Рабочая программа кружка "Лукошко"
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа и КТП на 34 часа кружка по Дальневосточной литературе "Лукошко" для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lukoshko.docx | 41.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с.Полевое»
СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
Зам. директора по ВР Приказ директора школы
______Л.В. Таратыгина « » 2021 г .№
« » 2021 г
Программа внеурочной деятельности
«Лукошко»
для учащихся 4 класса
на 2021-2022учебный год
Составитель: Яхонтова Е.П. – учитель начальных классов.
с. Полевое, 2021 г.
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе регионального компонента литературного образования с учетом федерального компонента государственного образовательного стандарта по литературному чтению, что позволяет соотнести содержание данной программы с ведущими аспектами программы по литературному чтению для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений, в качестве внеурочной деятельности, рекомендованной министерством образования Хабаровского края для дополнительного чтения.
Рабочая программа составлена с учетом следующих нормативных, инструктивных и методических документов, обеспечивающих организацию образовательного процесса:
- "Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (редакция от 23.07.2013).
- "Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
- "О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
- "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях" / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
- "Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.
- Письма Комитета образования ЕАО от 06.05.2020 №14-2163"Об организации образовательной деятельности в 2020-2021 учебном году"
- Приказ МКОУ "ООШ с.Полевое" от 25.06.2020 г №130 "Об утверждении ООП на 2021-2022 учебный год"
Программа внеурочной деятельности «Лукошко» построена на основе авторской программы М. Н. Ходаковской, знакомит учащихся с творчеством писателей Хабаровского края, получившими известность за пределами региона, а также с творчеством коренных народов Дальнего Востока.
Программа рассчитана на проведение занятий во внеучебной деятельности в 4 классе - 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Цель программы: формирование читательской компетенции младшего школьника через познание лучших образцов искусства слова Хабаровского края и о Хабаровском крае, через нравственно-эстетическое сопереживание; помочь школьнику ориентироваться в изменяющемся мире, обогатив его духовно- нравственный опыт литературными образами лучших черт менталитета народа своей малой Родины, расширить его эстетический, краеведческий и исторический кругозор, способствовать пробуждению тяги к самосовершенствовании, самовоспитанию, саморазвитию.
Цель программы определяет характер конкретных задач, которые решаются на занятиях внеурочной деятельности «Лукошко».
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Формы проведения занятий
Для формирования интереса к чтению используются разные формы организации занятий:
занятие-спектакль;
занятие-интервью;
устный журнал;
конкурсы;
литературные встречи;
литературная гостиная;
литературный ринг и т. д.
Личностными результатами изучения курса «Лукошко» являются следующие умения:
-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
-оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Лукошко» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
-учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других;
-выразительно читать и пересказывать текст;
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
-осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
-понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
-делить текст на части, озаглавливать части;
-выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
-подробно и выборочно пересказывать текст;
-составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
-размышлять о характере и поступках героя;
-относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
-находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
-относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
-соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Планируемые результаты:
Обучающиеся научатся:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– заучивать наизусть небольшие стихотворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
– различать рассказ и стихотворение.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• воспринимать художественную литературу как вид искусства;
• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
• определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
• доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
• творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
• создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
• работать в группе, создавая инсценировки по произведению,
• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор).
К концу 4 класса обучающиеся должны:
- прогнозировать содержание литературного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия;
- воссоздавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику;
- выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета и постижения подтекста;
- излагать личное мнение о литературном произведении;
- организовывать собственную читательскую деятельность по ознакомлению с большим по объему произведением;
- основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных форм, народные и литературные сказки, рассказы, повести, стихотворения);
- пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпо-ритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей;
Содержание программы:
Маргарита Ходаковская. Книга окрыляет ум и сердце (1 час)
Оставайся с нами, сказка! (9 часов)
Охотник Хурэгэлдын и коварная лиса Солакичан (Негидальская сказка).Геохату (Сказка народа ульта - ороков). Николай Наволочкин. Полудница акуля (Глава из повести-сказки); Как Акуля встречала Новый год. Александр Лепетухин. Хехцирские сказки (Смешные и правдивые истории про зайца Петровича и его друзей); Про ягоду клубнику; Фольклор
Моя малая родина (9 часов)
Григорий Ходжер Конец большого дома (Отрывки из романа). Антонина Кымытваль Яранга. Владимир Арсеньев. По уссурийскому краю (Главы из книги) Встреча с Дерсу; Пурга на озере Ханка; Дерсу Узала; Амба. Евгений Кохан Домик; Старик Хехцир. Сергей Кучеренко Унылая пора — очей очарованье (Из очерка «Созвучие времён года»). Наталья Костюк Хабаровская весна. Леонид Андреев. Тепло руки (Лирические миниатюры) Тишина; Ночной дозор; Лютик; Новая кличка; Яблоки. Людмила Миланич Хабаровску . Анна Ходжер «Я — земли нанайской дочь...»; «Березок расписной наряд...». Константин Бельды Родная сторона. Виктор Кеулькут Это неправда! Пётр Гран Я не уеду в дальние края
Живое вокруг нас (7 часов)
Виктор Пожидаев Мишка, Буйка и волки… (Рассказ). Валерий Шульжик Охотник нашёл медвежонка в тайге. Владимир Шадрин Родня. Николай Рыжих Чайки
Детям и о детях (8 часов)
Валентин Фёдоров Северная быль (Повесть). Евгений Баранов Соль на щеках (Рассказ)
Людмила Миланич «В круглый, сказочный, смешной...»; «Много разных примету Победы...»
Николай Наволочкин Как исправить единицу; Грамотей. Алла Овчинникова Песня тростника
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Оставайся с нами, сказка! | 9 |
3 | Моя малая родина | 9 |
4 | Живое вокруг нас | 7 |
5 | Детям и о детях | 8 |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата по плану | Дата по факту | |
Введение | ||||
1 | М.Ходаковская «Книга окрыляет ум и сердце» | 02.09 | ||
Оставайся с нами, сказка! | ||||
2 | «Охотник Хурэгэлдын и коварная лиса Солакичан» Негидальская сказка | 09.09 | ||
3 | Геохату. Сказка народа ульта - ороков | 16.09 | ||
4 | Геохату. Сказка народа ульта - ороков | 23.09 | ||
5 | Н. Наволочкин. Полудница Акуля. Глава из повести-сказки. «Как Акуля встречала Новый год» | 30.09 | ||
6 | Н. Наволочкин. Полудница Акуля. Глава из повести-сказки. «Как Акуля встречала Новый год» | 07.10 | ||
7 | Н. Наволочкин. Полудница Акуля. Глава из повести-сказки. «Как Акуля встречала Новый год» | 14.10 | ||
8 | А. Лепетухин. Хехцирские сказки. Смешные и правдивые истории про зайца Петровича и его друзей. «Про ягоду клубнику», «Фольклор» | 21.10 | ||
9 | А. Лепетухин. Хехцирские сказки. Смешные и правдивые истории про зайца Петровича и его друзей. «Про ягоду клубнику», «Фольклор» | 11.11 | ||
10 | Обобщение по разделу: «Оставайся с нами, сказка!» | 18.11 | ||
Моя малая Родина | ||||
11 | Г. Ходжер. Конец большого дома. Отрывки из романа | 25.11 | ||
12 | Г. Ходжер. Конец большого дома. А. Кымытваль. Яранга | 02.12 | ||
13 | В. Арсеньев. По Уссурийскому краю. Главы из книги. «Встреча с Дерсу», «Пурга на озере Ханка» | 09.12 | ||
14 | В. Арсеньев. По Уссурийскому краю. Главы из книги., «Дерсу Узала» , «Амба» | 16.12 | ||
15 | Е. Кохан. «Домик», «Старик Хехцир». С. Кучеренко. Унылая пора – очей очарованье. Из очерка «Созвучие времён года» | 23.12 | ||
16 | Л. Андреев. Тепло руки. Лирические миниатюры. «Тишина», «Ночной дозор», «Лютик», «Новая кличка», «Яблоки» | 13.01 | ||
17 | А. Ходжер. «Я – земли нанайской дочь…», «Берёзок расписной наряд…» | 20.01 | ||
18 | К. Бельды. «Родная сторона»В. Кеулькут. «Это неправда!» | 27.01 | ||
19 | П. Гран. «Я не уеду в дальние края» Обобщение по разделу: «Моя малая Родина» | 03.02 | ||
Живое вокруг нас | ||||
20 | В. Пожидаев. «Мишка, Буйка и волки…» | 10.02 | ||
21 | В. Пожидаев. «Мишка, Буйка и волки…» | 17.02 | ||
22 | В. Пожидаев. «Мишка, Буйка и волки…» | 24.02 | ||
23 | В. Шульжик. «Охотник нашёл медвежонка в тайге» | 03.03 | ||
24 | В. Шадрин. «Родня» | 10.03 | ||
25 | Н. Рыжих. «Чайки». | 22.03 | ||
26 | Обобщение по разделу: «Живое вокруг нас» | 17.03 | ||
Детям о детях | ||||
27 | В. Фёдоров. «Северная быль». Повесть | 31.03 | ||
28 | В. Фёдоров. «Северная быль». Повесть | 07.04 | ||
29 | В. Фёдоров. «Северная быль». Повесть | 14.04 | ||
30 | Е. Баранов. «Соль на щеках». Рассказ. | 21.04 | ||
31 | Л. Миланич. «В круглый, сказочный, смешной…», «Много разных примет у Победы…» | 28.04 | ||
32 | Н. Наволочкин. «Как исправить единицу», «Грамотей» | 05.05 | ||
33 | А. Овчинникова. «Песня тростника». | 12.05 | ||
34 | Обобщение по разделу: «Детям и о детях». Обобщение за год. | 19.05 |
Материально- техническое обеспечение
Методические и учебные пособия.
1.Ходаковская М. Н. «Лукошко» 4 класс: Хрестоматия по дальневосточной литературе, - Хабаровск, издательский дом «Приамурские ведомости», 2008 г.
Технические средства обучения:
1.Компьютер.
2.Проектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...