Рабочая программа учителя-дефектолога 1 - 4 класс
рабочая программа

Данная рабочая программа разработана для учителя-дефектолога работающего в начальном звене с 1 по 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_1-4_klass.docx65.65 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для обучающихся 1-4 классов с задержкой психического развития (варианты 7.1; 7.2) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.

Нормативно-правовое обеспечение:

Работа учителя-дефектолога организуется на основании:

  • Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  • Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»

Рабочая программа учителя-дефектолога является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, составленной для обучающихся с задержкой психического развития (варианты 7.1; 7.2)

Данная программа выступает инструментом при планировании коррекционно-развивающей компетентностной деятельности учителя-дефектолога.

Цель - создание системы комплексной помощи обучающимся с задержкой психического развития в освоении АООП НОО, коррекция недостатков познавательной деятельности, помощь в освоении программного материала.

Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы:

  1. Выявление особых образовательных потребностей обучающегося с задержкой психического развития, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии.
  2. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающемуся с задержкой психического развития с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
  3. Организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.
  4. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающегося с задержкой психического развития.
  5. Оказание родителям (законным представителям) обучающегося с задержкой психического развития консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

Характеристика нозологической группы, описание особых образовательных потребностей

Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК. Общие ориентиры для рекомендации обучения по АООП НОО (вариант 7.1 и 7.2) могут быть представлены следующим образом.

АООП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.

АООП НОО (вариант 7.2) адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.

Данная программа – это курс специальных индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся с ОВЗ. Занятия проводятся по утвержденному расписанию, продолжительность одного занятия составляет 20 минут.

При организации коррекционно – развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на исправление недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.

Учитываются возрастные черты мышления ученика. В разных классах могут быть использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень их сложности. Универсальной формой коррекционных занятий является игра.

 

Структура коррекционно – развивающих занятий:

  1. Ритуал приветствия.
  2. Рефлексия предыдущего занятия.
  3. Разминка.
  4. Основное содержание занятия.
  5. Рефлексия прошедшего занятия.
  6. Ритуал прощания.

В структуре занятий выделяются:

  • Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности.
  • Блок коррекции и развития этих  познавательных процессов.

Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности человека, основой ориентации человека в мире и обществе. Развитие восприятия не происходит само собой. Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности  является сравнение. Для развития пространственных представлений необходимо использовать наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей: развивать пространственные представления.

Внимание учащихся с ОВЗ характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате специальных упражнений.

Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех школьников с ОВЗ наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала.

На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и произвольную память.  

В развитии мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ обнаруживается значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.

В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными.

Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами , проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо уделять внимание  формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е., визуализировать.

Для учащихся с ОВЗ наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего к единичному) умозаключения.

Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Нарушения перечисленных психических функций и моторики выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе, школьных неврозах. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений, развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Коррекционно – развивающая работа  с детьми представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами:

  • Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную деятельность и личность ребенка.
  • Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие мышление.
  • Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности человека.
  • Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.

Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме. Исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психо – физиологические особенности учащихся формируются группы, численностью 2 – 4 человек.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ

Освоение обучающимся коррекционно-развивающей дефектологической программы, которая создана на основе ФГОС для детей с ОВЗ, предполагает достижение ими трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностными результатами являются:

  • правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;
  • правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;
  • умения анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
  • умение налаживать контакт с людьми;
  • умение соблюдать правила игры и дисциплину;
  • умение правильно взаимодействовать с партнерами по команде;
  • способность к саморазвитию;
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
  • основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;
  • понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
  • принятие установки на здоровый образ жизни;
  • чувство прекрасного на основе знакомства с лучшими образцами мировой и отечественной культуры и традиций.

Метапредметными результатами являются:

  • навык доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
  • умение учиться работать в паре и в группе;
  • навык выполнять различные роли;
  • умение слушать и понимать речь сверстников;
  • осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией;
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • умение задавать вопросы;
  • умение контролировать действия партнера;
  • использование речи для регуляции своего действия;
  • умение адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Предметными результатами являются умения:

  • целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога;
  • дорисовывать незаконченные изображения;
  • группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом;
  • составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;
  • конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;
  • определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;
  • зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;
  • классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
  • различать запахи и вкусовые качества, называть их;
  • сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;
  • действовать по звуковому сигналу;
  • адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;
  • выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
  • определять время по часам.

В результате реализации данной программы обучающиеся должны научиться:

  • выделять существенные признаки и закономерности предметов;
  • сравнивать предметы, понятия;
  • обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
  • определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
  • концентрировать, переключать своё внимание;
  • развивать свою память;
  • улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
  • уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
  • самостоятельно выполнить задания;
  • осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
  • работать в группе (при групповых формах работы).

Обучающийся, владеющий положительным развитием психических процессов: внимания, памяти (слухоречевой, зрительной), мыслительными операциями, владеющий приемами обобщения, классификациями, общим уровнем осведомленности не ниже среднего.

Положительным отношением к школе, адекватной самооценкой, умеющий справляться со своим эмоциональным состоянием, с навыками конструктивного взаимодействия с окружающими людьми и имеющий благоприятный статус в коллективе.

Календарно-тематическое планирование

1 класс

Раздел

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Диагностический этап (входной) (4ч)

Диагностика развития восприятия пространства, цвета, времени. (Упр. «Далеко - близко», «Выше - ниже», «Подбери нужный цвет», «Составь букет», «Когда это бывает?»)

1

Диагностика развития внимания (Упр. «Сравни, назови, сосчитай»)

1

Диагностика развития памяти. (Упр. «Что запомнили?», «Что находится на картинке?»).

1

Диагностика развития мышления. (Упр. «Способность выделить существенное»)

1

Коррекция и развитие ВПФ (27ч) 

Текст «Осень. Приметы осени». Развитие умения ориентироваться в помещении. (Упр. «Спрячем и найдем»)

1

Ориентировка на листе бумаги и в пространстве.

1

Тема «Осень. Приметы осени». Развитие восприятия пространства на листе бумаги. (Упр. «Что, где находится?», «Положи верно»)

1

Рисование узоров, элементов букв и цифр. Развитие восприятия целостного образа предмета, его размера. (Упр. «Найди свою половинку», «Разрезные картинки»)

1

Тема «Фрукты» Развитие восприятия целостного образа предмета, его размера. (Упр. «Что больше, выше», «Толстый, тонкий»)

1

Работа в прописях. Развитие восприятия цвета. (Упр. «Подбери нужный цвет»)

1

Тема «Овощи». Развитие восприятия цвета. (Упр. «Подбери нужный цвет»)

1

Работа в прописях. Диагностика развития пространства, времени, цвета.

1

Обобщение понятий – овощи, фрукты, огород, урожай, грядка, плодовые деревья, фруктовые деревья

1

Звуки и буквы. Фонетический разбор слов. Развитие устойчивости внимания (Упр. «Найди и подчеркни»)

1

Тема «Овощи. Фрукты». Развитие устойчивости внимания (Упр. «Найди дорогу», «Поиск предмета»)

1

Обозначение звуков буквами. Развитие произвольного внимания (Упр. «Слушай и повторяй»)

1

Тема «Посуда». Развитие произвольного внимания (Упр. «Смотри на руки», «Слушай команду»)

1

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. Развитие сенсорного внимания (Упр. «Исключение лишнего»)

1

Тема «Продукты» Развитие сенсорного внимания (Упр.«Найди два одинаковых предмета», «Поиск предмета»)

1

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы.

1

Тема «Одежда». Развитие объема внимания (Упр. «Срисовывание по клеточкам»)

1

Упражнения в написании сочетаний ЧК, ЧН.

1

Тема «Обувь». Диагностика развития внимания. (Упр. «Сравни, назови, сосчитай»)

1

Упражнения в написании орфограмм ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

1

Тема «Домашние животные». Развитие моторной памяти. (Упр. «Как прыгают животные», «Смешанный лес»)

1

Правописание собственных имён существительных.

1

Тема «Домашние птицы». Развитие образной памяти. (Упр. «Разрезанная картинка», «Круг, треугольник и квадрат»)

1

Одушевлённые и неодушевлённые предметы. Развитие непроизвольной памяти (Упр. «Кто забил гол?»).

1

Тема «Зимующие птицы». Развитие зрительной памяти (Упр. «Запомни порядок», «Запомни движение»).

1

Слова-признаки. Развитие слуховой памяти (Упр. «Запомни и повтори», «Слушай хлопки»).

1

Тема «Новый год». Диагностика развития памяти (Упр. «Что запомнили?», «Что находится на картинке?»)

1

Диагностический этап (промежуточный) (1ч)

Диагностика уровня развития познавательных процессов.

1

Коррекция и развитие ВПФ (продолжение) (30ч)

Тема «Зима. Зимние забавы». Развитие мышления. Развитие умения определять временные категории (Упр. «Что было раньше?»)

1

Нумерация. Устный счёт. Состав чисел.

1

Сравнение числовых выражений. Развитие мышления. Развитие умения сравнивать. (Упр. «Назови отличительные признаки»).

1

Тема «Город». Развитие логического мышления (логические категории: меньше – больше, выше – ниже; упр. «Найди самый низкий забор»)

1

Решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел.

1

Тема «Мой дом». Исследование развития хватания, движений пальцев и кистей рук. (Методика «Теневой театр», упр. «Мозаика», «Зайчик», «Гусь»).

1

Решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел.

1

Тема «Как строят дома». Исследование развития соотносящих действий, подражания движениям рук. (Упр. «Пирамидка», «Покажи, как я»)

1

Решение примеров изученных видов.

1

Тема «Бытовые приборы» Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.

1

Сравнение числовых выражений.

1

Тема «Мебель» Процесс хватания. Движение пальцев и кистей рук. (методика «Теневой театр», упр. «Мозаика», конструктор «Лего»)

1

Решение примеров на сложение и вычитание.

1

Тема «Дикие животные севера»

1

Решение простых задач.

1

Тема «Дикие животные юга»

1

Решение задач на одно-два действия.

1

Тема «Дикие животные леса»

1

Деление на две части.

1

Тема «Весна»

1

Деление на три части.

1

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок.

1

Тема «Перелетные птицы»

1

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок.

1

Тема «Транспорт»

1

Геометрические фигуры.

1

Тема «Профессии» Расслабление по контрасту с напряжением, с фиксацией внимания на дыхании.

1

Сходство предметов.

1

Тема «Насекомые». Дыхание в сочетании с голосом. (упр. «Напряжение, расслабление», «Голоса природы», дыхательная гимнастика)

1

Тема «Лето». Диагностика моторной деятельности.

1

Заключительная диагностика (4ч)

Диагностика восприятия

1

Диагностика внимания

1

 Диагностика памяти

1

Диагностика мышления

1

Календарно-тематическое планирование

2 класс

Раздел

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Диагностический этап (входной) (4ч)

 Диагностика развития восприятия пространства, цвета, времени. (Упр. «Лабиринт», «Угадай, кого загадали»)

1

 Диагностика  развития внимания. (Упр. «Зашифрованное слово», « Медведи разбрелись»).

1

 Диагностика развития памяти. (Упр. «Что запомнили?», «Что находится на картинке?»)

1

 Диагностика развития мышления. (Упр. «Способность выделить существенное»)

1

Коррекция и развитие ВПФ (27ч)

Текст «Осень. Приметы осени». Развитие восприятия пространства. (Упр. «На. Под. Над. За.»)

1

Ориентировка на листе бумаги и в пространстве.

1

Тема «Осень. Приметы осени».

1

Рисование узоров, элементов букв и цифр. Графический диктант.

1

Тема «Фрукты». Развитие восприятия времени. (Упр. «Что было раньше?», «Сегодня и вчера»)

1

Работа в прописях.

1

Тема «Овощи». Развитие восприятия формы, цвета. (Упр. «Цветное домино», «Сложи рисунки из фигур», «Найди похожие формы»)

1

Работа в прописях. Графический диктант

1

Обобщение понятий – овощи, фрукты, огород, сад. Диагностика развития восприятия.

1

Звуки и буквы. Фонетический разбор слов.

1

Тема «Овощи. Фрукты». Расширение словарного запаса. Развитие мышления (определение действий, функций и признаков предметов). Развитие памяти, воображения.

1

Звуки и буквы. Фонетический разбор слов. Закрепление.

1

Тема «Посуда». Развитие сенсорной памяти через упражнения на развитие внимания. (Упр. «Исключение лишнего», «Найди два одинаковых предмета»).

1

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

1

Тема «Продукты». Развитие умения распределять внимание. (Методики «Знаковый тест (круг -  крестик, круг - треугольник», «Ромашки - колокольчики»)

1

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы.

1

Тема «Одежда». Развитие умения переключать внимание (Упр. «Найди пару», «Найди зайца»)

1

Упражнения в написании сочетаний ЧК, ЧН.

1

Тема «Обувь». Диагностика развития внимания (Упр. «Сравни, назови, сосчитай»)

1

Упражнения в написании орфограмм ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

1

Тема «Домашние животные». Развитие зрительной памяти. (Упр. «Чего не хватает?», «Узнай фигуры»,  методика «Запомни слова»).

1

Правописание собственных имён существительных.

1

Тема «Домашние птицы». Развитие слуховой памяти. (Методики «Запоминание слов», «Испорченный телефон», «Повтори»).

1

Одушевлённые и неодушевлённые предметы.

1

Тема «Зимующие птицы» Развитие моторной памяти. (Упражнения «Как прыгают животные», «Смешанный лес»).

1

Слова-признаки.

1

Тема «Новый год». Традиции. Диагностика развития памяти. (Упражнения «Что запомнил?», «Что находится на картинке?»).

1

Диагностический этап (промежуточный) (1ч)

Диагностика уровня развития познавательных процессов.

1

Коррекция и развитие ВПФ (продолжение) (32ч)

Тема «Зима. Зимние забавы». Развитие умения сравнивать. (Методики «Четвёртый лишний», «Найди лишнее слово»).

1

Нумерация. Устный счёт. Состав чисел.

1

Сравнение числовых выражений.

1

Тема «Город». Развитие умения находить предметы по заданным признакам. Отгадывание загадок.

1

Решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел.

1

Тема «Мой дом.» Развитие умения классифицировать.

1

Решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел.

1

Тема «Как строят дома». Развитие логического мышления (логические категории: меньше-больше, выше-ниже). (Упражнения «Найди самый низкий забор», «Покажи девочку, у которой самое короткое платье» и т.д.).

1

Решение примеров изученных видов.

1

Тема «Бытовые приборы». Диагностика развития мышления.

1

Сравнение числовых выражений.

1

Тема «Мебель». Диагностика развития движений пальцев и кистей рук, пластичности. (Методики «Мозаика», «Обведи»).

1

Решение примеров на сложение и вычитание.

1

Тема «Дикие животные севера». Диагностика координации движений (Упражнения «Радость», «Сделай, как я»).

1

Решение простых задач.

1

Тема «Дикие животные юга». Расслабление по контракту с напряжением. (Упражнения «Расслабление и напряжение», «Шум ветра»).

1

Решение задач на одно-два действия.

1

Тема «Дикие животные леса». Расслабление с фиксацией на дыхание. Дыхательная гимнастика.

1

Деление на две, три части.

1

Тема «Весна». Пальчиковая гимнастика.

1

Деление на четыре части.

1

Тема «Весна идёт». Процесс хватания. Движения пальцев и кистей рук. (Методика «Теневой театр», «Лего»).

1

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок.

1

Тема «Перелетные птицы». Координация движений. Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов. (Упражнения «Игра с волной»),

1

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок.

1

Тема «Транспорт». Координация движений. Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов. (Упражнения «Радость»).

1

Геометрические фигуры.

1

Тема «Профессии». Координация движений. Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов. (Упражнения «Сделай, как я»)

1

Сходство  предметов.

1

Различие предметов.

Тема «Насекомые» Координация движений. Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов. (Упражнения «Печаль»).

1

Тема «Лето»

1

Заключительная диагностика (4ч)

Диагностика восприятия

1

Диагностика внимания

1

 Диагностика памяти

1

Диагностика мышления

1

Календарно-тематическое планирование 3 класс

Раздел

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Диагностический этап (входной) (4ч)

Исследование восприятия пространства, времени, цвета и величины. (Упражнения «Игровая школа мышления» О.А.Степанова, «Какого цвета предметы?», «Назови такой же», «Поиск по признакам»).

1

Исследование устойчивости внимания. (Методики «Корректурная проба», «Знаковый тест»).

1

Исследование зрительной, слуховой, логической памяти. (Методики «Запомни фигуры», «Запомни слова», «Запомни числа»).

1

Исследование словесно-логического, наглядно-действенного мышления.

1

Коррекция и развитие ВПФ (27ч)

Тема «Моё поведение на улице»

1

Манипуляция с мелкими предметами

1

Текст «Осень»

1

Рисование узоров, букв и цифр. 

1

Тема «Осень. Жизнь людей осенью»

1

Коррекция почерка

1

Тема «Огород»

1

Деление слов на слоги.

1

Тема «Школьный огород»

1

Схема слова.

1

Тема «Подготовка к зиме»

1

Предложение.

1

Текст «Берегите книги»

1

Составление предложений.

1

Тема «Берегите книги». Расширение словарного запаса

1

Деление предложения на слова.

1

Тема «Школьная библиотека»

1

Состав слова. Корень.

1

Тема «Магазин»

1

Состав слова. Приставка.

1

Тема «Зима»

1

Упражнения в образовании слов с помощью приставок.

1

Тема «Домашние животные»

1

Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов.

1

Тема «Зимующие птицы»

1

Имя существительное. Число имени существительного

1

Тема «Новогодний праздник»

1

Диагностический этап (промежуточный) (1ч)

Диагностика уровня развития познавательных процессов.

1

Коррекция и развитие ВПФ (продолжение) (32ч)

Устная и письменная нумерация чисел.

1

Тема «Зима»

1

Сложение в пределах 50 без перехода через разряд.

1

Тема «Дикие животные севера»

1

Таблица умножения на 2.

1

Тема «Дикие животные юга»

1

Таблица умножения на 3.

1

Тема «Дикие животные леса»

1

Таблица умножения на 4.

1

Тема «Город»

1

Таблица умножения на 5.

1

Тема «Дом и его части»

1

Решение доступных задач. Деление на равные части по содержанию.

1

Тема «Бытовые приборы»

1

Умножение на 0 и 1.

1

Тема «Мебель»

1

Компоненты деления и умножения.

1

Тема «Мебель» Расширение словарного запаса

1

Правила о порядке выполнения действий.

1

Тема «Весна»

1

Умножение и деление на три – четыре части.

1

Тема «Перелетные птицы»

1

Решение задач на сложение-вычитание с опорой на рисунок.

1

Тема «Профессии»

1

Периметр.

1

Тема «Транспорт». Классификация по видам

1

Решение примеров и задач на сложение и вычитание чисел в пределах 50

1

Тема «Лето»

1

Правила о порядке выполнения действий.

1

Тема «Насекомые»

1

Письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 50.

1

Итоговая проверочная работа.

1

Заключительная диагностика (4ч)

Диагностика восприятия.

1

Диагностика внимания.

1

Диагностика памяти.

1

Диагностика мышления.

1

Календарно-тематическое планирование 4 класс

Раздел

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Диагностический этап (входной) (4ч)

Диагностика зрительного восприятия. (Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» авт. Немов Р.С.) Диагностика слухового восприятия. (Методика «Воспризведение прочитанного текста с соблюдением последовательности»)

1

Диагностика внимания: Устойчивость (Методика «Расставь знаки» - видоизмененная методика Немова Р.С.); Концентрация (Модификация метода Пьера - Рузера).

1

Диагностика памяти: Зрительная (Методика «Тренируем память»); Слуховая (Методика «10 слов » Лурия Л.Р.)

1

Диагностика мышления: Наглядно – действенного (Методика «Собери по образцу»); Наглядно – образного (Метод «Собери в единое целое» по представлению).

1

Коррекция и развитие ВПФ (27ч)

Тема «Моё поведение на улице»

1

Манипуляция с мелкими предметами

1

Текст «Осень»

1

Рисование узоров, букв и цифр.

1

Тема «Осень. Жизнь людей осенью»

1

Коррекция почерка

1

Тема «Огород»

1

Деление слов на слоги.

1

Тема «Школьный огород»

1

Схема слова.

1

Тема «Подготовка к зиме»

1

Предложение.

1

Текст «Берегите книги»

1

Составление предложений.

1

Тема «Берегите книги». Расширение словарного запаса

1

Деление предложения на слова.

1

Тема «Школьная библиотека»

1

Состав слова. Корень.

1

Тема «Магазин»

1

Состав слова. Приставка.

1

Тема «Зима»

1

Упражнения в образовании слов с помощью приставок.

1

Тема «Домашние животные»

1

Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов.

1

Тема «Зимующие птицы»

1

Имя существительное. Число имени существительного

1

Тема «Новогодний праздник»

1

Диагностический этап (промежуточный) (1ч)

Диагностика уровня развития познавательных процессов.

1

Коррекция и развитие ВПФ (продолжение) (32ч)

Устная и письменная нумерация чисел.

1

Тема «Зима»

1

Сложение в пределах 50 без перехода через разряд.

1

Тема «Дикие животные севера»

1

Таблица умножения на 2.

1

Тема «Дикие животные юга»

1

Таблица умножения на 3.

1

Тема «Дикие животные леса»

1

Таблица умножения на 4.

1

Тема «Город»

1

Таблица умножения на 5.

1

Тема «Дом и его части»

1

Решение доступных задач. Деление на равные части по содержанию.

1

Тема «Бытовые приборы»

1

Умножение на 0 и 1.

1

Тема «Мебель»

1

Компоненты деления и умножения.

1

Тема «Мебель» Расширение словарного запаса

1

Правила о порядке выполнения действий.

1

Тема «Весна»

1

Умножение.

1

Деление на три – четыре части.

1

Тема «Перелетные птицы»

1

Решение задач на сложение-вычитание с опорой на рисунок.

1

Тема «Профессии»

1

Периметр.

1

Тема «Транспорт». Классификация по видам

1

Решение примеров и задач на сложение и вычитание чисел в пределах 50

1

Тема «Лето»

1

Правила о порядке выполнения действий.

1

Тема «Насекомые»

1

Письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 50.

1

Заключительная диагностика (4ч)

Диагностика восприятия.

1

Диагностика внимания.

1

Диагностика памяти.

1

Диагностика мышления.

1

Методическое обеспечение:

  1. Диагностический комплект для начальной школы.
  2. Л.Ю. Субботина «Игры для развития и обучения. Дети 5-10 лет», Ярославль: Академия развития, 2001
  3. Л.Ф. Тихомирова «Познавательные способности. Дети 5 -7 лет», Ярославль,: Академия развития, 2006
  4. Н.Ю.Чивикова «Как подготовить ребенка к школе», - М.: Рольф, 2001
  5. Л.Ю. Субботина «Учимся играя: развивающие игры для детей 5-10 лет», Екатеринбург: У – Фактория, 2005
  6. М.А. Гончарова, Е.Э. Кочурова, А.М. Пышкало «Учись размышлять: развитие у детей математических представлений, воображения и мышления – пособие для начальных классов», М., Антал, 1995
  7. А.А. Осипова, Л.И. Малашинская «Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5 – 9 лет», М., ТЦ Сфера, 2002
  8. И.Н. Шевлякова «посмотри внимательно на мир: Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста», М., Генезис, 2003
  9. Л.Н. Копытова «развитие пространственных представлений и образного мышления», Екатеринбург, «Форум - книга», 2007
  10. Л. Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка: младшие школьники», М., Айрис – Пресс, Рольф, 2000
  11. В. Волина «Занимательное азбуковедение», М., Просвещение, 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-дефектолога(тифлопедагога). Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения и группы риска в образовательном процессе.

Наибольшее значение сопровождение тифлопедагога учащихся с нарушением зрения и группы риска  приобретает на начальных этапах обучения детей. Это диктуется необходимостью восполнения пробело...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ- ДЕФЕКТОЛОГА

Программа расчитана для  младших школьников 2 класса с ОВЗ.Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.)С уч...

Рабочая программа учителя-дефектолога

Цель  коррекционно-развивающего курса: развитие познавательной деятельности и коррекция ее нарушений у учащихся, испытывающих трудности в обучении и освоении АООП.Задачи:- корригировать нарушения...

Рабочая программа учителя-дефектолога

Содержание№п/пРазделСтраница1.Целевой раздел31.1Общее назначение программы31.2Цель  программы61.3Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, ...

Рабочие программы учителя-дефектолога

Рабочая программа корреционно-развивающей работы (дефектологические занятия), рабочая программа "Сенсорное развитие", рабочая программа "Альтернативная коммуникация"...

Рабочая программа учителя-дефектолога для учащихся 1- 4 класса с ЗПР

Рабочая программа учителя - дефектолога для учащихся 1-4 классов с ЗПР...

Рабочая программа учителя - дефектолога «Профилактика нарушений познавательной сферы обучающихся 1-4 классов с задержкой психического развития»

Данная Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-развивающей работы с обучающимися с  ЗПР. Программа  разработана в соответствии со следующими нормативными до...