г., Москва 1999
  7. Интернет ресурсы:

https://www.google.ru/search  Поделки из бумаги.

http://www.podelki-rukami-svoimi.ru Поделки своими руками.

https://www.google.ru  Поделки из бумаги своими руками. Поделки в технике квилинг и оригами. Поделки к 23 февраля.  Поделки машинки своими руками. Поделки самолеты из бумаги. Поделки из бумаги на новый год. Поделки из бросового материала.

 СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ.

Аппликация - произошло от латинского слова прикладывать- это вид декоративно- прикладного искусства, при котором на основе, принятой за фон, закрепляются детали изображения будущей композиции.

Динамические игрушки- подвижные игрушки самых разнообразных видов (дергунчики, стукалки или колотушки, марионетки, игрушки- сюрпризы).

Контур- линия, которая передает очертания предмета.

Композиция- расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое.

Кривошип- прямоугольный изгиб (колено) на проволочной оси, который превращает вращательное движение в возвратно- поступательное.

Оригами- древнейшее искусство складывания из бумаги различных объемных фигурок.

Разметка- нанесение на бумагу или картон контурных линий выкройки, детали, место прорези, сгиба, клея и т.п.

Радиус- отрезок прямой линии, соединяющий центр с любой точкой окружности.

Рицовка- надрез по линии будущего сгиба примерно до середины толщины бумаги.

Силуэт- заполненное контурное изображение предмета или темное пятно, которое передает очертание предмета. Контур можно нарисовать, начертить, а если вырезать его ножницами по контурной линии, то образуется силуэт.

Симметричное вырезание- вырезание с использованием оси симметрии. Симметричное вырезание основано на предварительном складывании бумаги для одновременной передачи при вырезании одинаковых частей.

Трафарет- приспособление для разметки, которая проводится по внутреннему контуру.

Циркуль- инструмент, который используется для вычерчивания окружностей. У него две ножки. Одна ножка установлена неподвижно, а на другой закреплен грифель или карандаш. У циркуля- измерителя на двух ножках закреплены иглы.

Чертеж- изображение детали, начерченное с помощью чертежных инструментов.

Фальцовка- процесс сгибания бумажного листа.

Шаблон- приспособление, имеющее форму необходимой для работы детали, используется для разметки по внешнему контуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Юный конструктор"

Рабочая программапо внеурочной деятельности  «Юный конструктор»для 1-4 классов Направление внеурочной деятельности:общеинтеллектуальноеУчитель начальных классовРоманова Наталья Викторовна...

Образовательная программа "Юный конструктор"

Разработка данной программы была продиктована необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и реализации его в каникулярное время. Даёт возможность ребёнку раскрыть свой тво...

Дидактический материал по математике и конструированию "Юный конструктор" для 2 класса.

Задания помогают раскрыть темы: "Точка.Прямая бесконечна.Луч", "Пересекающиеся линии","Угол.Виды углов" .У обучающихся будут сформированы познавательные ( логические), регулятивные универсальные учебн...

Дополнительное образование. Работа кружка "Юный конструктор"

Развитие научно-технического мышления в системе дополнительного образования....

Презентация Авторской программы факультативного курса "Юный конструктор"

В презентации представлены методологические основы и направленность авторской программы на обогащение, коррекцию и развитие сенсомоторных функций и интеллекта учащихся младших классов Специальных (кор...

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный конструктор»

         Программа « Юный конструктор» предполагает использование металлических конструкторов и  образовательных конструкторов LEGO  как инст...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности « Юный конструктор»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юный конструктор" (работа с металлическим конструктором) в 1 классе...