Интерактив для родителей
методическая разработка

Интерактив для родителей по теме:

«Информационная безопасность детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktiv_dlya_roditeley_informatsionnaya_bezopasnost.docx29.24 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактив для родителей по теме:

«Информационная безопасность детей»

Вводная часть

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена очень актуальной проблеме.

Я предлагаю вам посмотреть социальный ролик и попробовать самостоятельно сформулировать проблему, о которой мы и будем сегодня говорить.

https://www.youtube.com/watch?v=VM5QphGjPHs

(Социальный ролик, посвященный Единому уроку безопасности в сети Интернет)

Итак, как вы считаете, о какой проблеме будет идти речь на собрании? Почему вы так решили? Совершенно верно, сегодня мы с вами поговорим об информационной безопасности детей. Скажите, является ли данная тема актуальной для вас? Пожалуйста, аргументируйте своё мнение.

Действительно, данный вопрос актуален, потому что введение гаджетов в жизнь человека начинается с самых ранних лет.

По данным исследований, Интернетом пользуются 93% детей в возрасте 5–11 лет, это почти 5 млн человек. Среди возрастной группы 5–7 лет (2,1 млн человек) в интернет выходят 89%, а среди 8–11 лет — 97% (2,74 млн человек)

Марина Пикулева, директор по специальным исследованиям Mediascope говорит следующее: «Результаты опроса показывают высокую, приближающуюся к 100%, степень проникновения интернета среди детей. При этом даже в такой узкой группе, как 5–11 лет, прослеживаются разные паттерны поведения. Чем старше ребенок, тем чаще он выходит в сеть и тем больше времени там проводит. С возрастом также увеличивается время использования интернета детьми самостоятельно, без родительской помощи и родительского контроля. Это связано с появлением собственных интернет-устройств — как правило, смартфонов. Возрастной фактор прослеживается и в контентных предпочтениях детей. Так, дети 8–11 лет, в отличие от самой юной аудитории, намного активнее используют соцсети, слушают музыку, используют интернет для обучения».

(Источник: https://adindex.ru/news/researches/2019/02/19/269987.phtml)

Современные дети, кажется, «уже рождаются с умением пользоваться компьютером». С одной стороны, это хорошо. Как вы считаете, почему?

Виртуальный мир сегодня оказался, по сути, главным источником информации. Кроме того, с введением новых образовательных стандартов, современная школа отходит от привычных моделей обучения, ребенок теперь сам должен научиться добывать информацию. И в данном случае Интернет становится просто незаменимым орудием для образования.

Однако свободный доступ детей и подростков к информации не всегда способствуют развитию здорового мышления. Напротив, это может негативным образом повлиять на психику, вовлечь в неправомерные действия. Скажите, в какие ситуации может попасть ребенок?

Ребенок может стать жертвой киберпреступников, может быть втянут в киберэкстремизм. Дети все чаще подвергаются кибербуллингу и становятся зависимыми от интернета.

Какие вопросы вы хотели бы обсудить на сегодняшнем собрании? Попробуйте самостоятельно сформулировать цель собрания (определить эффективные способы обеспечения информационной безопасности детей).

Основная часть

Предлагаю сначала разобраться, что же такое информационная безопасность детей? Какие ассоциации с этими словами у вас возникают?

«Информационная безопасность детей» - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. В силу Федерального закона №436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:

  • информация, запрещенная для распространения среди детей;
  • информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

Сейчас я предлагаю вам обсудить в группах, какая информация относится к запрещенной для распространения среди детей и распространение какой информации ограничено среди детей возрастных категорий. На данную работу вам дается 3-4 минуты. Все выводы запишите, пожалуйста, в ваши персональные буклеты.

Поделитесь результатами своей работы.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:

1) информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань.

К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:

1) информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Как вы считаете, а какие еще опасности могут поджидать ребенка в Интернете? Зафиксируйте информацию в буклетах.

Вредоносные программы

Вредоносные программы - это программы, негативно воздействующие на работу компьютера. К ним относятся вирусы, программы-шпионы, нежелательное рекламное программное обеспечение и различные формы вредоносных кодов.

Спам

Спам - это нежелательные электронные письма, содержащие рекламные материалы. Спам дорого обходится для получателя, так как пользователь тратит на получение большего количества писем свое время и оплаченный интернет-трафик. Также нежелательная почта может содержать, в виде самозапускающихся вложений, вредоносные программы.

Кибермошенничество

Кибермошенничество - это один из видов киберпреступлений, целью которого является обман пользователей. Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что хакер незаконно получает доступ и каким-либо образом использует личную информацию пользователя, с целью получить материальную прибыль. Есть несколько видов кибермошенничества: нигерийские письма, фишинг, вишинг и фарминг.

Коммуникационные риски

Коммуникационные риски связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя контакты педофилов с детьми и киберпреследования.

Контентные риски

Контентные риски связаны с потреблением информации, которая публикуется в интернете и включает в себя незаконный и непредназначенный для детей (неподобающий) контент.

Киберпреследования, кибербуллинг

Киберпреследование - это преследование человека сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью интернет-коммуникаций. Также, киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами или изображениями, запугивание, подражание, хулиганство (интернет-троллинг) и социальное бойкотирование.

Как же поступать родителям в таких ситуациях? Давайте проверим уровень обеспечения информационной безопасности ваших детей.

Ответьте на вопросы в буклете. Поставьте «+», если ответ положительный, и «—», если ответ отрицательный.

  1. Точно ли мы знаем, что делаем всё правильно, когда оставляем своего ребёнка «одного» в сети Интернет?
  2. Правильно ли мы поступаем, когда не контролируем своего ребёнка при работе в Интернете?
  3. Хотим ли мы, чтобы наши дети стали компьютерными рабами и могли пострадать от вредоносной информации, психологических влияний с помощью интернета?

А теперь попробуйте ответить на главный вопрос: какие действия нужно предпринять, чтобы обезопасить своего ребенка? Сейчас я прошу вас объединиться в пары и обсудить данный вопрос, выводы зафиксировать в буклетах. На обсуждение вам даётся 2 минуты.

Поделитесь, пожалуйста, результатами рассуждений.

Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в «мировой паутине»:

  • Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернет, особенно на этапе освоения.
  • Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернет, чтобы вовремя предупредить угрозу.

Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе сеть:

  • Объясните ребенку, что в Интернете как в жизни встречаются и «хорошие», и «плохие» люди. Объясните, что если ребенок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя Интернет, ему нужно сообщить об этом близким людям.
  • Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с вашей помощью.
  • Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернет, особенно путем отправки sms, – во избежание потери денег.
  • Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребенок, и посоветуйте их использовать.

Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания вашего ребенка в Сети:

  • Установите на ваш компьютер необходимое программное обеспечение – решение родительского контроля и антивирус.
  • Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка.
  • Создавайте разные учетные записи на вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить ваши личные данные.
  • Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ваш ребенок. Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривал Ваш ребенок.

Верно, я с вами согласна. Для безопасного пребывания ребенка в Интернете и для вашего спокойствия на компьютере или телефоне можно установить родительский контроль. В брошюре вы найдете ссылки с инструкцией по установке. (Родительский контроль в Windows: https://zen.yandex.ru/media/smartbobr/roditelskii-kontrol-v-windows-kak-nastroit-i-chto-mojet-5c91f31a480a0b00b2092556)

Не стоит также забывать, что всю работу по противодействию негативной информации необходимо начинать как можно с более младшего возраста ребенка. Чем больше родитель уделяет внимания своему ребенку, тем меньше риск негативного влияния отрицательной информации, которую ребенок получает через телевидение, интернет, музыку, которую он слушает и др. источники. Ребенок, имеющий какие-либо увлечения, который ходит в различные секции, кружки, имеет меньше вредных привычек, ведет более здоровый образ жизни, меньше подвержен воздействию негативной информации. Поэтому постарайтесь организовать досуг ребенка.

Для формирования здорового образа жизни вы, например, можете использовать трекер привычек и формировать его совместно с ребенком. Данный прием очень эффективен, так как большинство детей воспринимает трекер как игру.

Не будем забывать и о чувстве меры. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям, при решении этого вопроса, надо проявить с одной стороны настойчивость и последовательность, а с другой – преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который сидя за компьютером, не мешает родителям заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей, время занятий должно быть определено вами сразу.

Время вы также можете прописать в трекере привычек. Например, можно формировать у ребенка привычку «сидеть за компьютером не более 40 минут в день».

Но самое главное: не опасайтесь отрицательного влияния компьютера на ребёнка. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, родителям нужно больше общаться со своими детьми и разделять с ними их успехи и неудачи.

Заключительная часть

Наша встреча подходит к концу. Предлагаю повести итоги. Кто помнит, какую цель мы сегодня перед собой ставили? Определить эффективные способы обеспечения информационной безопасности детей.

Скажите, все ли заполняли персональные брошюры? Какую информацию вы зафиксировали?

Прошу вас высказать свое мнение. Насколько полезным было для вас родительское собрание? Что из предложенного Вы будете использовать? Что для вас оказалось особенно ценным и полезным? Остались ли у Вас вопросы?

Для дальнейшего ознакомления с темой информационной безопасности я советую вам посетить такой сайт, как «Где мои дети? Блог». Здесь вы найдете советы не только по обеспечению безопасности детей, но и по воспитанию. (https://findmykids.org/blog/ru). Существует также приложение с аналогичным названием, позволяющее контролировать использование смартфона ребенком. Установить его можно как на iOS, так и на Android.

Ребенку вы можете предложить посмотреть сборник советов по безопасности в Интернете от Фиксиков на их официальном аккаунте на YouTube (https://www.youtube.com/watch?v=TUodzCtBSWU)

На этом всё! Спасибо за внимание! Я была рада встрече с вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обучающий интерактив для родителей

обучающий интерактив для родителей...

Обучающий интерактив с родителями "Почему дети лгут?"

Обучающий интерактив (родительское собрание) - "Почему дети лгут?"...

Интерактив с родителями по стандартам

Интерактивное родительское собрание с родителями...

Интерактив с родителями "Внимание и внимательность"

Ход обучающего интерактива для родителей 1. Вступительная часть. Добрый день, уважаемые родители. Я рада видеть вас на нашем сегодняшнем собрании. Сегодня мы с вами обсудим очень важную и актуаль...

Интерактив с родителями на тему "Как научить ребенка самоконтролю?"

Некоторые дети слишком эмоционально реагируют на собственные неудачи, не всегда могут контролировать собственные эмоции и поступки....