Результативность реализации рабочей программы учебного предмета «Математика»
статья

Молчанова Ксения Сергеевна

Работа начальной школы осуществляется под девизом: «Школа не может стоять на одном уровне развития, она требует разнообразия педагогических методов во имя роста профессионального мастерства, профессиональной квалификации педагогов».

        Новые задачи модернизации образования, определенные рядом нормативных документов, направленных на развитие образовательной отрасли, должны соответствовать требованию времени и потребностям личности, способной реализовать себя в обществе, которое постоянно претерпевает изменения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

г. Татарска Новосибирской области

Результативность реализации рабочей программы учебного предмета «Математика»

Автор: Молчанова К. С., учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2021 г.

  1. Условия для реализации рабочей программы по предмету «Математика и информатика»

       Работа начальной школы осуществляется под девизом: «Школа не может стоять на одном уровне развития, она требует разнообразия педагогических методов во имя роста профессионального мастерства, профессиональной квалификации педагогов».

        Новые задачи модернизации образования, определенные рядом нормативных документов, направленных на развитие образовательной отрасли, должны соответствовать требованию времени и потребностям личности, способной реализовать себя в обществе, которое постоянно претерпевает изменения.

Задача нашего учебного заведения заключается в том, чтобы каждый ребенок научился самостоятельно решать, как ежедневные жизненные задачи, так и сложные проблемы, то есть стал жизненно компетентной, жизнестойкой, жизнеспособной личностью.

Образовательный процесс на начальном этапе образования в нашей школе   осуществляют учителя начальных классов и воспитатели ГПД. Из них: 3 педагога имеют высшую квалификационную категорию, 7 – первую квалификационную категорию, 1 – соответствие занимаемой должности. Педагогический коллектив нашей школы считает, что успех реализации стандартов второго поколения в большей степени зависит от самого учителя и условий, созданных в образовательной организации.

В МБОУ СОШ № 9 имеется вся нормативно - правовая база.

Разработаны должностные инструкции, рабочие программы педагогов.

Общеобразовательная программа начального общего образования (ООП НОО) МБОУ СОШ № 9 города Татарска (Режим доступа: https://s-9-tat.edusite.ru/sveden/files/5d330ab6-b8c7-49de-9701-6c56111cd3e7.pdf) разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования 1 - 4 классов для общеобразовательных организаций.

ООП НОО реализуется через УМК «Школа России».

        Свое педагогическое мастерство педагоги регулярно повышают через работу школьного методического объединения учителей начальных классов, районных методических объединений; курсов повышения квалификации. В течение учебного года на базе МБОУ СОШ № 9 проходят заседания школьного методического объединения учителей начальных классов, а также заседания районного методического объединения.

Учителя МБОУ СОШ № 9 делятся практическим опытом с коллегами образовательных учреждений района и области. На базе нашей школы в 2018 – 2019 учебном году проходил областной семинар «Повышение качества услуг – залог успеха школы», где зам. директора по УВР начальной школы Русакова Т. А. представила доклад по теме «Анализ выполнения ВПР в начальной школе». Учитель начальных классов Молчанова К. С. поделилась опытом работы по подготовке обучающихся начальной школы к ВПР по математике в четвёртом классе. Был проведён мастер – класс «Подготовка к ВПР по математике» в форме сюжетно – ролевой игры.

Можно утверждать, что такая работа, как и многие другие технологии, которые используются в нашей образовательной организации, является эффективной, так как успешность выполнения ВПР по математике в 2018 – 2019 учебном году составила 81, 3 % . Все обучающиеся подтвердили свои текущие знания по предмету.

  1. Современные подходы к содержанию обучения предмету «Математика и информатика»

В общем объёме знаний, умений и навыков, получаемых обучающимися в школе, важное место принадлежит математике, которая широко применяется при изучении других предметов. Главная задача каждого преподавателя – не только дать ученикам определённую сумму знаний, но развить у них интерес к учению, научить учиться.

Обучение должно идти впереди развития, и педагог должен помочь ребёнку сформировать ещё не оформленные способности и тем самым способствовать его развитию. Для этого требуется специальное искусство. Отбор методов и технологий – это основные задачи деятельности учителя. В связи с быстрым развитием науки и техники актуальна потребность в разработке и введении в процесс обучения современных подходов и методов организации процесса обучения, которые бы соответствовали современным требованиям общества. Наш коллектив считает это важным этапом в планировании процесса обучения в целом.

Ведущими являются требования, ориентированные не только на достижение предметных образовательных результатов, но и на формирование личности учащихся и овладение ими универсальными способами учебной деятельности, которые мы формируем, используя современные подходы к обучению:

  1. Личностно-ориентированный подход

Цель личностно-ориентированного образования - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума: способность человека к выбору; умение рефлексировать, оценивать свою жизнь; поиск смысла жизни, творчество; формирование образа “Я”; ответственность (в соответствии с формулировкой “Я отвечаю за всё”).

В личностно-ориентированном подходе ученик - главное действующее лицо всего образовательного процесса.

  1. Интерактивный подход

Стержнем интерактивных подходов на уроках математики в нашей образовательной организации являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучающимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового в ходе выполнения определённого задания.

  1. Игровой подход

Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

  1. Компетентностный подход

Компетентностный подход в обучении математике предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.

  1. Коммуникативный подход

Методическим содержанием коммуникативного подхода являются способы организации учебной деятельности, связанные в первую очередь с широким использованием коллективных форм работы, с решением проблемных задач, с сотрудничеством между преподавателем и учащимися.

Например, работая в группе, дети вместе обсуждают решение заданий на развитие логического мышления.

  1. Системно - деятельностный подход

При системно - деятельностном подходе учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности.

Реализуя рабочую программу курса «Математика и информатика», мы находим обоснование коммуникативных УУД, ведь именно они развиваются в процессе групповой и парной работы: сотрудничество и кооперация; учет чужой позиции;  адекватная передача информации; контекстная речь и постановка вопросов.

В результате этой деятельности, обучающийся должен почувствовать себя успешным, даже слабый ученик может понять, что в паре выступать не страшно, если ошибёшься – тебя поправит не учитель, а одноклассник.

  1. Интегрированный подход

Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы. Он позволяет добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса.

Учителя нашей школы активно используют этот подход в своей педагогической деятельности, а также участвуют в педагогических конкурсах, используя методические разработки интегрированных уроков.

  1. Проблемный подход

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, то можно таким образом «разучить» детей думать самостоятельно.

Проблемный метод обучения - обучение, протекающее в виде снятия (разрешения) последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. Это позволяет нам достичь сразу нескольких целей:

  • Формирование у учеников необходимого объема ЗУН.
  • Развитие творческого мышления.
  • Развитие навыков самостоятельной работы.
  • Развитие способности к самообучению.
  • Формирование исследовательской активности.
  1. Дифференцированный подход

Дифференциация – означает расчленение, разделение целого на различные формы и ступени. Большее внимание мы уделяем внутриклассной дифференциации. Например, на уроке при решении задач, учитель распределяет детей по группам с учетом результатов диагностики, дает каждой группе дифференцированное задание: решить задачу, решить задачу и составить обратную данной.

Индивидуальный подход

Индивидуальный подход позволяет глубже изучить особенности личности ученика и его познавательные интересы. Каждый ребенок индивидуален, поэтому надо помнить о том, что требуется создать такие условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка.

Например, при закреплении темы «Решение уравнений» ученик, успешно усвоивший материал, получает индивидуальное задание повышенной сложности. А ученик, имеющий затруднения при решении уравнений, получает карточку с алгоритмом решения.

Проанализировав те современные подходы к организации процесса обучения, которые мы используем, можем сделать вывод: современные подходы к преподаванию математики в начальных классах формируют самостоятельность в получении знаний, свободное развитие каждого ученика как субъекта учения и как личности, способность самостоятельного решения поставленных проблем и овладение универсальными способами учебной деятельности.

  1. Решение задач воспитания личности средствами предмета «Математика и информатика»

Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Даже выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность.

В результате изучения учебного предмета «Математика и информатика» у выпускников нашей школы формируются:

•   внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

•        широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­ познавательные и внешние мотивы;

•        учебно ­ познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

•        ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

•        способность к оценке своей учебной деятельности;

•        основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

•        ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

•        знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

•        развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

•        установка на здоровый образ жизни;

•        основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

•        чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

  1. Организация самостоятельной учебной, проектной, исследовательской  и творческой деятельности учащихся

В рамках рабочей программы в МБОУ СОШ № 9 организована самостоятельная учебная, проектная, исследовательская  и творческая деятельность учащихся.

Самостоятельная учебная деятельность направлена:

  • на повторение изученного материала;
  • на изучение посильных детьми тем, ориентированных на практическое применение;
  • на выявление проблем, которые перетекают в потребность изучения нового материала.

Проектно – исследовательская деятельность заложена в тематическом планировании рабочей программы с 1 – 4 классы. Она направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Для этого в программе использованы нестандартные математические задачи, а также исторический и иллюстративный материалы.

Учитель должен помнить, что встречаясь даже с очень одаренным учеником, он готовит из него не математика, а прежде всего, всесторонне развитую личность, и эту работу он выполняет в тесном единстве с учителями других дисциплин. В процессе обучения в школе формируется человеческое сознание, взгляды, мировоззрение, убеждения, развиваются творческие способности учащихся.

В качестве примера, можно представить работу над проектом из раздела «Математика вокруг нас». Проект по математике во 2 классе «Узоры и орнаменты на посуде».

Реализуя проект или решая проектную задачу, младшие школьники получают возможность значительно пополнить знания, научиться работать самостоятельно и совместно, докладывать о результатах своей работы, обсуждать их, отбирать необходимый материал.

Результаты проекта стали полезными и приятными как для учеников, так и для педагога. Учитель начальных классов Молчанова К. С. представила результаты данной работы на районном методическом объединении учителей начальных классов.

   Решая проектные задачи, младшие школьники готовятся к проектно-исследовательской деятельности. Наши воспитанники ежегодно участвуют в районном  конкурсе проектно - исследовательских работ учащихся начальных классов образовательных организаций «Наше здоровье в наших руках», где регулярно становятся победителями и призёрами.

Также обучающиеся нашей школы принимают участие во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Сириус», где занимают призовые места. 

Опыт показал, что работа над проектами и проектными задачами дает возможность проявлять себя даже слабым и зачастую пассивным в процессе обучения ученикам, способствует развитию творчества, художественных задатков, позволяет им самовыражаться, получать моральное удовлетворение.

  1. Авторские методики и современные образовательные технологии обучения, дистанционные технологии и электронное обучение

Дистанционное обучение - способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между педагогом и учащимся.

Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая самостоятельная работа обучающихся. И роль учителя в данном процессе изменилась (преподаватель консультирует учащегося, планирует работу, направляет на освоение дисциплины), поэтому у учеников должна быть возможность доступа к учебной информации из автоматизированного рабочего места.

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, образовательный процесс перешёл в дистанционный режим обучения. Участники образовательного процесса столкнулись с разными проблемами обучения в дистанционной форме.

Дистанционное обучение в современном мире получило широкое распространение и о границах его применения на сегодняшний день говорить сложно. Поэтому любому современному учителю необходимо осваивать и реализовывать присущие этому процессу компоненты и средства, так как возможно уже завтра придется с этим столкнуться.

Для достижения более высоких результатов в предметной области «Математика и информатика» начальная школа МБОУ СОШ № 9 активно использует образовательный портал на базе интерактивной платформы Учи. ру.

Родители (законные представители) на данном портале имеют свои личные кабинеты и ведут отслеживание результативного обучения своих детей.  

Неотъемлемой частью образовательного процесса является организация занятий по направлениям внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики.  В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка.

Программы внеурочной деятельности нашей образовательной организации направлены на:

- расширение содержания программ общего образования;

- реализацию основных направлений региональной образовательной политики;

- формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, спорта.

В рамках общекультурного направления педагогами нашей школы разработана программа внеурочной деятельности «Математика и конструирование», посредством которой у детей развивается творческое мышление. Почти все занятия проходят в игровой форме, что нравится детям и соответственно не обременяет их.

  1. Способы и средства оценки достижения планируемых результатов и эффективности образовательного процесса.

       

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая  текущую  и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников;  оценку деятельности педагогов и школы,  оценку результатов деятельности системы образования.

Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

Помимо привычных предметных контрольных работ мы используем метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

Учителя начальных классов отслеживают результаты каждого обучающегося на протяжении всего процесса обучения в начальной школе.

Диагностика результатов личностного развития  проводится в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т. д.), она предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Привычная форма письменной контрольной работы дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

-       целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам);

-       самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);

-       результаты учебных проектов;

-        результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Одним из главных средств накопления информации об образовательных результатах ученика становится портфель достижений (портфолио), где можно отследить все результаты (предметные, метапредметные, личностные; учебные и внеучебные), и достижения ученика за четыре года обучения в начальной школе.

Согласно перспективному плану административного контроля качества преподавательской деятельности учителей начальных классов по окончанию учебного года проводится внутришкольный  мониторинг, который способствовует совершенствованию информационного обеспечения образовательного процесса, как важного условия эффективного управления качеством образования. Это позволяет направить информационное обеспечение на достижение приоритетов по доминированию, или отсутствию субъективных отношений развития обучающихся, гуманизации и гармонизации образования с целью отслеживания усвоения школьниками базового учебного материала.      

    Мониторинговые исследования качества обучения, их результативность, является средством «обратной связи» в системе обучения от уровня «ученик - учитель» до уровня «школа». Внутришкольный мониторинг отражает истинное положение дел. Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что учителя работают стабильно, это дает возможность учащимся усвоить программный материал.

Показатели успеваемости МБОУ СОШ № 9 за пять прошедших учебных лет выглядят следующим образом:

Результаты административных контрольных работ по математике за пять прошедших учебных лет выглядят следующим образом:

Качественные показатели

2015-2016г

2016-2017г

2017-2018г

2018-2019г

2019-2020г

50%

63%

65%

63%

68%

Учащиеся третьего класса в 2018 -2019 учебном году проходили исследование математической и языковой грамотности с использованием международного теста iPIPS+. По результатам исследования определены уровни навыков: смыслового чтения, математической грамотности, языковой грамотности, словарного запаса.

Учащиеся начальной школы в 2020-2021 учебном году успешно прошли исследование математической и языковой грамотности с использованием международного теста iPIPS+

Из данных, представленных выше, что рабочая программа, составленная на основе УМК «Школа России», реализует ФГОС НОО и соответствует содержанию программы концепциям преподавания предметной области «Математика и информатика»; нацелена на обучение, воспитание и развитие личности; на применение современных образовательных методик и технологий, средств и способов оценивания деятельности обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова»,  Самара: Издательство «Учебная...

Рабочая программа учебного предмета « Математика» предметной области «Математика и информатика» для 1-4 классов по программе ПетерсонЛ.Г

Рабочая программа предмета «Математика» предметной области «Математика и информатика» разработана на основе нормативных документов....

Рабочая программа учебного предмета «Математика» начального образования для 4 б класса на 2015/2016 учебный год

Рабочая учебная программа составлена на основе авторской  программы «Математика» М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В.Степановой.(«Школа России»), сборника рабочих програм...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» обучающихся 2-х классов 2015 - 2016 учебный год

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:−     математическое развитие младшего школьника - развитие логического и знакового мышления, пр...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» уровень образования: начальное общее образование срок реализации: 2016 – 2017 учебный год для класса ЗПР

Адаптированная рабочая  программа построена с учетом особенностей развития детей с задержкой психического развития (ЗПР). Все  обучающиеся  с ЗПР испытывают в той или иной степени выраж...

Рабочая программа учебного предмета МАТЕМАТИКА (индивидуальное обучение) для 6 класса на 2017-2018 учебный год

Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Данная рабочая программа составлена без внесения изменений в авторскую программу составителя....