конспект открытой образовательной деятельности
план-конспект

Коновалова Наталья Николаевна

конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе " Водоемы и их обитатели".

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска « Детский сад № 303 »

Конспект открытой образовательной деятельности  по познавательному развитию в старшей группе  « Водоемы и их обитатели».

                                                                                      Воспитатель:

                                                                                Коновалова Н.Н.

2019 г.

Конспект познавательной деятельности в старшей группе по теме «Водоемы и их обитатели».

Цель: расширение представлений детей о разнообразии водных ресурсов и их обитателях.

Задачи:
1. Формировать знания о водоемах.
2. Развивать умение различать водоемы: море, река, озеро.
3. Уточнить знания об обитателях водоемов.
4. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Материалы: глобус, иллюстрации.

Ход:

На столе стоит глобус.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это перед вами? Кто-нибудь из вас знает, для чего он нужен?
Варианты детей
Воспитатель: Глобус – это уменьшенная модель нашей планеты Земля. Шарообразная форма глобуса дает нам возможность видеть, как выглядит Земля на самом деле. Как на ней расположены материки и океаны, какие они имеют размеры относительно друг друга. На карте увидеть это достаточно сложно, так как она плоская.
Посмотрите внимательно на глобус. Мы можем увидеть на нем разные цвета. Зеленым цветом обозначены равнины, где растет трава, желтым – пустыни, темно-коричневым – горы. Как вы думаете, что обозначено голубым цветом?
Дети: Вода
Воспитатель: Правильно, это вода. На нашей планете много разных водоемов.
Какие водоемы вы знаете?
Варианты детей
Воспитатель: Это – океан, море, озеро, река.
Воспитатель: Начнем мы нашу беседу с самого большого водоема нашей планеты. Как вы думаете, о каком водоеме я говорю?  Океан – самый большой водоем (показываю на глобусе).

Послушайте стихотворение об океанах:
Четыре великана шумят и бьют волной;
Четыре великана полные водой.
Вот великий океан - океан безбрежный,

То шипит в нем ураган, то он – Тихий, нежный,
А вот это знаменитый океан наш Ледовитый,
Холоден суров на вид, льдом и снегом он покрыт,
Есть еще два океана, два могучих великана,
Вот Индийский океан - омывает много стран,
А это Атлантический, красивый фантастический.
Воспитатель:
 Сколько вы услышали океанов в стихотворении?
Дети: четыре
Воспитатель: Правильно, Тихий, Индийский, Атлантический и Ледовитый. Какие они?
Дети: шумные, полные водой, великие, безбрежные, могучие, красивые.

                C:\Users\Сергей\Desktop\ciahXPXIm8Y.jpg

 - Воспитатель: А в океанах много разных обитателей. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.

Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:

Остров с пальмой водяной,

Поздоровайся со мной!

Он обиженно пыхтит:

«Я не остров! Я же…»?

Дети: Кит!

Воспитатель: Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом?

Дети: Он огромный. Если покажется из воды его спина – будто кусок земли, остров.

Воспитатель: А что это за «пальма водяная» у него на спине?

Дети: Это фонтан.

Воспитатель: откуда этот фонтан? – (рассуждения детей).

Воспитатель: Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара. Что вы еще можете сказать об этом замечательном морском обитателе? – (высказывания детей)

Воспитатель:  Все верно. Кит -   самое крупное животное в мире. (Показывает иллюстрацию). Киты, хоть и живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше. У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Такие  киты питаются мелкими рачками. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту.

Эта рыба – хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно...?

        Дети: Акула.

        Воспитатель: Конечно же, это акула. (Показывает иллюстрацию).

        Что вам известно об акулах? – (высказывания детей).

Воспитатель: Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Дышат они под водой благодаря жабрам воздухом, растворенным в воде. Они очень прожорливы и подвижны.

                                             Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом.

Круглый панцирь, десять лап.

Догадались? Это..?

        Дети: Краб.

        Воспитатель: Верно. (Показывает иллюстрацию).

        Что вы можете сказать об этом животном? – (высказывания детей).

        Воспитатель: Тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот.

        Крабы собирают мусор, очищают морское дно.

        Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться. Они надевают на себя кусочки водорослей, часто собирают все, что попадется им в клешни – пустые раковины, осколки стекла, рыбьи головы – и складывает себе на спину. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу угрожает опасность, он подставляет хищнику спину с хламом.


Воспитатель: Обратите внимание на водоем гораздо меньшего размера, чем океан - море (показываю на карте). На Земле много морей, назову лишь несколько: Черное, Балтийское, Средиземное, Аравийское, Мертвое, Карское, Каспийское.
Вода в море соленая, пить ее нельзя, но очень полезная для кожи. В ней растворены лечебные соли, йод, серебро и другие полезные вещества. Морская вода лечит многие болезни. Поэтому люди всегда едут отдыхать к морю. 
А живут в море морские черепахи, морские звезды, рыба – еж, дельфины.

Настоящий он циркач –

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть..?

        Дети: Дельфин!

        Воспитатель: Правильно, ребята. (Показывает иллюстрацию).

        Что вы знаете о дельфинах? – (высказывания детей).

        Воспитатель : Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть, дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами». Это очень дружелюбное животное, оно, как и человек дышит легкими. Дельфины – это разновидность зубатых китов, и, в отличие от рыб, не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. Долго находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать надолго дыхание. Дельфины очень игривы, как и киты, живут и охотятся стайкой, помогают друг другу и не ссорятся со своими сородичами.

                                       Панцирь каменный – рубаха.

А в рубахе..?

        Дети: Черепаха.

        Воспитатель показывает иллюстрацию и спрашивает:  Что вы можете сказать про морскую черепаху? – (высказывания детей).

        Воспитатель: Бывают сухопутные черепахи, а бывают и морские. Они полностью приспособлены для жизни в воде. Их лапы превратились в ласты, а панцирь стал значительно меньше и легче. Морская черепаха не может в нем прятаться, как сухопутная в своем. В воде они подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно. Черепашата у морских черепах вылупляются из яиц, которые мамы – черепахи откладывают в песок на берегу моря.

                                       

                                        Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее?

        Дети: Медуза.

        Воспитатель: (Показывает иллюстрацию). Что вы можете сказать о медузе? – (высказывания детей).

        Воспитатель: Это студенистые создания. Бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды. Питаются мелкими морскими животными.

Физминутка "Море"
Море очень широко,
(дети широко разводят руки в сторону)
Море очень глубоко.
(приседают, коснувшись руками пола)
Рыбки там живут, друзья,
(выполняют движение «Рыбка»)
А вот воду пить - нельзя.
(разводят руки в сторону, приподняв плечи).

              C:\Users\Сергей\Desktop\t7N78ehmd3o.jpg



Следующий водоем, о котором я хочу вам рассказать – это озеро.

Воспитатель: Озера могут быть и солеными и пресными. Самое большое озеро нашей планеты: озеро Байкал.

                                                     Вот усатое бревно

Прилегло поспать на дно.

Почему бревно с хвостом?

Потому что это... (сом)

Рыба сом имеет большую и широкую голову. Большие челюсти содержат множество мелких острых зубов. Около рта у рыбы находятся два длинных белых уса, а немного ниже, на подбородке, еще четыре небольших. Глаза у сома большие и опущенные. Кожа не имеет чешуи.

 

Он всегда гулять идет

Только задом наперед.

С ним знаком любой рыбак,

Хоть не рыба он, а... (рак)

Раки — довольно чистоплотные существа, поэтому они не водятся в грязных водоемах.
Им нравится каменистое дно, так как между камнями проще укрыться и чувствовать себя в безопасности.
На первый взгляд, раки кажутся довольно медлительными. В поисках добычи они не спеша передвигаются по дну водоема. Но стоит им только заметить добычу, как их медлительность сразу же куда-то улетучивается. Клешни, как тиски, схватывают и сжимают жертву, у которой шансов вырваться почти нет. На самом деле, раки довольно шустрые. Если рак заметил опасность, большую хищную рыбу, например, то, спасаясь, он развивает приличную скорость, в чем ему помогает его незаменимый помощник-хвост.

Пальчиковая гимнастика «Рыба»
На закате дремлет пруд. 
(Руки кладут под щеку)
По воде круги плывут - 
(На столе пальцами рисуют круги)
Это маленькие рыбки 
(Складывают руки вместе и делают «рыбку»)
Разыгрались там и тут. 
(Сжимают и разжимают пальцы)

Воспитатель: Последний водоем, о котором мы сегодня поговорим – это река. Если предыдущие водоемы имеют стоячую воду, то в реке вода течет и передвигается, а затем впадает в море (показываю на глобусе). Река обозначена тонкой линией.

 Как называется река, на берегу которой мы живем?
Дети: Обь

От зубастой щуки скрылся,
В зарослях он притаился.
Выплыл с тины серебрясь...
Подскажите, кто? ...(Карась)

Карась питается растениями и личинками насекомых.
                ***

Рыба полосатая,

Хищная, опасная,

Ловит маленьких мальков,

Красный цвет у плавников!

(Окунь)

Окунь - полосатый красавец. У него красные плавники. Он хоть и небольшой по размеру, но он хищник питается мелкой рыбой.

Под водою проплыла

Рыба с пастью, как пила.

Всех пугала эта злюка.

Кто она, скажите? (Щука)

Щука- хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями. Но в первую очередь она нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространяться болезням.


Воспитатель: 

Теперь предлагаю вам  найти дом для рыбок.

Дидактическая игра « Кто где живет?»

              C:\Users\Сергей\Desktop\dx-D27upPt8.jpg

Итог:

- Что такое водоем?
- Какие бывают водоемы?

- Назовите обитателей морских и пресноводных водоемов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области "Здоровье". Тема: "Познай себя".

Цель: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.Задачи: Продолжение знакомства детей с частями тела и органами чувств человека,  представление о функциональном назначении...

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательной области "Коммуникация"

Цель: формирование интереса у детей в познании диких животных. Задачи: Активизировать словарь по теме «дикие животные» Развивать связную речь детей через рассказывание стихов, проговаривание потеше...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Жучки на поляне» во 2-ой младшей группе. (Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»).

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Жучки на поляне» во 2-ой младшей группе. (Образовательная область: «Худ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Ты стоишь, Москва святая, на семи своих холмах» в подготовительной группе. (Образовательная область «Познавательное развитие

Конспект  непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация).На тему: «Ты стоишь, Москва святая, на семи своих холмах» в подготовит...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Путешествие в осенний лес» в средней группе. (Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие »).

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация).На тему: «Путешествие в осенний лес» в средней группе.(Образоват...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ ((мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Зимующие птицы родного края»» в подготовительной группе. (Образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое разв

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ ((мультимедийное оборудование, презентация).  На тему: «Зимующие птицы родного края»» в подготовительной  гру...

конспект открытой образовательной деятельности

конспект по развитию речи в старшей группе " Все профессии нужны, все профессии важны!"...