ПРОЕКТ "Значение имен"
проект

Климова Наталья Ивановна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект25.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Бережковская основная общеобразовательная школа»

Проект по теме

«Значение имён»

     Выполнили учащиеся 2и 3 класса

                                                               Руководитель: Климова Н.И.

                                                           Учитель начальных классов

2020-2021 уч. год

Значение имен

Содержание

Введение     …………………………………………………………… …..1

Основная часть  ..........................................................2

Глава 1 Теоретическая часть

1.Что такое имя ……………………………………………………………2

2.История русских имен ……………………………………….……  2-3

3.Роль имени в жизни человека …………………………………3

4.Критерии при выборе имени …………………………………..4

5.Самые распространенные имена в России ……………..4

Глава 2 Практическая часть

1.Результаты исследований ……………………………………….5-6

2.Значение имен …………………………………………………………6-7

3.Пословицы и скороговорки об именах…………………… 8

Заключение ………………………………………………………………..9

Список литературы ……………………………………………………10

Введение

Актуальность проблемы

С именем человек не расстается,

Имя ему навеки дается.

Родители сына иль дочку назвали

Видеть счастливым ребенка мечтали.

.

Цель проекта:  расширить наши знания об истории происхождения и значении имен.

Задачи:

1.Изучить  происхождение имен.

2.Узнать о значении своего имени.

3. Выявить самые популярные имена 20 и 21 веков..

4. Проанализировать  распространенность имен в  школе.

5. Подобрать пословицы и поговорки об именах.

6.Оформить брошюру о своем имени и буклеты всех имен  учащихся нашей школы.

Предмет исследования: имена учащихся школы.

Методы исследования: изучение литературы, исследования, наблюдение, анкетирование, анализ и обобщение.

Проблема: что  означают наши имена

Источники информации: Интернет, литература, списки обучающихся школы.

Предполагаемый результат.

        В результате исследовательской работы мы хотим узнать как можно больше о своих именах, сделать брошюру о своих именах.

   В сети интернет мы нашли важную информацию и проанализировали ее.

   Мы придумали вопросы анкеты для ребят и провели анкетирование.

   Создали презентацию.

   Оформили брошюры о своих именах и буклеты с обозначением всех имен учащихся нашей школы.

Новизна работы заключается в том, что мы узнали о своих именах как можно больше; нам пришлось работать с литературой, искать другие источники информации; чтобы расширить наш кругозор.

С давних времен люди придавали большое значение имени человека. Имя с самого рождения давало характеристику его владельцу и сопровождало его всю жизнь, обязывая подтверждать его значение. И  какое бы не было имя, оно имеет своё толкование, имеет своё происхождение и своё значение. Вопрос о том, что означает мое имя, наверное, задавал себе любой человек. Ведь каждому хочется знать, каково значение имени, которое дали ему родители, в чем тайна имени, с которым человек связан всю свою жизнь.

                                    Основная часть

Глава 1 Теоретическая часть

  • Что такое имя

Каждый человек при рождении получает имя. Сами мы имён не выбираем, это делают наши родители. Но узнать, каково происхождение имени, историю имени, толкование имени  очень интересно любому человеку.

        Имя-это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от других, единственный и неповторимый.

   По словарю Даля: «Имя-это слово, которым зовут, означают особь ,личность.»Толковый словарь под редакцией Ожегова дает   другое  определение :Имя-это личное название человека, даваемое при рождении.

     Имя дается человеку один раз и сопутствует ему всю жизнь, записанное в официальном документе, оно становится его личным названием. Мы привыкли считать свое имя самым близким нам словом родного языка. Однако, многие не знают смысла имен и даже не задумываются над ним. Каждый из нас скажет свое имя, но не каждый сможет объяснить его значение.

   «Имя» по-гречески — «онома», поэтому во всем мире наука об именах называется ономастика. Ученых, занимающихся наукой об именах, интересует все: значение имени, история его появления, распространение в мире, связь имени с религией и так далее.

     2.История русских имен

        Наречение младенца именем во все времена рассматривалось как один из важнейших ритуалов, обеспечивающий человеку в будущем благоденствие, здоровье, удачу.  К имени относились как к оберегу а к самой процедуре выбора имени как к попытке выгадать ребенку лучшую долю.

Имена людей - это часть истории народов. В них отражается все, что окружает человека: быт, вера, художественное творчество, исторические связи между народами. В начале нашей работы над проектом нам удалось выяснить, что существует несколько этапов в истории имен.

До появления христианства на Руси для наречения младенцев использовались древнерусские самобытные имена. По традиции имена отражали черты характера и особенности человека, например, Умник, Хитр, Добр, Молчан, Кудряш. Иногда сыновей в семье называли в порядке очередности их появления на свет, к примеру: Первый, Второй, Третьяк, Меньшак, Старшой и др. Некоторые имена обозначали род деятельности или профессию, например, Селянин, Мукомол и др.

    У наших предков были необычные имена: Плакса, Волк, Орел, медведь, Лиса.

С 11 по 17 век популярностью стали пользоваться византийско-греческие имена. Широкое распространение в этот период получили имена, состоящие из двух корней, последний из который «–слав». Так появились имена со славянскими корнями: Борислав, Святослав, Ярослав, Вячеслав, а также имена с византийско-греческими корнями: Мирослав, Станислав, Бронислав и др.

В советское время было популярно образовывать новые имена, отражающие события в стране. Это были очень необычные имена, например Идея, Октябрина или Искра. В настоящее время список современных имен очень обширный, хотя исконно русских среди них осталось очень не много. Основная масса имен имеет происхождение от древних языков. Иногда в современном мире встречаются довольно интересные имена. Например, Дельфин, Луна, Север, Принц, Князь Ангел, Ветер. Также теперь всё чаще встречаются древнерусские и старославянские, древнегреческие и библейские имена.

3.Роль имени в жизни человека

«Существует тайная и необъяснимая гармония между именем человека и событиями его жизни.  Имя – тончайшая плоть, духовная сущность человека».
П. Флоренский.

Имя даётся человеку при рождении и идёт с ним по жизни. С именем человек приходит в этот мир, с именем он шагает по жизни. Огромную роль играет в жизни человека значение и тайна имени, то, что в него заложено веками. Учёные утверждают, что от имени зависит дальнейшая судьба человека, а также его характер и поведение.

Любое имя – официальное или уменьшительное, несёт в себе определённый запас энергии и информацию о своём носителе. В имени изначально закладывается вся наша жизненная программа. Нас назовут громким и властным именем – мы станем сильными и уверенными в себе людьми, нам дадут безликое и ничего не означающее имя – мы так и никем  в жизни не станем. Именно поэтому, выбирая имя своему ребёнку, необходимо быть очень внимательными. И, прежде чем, назвать своего малыша нужно поинтересоваться значением этого имени. Ведь, выбирая имя – вы выбираете судьбу.

4.Критерии при выборе имени

1.Лучше, если имя легко произносится и запоминается как само по себе, так и с отчеством. Трудно выговариваемое имя становится помехой при общении, вызывает напряжение у того, кто обращается, и неловкость у того, к кому обращаются.

2. Желательно, чтобы имя не затрудняло образование ласкательных форм (Санечка, Танечка, Алинушка и т. п.). Это дает возможность передавать различные нюансы отношения к человеку.

3.Имя должно позволить легко образовывать отчество.

4.Очень важно, чтобы имя звучало мягко и легко, например: Александр Владимирович, Алексей Михайлович. Произнесите эти сочетания вслух, и сразу почувствуете разницу с другими: Степан Игоревич, Дмитрий Станиславович.

5. Имя не должно вызывать у людей нежелательных ассоциаций.

5.Самые распространенные имена в России

Самые популярные имена в России в начале ХХ века:

Мария, Анна, Александра, Екатерина, Клавдия, Татьяна, Вера, Елизавета, Ольга.

Николай, Александр, Михаил, Иван, Василий, Алексей, Сергей, Владимир, Петр, Георгий, Дмитрий.

Самые популярные имена в России в последние годы:

  Анастасия, Дарья, Виктория, Елизавета, Полина, София, Александра, Алиса, Таисия, Алёна, Максим, Никита, Даниил, Егор, Кирилл, Матвей.

   

Глава 2 Практическая часть

1.Результаты исследований.

       Мы решили провести исследование имен обучающихся, чтобы узнать, какие имена являются самыми популярными или наоборот редкими.

       В нашей школе всего 32 человека. Из них-19 мальчиков,13-девочек.По частоте употребления имена распределились следующим образом:

Девочки

Мальчики

    1 место

Анастасия-2 человека

    Андрей-2 человека

2 место

Тамара-1 человек

  Владимир-

   

Алеся-

Николай -

Екатерина-1 ч

Денис-1 ч

Софья-1

Ильдар-

София-1

Максим-1ч

Мария-1

Бронислав-1ч

Ангелина-1

Захар-1ч

Елизавета-1

Иван-1ч

Полина-1

Никита-1ч

Зоя-1

Фёдор-1ч

Ольга-1 ч

Александр-1ч

Михаил-1ч

Сергей-1ч

Айрат-1ч

Павел-1ч

Владислав-1ч

   

Следующим этапом проекта стало проведение анкетирования среди обучающихся школы. Было опрошено-31человек. На вопрос «Нравится ли тебе твое имя?» 29 человек ответил-  «да», «нет» ответили 2 человека.

«Что обозначает твое имя?» знают 5 человек, 26 затруднились ответить.

 На вопрос «В честь кого тебя назвали?»,2 человека ответили-«По дню Ангела», «понравилось родителям»-1 человек,  затруднились ответить-28человек.

Данные анкетирования показали, что половина учащихся не знают ,что обозначает их имя. Это  укрепили наше желание продолжить исследовательскую работу. Мы выяснили, что обозначают имена и сделали словарь-справочник имен.

2.Значение имен.

 

Ангелина- это имя означает ангельская.

Александр-защитник.

Андрей- мужественный, храбрый.

Анастасия-воскресшая,возрожденная.

Бронислав- славный защитник.

Владислав-владеющий славой.

Владимир-владеющий миром.

Денис-весельчак.

Екатерина-(греч.)-чистая.

Захар- помнящий Господа.

Иван-милость Божья.

Максим-величайший.

Михаил- подобный Богу.

Мария- горькая, безмятежная.

Никита-победитель, победоносный.

Олеся-мужественная.

Павел-младший.

Сергей- знатный.

София-мудрость.

Софья-мудрость.

Тамара-луна.

Николай-победитель народов.

Фёдор- дарованный Богом.

Ильдар-дар солнца или властитель страны.

Айрат- удивительный.

Елизавета- почитающая Бога.

Полина- солнечная.

Зоя-жизнь.

Ольга-святая.

3.Пословицы и скороговорки об именах.

Занимаясь проектной деятельностью, мы собрали немало дополнительного материала об именах- это пословицы и поговорки.

Пословицы:

Добр Мартын, коли есть алтын.

Худ Роман, коли пуст карман.

Наш Филат не бывает виноват.

Каков Пахом, такова и шапка на нем.

У всякого Матвея своя затея.

Хитрый Митрий, да и Иван не дурак.

У всякого Мирона свои приемы.

Скороговорки:

Варя варит, Жора жарит.

Петя песенки поет.

Взял Валерка тарелку, Взял Валерка поднос.

Мне Валерка тарелку на подносе принес.

Купила Марусе бусы бабуся.

Заключение

Имя человека-это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозь улыбки и слезы, сквозь удачи и неприятности. Именно поэтому знать толкование имени, его значение, понимать все тонкости и тайны- это важно и необходимо каждому из нас.

    Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами своей судьбы. Только от нас зависит, какой след оставит наше имя на земле. Важно помнить, что имя не наряд, который можно надевать по праздникам ,можно подарить или выбросить. Значение имени –часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь.

                          «Не имя красит человека,  

                                                             а человек-имя.»

Литература

1.Петровский Н.А.  «Словарь русских личных имен».-АСТ, 2005г.

2.Ожегов С.И. «Словарь»-М.:ИТИ технологии,2008г.

3.Словарь Даля

4.Суперанская А.В. «О русских именах».Санкт-Петербург, Азбука-классика,2001г.

5.http//:www.imena.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-аукцион русского языка в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"

Закрепление и обобщение изученного материала о частях речи проводится в форме урока-аукциона....

«Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»

Индивидуальное логопедическое занятиена тему: «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»Лексическая тема: Осень.   Формирование представлений о с...

Разработка урока + презентация по русскому языку "Повторение изученного об именах прилагательных и именах существительных"

Работа представляет собой разработку урока плюс презентация по данной теме. Представлен интересный и доступный материал по закреплению изученного материала. Дети с интересом выполняли различные задани...

Русский язык. 3-4 класс. Тест Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных

Тест по русскому языку для учащихся 3-4 класса (3 четверть), состоящий из 16 заданий на проверку знаний учащихся по правописанию падежных окончаний имен существительных и прилагательных, на знание гра...