Урок литературного чтения «Капалуха»
материал по чтению (3 класс)

Знакомит учащихся с рассказом В. Астафьева «Капалуха», 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_literaturnogo_chteniya_kapaluha.zip2.05 МБ

Предварительный просмотр:

                                                             Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

                                                             Утянская  средняя общеобразовательная школа

                                                             Новосибирская область Доволенский район

                                                   Открытый урок  в рамках  конкурса «Мой лучший урок»

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3

Тема: В.П.Астафьев «Капалуха»

Подготовила и провела

Учитель начальных классов первой категории

Коньшина Елена Анатольевна

                                       Технологическая карта урока         литературного чтения в 3 классе

Тема: В.П.Астафьев «Капалуха»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: познакомить учащихся с рассказом В. Астафьева «Капалуха», определить тему и главную мысль рассказа.

Задачи:

- создать условия для глубокого анализа произведения, формирования читательских умений и навыков

- способствовать развитию коммуникативных умений и навыков, творческих способностей  в ходе анализа текста рассказа.

- воспитывать любовь и уважение к матери, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД:

Предметные: - прогнозировать содержание текста художественного произведения В.П.Астафьева «Капалуха» по заголовку, автору, опорным словам и осознавать цель чтения; определять главную мысль и героев произведения; этически оценивать поступки персонажей, формировать своё отношение к героям произведения; формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;

Метапредметные:

Познавательные УУД: формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать учебный материал, прогнозировать, предугадывать содержание художественного текста; строить логическое рассуждение и речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому материалу; стремиться к совершенствованию своих знаний; ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих.

Технологии: технология продуктивного чтения

Оборудование:  ноутбук, мультимедийный проектор,  презентация , портрет писателя, карточки с заданиями для работы в паре,  толковый словарь .

Межпредметные связи : русский язык ,окружающий мир

Организация пространства : фронтальная работа, индивидуальная работа,  парная

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

I. Орг. момент

Цель: создание условий  для возникновения у детей потребности включения в учебную деятельность

Приветствует. Дает общую установку на урок

Приветствуют учителя. Определяют самоготовность

Умеют слушать в соответствии с установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II.Актуализация знаний.

Антиципация чтения.

Цель: организовать учащихся к чтению текста, прогнозированию его содержания, заинтересовать учащихся

- Как называется большой раздел который изучаем.

 - Чему мы учимся в этом разделе?

Выделите только русские буквы и узнаете полное имя писателя, чей рассказ будем читать. Поработаем в парах.  

SLBИWGKTSVIOLPS  ПGIESTPSWVOBLИЧ LI WAV CSTLIAФ LЬGEВSL  (слайд 2-3)

Биография автора   (слайд 4) , (слайд 5 )

По опорным словам , биографии автора, названию и иллюстрации предугадать, о чем или о ком мы будем читать рассказ.

Отвечают на вопросы учителя

Слушают рассказ, рассматривают портрет.

Высказывают свое мнение

Осуществляют  актуализацию личного жизненного опыта

Формулируют собственное мнение и позицию

Учитывают разные мнения и обосновывают собственную позицию

 Выдвигают гипотезу и обосновывают ее.  

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока.

(слайд 6)

Определите цели урока, используя опорные  слова: Мы познакомимся с …, мы узнаем…, мы будем учиться…

-Знаете ли вы, значение слова капалуха? Предположите.

Давайте проверим ваши предположения, прочитав рассказ, используя прием «диалог с автором».

Обсуждают тему урока, формулируют цели.

Появляется желание прочитать рассказ

В сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи

IV.Работа с текстом во время чтения

1Словарная работа (слайд 7-13)

2Первичное чтение

текста. «Диалог с автором»( аудиозапись текста рассказа с остановками и прогнозированием событий) (слайд 14)

Цель: эффективно воспринимать новый материал; понимать практическую значимость изучаемого материала

Узнаем лексическое значение трудных слов (пастьба, просека, валежник, альпийские луга, тайга, черничник)

Использование приема «диалог с автором» 1.Как вы думаете, ребята, почему поднялся шум? Проверим ваши предположения (продолжение аудиозаписи текста)

2.Что же он увидел?

3.Как вы думаете, почему бегала глухарка? Кто же такая капалуха?

4.Что же было в гнезде? Давайте проверим.

5.Как вы думаете, зачем им яйца?

Что ответил мальчик?

6.Как вы думаете, что будет с капалухой?

7.Почему живот у капалухи был голый?

Проверяем ваши предположения

8.Как вы думаете, что было дальше с капалухой? Предположите.

Аудиозапись до конца текста

Чтение и объяснение слов с помощью толкового словаря и презентации.

-Слушают аудиозапись и следят по учебнику.

 Прогнозируют, что случиться дальше,

как будут развиваться события,

чем может закончиться  конкретный эпизод.

Дети следят по учебнику

Строят речевое высказывание в устной форме

Прогнозируют, предугадывают содержание художественного текста

Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

V. Работа с текстом после чтения.

Концептуальная беседа по тексту.

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Физминутка

Творческие задания. Работа с кластером.

(слайд 16-17)

Работа с пословицей

Составление синквейна

Понравился вам рассказ? Какие чувства вызывает у вас эта история?

Подтвердились ли ваши предположения, о которых вы говорили перед чтением рассказа? Какую птицу охотники называют капалухой?

Сообщение о глухаре подготовил ребенок.

Перечитайте рассказ про себя . Найдите в тексте слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда к гнезду приблизились люди.

Какие образные выражения использует автор, описывая поведение капалухи после ухода людей?

Почему автор выбрал именно эти выражения и слова?

Кто из героев рассказа думает о птицах и окружающей нас природе как о живой, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?

Какое правило забыли дети?

Выберите слова , характеризующие капалуху, составьте кластер.

Из карточек соберите пословицу

Как можно связать данную пословицу и прочитанное произведение?

Как вы думаете, изменится ли отношение ребят к природе после этого случая или нет?

Какая главная мысль этого рассказа ?

Прочитайте последнее предложение рассказа. Почему автор именно такими словами  заканчивает свой рассказ?

Вам понравилось произведение?

Захотелось ли вам прочитать другие рассказы В .П.Астафьева?

Выставка книг Астафьева

Составьте синквейн с помощью опорных карточек .  (слайд 18)

Формулируют свои ответы

Ученик рассказывает о глухаре

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

Работа в парах

Материнская ласка конца не знает

Самостоятельная работа в парах

Строят логические рассуждения и речевое высказывание в устной форме

Делают выводы, извлекают информацию из различных источников

Аргументируют свою точку зрения.

Формулируют свое мнение и позицию.

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных, так и поступков окружающих людей

Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Планировать  свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; вносить  необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок

VI. Подведение  итогов урока. Рефлексия.

Цель: определение эмоционального состояния учащихся

Оцените свою работу на уроке и выберите соответствующую надпись на слайде. (слайд 19)

На уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя…

Мне понравились ответы таких ребят…

Определяют  свое эмоциональное состояние на уроке Проводят самооценку.

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности

VII Домашнее задание

Творческие задания

Какое домашнее задание вы могли бы предложить?

Каждый сделает одно из  перечисленных заданий по выбору

Предлагают творческие задания

Повышают  устойчивый учебно - познавательный интерес , стремятся к совершенствованию своих знаний.

Ссылка на урок https://youtu.be/mb3gpIqD7oE


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе. В.П. Астафьев. Капалуха.

3 класс. Литературное чтение .В.П.Астафьев. «Капалуха».Автор: Дремина Татьяна ВладиленовнаУчитель начальных классов    ГОУ Гимназии №63Технология: продуктивное чтение с использова...

Урок литературного чтения в 4 классе "В.П.Астафьев Капалуха"

Тема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»Цели: продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выр...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Астафьев "Капалуха"

Представляю разработку урока по теме "Материнская любовь в произведении В.П.Астафьева "Капалуха". Урок был проведен в предверии 8 марта. Главная цель урока - воспитать любовь к маме, сделать ей подаро...

Конспект урока литературного чтения "Капалуха"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: В.П. Астафьев «Капалуха».Цели урока:  познакомить учащихся с творчеством В.П. Астафьев; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воо...

Конспект урока литературного чтения "«Капалуха». 3 кл школа россии

Конспект урока литературного чтения "«Капалуха». 3 кл школа россии...