Рабочая программа.
календарно-тематическое планирование (3 класс)

Рабочая программа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Ekaterina\Desktop\сканы 2021\Scan_0002.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;

2. Адаптированной основной общеобразовательной программы Казённого общеобразовательного учреждения ХМАО – Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР, вариант 8.4.

3. Учебного плана Казённого общеобразовательного учреждения ХМАО – Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» на 2021-2022 уч.г. ;

4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 июня 2016г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ».

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Цель предмета – расширение представлений о социальных явлениях (о взаимосвязи между предметным миром и социальным миром, о труде людей), формирование и закрепление умений по взаимодействию со сверстниками в разных ситуациях.

Задачи предмета:

- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

- формирование        представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие,  функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Окружающий социальный мир» является основной частью предметной области «Окружающий мир»; является содержательной частью системных знаний о людях, их профессиях, о межличностных взаимоотношениях в коллективе. Изучение предмета позволит расширить  представления детей о дружбе, об  отношениях на основе поддержки и взаимопомощи, об эмпатии и способах выстраивания и поддержки  положительных способов взаимодействия в группе сверстников в процессе учебной, игровой и других доступных видах деятельности.  

Отбор содержания курса «Окружающий  социальный  мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.

           В связи с особенностями психического развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития практическая направленность реализуется через наглядно – практический характер, т.е. представление об окружающем социальном мире усваиваются в результате наблюдения за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами, реализуется через решение соответствующих возрасту житейских задач.

            Коррекционная направленность обеспечивается введением коррекционных, сюжетно – ролевых игр, упражнений. Социальное развитие ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития идёт в единстве с процессом развития, воспитания, овладения речью и развитием наглядных форм мышления. Содержание программы построена с учётом особых образовательных потребностей обучающихся, развитие их жизненной компетенции в разных социальных сферах, а также решение у обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах. Помещение должно быть оборудовано разными инструментами, материалами, предметами, стимулирующими индивидуальную деятельность.

           Игры и упражнения, в которых дети действуют методом проб, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, формируют целостное восприятие. Для коррекции важно развитие тактильно-двигательного восприятия, которое также начинается с узнавания, а заканчивается формированием представлений. Не меньшее значение имеет и развитие слухового восприятия, которое помогает умственно отсталому ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты и т.д.

         Наиболее важны для ребенка ролевые игры. В них ребенок воссоздает в доступной для себя форме отношения, которые складываются в мире взрослых. Именно игра является тем механизмом, который переводит внешние требования социокультурной среды в собственные потребности ребенка.

         Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет один и тот же  материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей, что создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме и отработки необходимых умений.

В программе предусмотрены разнообразные формы и методы организации  деятельности: экскурсии, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, практические работы, создание ситуации успеха,  дидактические игры и упражнения. 

МЕСТО  ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Образовательная область: «Окружающий мир».

Предмет «Окружающий социальный мир» включен в федеральную (базисную) часть учебного плана, рассчитан на 2 часа в неделю, общее количество часов за год - 69.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные:

- ориентированы на взрослого,

 - выполняют трудовые задания доступным способом в разных ситуациях,

- проявляют активность в совместных делах со сверстником.

 Предметные:

 - имеют элементарное представление о некоторых знакомых профессиях: узнают и показывают на картинке, выделяют признаки (учитель, дворник, врач) (3-4 из 6).

 - имеют элементарные представления о знакомых в опыте культурно-бытовых учреждениях, а также объектах, расположенных в них и рядом («Школа», «Школьный двор», «Больница»);

- выделяют на картинках признаки некоторых профессий, близких к жизненным ситуациям обучающегося (учитель, доктор, дворник);

- умеют соблюдать с ориентировкой на взрослого или сверстника элементарные правила «пешехода» и проезда в пассажирском транспорте;

- узнавание и выделение конкретных признаков и атрибутики знакомых праздников по сюжетной картинке (Новый год, 8 марта, Праздник победы 9 мая),

- участвуют в настольно-печатных, дидактических или в подвижных играх,

 - знают правила поведения в процессе взаимодействия в группе одноклассников.

Базовые учебные действия.

- проявляют адекватное поведение в социальной ситуации ближнего окружения (умения приветствия, знакомства, предложение о помощи и др.),

- умение поддерживать положительные взаимоотношения со сверстниками (с знакомыми взрослыми), проявлять сочувствие, взаимопомощь,

 - умение проявлять самостоятельность и взаимодействовать в группе в процессе разных видов детской деятельности.

Показателями усвоения программы учебного материала по предмету «Окружающий социальный мир» 3 класса является совершенствование и уточнение представлений о предметном и социальном мире, об их взаимосвязи; о профессиях и труде людей; об учреждениях культурно-бытового назначения ближайшего окружения; о культурных традициях и соответствующей атрибутики; о праздниках, о способах поддержки и налаживания межличностных взаимоотношений со сверстниками (со знакомыми взрослыми).

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ И ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по учебному предмету «Окружающий социальный мир» в 3 классе проводится на основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения АООП.

Описание процедуры промежуточной и итоговой аттестации

Процедура промежуточной и итоговой аттестации обучающихся проводится учителем класса в режиме текущего занятия. В групповой форме работы – учитель контролирует самостоятельность обучающихся при выполнении каждого задания, при необходимости оказывает помощь, показывая способ действия, или совместными действиями.

В индивидуальном виде работы – учитель при необходимости помогает выполнять задание. 

Промежуточная аттестация

Задание 1. «Азбука пешехода»

Цель: выявить умение «читать» дорожные знаки.

Оборудование: пиктограммы с обозначением: пешеходный переход, опасность, светофор, дорожные работы.

1_22

пешеходный переход

1_25

 дорожные работы

1_8

светофор

1_33

опасность

 

Инструкция для обучающихся 1 группы – 4 пиктограммы: учитель поочередно показывает пиктограммы, предлагает обучающихся поднять соответствующую картинку, назвать пиктограмму.

Инструкция для обучающихся 2 группы – 3 пиктограммы (пешеходный переход, светофор, опасность): учитель поочередно показывает пиктограммы, предлагает обучающихся поднять соответствующую картинку, назвать пиктограмму.

Инструкция для обучающихся 3 группы: учитель просит жестом показать пиктограмму (выбор из 2-х).

Критерии оценки выполнения задания:

1 балл – не выполнил

2 балла – выполнил с помощью взрослого

 3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи

 4 балла – выполнил самостоятельно

Результат задания 1_____баллы

 Задание 2 «Что кому нужно?»

Цель: выявить умение определять и называть действия в соответствии с определенной профессией.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением: дворника, парикмахера, водителя, художника; наборы предметных картинок к изображению «Дворник» (метла, лопата, ведро, шланг), наборы картинок к изображению «Водитель» (трамвай, руль, микрофон); наборы картинок к изображению «Парикмахера» (фен, ножницы, расческа, шампунь); наборы картинок в изображение «Художника» (краски, кисточки, бумага, картина).

Инструкция для 1-2 группы: учитель показывает изображение человека определенной профессии и просит показать и назвать, что он делает соответствующим предметом (дворник: чистить снег, подметает двор, поливает растения; водитель: водит трамвай, крутит руль, объявляет остановки; парикмахер: причесывает, делает стрижку, укладывает волосы; художник: подбирает краски, рисует картины, организует выставляет свои картины в музеях.

Инструкция для 3 группы: предлагается картинки «Дворник», «Парикмахер» надо выбрать одну из названных профессий.

Критерии оценки выполнения задания:

1 балл – не выполнил

2 балла – выполнил с помощью взрослого

 3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи

 4 балла – выполнил самостоятельно

Результат задания 2_____баллы

Протокол оценки по 2 заданиям:

Наименование

Оценка

1

Задание 1 «Азбука пешехода»

….

2

Задание 2 «Что кому нужно?»

Итого за 2 задания

СУММА БАЛЛОВ

Оценка промежуточных достижений, обучающихся:

2 балла – программный материал не усвоен

3-5 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне

6-8 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне

Итоговая аттестация

Задание 1. «Учреждения нашего города»

Цель: выявить умения узнавать на пиктограмме знакомые учреждения, элементарные представления об их назначении.

 Иконка музеи, исторические, museum, historical 32x32

музей

i?id=ee68a43f81512c9c92f518d5de9a0103&n=13

аптека

i?id=83950f7d1f06edca70897c22c993eb94&n=13

парикмахерская

i?id=31d5c07eb51f8026b63965901eecee68&n=13

театр

Инструкция для 1-2 группы: учитель называет учреждение, а обучающие показывают определенную пиктограмму, называя назначение учреждения.

Инструкция для 3 группы: учитель просит показать определенную пиктограмму (выбор из 2-х (аптека, парикмахерская).

Критерии оценки выполнения задания:

1 балл – не выполнил

2 балла – выполнил с помощью взрослого

 3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи

 4 балла – выполнил самостоятельно

Результат задания 1_____баллы

Задание 2. «Наши праздники»

Цель: выявить элементарные представления о знакомых праздниках.

Оборудование: открытки (по 2-3 у каждого обучающегося), отражающие сюжеты знакомых праздников: Новый год, Женский день, День победы; символы, изображающие эти праздники.

Инструкция для 1-2 групп: учитель предлагает рассмотреть символы знакомых праздников, выставляет их на наборное полотно. Обучающиеся по очереди выходят к наборному полотну и расставляют свои открытки в соответствии с символами праздников, объясняя свои действия.

Инструкция для 3 группы: соотнесение символов и открыток (выбор из 2-х: Новый год, День Победы).

Критерии оценки выполнения задания:

1 балл – не выполнил

2 балла – выполнил с помощью взрослого

 3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи

 4 балла – выполнил самостоятельно

Результат задания 2_____баллы

Протокол оценки по 2 заданиям:

Наименование

Оценка

1

Задание 1 «Учреждения нашего города»

….

2

Задание 2 «Наши праздники»

Итого за 2 задания

СУММА БАЛЛОВ

Оценка промежуточных достижений, обучающихся:

2 балла – программный материал не усвоен

3-5 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне

6-8 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Требования к материально-техническим условиям

Материально-техническая база реализации АОП для обучающихся с РАС и умеренной, и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.

Временной режим образования обучающихся

Временной режим соответствует:

- Постановлению СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 26 от 10.07.2015 года;

- Постановлению главного санитарного врача Российской федерации № 16 от 30.06.2020 об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID 19)».

Технические средства обучения 

  • Компьютер
  • ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)

Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.

Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия.  В процессе обучения используются:

  • предметные и сюжетные картинки по темам;
  • опорные таблицы для составления предложений, рассказов по плану.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основное содержание учебного предмета «Окружающий социальный мир» включает

5 направлений:

  1. «Профессии и труд людей».
  2. «Учреждения культурно-бытового назначения» (аптека, парикмахерская, театр).
  3. «Азбука дорожного движения»
  4. «Праздники»
  5. «Совместные дела»

Обучение может проходить в разных формах: на уроках, экскурсиях и прогулках.

Направление        

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

Профессии и труд людей.

26

Формировать взаимосвязь предметного и социального мира (ориентировка в помещении школы, кабинеты, их назначение и оборудование, кто в них трудится).

Продолжить знакомить с видами транспорта, с трудом людей, работающих на видах транспорта (пассажирский, специальный - скорая помощь, пожарная машина), раскрыть отношение взрослых к труду водителя, его значимости для других людей,

Уточнить и расширить представление о труде людей, познакомить с названиями профессий и значимостью их для других людей (уборщица, повар).

Познакомить с трудовыми действиями и орудиями труда, с трудом людей, связанные с сезонными изменениями (что делают люди в сельском хозяйстве: весной, летом, осенью).

Воспитывать уважение к труду человека.

Учреждения культурно-бытового назначения.

14

Уточнить и расширять представления о знакомых культурно-бытовых учреждениях: «Школа», «Больница», "Театр".

Познакомить с новыми культурно-бытовыми учреждениями: «Музей», «Парикмахерская», «Аптека»; учить узнавать их на сюжетных иллюстрациях.

Познакомить с особенностями профессиональной деятельности людей, которые работают в культурно-бытовых учреждениях;

Дать представление о моделях поведения в зависимости от социальной роли, о требованиях (пассажир; зритель, клиент).

Продолжать воспитывать уважительное отношение к людям этих профессий.

Представления о правилах дорожного движения.

12

Расширять представления о дорогах и дорожном транспорте, о поведении людей на дороге и в транспорте.

Продолжать знакомить с некоторыми знаками для транспорта и для пешеходов.

Продолжать формировать практическую ориентировку на дорогах (Игра «улица нашего города».

Праздники.

6

Уточнить и расширить представление о праздниках:

- создать условия для участия каждого обучающего в праздничных мероприятиях (День рождения, Новый год, Женский день, День Победы),

- закрепить жизненный опыт обучающихся в праздничных мероприятиях: в беседах, рисунках, аппликациях, рассказах по сюжетным иллюстрациям.

Совместные дела.

11

Формирование положительного взаимодействия между одноклассниками: организация совместных игр с правилами (настольно-печатных, дидактических игр, подвижных):

- учить выполнять поручения взрослых совместно с одноклассниками;

- продолжать учить фиксировать свой жизненный опыт положительного взаимодействия и общения со сверстниками в беседах, в рисунках.

Итого:

69

Календарно-тематическое планирование.

урока

Наименование раздела и темы урока

Кол-во

часов

Календарные сроки

План.

Факт.

1 четверть.

Профессии и труд людей.

26

1

2

1

2

Чему учат в школе?        

2

 02.09

07.09

 

3

4

3

4

Узнавание учителей - предметников на фотографии, иллюстрации.

2

09.09

14.09

5

6

7

5

6

7

Работники школы. Наблюдения за трудом людей, работающих в школе.

3

16.09

21.09

23.09

8

8

Автобус. Предметно-игровые действия по теме.

1

28.09

9

10

9

10

"Вот мы в автобусе сидим" (игра)

2

30.09

05.10

11

12

11

12

«Паровозик из Ромашково» (урок- путешествие).

2

07.10

12.10

13

14

15

13

14

15

Почему они спешат? (спец. транспорт).

3

14.10

19.10

21.10

16

17

16

17

Все профессии важны.

2

26.10

28.10

За четверть

17

2 четверть.

18

19

18

19

Кому что пригодится?

2

09.11

11.11

20

20

Парикмахер. Выбор атрибутики (реальные предметы, предметы-заместители) по теме.

1

16.11

21

21

Водитель. Выбор атрибутики (реальные предметы, предметы-заместители) по теме.

1

18.11

22

22

Врач. Выбор атрибутики (реальные предметы, предметы-заместители) по теме.

1

23.11

23

23

Продавец. Выбор атрибутики (реальные предметы, предметы-заместители) по теме.

1

25.11

24

25

24

25

Труд в природе.

2

30.11

02.12

26

26

Трудовой десант.

1

07.12

Представления об учреждениях культурно-бытового назначения.

14

27

28

29

1

2

3

Магазин. Предметно-игровые действия по теме.

3

09.12

14.12

16.12

30

4

Музей. Предметно-игровые действия по теме.

1

21.12

31

5

Промежуточная аттестация.

Задание 1 «Пиктограммы»

1

23.12

32

6

Промежуточная аттестация.

Задание 2 «Знакомая профессия»

1

28.12

За четверть

15

За 1 полугодие

32

3 четверть.

33

34

7

8

Аптека. Предметно-игровые действия по теме.

2

35

9

Театр. Предметно-игровые действия по теме.

1

36

10

Кинотеатр. Предметно-игровые действия по теме.

1

37

38

11

12

Библиотека. Предметно-игровые действия по теме.

2

39

40

13

14

Больница. Предметно-игровые действия по теме

2

Представления о правилах дорожного движения.

12

41

42

1

2

Наземный транспорт.

2

43

44

3

4

Воздушный транспорт.

2

45

46

5

6

Водный транспорт.

2

47

7

Уличное движение.

1

48

8

Участники дорожного движения.

1

49

50

9

10

Я - пешеход. Светофор.

2

51

52

11

12

Дорожные знаки.

2

За четверть

20

4 четверть.

Представления о праздниках.

6

53

1

Новый год у ворот.

1

54

2

Мамин (женский) день.

1

55

3

Папин праздник.

1

56

4

Что такое День Победы?

1

57

5

День рождения.

1

58

6

Выбор подарков в соответствии с праздником.

1

Совместные дела.

11

59

60

1

2

Учимся дружить.

2

61

62

3

4

Совместные игры (сюжетные, подвижные игры).

2

63

64

65

5

6

7

Сказка «Колобок» (спектакль).

3

66

8

«Веселые старты».

1

67

9

Детская площадка.

1

68

10

Итоговая аттестация.

Задание 1 «Учреждения нашего города».

1

69

11

Итоговая аттестация.

Задание 2 «Наши праздники».

1

За четверть

17

За 2 полугодие

37

За год

69


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...