Задание №1 ПП
материал (4 класс)

Чуханова Алина Дмитриевна

Тема урока: Мир глазами эколога

Класс: 4 класс

Цель урока: дать представление о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности человека за состояние природы

Задачи урока:

Дидактические

  • познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами
  • совершенствовать умения самостоятельно работать с текстом

Развивающие

  • развивать логическое мышление, память, воображение, речь

Воспитательные

  • способствовать расширению кругозора учащихся
  • воспитывать гуманные чувства к окружающей среде

Ресурсы урока: УМК «Школа России» - Учебник Окружающий мир 4 класс Плешаков Крючкова часть 1, конспект урока, презентация, проектор, карточки с изображениями, конверты с заданиями, ватман, цветные карандаши, фломастеры

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_1_pp.docx41.96 КБ

Предварительный просмотр:

Задание №1

Разработка технологической карты по окружающему миру

Выполнил (а) Чуханова Алина Дмитриевна

Оценка_____________

Методические рекомендации по  выполнению задания:

 1.Разработайте технологическую карту по одному из предметов в начальной школе, укажите образовательные технологии (элементы технологий), которые вы планируете использовать на каждом этапе урока.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Мир глазами эколога

Класс: 4 класс

Цель урока: дать представление о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности человека за состояние природы

Задачи урока:

Дидактические

  • познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами
  • совершенствовать умения самостоятельно работать с текстом

Развивающие

  • развивать логическое мышление, память, воображение, речь

Воспитательные

  • способствовать расширению кругозора учащихся
  • воспитывать гуманные чувства к окружающей среде

Ресурсы урока: УМК «Школа России» - Учебник Окружающий мир 4 класс Плешаков Крючкова часть 1, конспект урока, презентация, проектор, карточки с изображениями, конверты с заданиями, ватман, цветные карандаши, фломастеры

ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Организационный момент

Организовать, направить внимание на начало урока.

Словесный – беседа

Приветствует учащихся. Создает эмоциональный настрой на работу.

П1

Приветствуют учителя, занимают свои рабочие места, настраиваются на активную работу на уроке.

Ф

-

Самоконтроль

  • Л: внутренняя позиция школьника на уровне положит. отношения к школе, к изучению предмета

2.Актулизация знаний

Информационно-коммуникативные

Технологии

(ИКТ)

Актуализация опорных знаний и умений

Словесный - беседа;

Практический - упражнение

Вспомнить ранее изученный материал. Организует диалог с учащимся для повторения изученного материала.

П2

Отвечают на вопросы учителя, опираясь на имеющиеся знания.

Ф

И

Контроль

К: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

3. Постановка учебной задачи

Технология проблемного (развивающего) обучения

Дать представление о взаимосвязи человека и окружающей среды

Словесный метод-

Беседа

Практический - работа с учебником

Знакомит учащихся с экологическими проблемами, работа с учебником

П3

Знакомятся с экологическими проблемами, сам.работа с текстом, осущ. поиск необх.информации  

Ф

И

Учебник Окружающий мир 4 класс Плешаков Крючкова часть 1

Контроль, самоконтроль

П: выявлять экологические связи в окруж. мире, знать некоторые современные экологические проблемы

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Л: самост. опред. и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей)

Физ. минутка

Здоровьесберегающая технология

Сохранить здоровье детей

Практический - упражнение

Выполняют физкультминутку

Ф

-

Л: ориентации на здоровый образ жизни

4. Первичное закрепление

Элементы Технологии мастерских и

Кейс-технологии

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала

Практический метод-упражнение,

Словесный метод -

беседа

Ведет беседу, задает вопросы, требующие размышления подводит детей к выводу, читают вывод в учебнике

П4

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, требующие размышления делают вывод, читают вывод в учебнике

Ф

И

Учебник Окружающий мир 4 класс Плешаков Крючкова часть 1

Контроль

П: опред. необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения

П: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний

        5. Домашнее задание

Сообщить о домашнем задании.

Словесный – объяснение

Озвучивает домашнее задание, инструктаж по выполнению

П5

Записывают

домашнее задание

И

-

-

6. Подведение итогов - рефлексия

Обобщить полученные на уроке знания

Словесный – диалог

Подводит итоги урока, задает вопросы, выставляет оценки

П6

Отвечают на вопросы учителя

Ф

И

-

Контроль, самоконтроль

Р: адекватно воспринимать оценку своей работы

Отметка: 5 (отлично)                                  Быкова О.Л.

Ход урока

Приложение 1

-Здравствуйте! Сегодня урок окружающего мира буду вести я. Меня зовут Алина Дмитриевна. Вместе со мной вас приветствует солнышко,  и желает всем вам успехов, здоровья. Солнышко улыбается, и мы улыбнемся, подарим друг другу улыбки.

Приложение 2

- В настоящее время мы хорошо знаем, как жили первобытные люди, чем занимались, и как они умели работать вместе, помогали друг другу, познавали мир.

- Кто рассказал нам об этом? (О жизни первых людей рассказали археологи, они производят раскопки и по останкам восстанавливают когда-то происшедшие события)

- Какая наука занимается изучением первобытного человека?  (Археология)

- Как вы думаете, первобытные люди жили в нашей эре или до нашей эры? (Первобытные люди жили до нашей эры)

- С какого события отсчет времени идет в нашей эре? (Отсчет времени в нашей эре идёт от Рождества Христова)

Приложение 3

- Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы.

- Чтобы выжить, человеку необходима пища. Как добывали пищу? (Охотились, собирали съедобные плоды, коренья)

- А если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни.

- О ком говорится в загадке?

На земле он всех умней,

Потому и всех сильней. (Человек.)

- Как вы думаете, является человек властелином природы?

- Откройте учебник на с. 41. Читаем статью  "Сын или покоритель?" с третьего абзаца.

Докажите свои высказывания словами из текста.

(Ученики читают текст на с. 41 учебника, отвечают на поставленный вопрос.)

- Что же решил человек? (Человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники)

- К чему привело такое покорение? ( Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных)

- Может ли человек господствовать над природой? (Нет, такое господство может погубить ее)

- Кто такой человек по отношению к природе? (Он часть природы)

Как  часто все мы говорим:

«В беду природу не дадим!»

Так отчего же обижаем?

Леса, поля мы поджигаем?

Взгляните, люди, на зверей,

Они бегут от нас быстрей.

А сколько их осталось?

Да, что лукавить? – Мало.

Вот лето; дым кругом опять.

На небе солнца не видать.

Дышать и вовсе трудно,

А кто виновен? – Люди.

Но почему же мы, друзья,

Используя природу,

Её дары, её края,

Все портим понемногу?

- О чем мы будем говорить на уроке? (о болезнях земли, о её проблемах)

Серьезные проблемы будем мы решать -

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

На такой вопрос нам предстоит найти ответ:

«Экология - это важно или нет?»

-  Что такое экология? (Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.)

- Что изучает экология? (Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.)

-  Мы уже смотрели на мир глазами географа, историка. Кто догадался, с точки зрения кого мы сегодня посмотрим на мир? (С точки зрения эколога.)

-   Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит дом, и «логос» - наука.

И сегодня мы, ученые-экологи, должны обсудить три экологические проблемы.

(Деление на  3 группы. Каждая группа получает рисунок.)

- Догадайтесь, что символизирует изображенный предмет, с чем связан, какую проблему олицетворяет.

Первая группа получает рисунок, на котором изображена капля воды (символ океана). Вторая группа - пальма (символ тропиков). Третья группа - пустая банка (символ мусора).

(Далее каждой группе предлагается сформулировать проблему. Выявленные проблемы учитель фиксирует на доске. Каждая группа получает свое название, соответственно первая группа - «Океан», вторая - «Лес», третья - «Город».)

- Как вы думаете, нова ли проблема охраны природы? (Ответы детей.)

Во все времена людей волновали вопросы охраны природы. Так, Ярослав Мудрый еще в XI в. законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных. Указ Петра I, изданный в 1718 г., предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, наказывать батогами, посылать в каторжные работы». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в Петербурге и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах. Согласно другому указу об охране водоемов, «...если кто осквернит Неву отбросами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь...».

- Как видим, вопросы охраны природы были важны во все времена. Но особенно остро стоят они в век научно-технического прогресса.

(Первичное чтение про себя предложенных текстов каждой группой по своей проблеме на с. 42 - 44 учебника. Сообща находят ответы на предложенные вопросы, которые учитель готовит заранее на карточках.)

Вопросы для первой группы по проблеме загрязнения океана

1. Что поразило путешественников?

2. Уменьшилось ли с тех пор загрязнение океана?

3. Как страдают от загрязнения живые существа, обитающие в океане?

4. Какие меры для защиты океана от загрязнения вы могли бы предложить?

Вопросы для второй группы по проблеме исчезновения тропических лесов

1. О каком чуде природы вы узнали?

2. Найдите в тексте слова об изобилии растительного и животного мира тропических лесов.

3. Как называют джунгли?

4. Ради чего люди уничтожают тропические леса?

5. Сколько деревьев гибнет ежедневно под пилой человека?

6. Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов?

Вопросы для третьей группы по проблеме мусора

1. Сколько мусора приходится на каждого жителя города в год?

2. Сколько грузовиков ежегодно требуется, чтобы вывезти весь мусор?

3. Какими способами, на ваш взгляд, можно избавиться от мусора?

4. Все ли они безопасны с точки зрения экологии? Какой способ лучший?

 (Каждая группа делится новыми знаниями, отвечает на поставленные вопросы.)

Первая проблема - «Как защитить океан от загрязнения?».

Проблема загрязнения океана.

Ежегодно в океан попадают огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы - бутылки, банки, сети - тоже серьезная опасность. В 1972 г. в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей. 80% загрязнений океана - результат деятельности человека на суше. Очень опасны радиоактивные отходы. Особенно тяжелая обстановка в Средиземноморье и на побережье Северного моря.

- А какие принимаются меры по охране океанов?

Решение. Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные суда -«губки», они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и объемы добычи рыбы и других морских обитателей. Созданы Красная книга Международного союза охраны природы и Красная книга России.

- Люди должны по-сыновьи обращаться с Природой, уважать ее, быть ей благодарными. А главное - не причинять Природе боль, ведь океан - это тоже часть Природы.

- Переходим к обсуждению второго вопроса.

Вторая проблема - «Как спасти тропические леса?». Чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в тропики!

Физ.минутка

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Если долго, долго, долго,

(2 приставных шага вправо и топнуть)

Если долго по тропинке,

(2 приставных шага влево и топнуть)

Если долго по дорожке

(2 приставных шага вправо и топнуть)

Прыгать, ехать и бежать,

(2 приставных шага влево и топнуть)

То, возможно,

Можно, можно…

Можно в Африку прийти.

В Африке - горы: вот такой высоты!

(Ноги на ширине плеч. Руки вверх. Наклон вперёд до пола. Выпрямится руки вверх.)

В Африке - реки: вот такой ширины!

(Ноги на ширине плеч. Руки в стороны .Наклон вперёд до пола. Выпрямится руки в стороны.)

Крокодилы-бегемоты.

(Ноги на ширине плеч. Руки в стороны .Наклон вперёд до пола. Выпрямится руки в стороны.)

Обезьяны - кашалоты.

(Ноги на ширине плеч. Руки вверх. Наклон вперёд до пола. Выпрямится руки вверх.)

И зелёный попугай

(Подскоки)                                                                                                                      

«Песня Красной Шапочки», с. Ю. Энтина, муз. Г. Гладкова

- Вот мы и оказались в тропических лесах Африки!

Проблема исчезновения тропических лесов.

Тропические леса - это легкие нашей планеты. Ученым удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчевыванием леса для сельскохозяйственных нужд, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть свое определенное место в этой цепи. Это приведет к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению ее плодородия, вымиранию растений и животных. Вырубка тропических лесов может привести к изменению климата, опустыниванию, нехватке продовольствия. На нашей планете уже уничтожено больше 50% тропических лесов.

- Что, по вашему мнению, нужно сделать экологам для спасения тропических лесов?

Решение. Глобальные проблемы мира должны решать вce страны вместе, одновременно и сообща. Действия должны быть хорошо организованы, и все последствия должны быть предусмотрены. Иначе выйдет, как в басне Крылова про лебедя, рака и щуку, т. е., если каждая страна будет решать проблему самостоятельно, «воз» никуда не двинется. Необходимо переводить методы ведения хозяйства в тропической зоне на новую ступень развития с целью уменьшения последствий хозяйственной деятельности и предотвращения глобальной катастрофы.

- Надеюсь, что в будущем мы избежим экологических катастроф. Переходим к решению третьей проблемы: «Как избавиться от мусора?»

Проблема мусора.

Загрязнение никогда не было простой проблемой. Замерить уровень загрязнения можно при помощи экотестера.

Несмотря на то что Москва - один из самых дорогих городов в мире, но это также один из самых загрязненных городов на нашей планете. Много людей болеет из-за загрязнения воздуха и источников воды.

(Можно привести данные своего города.)

Решение. Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. Некоторые предметы можно использовать вторично, например стеклянные банки и бутылки. Эти предметы вновь послужат людям как вторичное сырье.

Приложение 4

- Как вы думаете, ребята, может ли планета заболеть? (Может. Если человек будет покорять природу, а не охранять и оберегать ее)

Творческая работа

(Каждая группа получает по пол-листа ватмана, рисует плакат «Планета заболела», отражая свою проблему. Перед началом работы учитель подробно инструктирует учеников, обсуждает с ними выбор материала, содержание плаката и распределение между детьми работы, расположение элементов на листе и пр. Затем проводят защиту плакатов и взаимное обсуждение отраженных в плакатах экологических проблем, предлагают меры по защите окружающей среды.)

- А может ли один человек вылечить планету? (Нет. Аргументируют свой ответ)

- Верно. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. О том, что предпринимают люди всего мира, обеспокоенные состоянием природы на Земле, мы узнаем на с. 44-46 учебника. (Чтение текста детьми вслух.)

(Каждая группа получает конверт с отдельными словами. Задача - составить фразу. Получается фраза: «Люди! Планета - наш дом. Содержите ее в чистоте, оберегайте и любите».)

- Ребята, какой вклад в охрану природы можете внести вы? (Высказывания детей.)

- Как вы думаете, о чем должен помнить, знать каждый из нас, пользуясь всем, чем богата Земля? (Не навредить, не испортить природу. Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас.)

Учащиеся делают вывод, что человек - это часть Природы, поэтому он должен уважать ее, заботиться о ней, а не покорять.

Прочитать вывод в учебнике на с. 53.

Приложение 5

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Домашнее задание:

1. Прочитать текст нас. 41- 47 учебника, ответить на вопросы.

2. Выполнить задания 4- 6 на с. 22 рабочей тетради.

Приложение 6

- Ребята,  давайте вернемся к началу урока. Какая цель была поставлена.  Мы достигли свою  цель?  

-  Какое открытие вы сделали для себя на уроке?

- О чем хотите рассказать родителям?

- О чем заставил вас задуматься наш урок?

- Как работала ваша группа?

22 апреля был объявлен Всемирным днем Земли. В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы было пронесено по всей нашей стране. Из таких кусков, собранных по всему миру, составили флаг Земли - символ, призывающий людей относиться к природе с уважением. Это самый большой флаг, его площадь 660 м2.

Нам тоже небезразлична судьба планеты, поэтому я приготовила вам небольшой подарок: такой же флаг, только в миниатюре. Пусть этот флаг символизирует наше единство в заботе о будущем планеты и веру в то, что люди обязательно найдут способ помочь природе Земли.

Оценки за урок

- Вы сегодня очень хорошо потрудились, понравилось ли вам быть юными экологами?

- Спасибо за урок! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по русскому языку в 3 классе ( при составлении было использовано методическое пособие Г.И.Раицкой "Олимпиадные задания для 3-4 классов")

Олимпиадные задания для 3 класса по русскому языку (диктант,тестовые задания). Составлена на основе пособия Г.В.Раицкой "Олимпиадные задания. 3-4 класс."...

УУД. Учебное задание по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и предметного планируемого результата. Анализ задания.

Учебное задание  по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и  предметного планируемого результата. Анализ задания....

Учебное задание.Критерии и виды заданий.

Выступление по теме на педагогическом совете...

Индивидуальные дидактические задания, ролевые задания и игры на материале УМК И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной для 3-4 классов

Методическая работа содержит примеры индивидуальных дидактических заданий, ролевых заданий и игр в начальной школе. Материал можно использовать как на уроке, так и во внеурочное время....

Ситуативные задания. Применение ситуативных заданий

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9361484","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 112px; width: 70px;"}}]]Если мы хотим дать подрастающему поколени...

Задания (к каждому заданию подбираются предметные и сюжетные картинки

. Посмотри на картинки. Назови предметы. (Стол, самолет, сыр.) Назови первый звук в этих словах. («С».) 2. Назови птиц, которые на картинке. (Гусь, синица). Какой одинаковый звук есть...

выступление на педагогическом совете - «Домашнее задание в современной школе» на тему: «Каким может быть домашнее задание на уроке ритмики»

Педагогический совет «Домашнее задание в современной школе»30.12.2019выступление учителя Очеретовой О.А.на тему:«Каким может быть домашнее задание на уроке ритмики» В...