Презентация по теме "Ритмика с детьми с РАС"
презентация к уроку

Соронина Наталья

Презентация на тему "Ритмика с детьми с РАС". Особенности работы, основные моменты подготовки и виды упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmika_s_detmi_ras.pptx753 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ритмика с детьми с РАС

Слайд 2

Что такое ритмика? Ритмика (от греч. – порядок движения) – это практические занятия, в ходе которых музыкальные образы передаются при помощи движений. В процессе выполнения специальных упражнений дети учатся воспринимать музыку и выражать полученные эмоции телом. Музыкальное сопровождение – это важнейший компонент занятий ритмикой. Педагог специально подбирает различные по жанру, темпу, ритму и характеру мелодии, чтобы дети могли познакомиться с музыкой во всём её многообразии. На занятиях ритмикой используются в основном простые музыкально-ритмические движения следующих видов: Упражнения (построение, наклоны, повороты, приседания, ходьба, бег, упражнения с предметами, эстафеты и т.д.); Игры (подвижные, сюжетные и несюжетные); Танцы (импровизации, хороводы, пляски, элементы народных и бальных танцев и так далее); Драматизации

Слайд 3

Ритмика и дети с РАС Для детей с РАС музыка порой оказывается одной из связей с окружающим миром, так как в сочетании с движением может помочь ребёнку в общении и помогает высказать себя на понятном языке. Ритмика может посодействовать в развитии коммуникабельности и умении общаться с находящимися вокруг людьми. Основатель ритмики, швейцарский музыкант Эмиль Жак Делькроз , говорил, что главная задача ритмических упражнений — научить детей ощущать себя и свое тело с помощью музыки. Это поможет ребенку стать более свободным и раскрепощенным, понимать свои эмоции и выражать их через музыку. Дети на занятиях приобщаются к музыке, учатся воспринимать на слух средства музыкальной выразительности (различать веселые и спокойные мелодии), усваивают метроритм и пр. Благодаря этому развивается не только чувство ритма, музыкальный слух и память, совершенствуется эстетический вкус, но и создаются предпосылки для прогресса в общем психологическом развитии.

Слайд 4

Коррекционное значение занятий ритмикой заключается в первую очередь в формировании произвольной регуляции движений, а также системы произвольной регуляции в целом: дети соотносят двигательную активность с музыкой, они подчиняются сложным инструкциям, воспроизводя определенную последовательность движений, а также постепенно автоматизируют сложные двигательные акты. Улучшается также ориентировка в пространстве, в т.ч . ее базовый уровень – ориентировки в схеме тела. У обучающихся совершенствуются двигательные навыки, мышечное чувство, координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкальные произведения подбираются таким образом, чтобы оказывать дисциплинирующее и организующее воздействие. Характер произведений подбирается в зависимости от состава обучающихся в конкретном классе, доминирующего эмоционального состояния детей.

Слайд 5

Основные направления работы в ходе реализации коррекционного курса «Ритмика»: − восприятие музыки (определение на слух начала и окончания звучания музыки; различение и опознавание на слух громкой, тихой, негромкой музыки; быстрого, медленного, умеренного темпа; различение и опознавание на слух двухдольного, трехдольного, четырехдольного метра (полька, марш, вальс); плавной и отрывистой музыки); − упражнения на ориентировку в пространстве (простейшие построения и перестроения (в одну или две линии, в колонну, в цепочку, в одну или две шеренги друг напротив друга, в круг, сужение и расширение круга, свободное размещение в зале, различные положения в парах и т.д.); ходьба в шеренге (вперед, назад), по кругу, в заданном направлении, разными видами шага; повороты); −ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнение на расслабление мышц); −упражнения с детскими музыкальными инструментами (игра на элементарных музыкальных инструментах (погремушка, металлофон, бубен, ксилофон, барабан, румба, маракас, треугольник, тарелки и др.); −игры под музыку (музыкальные игры и игровые ситуации с музыкально-двигательными заданиями с элементами занимательности, соревнования); − танцевальные упражнения (выполнение под музыку элементов танца и пляски, несложных композиций народных, бальных и современных танцев).

Слайд 6

Правила организации занятий Свободное пространство. Проводите занятия в музыкальном или физкультурном зале, чтобы было достаточно свободного места для упражнений. Музыкальное сопровождение. Обычно занятия ритмикой сопровождаются фонограммой песен или игрой на музыкальных инструментах Чередование упражнений. Активные упражнения сбивают дыхание, поэтому их нужно чередовать с более спокойными, например, с ходьбой. Для спокойных упражнений лучше использовать спокойную музыку. Также следует учитывать индивидуальные особенности детей и их подготовку. Участие двух педагогов. Желательно, чтобы занятия вели два человека – педагог и музыкальный руководитель. Музыкальный руководитель обеспечивает музыкальное сопровождение, а педагог работает с детьми и следит за техникой выполнения упражнений.

Слайд 7

Основное содержание курса: Музыка и движение (основные упражнения и основные упражнения в парах), Движения и речь, Музыка и танец. «Музыка и движение» (основные упражнения) является первым разделом, который предполагает овладение базовыми знаниями и умениями в области ритмики. На первых занятиях большое значение уделяется объяснению основ организации занятий (как готовиться к занятиям, как строится, входить в зал под музыку и т.д.). Кроме этого обучающихся с РАС учат слушать музыку и согласовывать темп своих движений и ее темп. В первой четверти детей желательно научить двигаться в темпе музыки, помочь им овладеть элементарными шагами, построениями, перестроениями и прыжками. Необходимо учить детей с РАС прохлопыванию и протоптыванию простых ритмических рисунков. На первых занятиях важны такие упражнения как поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. На каждом занятии проводится комплекс общеразвивающих упражнений. Он может включать выпрямления и повороты головы, повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»), наклоны, движение рук в разных направлениях, отстукивание, сгибание, разгибание ноги в подъеме, упражнения на расслабления мышц и др. Раздел «Движение и речь» направлен на овладение базовыми умениями выполнять движения с речевым сопровождением. Для этого могут использоваться различные стишки и речевки , которые помогают задать определенный темп и динамику при выполнении шагов, построений, перестроений и различных двигательных комплексов. В этот период обучения (2 четверть) важно закреплять умения детей выполнять движения под музыку, поэтому обязательно осуществляется повторение пройденного в первой четверти и проводятся игры под музыку. Общеразвивающие упражнения расширяются по своему объему. Обучающиеся повторяют уже изученные и осваивают новые: перекрестные движения рук одновременные движения правой руки вверх, левой в сторону; правой руки вперед, левой вверх, маховые движения рук, выставление ноги на носок вперед, в сторону и назад, наклоны, повороты туловища вправо, влево и др. В третьей четверти продолжается изучение раздела «Музыка и движение», где основные упражнения осваиваются в парах. У обучающихся с РАС формируются умения разбиться на пары и построиться назад в шеренги. Этому можно обучать и через игры под музыку. Далее учат выполнять ритмико-гимнастические движения под музыку или речевки . Общеразвивающие упражнения могут дополняться такими упражнениями как выставление ноги на носок вперед, в сторону, назад, ходьба с высоким подниманием колен, приседание с опорой и др. Конец третьей и вся четвертая четверть посвящены изучению раздела «Музыка и танец». Сформированные у обучающихся с РАС базовые умения в области ритмики позволяют начать овладение танцевальными движениями и разучивать элементарные танцы и пляски. К концу учебного года дети обычно выучивают комплекс общеразвивающих упражнений, могут выполнять его под контролем взрослого. Допускается, что в качестве ведущего могут выступать наиболее способные дети. Они показывают остальным как нужно выполнять упражнение и задают общегрупповой темп.

Слайд 8

Подборка упражнений 1. Построение и расчёт. Команды: «По порядку – рассчитайся!, «На первый и второй рассчитайся!». Обучение построению начинают с обозначения линии построения с помощью каната, верёвки или скакалки, для лучшей визуализации. Также можно обозначить места детей кубиками или другими предметами. Расчёт начинают справа налево. На первом этапе можно показывать визуальные подсказки с надписями ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ, ТЕТИЙ, ЧЕТВЁРТЫЙ, также можно обозначить первые и вторые номера своими отличительными знаками (например, цветные значки, шапочки, браслеты). Для закрепления понимания своего порядкового номера в строю рекомендуется выполнять упражнения соответственно порядковому номеру. Например, «Первые номера 1 шаг вперёд, вторые номера хлопнули в ладоши, третьи номера покружились. 2. Ритмико-гимнастические упражнения. Необходимы задания на выработку координированных движений, основная цель которых - научить согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы. Во время проведения под музыку перед педагогом стоит задача научить детей создавать музыкально-двигательный образ. Причем учитель должен подобрать название, которое определяло бы характер движения, например: «зайчик» (для подпрыгивания), «кошечка» (для мягкого шага), «мячик» (для подпрыгивания и бега) и т. п. Объясняя задание, желательно не подсказывать детям вид движения (надо говорить: «будете двигаться как…», а не «бегать», «прыгать», «шагать »). Ходьба, бег, бег приставным шагом правым и левым боком, с высоким поднимание колен, с захлёстом ног, ходьба гусиным шагом, паучком, на носочках, на пятках, на внутренней стороне стопы, на внешней стороне стопы. Упражнения на восстановление дыхания.

Слайд 9

Подборка упражнений 3. Упражнения в движении на восприятие музыкального темпа и ритма. Цель : научить детей реагировать на ритм музыки и быстро переключаться с одного ритма на другой, развить внимание и совершенствовать навыки ходьбы и бега. Быстрее-медленнее . Дети становятся в круг и начинают шагать друг за другом с левой ноги в такт музыке. Как только мелодия ускоряется, дети переходят на бег. Во время упражнения Лицом-спиной. Дети под медленную музыку шагают спиной от стены к стене, под быструю музыку бегут лицом от стены к стене. Солнышко и дождик. Дети под весёлую музыку музыку бегают вокруг обручей, под звук дождя прячутся в домики-обручи. Шагаем-спим-танцуем. Дети под марш шагают, под колыбельную лежат на матах, под танцевальную музыку делаем пружинку, приседаем, кружимся.

Слайд 10

Подборка упражнений 4. Упражнения в статике для восприятия темпа и ритма. Цель: научить детей слышать ритм музыки. Ритмическое эхо . Дети становятся в круг. Начинает звучать короткий отрывок простого музыкального произведения, например, «Цыплята» или «Два веселых гуся». Задача детей — в точности повторить ритм музыки хлопками в ладоши. Если дети справились с простой мелодией, можно увеличить продолжительность музыкального отрезка. Отбивание ритма хлопками по картинкам . Например, Мед- ве - жо -нок (4 хлопка) Ёж (1 хлопок) Тс (тишина) Маракасы или клавесы . Держим в руках и гремим или стучим. Под текст: Я играю высоко, (поднимаем руки высоко с инструментом) Я играю низко, (опускаем руки низко с инструментом) Я играю далеко, (вытягиваем руки вперёд) Я играю близко. (приближаем руки к себе) Я звучу, звучу, звучу, (играем громко) Я молчу, молчу, молчу. (прячем руки с инструментом за спину)

Слайд 11

5. Подвижные игры. Цель: включение детей с РАС в групповую работу. Помочь детям ощутить и осознать своё тело. «Кот и мыши». Мыши водят хоровод, на лежанке дремлет кот, тише мыши не шумите, кота Ваську не будите, вот проснется Васька кот разобьет ваш хоровод. Водящий кот ловит мышей, которые стараются занять места в норках-обручах. « Покажи нос» Раз , два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть. Вы смотрите, не зевайте И за мной все повторяйте, Что я вам сейчас скажу И при этом покажу. Учитель, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе названные части тела. Затем учитель начинает «путать» детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные.

Слайд 12

5 . Пальчиковая гимнастика. Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие речи и коммуникабельности. Пальчиковых гимнастик огромное множество, выполнять можно под стихотворение с педагогом или под песенку, например Е. Железновой. Рыбки (пример гимнастики) Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок. Рыбки плавали, ныряли В чистой тепленькой воде. То сожмутся, На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются. Разожмутся, Пальчики сильно растопыриваются в стороны. То зароются в песке. Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто зарываете их в песок.

Слайд 13

7 . Нейрогимнастика . Цель: синхронизация работы полушарий мозга, развитие способностей, памяти, мышления, речи. Кулак-ладонь-ребро. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак , ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с педагог, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнения с мешочками Ребенок занимает исходное положение на балансировочной доске, балансирует, удерживаясь на её поверхности. При правильном, устойчивом положении ребенка на доске , ему предлагается выполнить упражнения. Взрослый кидает ребенку мешочек с крупой, ребенок ловит мешочек одной рукой (при этом можно проговаривать прямой и обратный счет до 10 ). Ребенок держит мешочек перед собой, подбрасывает вверх одной рукой (правой / левой), ловит одной рукой (при этом можно проговаривать прямой и обратный счет до 10).

Слайд 14

8 . Танцевальные движения Цель: формирование двигательных навыков и умений, развитие чувства ритма и координации движений. Хоровод. Лучше всего детей построить в круг с помощью первоначального построения в линию. Затем педагог просит взяться всех за руки и замыкает круг взяв за руку первого и последнего ученика. Первоначально учимся держать круг, ходить в разных направлениях под музыку и бегать. Затем можем выполнять простые танцевальные движения в кругу. А. Пассова «Есть у нас огород», Ю.Селиверстова «Танцевальная разминка» и т.д. П ростые танцевальные движения под музыку. «Пружинка», «Пружинка с поворотом», «Топни раз, топни два», «Топ-топ, топ, топ, топ» и т.д.

Слайд 15

“Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение”. Аристотель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Работа с одаренными детьми"

В наглядном виде представлены основные моменты в работе с одаренными детьми. Материал может быть использован на педагогических советах и семинарах....

Презентация Работа с одарёнными детьми в начальной школе

Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особен­ностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способны...

Работа с одарёнными детьми. Презентация + статья

Мой творческий отчёт  по работе с одарёнными детьми. В статье описана внеурочная работа, проводимая в течении 4 лет  с детьми, которые обучались по системе Эльконина-Давыдова....

Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением

Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми  данного уровня развития....

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми  данного уровня развития....