Особенности организации урока рисования в начальной школе для умственно отсталых обучающихся
статья по изобразительному искусству (изо)

Брусникина Мария Алексеевна

Особенности организации урока рисования в начальной школе для умственно отсталых обучающихся

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_uroka_izo_v_nachalnoy_shkole.docx15.06 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации урока рисованияв начальной школе для умственно отсталых обучающихся

Так, в работе «Воображение и творчество в детском возрасте», впервые опубликованной в 1930 г., Л. С. Выготский ва основании фактов, собранных исследователями детского рисунка — Л. Бюлером, Г. Кершенштейнером, Д. Селли, А. В. Бакушинским и другими — выделяет четыре ступени в развитии рисования у детей.

Первая ступень — стадия примитивных, неполных и схематических изображений, когда дети рисуют по памяти. Они часто воспроизводят то, что знают относительно объекта, а не только видимое в данный момент. Поэтому возникают «рентгеновские» рисунки, изменения положения объекта и другие особенности, свойственные этой стадии.

Вторая ступень — переходная от схематических изображений к более правдоподобным. Лучше отражаются пропорции, передаются важнейшие детали.

Третья ступень, хотя и характеризуется в основном контурными рисунками, является ступенью правдоподобного изображения. Считается, что подавляющее большинство людей остается на этой стадии. Дети достигают ее в 10—11 лет.

Четвертая ступень связана с более пластическим изображением, когда используется светотень, перспектива и передается движение.

Разрабатывая тематику уроков, мы стремимся прежде всего учитывать особенности изобразительной деятельности обучающихся с УО.

При планировании учебного материала мы исходим из четырех основных видов занятий, предусмотренных программой по рисованию (рисование с натуры, декоративное, рисование на тему, беседы об изобразительном искусстве). При всех видах работы ученик привязан к объекту изображения. От него требуется знание этого объекта и умение передать его на плоскость. Основным критерием качества рисунка, является его сходство с реальным объектом. При выполнении узоров такой критерий необязателен.

Декоративное рисование не требует абсолютного знания объекта, поэтому возможности детей значительно расширяются.

Прежде чем перейти к рисованию с натуры, целесообразно сформировать некоторые технические навыки на уроках декоративного рисования.Так как при выполнении узоров с образца обучающимся значительно легче, чем в реальном предмете, понять направление линий, окраску элементов и их чередование.

К рисованию с натуры следует приступать когда дети научатся работать карандашом, ластиком, определять основную форму и цвет предмета.

Урокам тематического рисования отводится сравнительно небольшое место. Это самый трудный вид занятий. Т.к в декоративном и рисовании с натуры есть всегда объект перед глазами, который дает им возможность проконтролировать свою работу, то в рисовании на тему рисунки бедны по содержанию. Обучающихся в этом виде дейстельности беспомощны.

Важны в уроках рисования подготовительные занятия. Их цель научить слушать, выполнять задания учителя, правильно держать карандаш и альбом, пользоваться ластиком, различать цвета( красный, зеленый, желтый, синий, коричневый, оранжевый, черный, белый) и знать их названия, проводить толстые и тонкие линии в различных направлениях (вертикальный, горизонтальные, наклонные), раскрашивать простой рисунок не выходя за пределы контура.  Эти занятия предназначены для первоклассников.  Эти занятия должны включать в себя различные виды упражнений для коррекции двигательной сферы и пространственной ориентировки.

1-2 класс рисование чаще всего по трафаретам, по опорным точкам в тетрадях, соединение прямыми линиями точек, различные геометрические фигуры и несложные рисунки.

В зависимости от возраста учащихся и их графической подготовленности рекомендуется придерживаться следующей схемы обучения планированию построения рисунка:

I  п е р и о д

подробные объяснения и показ учителем на доске всего хода построения изображения;

поэтапная проработка построения рисунка (устное повторение, осмысливание, запоминание);

практическое выполнение рисунка учениками; отчет учащихся о порядке построения рисунка;
II п е р и о д

совместное с учениками определение последовательности выполнения рисунка;

показ учителем отдельных, наиболее сложных моментов схемы построения изображения;

повторение учениками порядка выполнения задания; практическая работа учащихся;

III  п е р и о д

выполнение рисунка на основе самостоятельного анализа схемы построения изображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения

Представленный материал из опыта работы ГБОУ СОШ №139 по организации внеурочной деятельности. Данный материал был представлен на районном и городском семинаре....

Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения.

    В новых ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, ...

"Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"

"Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"...

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе

Проектная деятельность младших школьников - это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, нацеленная в приобретение предварительно ожидаемого.К описан...

Методический семинар «Особенности организации проектной деятельности учащихся начальной школы на уроках технологии»

В образовательной системе на сегодняшний день появляется большое количество новых методов работы с детьми, однако и цели и задачи образовательного процесса в стандарте задаются иные, то есть для разви...

Программа психолого-педагогического сопровождения ученика первого класса начальной школы с умственной отсталостью

Получение образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья должно являться комплексной работой всех специалистов, имеющих отношение к образовательному процессу, в том числ...