Образование. Общество. Влать.
материал

Калачёва Екатерина Витальевна

Публичная лекция. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnaya_lektsiya.docx21.48 КБ
Файл dlya_publichnoy_lektsii.pptx196 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые коллеги, меня зовут Калачёва Екатерина Витальевна. Сегодня я хочу поговорить с Вами на тему:

Образование. Общество. Власть.

Фрэнсис Бэкон: «Знание есть власть»

Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства.

Современную эпоху все чаще определяют как «век образования», в которой само образование – главная гарантия будущего человека. Это требует от человека новых универсальных знаний, черт характера, менталитета. Что было вчера – уже не вернется, что будет завтра – мы можем только предполагать.

Система образования является сферой взаимодействия интересов государства и общества. Мы с Вами понимаем, что от образования зависят перспективы развития общества, социальный и экономический прогресс, что важнейшей ценностью общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию порой нестандартных решений.

Общество зависит от образования. Общество – это мы с Вами.  От того как мы выбираем власть, какую власть хотим, будет зависеть образование!

Следовательно,  возникает вопрос, почему часто нет взаимодействия этих двух составляющих с личностью? А если оно есть, то оно не всегда соответствует всем вышеизложенным требованиям.

Да, образование претерпело много изменений в программной сфере. Это и введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), третье изменение  вступает в силу 1 сентября 2022 году  и Санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПин)... Все это диктуется требованиями к современной жизни.

Безусловно, в современном образовании много положительных сторон:

  • Свобода в выборе программ
  • Свобода в выборе учебно - методического комплекса дисциплин (УМК)
  • Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ)
  • Свобода учителя в творчестве
  • Инклюзивное образование
  • Дополнительное образование (ДО сегодня опережает развитие других образовательных секторов, в нем бурно развиваются инновации, эксперименты….)
  • Большой выбор внеурочной деятельности
  • Воспитательная работа. Здесь мы можем говорить о возрождении

различных объединений, например Программа развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России». Огромное внимание уделяется  толерантности, духовно-нравственному воспитанию, патриотизму…Мы не можем обучать, не воспитывая личность.

Но в тоже время есть факторы, которые зависят непосредственно от общества и власти, которые в некотором смысле отрицательно влияют на развитие образования:

  • Частая смена учебников, программ
  • Отсутствие узких высококвалифицированных специалистов (Земский учитель)
  • Общество – в лице родителя! Которое, к сожалению, не готово к современному образованию! Здесь мы с Вами можем говорить о проблеме обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

С изменением общества изменяются и подходы к пониманию образованности. Сегодня образованный человек – это не столько «человек знающий», сколько подготовленный к жизни, свободно ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в жизни. (Мы говорим о мобильном человеке, который умеет подстраиваться к окружающей его действительности)

Современное общество  сложное, динамично развивающееся, противоречивое. Мир находится на стадии информационного типа общества. Информация  «фундаментальный социальный фактор», который лежит в основе развития.

Это радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни.

Сегодняшнее образование должно вооружать умением учиться и получать образование на протяжении всей жизни, умением определять четкую жизненную позицию. Детям необходимо хорошо ориентироваться в информационном пространстве, быть гибкими, предприимчивыми, обладать коммуникативными навыками, мыслить творчески, делать осознанный выбор и нести за него ответственность. Образование должно быть инновационным, формирующим в человеке способность к проективной детерминации (определение перспективы) будущего, ответственность, веру в себя и свои способности, умение влиять на это будущее…

Образовательная среда должна меняться благодаря подрастающему поколению.

«В среде современной молодежи, к сожалению, укореняется потребительское отношение к окружающей действительности. Для того чтобы сегодняшние школьники завтра стали реальными творцами позитивных перемен, уже сейчас нужно ориентировать их на созидание (познание себя, окружающего мира и нахождение новых идей). Кстати, они к этому внутренне готовы.

Окружающий  мир изменяется, совершенствуются человек, общество, ноосфера. Сегодняшние дети завтра будут взрослыми, будут жить  в другом мире.

И только когда, ВЛАСТЬ, ОБЩЕСТВО будут едины в четком представлении, какой вектор они хотят задать, образовательная система будет  эффективно выполнять свои функции.

Образование начальной школы претерпело 3 изменения:

  1. ФГОС 2004г (предмет. результ.)
  2. ФГОС 2009-2012г (УУД)
  3. ФГОС 2022г (создание единого образовательного пространства по всей России)

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образование. Общество. Власть.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие толерантности в системе образования - как объективная потребность современного общества.

В этой работе содержится материал из опыта работы по теме "Развитие толерантности..." Толерантность это - способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру,взгляды и друг...

Практико-значимый проект по курсу: Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики." Тема проекта: Учебная деятельность:содержание, структура, развитие.

Материал будет полезен в образовательной практике школ и учителей-предметников с целью решения следующих задач:-развитие познавательных возможностей и способностей школьников; -Расширение кругозора ; ...

Экологическое образование становится стержнем современного образования и служит ключом к перестройке его современных систем и общества в целом

Экологическое образование становится стержнем современного образования и служит ключом к перестройке его современных систем и общества в целом...

"Сущность образования в современном обществе"

Существует множество определений понятия «образование», но общим для всех этих определений является то, что это прежде всего «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах че...

Роль дополнительного художественного образования в формировании творческой элиты общества

Инновационная / экспериментальная деятельность:Доклад «Роль дополнительного художественного образования в формировании творческой элиты общества» на городской конференции «Будущее Ро...

Модернизация образования в условиях информационного общества

Модернизация образования в условиях информационного общества : сборник материалов X Юбилейной научно-практической конференции (21–24 апреля 2014 года) [Электронный ресурс] Выпускается по решению...

Рабочая программа объединения дополнительного образования "Научное общество учащихся "Эврика"

Программа предназначена для учащихся начальных классов. 4,5 часа в неделю...