Рабочая программа кружка "Лукошко"
рабочая программа (4 класс)

Яхонтова Елена Павловна

Рабочая программа и КТП на 34 часа кружка по Дальневосточной литературе "Лукошко" для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lukoshko.docx41.39 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение                                               «Основная общеобразовательная школа с.Полевое»

      СОГЛАСОВАНА                                                                                           УТВЕРЖДЕНА

     Зам. директора по ВР                                                                      Приказ директора школы

______Л.В. Таратыгина                                                                 «    »   2021 г .№            

«  »             2021 г

Программа внеурочной деятельности

«Лукошко»

для учащихся 4 класса

на 2021-2022учебный год

Составитель: Яхонтова Е.П. – учитель начальных классов.

с. Полевое, 2021 г.

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе регионального компонента литературного образования с учетом федерального компонента государственного образовательного стандарта по литературному чтению, что позволяет соотнести содержание данной программы с ведущими аспектами программы по литературному чтению для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений, в качестве внеурочной деятельности, рекомендованной министерством образования Хабаровского края для дополнительного чтения.  

      Рабочая программа составлена  с учетом следующих нормативных, инструктивных и методических документов, обеспечивающих организацию образовательного процесса:

  • "Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (редакция от 23.07.2013).
  • "Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
  • "О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
  • "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях" / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
  • "Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.
  •  Письма  Комитета образования ЕАО от 06.05.2020 №14-2163"Об организации образовательной деятельности в 2020-2021 учебном году"
  • Приказ МКОУ "ООШ с.Полевое" от 25.06.2020 г №130 "Об утверждении ООП на 2021-2022 учебный год"

Программа внеурочной деятельности «Лукошко» построена на основе авторской программы М. Н. Ходаковской, знакомит учащихся с творчеством писателей Хабаровского края, получившими известность за пределами региона, а также с творчеством коренных народов Дальнего Востока.

Программа рассчитана на проведение занятий во внеучебной деятельности в  4 классе  - 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

Цель программы: формирование читательской компетенции младшего школьника через познание лучших образцов искусства слова Хабаровского края и о Хабаровском крае, через нравственно-эстетическое сопереживание; помочь школьнику ориентироваться в изменяющемся мире, обогатив его духовно- нравственный опыт литературными образами лучших черт менталитета народа своей малой Родины, расширить его эстетический, краеведческий и исторический кругозор, способствовать пробуждению тяги к самосовершенствовании, самовоспитанию, саморазвитию.

       Цель программы определяет характер конкретных задач, которые решаются на занятиях внеурочной деятельности «Лукошко».

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Формы проведения занятий

Для формирования интереса к чтению  используются  разные формы организации занятий:

занятие-спектакль;

занятие-интервью;

устный журнал;

конкурсы;

литературные встречи;

литературная гостиная;

литературный ринг и т. д.

Личностными результатами изучения курса «Лукошко» являются следующие умения:

-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

-оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

-высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

     Метапредметными результатами изучения курса «Лукошко» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

     Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

-учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

     Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

-слушать и понимать речь других;

-выразительно читать и пересказывать текст;

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

     Предметными результатами  является сформированность следующих умений:

-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

-осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

-понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

-делить текст на части, озаглавливать части;

-выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

-подробно и выборочно пересказывать текст;

-составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

-размышлять о характере и поступках героя;

-относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

-находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

-относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

-соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Планируемые результаты:

     Обучающиеся научатся:

– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ по картинке;

– заучивать наизусть небольшие стихотворения;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

– различать рассказ и стихотворение.

     Обучающиеся получат возможность научиться:

• воспринимать художественную литературу как вид искусства;

• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

• определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

• доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

• творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

• создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

• работать в группе, создавая инсценировки по произведению,

• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор).

К концу 4 класса обучающиеся должны:

  • прогнозировать содержание литературного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия;
  • воссоздавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику;
  • выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета и постижения подтекста;
  • излагать личное мнение о литературном произведении;
  • организовывать собственную читательскую деятельность по ознакомлению с большим по объему произведением;
  • основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных форм, народные и литературные сказки, рассказы, повести, стихотворения);
  • пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпо-ритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей;

Содержание программы:

Маргарита Ходаковская. Книга окрыляет ум и сердце (1 час)

Оставайся с нами, сказка! (9 часов)

 Охотник Хурэгэлдын и коварная лиса Солакичан  (Негидальская сказка).Геохату (Сказка народа ульта - ороков). Николай Наволочкин. Полудница акуля (Глава из повести-сказки); Как Акуля встречала Новый год. Александр Лепетухин. Хехцирские сказки (Смешные и правдивые истории про зайца Петровича и его друзей); Про ягоду клубнику; Фольклор

Моя малая родина (9 часов)

Григорий Ходжер Конец большого дома (Отрывки из романа). Антонина Кымытваль  Яранга. Владимир Арсеньев. По уссурийскому краю (Главы из книги) Встреча с Дерсу; Пурга на озере Ханка; Дерсу Узала; Амба. Евгений Кохан  Домик; Старик Хехцир. Сергей Кучеренко Унылая пора — очей очарованье (Из очерка «Созвучие времён года»). Наталья Костюк  Хабаровская весна. Леонид Андреев. Тепло руки (Лирические миниатюры) Тишина; Ночной дозор; Лютик; Новая кличка; Яблоки.  Людмила Миланич  Хабаровску . Анна Ходжер  «Я — земли нанайской дочь...»; «Березок расписной наряд...». Константин Бельды  Родная сторона. Виктор Кеулькут  Это неправда! Пётр Гран  Я не уеду в дальние края

Живое вокруг нас (7 часов)

Виктор Пожидаев  Мишка, Буйка и волки… (Рассказ). Валерий Шульжик  Охотник нашёл медвежонка в тайге. Владимир Шадрин  Родня. Николай Рыжих  Чайки

Детям и о детях (8 часов)

Валентин Фёдоров  Северная быль (Повесть). Евгений Баранов  Соль на щеках (Рассказ)

Людмила Миланич  «В круглый, сказочный, смешной...»; «Много разных примету Победы...»

Николай Наволочкин  Как исправить единицу; Грамотей. Алла Овчинникова  Песня тростника

Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Оставайся с нами, сказка!

9

3

Моя малая родина

9

4

Живое вокруг нас

7

5

Детям и о детях

8

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Дата по плану

Дата по факту

Введение

1

М.Ходаковская «Книга окрыляет ум и сердце»

02.09

Оставайся с нами, сказка!

2

«Охотник Хурэгэлдын и коварная лиса Солакичан»

Негидальская сказка

09.09

3

Геохату. Сказка народа ульта - ороков

16.09

4

Геохату. Сказка народа ульта - ороков

23.09

5

Н. Наволочкин. Полудница Акуля. Глава из повести-сказки.

«Как Акуля встречала Новый год»

30.09

6

Н. Наволочкин. Полудница Акуля. Глава из повести-сказки.

«Как Акуля встречала Новый год»

07.10

7

Н. Наволочкин. Полудница Акуля. Глава из повести-сказки.

«Как Акуля встречала Новый год»

14.10

8

А. Лепетухин. Хехцирские сказки. Смешные и правдивые истории       про зайца Петровича и его друзей. «Про ягоду клубнику», «Фольклор»

21.10

9

А. Лепетухин. Хехцирские сказки. Смешные и правдивые истории       про зайца Петровича и его друзей. «Про ягоду клубнику», «Фольклор»

11.11

10

Обобщение по разделу: «Оставайся с нами, сказка!»

18.11

Моя малая Родина  

11

Г. Ходжер. Конец большого дома. Отрывки из романа

25.11

12

Г. Ходжер. Конец большого дома. А. Кымытваль. Яранга

02.12

13

В. Арсеньев. По Уссурийскому краю. Главы из книги. «Встреча с Дерсу», «Пурга на озере Ханка»

09.12

14

В. Арсеньев. По Уссурийскому краю. Главы из книги., «Дерсу Узала» , «Амба»

16.12

15

Е. Кохан. «Домик», «Старик Хехцир». С. Кучеренко. Унылая пора – очей очарованье. Из очерка «Созвучие времён года»

23.12

16

Л. Андреев. Тепло руки. Лирические миниатюры. «Тишина», «Ночной дозор», «Лютик», «Новая кличка», «Яблоки»

13.01

17

А. Ходжер. «Я – земли нанайской дочь…», «Берёзок расписной наряд…»

20.01

18

К. Бельды. «Родная сторона»В. Кеулькут. «Это неправда!»

27.01

19

П. Гран. «Я не уеду в дальние края» Обобщение по разделу: «Моя малая Родина»

03.02

Живое вокруг нас

20

В. Пожидаев. «Мишка, Буйка и волки…»  

10.02

21

В. Пожидаев. «Мишка, Буйка и волки…»  

17.02

22

В. Пожидаев. «Мишка, Буйка и волки…»  

24.02

23

В. Шульжик. «Охотник нашёл медвежонка в тайге»

03.03

24

В. Шадрин. «Родня»

10.03

25

Н. Рыжих. «Чайки».

22.03

26

Обобщение по разделу: «Живое вокруг нас»

17.03

Детям о детях

27

В. Фёдоров. «Северная быль». Повесть

31.03

28

В. Фёдоров. «Северная быль». Повесть

07.04

29

В. Фёдоров. «Северная быль». Повесть

14.04

30

Е. Баранов. «Соль на щеках». Рассказ.

21.04

31

Л. Миланич. «В круглый, сказочный, смешной…», «Много разных примет у Победы…»

28.04

32

Н. Наволочкин. «Как исправить единицу», «Грамотей»

05.05

33

А. Овчинникова. «Песня тростника».

12.05

34

Обобщение по разделу: «Детям  и о детях». Обобщение за год.

19.05

Материально- техническое обеспечение

Методические и учебные пособия.

1.Ходаковская М. Н. «Лукошко» 4 класс: Хрестоматия по дальневосточной литературе, - Хабаровск, издательский дом «Приамурские ведомости»,  2008 г.

Технические средства обучения:

1.Компьютер.

2.Проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...