Рабочие программы
рабочая программа

Приказы об участии в разработке рабочих программ

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____        / Матвиенко И.А./

              ФИО

Протокол №__1__        от

«30» августа 2022 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по ВР МБОУ «СШ № 14»

_____          /  Володина С.В.

             ФИО

«30» августа 2022 г.

«Утверждено»

Руководитель МБОУ «СШ №14» /_______/ Полякова В.А.

       ФИО

Приказ №636 от

«31»  августа 2022г.

                                                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ШАХМАТЫ »

на уровень НОО /1-4 классы/  

                                                                            Авторы-составители: Нижегородова Ольга Михайловна

                                                                         Ченушкина Ирина Васильевна

                                                                                       

Рассмотрено на заседании педагогического  совета

                                                                       протокол № ___1___        

от «31»  августа   2022 г.

2022 – 2023  учебный год

город Нижневартовск

Раздел 1. Планируемы результаты освоения курса внеурочной деятельности «Шахматы».

Личностные результаты: 

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты :  

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты: 

- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат;

- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,

- знать правила хода и взятия каждой фигурой;

- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать выводы;

- определять последовательность событий;

- выявлять закономерности и проводить аналогии;  

- уметь делать ходы всеми фигурами;

- знать ценность шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;

- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту

  своих фигур;

- уметь достигать мата;

- уметь проводить элементарные комбинации;

- уметь разыгрывать дебют и эндшпиль.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

  В основу изучения программы  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

В начальных классах возможно достижение результатов первого  уровня и частично второго.            

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Текущий:

- оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения;

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

  • Итоговый контроль   в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы обучающихся;

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио

Динамика развития обучающихся фиксируется учителем:

  • внутренняя система оценки  на основе сформированности  целеполагания,   развития контроля, самооценки
  • внешняя система  оценка на основе результативности участия в турнирах, викторинах; беседы с родителями.

Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности «Шахматы».

 Рабочая программа к курсу «Шахматы» составлена на основе программы шахматного образования в школе под редакцией И.Г. Сухина, рассчитана на весь учебный год: 1 час в неделю.

     Для занятий используются учебники, рабочие тетради, комплекты шахмат, интерактивные игры, интернет-ресурсы.

Базовые понятия шахматной игры.

Правила техники безопасности во время занятий шахматами. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и четное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, начальное положение, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии, стадии шахматной партии, основы дебюта, атака на одинокого короля в конце партии, основы анализа шахматной партии, основы пешечных эндшпилей.

Классы: 1 – 4

Количество часов:

Всего __1___ час в неделю; 1 классы – 33 часа, 2 – 4 классы – 34 часа.

Планирование составлено на основе программы:  курс «Шахматы – школе».

Учебник:

1. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

2.        Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для 2 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 2007.

3. Сухин И. Шахматы, третий год, или Играем и выигрываем: Учебник для 3 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 2007.

Дополнительная литература:

1.        Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

2.         Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2008.

3. Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2008. _________________________________________________________________________

Тематический план внеурочной деятельности

«Шахматы» 1 класс

Название раздела

Содержание раздела

Формы занятий

(основные)

Количество часов

Всего

I

II

III

IV

Шахматная доска

Белые и черные поля. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Фланги и центр

6

6

Начальная расстановка фигур

Расстановка фигур в начальную позицию

2

2

Шахматные фигуры

Тяжелые и легкие фигуры. Ладья. Слон. Ферзь. Король. Конь. Пешка.

8

9

2

19

Цель и результаты шахматной партии

Шах. Защита от шаха. Пат. Мат. Шахматный турнир

6

6

8

8

9

8

33

Тематический план внеурочной деятельности

«Шахматы» 2 класс

Название раздела

Содержание раздела

Формы занятий

(основные)

Количество часов

Всего

I

II

III

IV

Повторение

Шахматная доска, фигуры, шах, защита от шаха, мат, пат, нотация

7

7

Базовые понятия

Открытый шах. Двойной шах. Рокировка.

1

2

3

Материальное преимущество

Ценность фигур, ударная сила, размен.

4

4

Реализация большого материального перевеса

Ценность фигур. Ударная сила фигур. Размен. Мат одинокому королю двумя ладьями, ладьей и ферзем, ферзем и королем.

2

10

3

15

Мат в один ход

Мат в один ход разными фигурами

5

5

8

8

10

8

34

Тематический план  внеурочной деятельности

«Шахматы» 3 класс

Название раздела

Содержание раздела

Формы занятий

(основные)

Количество часов

Всего

I

II

III

IV

Повторение

шахматная доска, фигуры, шах, рокировка, ценность фигур, мат одинокому королю

8

1

9

Защита фигуры в шахматах

Основные приемы защиты фигуры. Уход из-под нападения. Уничтожение атакующей фигуры. Защита другой фигурой. Перекрытие. Контрнападение

6

6

Тактика в шахматах

Тактические приемы. Двойной удар. Связка. Ловля фигуры. Сквозной удар. Мат на последней горизонтали.

1

10

1

12

Основы игры в дебюте

Мобилизация фигур. Безопасность короля.

Атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля

4

4

Практико-соревновательная деятельность

Игра с использованием тактических приемов. Разыгрывание дебюта. Шахматные турнир.

3

3

8

8

10

8

34

Тематический план внеурочной деятельности

«Шахматы» 4 класс

Название раздела

Содержание раздела

Формы занятий

(основные)

Количество часов

Всего

I

II

III

IV

Повторение

шахматная доска, фигуры, шах, рокировка, ценность фигур, мат одинокому королю

8

6

Тактические комбинации и приемы

Комбинации на мат и достижение материального преимущества

8

3

11

Основы игры в эндшпиле

Основные понятия, классификация и принципы разыгрывания эндшпилей

7

7

14

Практико-соревновательная деятельность

Шахматный турнир

1

1

8

8

10

8

34

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

      Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:

1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.

·        Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, обучающийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм 

мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

·        При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

·        На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства обучающихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

·        Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1.     Практическая игра.

2.     Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3.     Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4.     Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические

        игрушки.

5.    Участие в турнирах и соревнованиях.

ФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЛАТФОРМЫ

Для проведения занятий в дистанционной форме используются  специальные платформы Zoom, YouTube, http://chessplanet.ru/, https://lichess.org/; шахматнаяпланета.рф, https://chess-samara.ru/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...