Отчет по самообразованию
методическая разработка

Белова Светлана Александровна

Отчет учителя Беловой С.А. по самообразованию на тему: "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет учителя Беловой С.А. по самообразованию на тему:

«Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования»

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.

Цель работы: определение наиболее эффективных методов и приёмов, способствующих развитию навыков чтения, на основе анализа результатов беглого, осознанного выразительного чтения

Из поставленной цели вытекают следующие задачи педагогической деятельности:

1. Изучить литературу по вышеуказанной теме.

2. Определить наиболее целесообразные методы и приёмы работы, способствующие развитию скорости, осознанности и выразительности чтения.

Первым этапом нашей работы стал анализ литературы по интересующей теме. Как мы выяснили, проблеме выработки основных форм, методов влияющих на уровень развития техники чтения младших школьников уделено внимание во многих педагогических, психологических, методических исследованиях (Б.Д. Эльконин, Т.Г. Егоров, С.П. Редозубов, И. Кант, Н. Бердяев, Л.Толстой, В. Розонов, К. Д. Ушинский, И. Бунаков, В.А.Сухомлинский, В. И. Зайцев и др.).

Исследование проблемы формирования навыков чтения имеет давнюю историю. Основные методики чтения были разработаны К.Д. Ушинским. В 80-е годы методы и программы были усовершенствованы. Авторами новых методик, программ и книг для чтения стали В. Г. Горецкий, Л. Ф Климанова, Л. К. Пискунова, Л. С. Геллерштейн.

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Путь – от аналитического этапа до этапа автоматизации – может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии, если учитель обеспечит в классе определенный режим работы:

1) упражнения в чтении должны быть каждодневными;

2) отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;

3) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;

4) учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;

5) специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, “тихое чтение” (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.

Существует несколько подходов к выбору методов обучения чтению:

  1. Фонетический подход
  2. Лингвистический метод
  3. Метод целых слов
  4. Метод целого текста
  5. Метод Зайцева.

В современной педагогической и новаторской практике можно встретить примеры каждого из них. Однако наиболее распространенным является фонетический подход, когда ребенок сначала изучает произношение букв, потом переходит к слогам, а потом к словам

Вторым этапом нашей работы стал отбор и применение на практике приемов совершенствования навыков беглого, осознанного, выразительного чтения. В ходе анализа мы выделили большое множество приемов для совершенствования каждого навыка.

Использование приёмов показало, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения. Когда дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения.

В ходе исследования по формированию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения подтвердились предположения, что развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е. создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их.

Таким образом, нами был сделан вывод: использование различных способов и приёмов способствует формированию грамотного беглого чтения, делает уроки чтения интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.

“Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания” – писал А. Герцен, а В.А. Сухомлинский говорил, что “нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда”.

Психологи утверждают, что на успеваемость ученика влияет более 200 факторов. Но если внимательно их исследовать, то фактором номер один, по воздействию на успеваемость ученика, является всё – таки умение бегло читать!


Список использованной литературы

  1. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., Просвещение, 1991 г.
  2. Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Книга для учителя. – М., «Педагогика»,1990.
  3. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? // Начальная школа, 2005, №2.
  4. Юшкова Л. М. Совершенствование техники чтения. // Начальная школа. – 1989 - №5.
  5. Яковлева В. И. Пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. – 1996 г. - № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию по теме: «Методы и приёмы формирующие УУД младших школьников в процессе воспитания»

Технологии  РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)Критическое мышление это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качест...

Отчет по самообразованию воспитателя ГПД Базалевской Елены Владимировны по теме: «Занимательные игры-одно из средств пробуждения интереса к изучаемым предметам».

Отчет по самообразованию воспитателя ГПД Базалевской Елены Владимировны по теме: «Занимательные игры-одно из средств пробуждения интереса к изучаемым предметам»....

отчет по самообразованию

отчет на м/о по теме самообразования  "Здоровьсберегающие компоненты учебного процесса в начальной школе"...

Отчет по самообразованию

Отчет по самообразованию по теме "Развитие творческого потенциала младших школьников как способ положительной мотивации учения"...

Аналитический отчет по самообразованию по теме: ": «Педагогическая компетентность в формировании речевой активности учащихся на уроках чтения»

Умения и навыки чтения формируются не только, как важнейший вид речевой и умственной  деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс    умений и нав...

Отчет по самообразованию учителя начальных классов Бутенко Елены Эдуардовны 2014-2015 учебный год

        С сентября 2014 года работаю с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по адаптированным образовательным программам.  Перед собой я поста...

Отчет по самообразованию

Эта тема мне была интересна....