Внеурочное занятие "Умники и Умницы" 4 класс
план-конспект занятия (4 класс)

Виноградова Наталья Сергеевна

Карта учебного занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy_zanyatie_1.docx36.32 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Школа: МБОУ  СОШ  № 5

Класс: 4 класс

                       Учитель: ______________________

ПРЕДМЕТ: ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ «УМНИКИ И УМНИЦЫ».

Тема: Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Цель: Выявить  уровень развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Тип занятия: Комбинированный

Форма организации учащихся на занятии: индивидуально- групповая.

Задачи: развивать творческие способности у детей; формировать познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения; расширять знания по предметам; развивать память, внимание, логическое мышление, воображение; воспитывать самостоятельность при выполнении заданий, аккуратность, умение работать в группе.

Планируемые результаты: личностные УУД – способность преодолевать трудность; доводить начатую работу до конца; принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относится к ним..

способствовать формированию метапредметных УУД:

регулятивных –  определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно; научатся принимать и сохранять учебную задачу; выявлять и формулировать учебную проблему; учиться планировать деятельность, умение действовать по образцу, алгоритму, памятке;

познавательных – с  помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного; осуществлять поиск информации из различных источников; осознанно читать тексты; рассматривать иллюстрации с целью освоения и использования информации; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

коммуникативных – донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу.

Методы и формы обучения: работа в группах, малых группах (парами), технология подготовки ребёнка к активной познавательной деятельности, технология развития творческих способностей, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: тетрадь № 1  О.А.Холодовой по программе курса РПС (развитие познавательных способностей) для учащихся 4 класса «Юным умникам и умницам». Москва, Издательство РОСТ 2016 год.

Структура кружка

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Мотивирование к занятию

Цель: Создание благоприятного климата в коллективе, среди сверстников и учителя, определенного положительного, эмоционального фона и развитие интереса к занятию.

Приветствие и эмоциональный настрой учащихся.

Давайте улыбнемся друг другу.

Пусть сегодняшний урок принесет

Всем радость общения друг с другом.

Приветствие учителя.

Л: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Р: самоконтроль к деятельности.

Определение и осознание учащимися целей и задач занятия

Цель: мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности

  1. Вводная беседа

Ребята, в этом году мы продолжим наши занятия по развитию познавательных способностей.

Напоминаю, что для занятий у каждого из вас обязательно должны быть: рабочая тетрадь, цветные карандаши, простой карандаш, ручки с цветными пастами, линейка, спички или счётные палочки.

Вспомним порядок работы на занятиях по РПС.

  1. Чтобы подготовиться к работе, выполняем упражнения «мозговой гимнастики».
  2. Во время разминки вы должны как можно быстрее дать правильные ответы на вопросы, которые рассчитаны на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти. Имейте в виду, что многие из них с подвохом. Будьте внимательны!
  3. Затем делаем по 2-3 упражнения, которые помогают вам развить память, внимание, воображение, мышление и так далее.
  4. Даём отдых глазам.
  5. Выполняем задания из русского языка, чтения математики и так далее.
  6. Играем во время «весёлой переменки».
  7. И наконец, решаем несколько логических, «нестандартных» задач.

Я верю, что у вас будет всё получаться. А наши занятия будут успешными и интересными! Начинаем!

Познавательные

Поиск информации, работа с алфавитом

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Коммуникативные

 Работа в группе.

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение

Мозговая гимнастика

Цель: улучшение показателей различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличение объема памяти, повышение устойчивости внимания, ускорение решения элементарных интеллектуальныхзадач, убыстрение психомоторных процессов.

Организую выполнение упражнений:

«Качание головой»

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.

«Ленивая восьмёрка»

Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Зоркий глаз»

Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

«Стрельба глазами»

Двигайте глазами вправо – влево, вверх-вниз по 6 раз.

Выполняют упражнения:

«Качание головой»

«Ленивые восьмерки»

«Зоркий глаз»

«Стрельба глазами»

Р: Принимают задачу предложенную учителем на данном этапе.

Разминка

Цель: включение детей в работу, подготовка их к активной учебно-познавательной деятельности на протяжении всего занятия; развитие сообразительности, быстроты реакции.

Сколько?

  • Дней в неделе, из них выходных?
  • Пальцев на правой ноге?
  • Задних и передних лап у гуся?
  • Времён года, осенних месяцев?
  • Месяцев в году, кроме летних?
  • Гномов у Белоснежки?
  • Глаз и бровей у человека?
  • Букв в названии нашей страны?
  • Углов у квадрата?
  • Хвостов у двух котов?

7 дней и 2 выходных или 7 дней и 1 выходной.)

5

2

4 времени года; 3 месяца.

9 месяцев.

7

2 глаза и столько же бровей.

6 букв

4

2

Личностные:

- проявлять желание узнавать новое;

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Выявить  уровень развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Задание № 1.

Возьмите ручки, откройте рабочие тетради и посмотрите на задание под номером 1. В задании подряд записаны буквы. Вы считаете буквы подряд: первая, вторая, третья; первая, вторая, третья и так далее. В течение первой минуты вы должны подчёркивать каждую первую букву и вычёркивать каждую третью. Работу надо начинать по сигналу: «Внимание, начали!» Как только я скажу: «Стоп. Вторая минута», вы в течение второй минуты, наоборот, будете вычёркивать каждую первую букву и подчёркивать каждую третью. Как только я скажу: «Стоп. Закончили», вы положите ручки. (Взрослый включает секундомер, дети начинают выполнение задания. Через минуту говорит: «Стоп. Вторая минута», ещё через минуту - «Стоп. Закончили» и выключает секундомер.)

Задание № 2. Взрослый показывает карточки из приложения № 1. (Взрослый предварительно вынимает листы из пособия и разрезает каждый лист на отдельные карточки. Для удобства можно наклеить каждую карточку на картон.)

Установка: запомните как можно точнее всё, что изображено. (В течение 10 секунд дети рассматривают изображение и затем, после того как карточку перевернули, по памяти зарисовывают его как можно точнее. Затем предъявляется следующая карточка.)

Задание № 3. Выполняется для проверки уровня развития слуховой памяти и слухового восприятия.

Взрослый читает 10 слов с интервалом 3 секунды. Дети запоминают слова, а затем записывают на строчках в любом порядке.

Слова: ПЕРО, ГОРА, ДЕРЕВО, ЗАМОК ПАЛКА, КАРТОН, ЧЕРНИЛА, ПЧЕЛА, КАПУСТА

Задание № 4. Подумай, какая связь между словами в левой части. Составь подобную пару, выбрав одно из пяти слов, заключённых в скобки.

корова - теленок; вилка - мясо; лодка - лето; зубы - жевать; щука чешуя; суп - соль.

Познавательные

понимание  простейшего алгоритма при работе с конкретным заданием;

Коммуникативные активное участие в обсуждениях;

Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом;

Веселая переменка

Цель: развитие двигательной сферы детей в виде динамической паузы, умения выполнять несколько различных заданий одновременно, укрепление мышц шейного отдела

А сейчас давайте отдохнём. Отдых у нас будет активным и даже полезным. Упражнение рассчитано на координацию движений. Итак, начали: вначале левой рукой дотроньтесь до правого уха, а потом правой рукой до кончика носа; затем быстро поменяйте положение рук: правая рука - левое ухо, левая рука - нос (5 раз).

Выполнение упражнений вместе с учителем.

Продолжение работы.

Задание № 5. Нарисуй недостающую матрешку.

Задание № 6. В соревнованиях по бегу Антон, Кирилл и Слава заняли первые 3 места. Догадайся, какое место занял каждый из ребят, если Кирилл занял не второе место и не третье, а Слава – не третье место.

Задание № 7. Одновременно из одного города в другой выехали две машины. Покажи на чертеже, до какого места доедет вторая машина, когда первая машина доедет до места, указанного указателем.

Задание направлено на проверку пространственного воображения. Дети должны видеть и понимать разницу между путем по прямой дороге и извилистой.

Задание № 8. Разрежь фигуру по линиям сетки на 3 одинаковые части.

Если останется время, можно загадать загадки.

  1. Живут два друга, глядят в два круга.
  2. Два братца в воду глядятся, всё не сойдутся.
  3. Бегу при помощи двух ног, пока сидит на мне ездок. Мои рога в его руках, а быстрота в его ногах. Устойчив я лишь на бегу, стоять секунды не могу.
  4. Два брюшка, четыре ушка. Что это?
  5. Стоит поперёк входа, одна рука в избе, другая на улице.
  6. Четыре четырки, две растопырки, седьмой - вертун, а сам - ворчун.
  7. Возле ёлок из иголок летним днём построен дом. За травой не виден он, а жильцов в нём миллион.
  8. Растёт дуб, у него 12 суков, 52 ветки, на каждой ветке по 7 листьев.
  9. Что за шустрый старичок, 80 ног, все по полю шаркают за работой жаркою?
  10. Кулик - не велик, целой сотне велит: то сядь да учись, то встань, разойдись.

надо нарисовать большую квадратную матрёшку

Кирилл - первое место, Слава— второе, Антон - третье.

Глаза, очки

Берега

Велосипед

Подушка

Дверь

Собака

Муравейник

Год, 12 месяцев, 52 недели, 7 дней

Веник

Школьный звонок

Рефлексия

- Какие задачи мы ставили?

- Удалось ли решить поставленные задачи?

Подводят итоги кружка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы внеурочной деятельности для первого класса "Основы проектирования" и второго класса "Основы проектирования. Моделирование"

Данные  образовательная программы направлены на развитие художественного творчества в области декоративно-приклад­ного искусства.  Самостоятельная  или управляемая  проектная...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

1.Внеурочная деятельность 2 «А» класса. 2.Конспект урока русского языка в 4-м классе по программе "Школа-2100."

1.Внеурочная деятельность 2 «А» классаРабота над проектами: Здравствуй Осень! ( Поделки из природного материала)ЕгипетНовогодние чудеса (Групповой проект)Древняя ГрецияРодной крайОлимпиада в СочиГерои...

: «Особенности учебно-воспитательного процесса в классах и группах казачьей направленности». «Внеурочная деятельность школьников в классах и группах казачьей направленности».

Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на  государственную  службу обусловили создание и все большее распространение в...

«Особенности учебно-воспитательного процесса в классах и группах казачьей направленности». «Внеурочная деятельность школьников в классах и группах казачьей направленности».

Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на  государственную  службу обусловили создание и все большее распространение в...

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».

На данном занятии рассмотриваем  состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем  лучший стиральный порошок из наиболее популярны...