Методическая мастерская Ежовой О.С.
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)

Устинова Наталия Валентиновна

В презентации представлен опыт развития творческих способностей у обучающихся начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metodicheskaya_masterskaya_ezhovoy_o.s.ppt2.72 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Ежова Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ Елизаровская СШ Первая квалификационная категория Педагогический стаж - 22 года Моё профессиональное кредо : «От творчества учителя к творчеству ученика!» Всероссийский конкурс «Учитель года России -2023» Конкурсное испытание «Методическая мастерская» 1

Слайд 2

Тема презентации «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС» 2 « Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка» В. А. Сухомлинский

Слайд 3

Актуальность 5 Одной из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей. Современная школа обязана подготовить человека не только имеющего знания , но и творчески использовать их. Поэтому актуальна проблема поиска форм , способов, приемов направленных на развитие творческих способностей младших школьников.

Слайд 4

Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.

Слайд 5

Противоречия Традиционные методы, приемы репродуктивного характера, большой объём материала. Меньшая доля творческого исследовательского характера. Принцип обучения «Делай , как я..» Требования общества, которые заинтересованы в качестве образования, достижения ребенком высоких результатов обучения. Стремление личности к самостоятельности, творческому самовыражению

Слайд 6

Ведущая педагогическая идея Включение учащихся в собственный исследовательский поиск на уроках литературного чтения через разработку системы творческих заданий. Позволяя учащимся выбирать деятельность по своим интересам, по своим силам, можно создать сильную мотивацию познания, способствовать зарождению интереса к изучаемому материалу и формированию успешной личности, обладающей ключевыми компетенциями современного общества

Слайд 7

Длительность работы над опытом I этап – начальный (констатирующий) –2019 –2021 уч.г. – изучение теоретических основ по теме опыта и опыта коллег; осознание специфики современного общего развития и анализ своей деятельности II этап – основной (формирующий) –2020 –2021уч.г. - внедрение технологий в учебный процессе. III этап – заключительный (контрольн ый) –2021 – 2022 уч.г.- проведение диагностики, подведение итогов работы.

Слайд 8

Цель : обобщить опыт работы и систематизировать эффективные способы, способствующие развитию творческих способностей младших школьников в процессе обучения литературному чтению. Задачи: Изучить научно-методическую литературу по представленной теме; Проанализировать передовой опыт педагогов начальных классов по развитию творческих способностей младших школьников; Систематизировать и описать методику работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения; Выявить уровень развития творческих способностей обучающихся . Гипотеза исследования: я предполагаю, что целенаправленное использование системы различных методов и приемов , способствующих развитию творческих способностей ребенка на уроках литературного чтения, будет способствовать повышению качества знаний по данному предмету и способствовать формированию интереса к чтению.

Слайд 9

Что же такое «творческие способности»? Творческие способности - это способности к созданию нового продукта, в процессе работы над которым самостоятельно усвоены знания, умения, навыки.

Слайд 10

Теоретическая база опыта Теоретической базой опыта являются теоретические положения о системно- деятельностном подходе проблема творчества системный подход: Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов Дж. Гилфорд, П. Торренс, С.А.Медник, В.Н.Дружинин, А.М.Матюшкин, Б.П.Теплов, Ю.З.Гильбух, Д.Б.Богоявленская , Л.П. Белоглазова, А.С. Федурина, Е.В. Никонович, Н.И.Рябова деятельностный подход : Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов Сущность понятия «творческие способности» С. Медник, Д.Б. Богоявленская, И.В. Львов

Слайд 11

Организация учебно- воспитательного процесса Изменение роли учителя Создание внутренней мотивации Комфортная психологическая обстановка Изменение роли ученика Ситуация успеха Разнообразие , последовательность и системность Корректная помощь учителя Сочетание различных форм работы

Слайд 12

Творческие способности Словесное развертывание образов произведений Театральная творческая деятельность Изобразительная творческая деятельность Виды творческой деятельности

Слайд 13

Словесное развёртывание образов произведения Метод творческого чтения Выразительное чтение Комментированное чтение Цель метода : активизация художественного восприятия текста в начале изучения произведения и после его анализа Постановка учебной проблемы Творческое задание «Мозаика» Ассоциативные загадки Творческий пересказ Написание письма, телеграммы, отзыва Игра «Журналисты» Сочинительство сказок Работа с пословицей Составление кроссворда

Слайд 14

Изобразительная и театральная деятельность Условия, способствующие формированию у обучающихся интереса к литературному чтению и повышению качества знаний были созданы с помощью творческих заданий Изобразительная деятельность Театральная творческая деятельность Чтение произведения по ролям Составление картинного плана Составление рисованного диафильма Лепка Иллюстрирование Драматические импровизации Аппликация

Слайд 15

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Когнитивный критерий Уровень знания понятия «творчество» и оперирование с ним. Тестирование. Методика "Наборщик". Таблица 1 Мотивационно- потребностный критерий Уровень развития творческих способностей. Наблюдение. Методика"Составь рассказ о несуществующем животном».Таблица2 Деятельностный критерий Уровень проявления нешаблонности, креативности, оригинальности мышления. Наблюдение. Метод проблемных ситуаций. Методика "Три слова» .Таблица 3

Слайд 16

. Динамика учебных достижений При 100% успеваемости прослеживается у детей рост и стабильность качества знаний, чему способствует активизация познавательного уровня и интеллекта Можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по использованию методов и приёмов исследовательского творчества как средства развития творческих способностей учащихся и формирования их познавательной компетентности в процессе обучения литературному чтению.

Слайд 17

Результативность профессиональной педагогической деятельности Обучение литературному чтению с применением заданий и упражнений творческого характера привело к следующим результатам: повысилось качество знаний обучающихся; у многих обучающихся появилось положительное отношение к заданиям творческого характера; повысился интерес к чтению, дети чаще стали посещать библиотеку; дети научились задавать вопросы и находить на них ответы, размышлять и переживать, представлять картины, нарисованные автором, чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию; при выполнения творческих работ обучающиеся овладели умениями выбирать из текста произведения материал, необходимый для последующей творческой работы, представлять, воссоздавать в воображении прочитанное, словесно оформлять возникшее представление; у детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца.

Слайд 18

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности 1. Публикация методической разработки по литературному чтению на сайте « Инфоурок», 2019. 2. Публикация методической разработки « Викторина по русским народным сказкам», 2021. 3. Выступление на педсовете по теме «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС», 2021. 4. Публикация учебно-методического материала по теме «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС» на сайте fgosonline.ru , 202 2

Слайд 19

27 Литература: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2010. 2. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч.Ч1. -2-е изд. М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения). 3. Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова, Т.В.Леонтьев- М.: Издательский центр «Академия»,2000 4. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания /И.З.Гликман. – М.: Владос, 2002.-176с. 5. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] // Начальная школа - 2001. - № 10.- С. 34-37. 6.Выговский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991. 7. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения // Начальная школа - 1991.- № 9.- С. 14-16. 8. Львов М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения // Начальная школа - 1993.- № 1.- С. 21-26. 9. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1991. 10.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1979. 11.Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста //Вопросы психологии - 1994.- № 5-С.37-42. 12.Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии - 1999.- № 3.- С. 28-34 13.Родина А.А. Литературное образование младших школьников. «Начальная школа», №1 – 1999 г. 14.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов ВУЗов. — М.: центр Академия, 2002. 15.Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника.// Завуч начальной школы – 2002.- № 2. Ресурсы интернета http://festival.1september.ru/articles/410929/ http://festival.1september.ru/articles/550429/ http://psylesson.ru/nachalnaya_shkola . http :// www . niro . nnov . ru http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/ http://www.uchportal.ru/publ/12-1-0-1837

Слайд 20

Спасибо за внимание! 28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая мастерская учителя. Тема: «Технология проектной деятельности, как средство реализации компетентностно - ориентированного обучения младших школьников»

Необходимость организации групповых проектов  младших школьников возникла в результате внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовани...

Методическая мастерская "Смысловое чтение как метапредметный результат образования"

Реализация стратегии смыслового чтения на основе учебного текста. Моделирование на уроках литературного чтения....

Методическая мастерская "Использование дидактических игр на уроках русского языка и математики"

quot;Игра- это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества..." С.Т. Шацкий...

Методическая мастерская

Презентация "Активные методы обучения в начальной школы"....

Методическая мастерская

Использование КВЕСТ-технологии в начальной школе....

Методическая мастерская "Применение технологии критического мышления для формирования регулятивных УУД в начальной школе"

Методическая мастерская "Применение технологии критического мышления для формирования регулятивных УУД в начальной школе"...

Методическая мастерская «Развитие исследовательских умений младших школьников»

Согласно требованиям ФГОС в начальном образовании в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными навыками и знаниями. В системе образовани...