Лекция "Миссия учителя"
статья

Мошникова Наталия Руслановна

Кто же такой учитель?

Это и драматург, сценарист. Ведь мы каждый день разрабатываем сценарии уроков.

Это и реквизитор, который готовит реквизит (материалы) к уроку.

Это и режиссёр, который должен правильно построить урок.

И актер, который играет эту пьесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лекция "Миссия учителя"16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Миссия учителя

В словаре Ожегова одним из значений слова миссия является ответственное задание, роль, поручение.

Вряд ли в начале своего педагогического пути я задумывалась об этом предназначении учителя. Тогда я хотела быть похожей на свою первую учительницу Ольгу Александровну, моих любимых Валентину Михайловну и Зою Павловну. Да и семья у меня учительская: дед был директором школы, тётя-заслуженным учителем.

Сейчас по прошествии времени я понимаю, что быть учителем -  это не просто стоять у доски и ставить оценки. На мой взгляд, учитель – это диагноз. Нет, не болезнь, конечно. Но будучи учителем я постоянно в работе. Засыпая, думаю о том, как понятнее преподнести новую тему, просыпаясь – как сделать так, чтобы детям было интересно, они не позевывали, не смотрели на часы, ожидая конца урока. И какое счастье, когда дети, услышав звонок, не вскакивают с мест, а спрашивают: Уже урок закончился? Как быстро! Или даже не услышав звонка, продолжают работать. Но чтобы это случилось, нужна огромная подготовка к уроку, увлеченность самого учителя, умение импровизировать и еще много всяких не мелочей.

Кто же такой учитель?

Это и драматург, сценарист. Ведь мы каждый день разрабатываем сценарии уроков.

Это и реквизитор, который готовит реквизит (материалы) к уроку.

Это и режиссёр, который должен правильно построить урок.

И актер, который играет эту пьесу. Причём актер, который умеет импровизировать по ходу. Тут ещё и джазовые импровизации в голову приходят. Помните: Что же вы по нотам играете, импровизируйте.

Нет, урок – это не театр одного актера. И зачастую учитель даже не ведущий актёр. Я стараюсь, чтобы роль ведущего перемещалась по классу от одного человека к другому. И все по возможности выступали в этой роли. Я практикую и уроки, которые ведут сами ученики. Или они кратковременно выступают в роли учителя, передавая эту роль своему товарищу по ходу действия урока.

В такой системе главное удержать учебную цель и не спуститься только на игровой уровень.

      Но не только знания должен дать учитель, но и помочь войти во взрослый мир, адаптироваться в нём успешно, не потеряться, воспользоваться знаниями, полученными в школе. Сейчас большое значение играет умение работать в команде. Недаром проекты запускаются группой людей. И именно этому направлению в работе я сейчас придаю большое значение. В этом мне помогают книги по социо-игровой педагогике Букатова, Ершовой и других авторов. Сейчас я только в начале этого пути. Только учусь пользоваться этой методикой, но считаю, что моим ответственным заданием является овладение ею. И привлечение молодых учителей к этой работе.

На таких уроках все ребята оказываются вовлечёнными в работу, не замечая, что в игре они учатся доказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение, принимать самостоятельные решение, помогать одноклассникам, подстраиваться под разных людей. Ведь команды создаются каждый день разные. А разве не этому нужно научить детей?

     Учитель должен быть творческим человеком и учить творить детей. Просто списать однокоренные слова и выделить корень или нарисовать дерево и записать на нем однокоренные слова? И таких деревьев в нашем гербарии много. А на двери класса красуется дерево с разными корнями.  Сделать синтаксический разбор или синтаксический разбор наоборот, вставить пропущенные буквы или сделать самому дырки в тексте для товарища, а потом проверить, как сосед эти дырки заштопал. А в первом классе не просто напечатать слова, а зашифровать их с помощью звуковичка , а сосед пусть расшифрует. Мне кажется, если я нахожу такие задания для детей, то и они, выполняя такие задания, становятся другими. Возможно, им тоже захочется придумать что-то интересное. Читая стихи, мы ищем в них что-то необычное, в картине странное и т.д.

    Обязательно нужно сделать так, чтобы жизнь детей была наполнена ещё каким-то смыслом, кроме учёбы. Каждый человек чем-то уникален. Да, он может быть не очень успешен в учебе, но зато он проведет такой мастер-класс, на который запишется большая часть класса. Эту идею мне подсказали сами дети. Я заметила, что на переменке ребята собрались вокруг одной девочки и увлеченно что-то вместе делают. И тогда мы запустили мастер-классы, которые ведут сами дети, выпуская афишки-приглашения.

     Тут я подошла ещё к одной задаче учителя: заметить, поддержать, помочь, не дать угаснуть интересной идее. В руках у брата моего ученика кубик Рубика, а не смог бы он научить ребят собирать его? И вот уже кубики есть и в нашем классе. Ребята собирают, смотрят видеоуроки, ждут Кирилла. У нас появился старший товарищ.

     Есть такая фраза «Главное, чтобы человек был хороший». И я очень хочу, чтобы ребята выросли настоящими людьми: добрыми, умеющими помочь просто так, заботливыми, способными подставить своё плечо, людьми, на которых можно положиться. К сожалению, с каждым годом становится всё сложнее. Приоритеты сдвигаются. Очень много информации сыплется на них, далекой от этих общечеловеческих ценностей. Во многих семьях родители тоже ставят другие приоритеты. Поэтому нужно постараться, чтобы эти ценности стали и их личными, чтобы они их приняли. С самых первых дней в школе мы к этому идём. Как только мы собираемся в классе в первый раз, мы знакомимся, учимся улыбаться друг другу, желаем удачи, хлопаем друг другу в ладоши, радуемся успехам. И постепенно ребята уже делают это сами. Прослушали стихотворение, аплодисменты. По понедельникам в 1 классе встреча. Не виделись 2 дня: обязательно нужно поздороваться. А это можно сделать разными способами: руками, пальчиками, кулачками, хлопками, прыжками… Делимся впечатлениями, рассказываем о планах на неделю, поздравляем с победами, желаем успеха, играем в общую игру.

Мы слушаем добрые песенки, смотрим умные, добрые фильмы, обсуждаем проблемы вместе, стараемся найти причины проблем и пытаемся их решить. Обязательно принимаем участие в добрых городских и школьных делах. НЕ забываем наших одноклассников, которые ушли из класса и уехали в другие города. Ведь они частички нашего класса. Они уехали, но есть письма. Письма летят к ребятам, мы ждём их ответов. Я верю, что всё это не зря. Вот бегут ребята после конкурса и наперебой рассказывают нашему воспитателю : Ура! Миша победил! Им важно, что победил друг. Они в этот раз не стали призерами, но нет недовольства, есть радость за друга.

На уроке закончили свою работу. Слышу : Кому помочь? Я могу. И я могу. Пусть пока эта тропинка добра, но я надеюсь, что когда-то она станет широкой дорогой, по которой ребята пойдут дальше, крепко держась за руки и помогая друг другу по пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..

Сценарий  праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися  начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....

Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"

Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

Учитель-друг, учитель-наставник.

"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального  этапа Всероссийского   конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...