Адаптация обучающихся 1 классов
материал (1 класс)

Подкопаева Елена Александровна

Как проходит период адаптации у первоклассников в первые месяцы учебы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravka_po_adaptatsii.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 408 Пушкинского района Санкт- Петербурга

____________________________________________________________________________________________________________________________

Справка

о проверке готовности обучающихся к обучению в первых классах

В соответствии с планом внутришкольного контроля на 2023/2024 учебный год в сентябре-октябре осуществлялся мониторинг готовности обучающихся 1-х классов к обучению и  организации учебного процесса в данных классах.

Цели мониторинга:

1) проанализировать преемственность в обучении первоклассников при поступлении в школу;

2) выяснить степень адаптированности детей к обучению в школе;

3) изучить эффективность методов, применяемых учителем в период обучения грамоте;

4)проанализировать соответствие условий организации режима образовательного процесса нормам СанПин

Задачи:

1. Выявить особенности течения процесса адаптации первоклассников с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем.

2. Выделить группу детей, имеющих трудности адаптации.

3. Составить рекомендации для родителей и учителей первых классов по созданию условий, способствующих успешной адаптации.

Дата проверки: сентябрь-октябрь 2023г.

Методы: наблюдение, знакомство с классной документацией; контроль режимных моментов; посещение уроков; собеседование с классным руководителем, тестирование обучающихся.

В ходе мониторинга были изучены личные дела обучающихся, рабочие программы по предметам и внеурочной деятельности, проведена диагностика готовности к школьному обучению по тестам, проанализированы условия обучения первоклассников, проанализирована работа с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам адаптации.

В 2023/2024 учебном году в лицее скомплектовано три первых класса по 33 человека. Обучение ведут учителя начальных классов: Бальчикова Д.А., Брагина Е.И., Панова Е.А.

Преподавание ведется по УМК «Школа России», который соответствует обновленными ФГОС НОО. Рабочие программы размещены на сайте школы.

В начальный период обучения были созданы благоприятные условия для адаптации детей к школе. Согласно п. 2.9.5 Санитарных правил СанПиН 1.2.3685-21) «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях». Обучение в I классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

Обучение в 1-х классах осуществляется с соблюдением требований СанПиН 2.4.2.2821-10:

  1. Учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену.
  2. Соблюдается «ступенчатый» режим обучения: на период адаптации в сентябре, октябре – по три урока в день по 35 минут. Уроки разных уровней сложности чередуются в течение учебного дня и недели. По окончании периода адаптации «ступенчатый» режим будет соблюдаться: в ноябре–декабре – по четыре урока в день по 35 минут каждый; январь–май – по четыре урока в день по 40 минут каждый.
  3. В середине учебного дня проводится динамическая пауза продолжительностью 40 минут.
  4. Обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий. 
  5. Для удовлетворения биологической потребности в движении проводятся по три урока физической культуры в неделю. 
  6. При организации занятий в группе продленного дня проводится прогулка.

Классные комнаты проветриваются во время перемен, без присутствия детей. Кроме обычной классной доски кабинеты 1-х классов оборудованы интерактивными досками, компьютерами и проекторами.

Анализ посещённых уроков свидетельствует о том, что педагоги, работающий в первом классе:

- успешно проводят формирование УУД, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, развитие учащихся во внеурочное время;

- владеют методикой преподавания предметов на достаточном уровне;

- хорошо знакомы с нормативными документами и методическими рекомендациями по организации занятий в период адаптации детей.

Посещены следующие уроки в 1 классе русского языка, математики, окружающего мира учителей Бальчиковой Д.А., Брагиной Е.И., Пановой Е.А. На каждом из посещённых уроков присутствовала наглядность, игровые и занимательные моменты, проводились физминутки, учитывались психолого-возрастные особенности первоклассников. На уроках учителя стараются создавать непринуждённую атмосферу, используют разнообразные формы и методы работы. Обучение проходит без балльного оценивания знаний. В рамках контроля проверены тетради по обучению письму. Тетради проверяются учителем после каждой работы, они в хорошем состоянии. Учителя требуют от обучающихся аккуратности в работе, добиваются каллиграфически точного написания букв.

По наблюдениям и контролю некоторых режимных моментов выявлено, что у первоклассников преобладает положительная мотивация на учебную деятельность и учебная активность с наличием познавательных учебных мотивов. Ребята чувствуют себя комфортно в школе и классе. Барьера между учителями и учениками нет. Им нравятся, класс, в котором они учатся, их одноклассники. Преподаватели большое внимание уделяют формированию детского коллектива, учат детей слушать друг друга и доброжелательно общаться. Учителями ведётся работа по изучению обучающихся (проведена стартовая диагностика) и оказанию помощи в период адаптации, как детям, так и родителям (законным представителям) обучающихся: родительское собрание, индивидуальные беседы, консультации, собеседование.

Из беседы с обучающимися можно сделать выводы, что в школу ходят охотно, вполне приспособились к школьному режиму, но не все справляются с учебной нагрузкой без перенапряжения, на переменах активны, в нарушениях дисциплины не замечены.

Основная трудность адаптационного периода заключается в неумении детей общаться друг с другом. Западает работа по составлению устных рассказов, т. к. недостаточно развита речь учащихся. Разный уровень подготовки к школе сказывается на недостаточном внимании на уроках, неспособности с первого раза понимать задание, которое предлагают учителя.

Для диагностики уровня адаптации учащихся, были применены следующие методики: «Оценка школьной мотивации» Н. Лускановой (цель: диагностика сформированности школьной мотивации и самоощущения ребенка в школе), «Домики» О.А. Ореховой, основанный на цветовом тесте Люшера (цель: проведение диагностики эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, анализ эмоционального отношения ребенка к школе), тест Керна-Йирасика (цель: выявление умений ребенка ориентироваться, на образец, точно его копировать, сенсорной координации и тонкой моторики, готовности к школе. В обследовании приняли участие все обучающие первых классов.

В период с 10 по 30 сентября 2020 года в первых классах проводилась стартовая диагностика личностной готовности к обучению в школе. По результатам диагностики выявлено следующее: высоким уровнем сформированности предметных учебных действий не владеет никто. Большинство учащихся имеют средний и низкий уровень сформированности предметных действий на момент стартовой диагностики. Наиболее проблемными предметными областями являются: русский язык (фонетическое восприятие звука), математика (сравнение чисел, умение работать с геометрическими фигурами). Также одной из причин низких результатов выполнения стартовой работы является несформированность регулятивных УУД (умение понимать задачу, удерживать задачу). Посещаемость за сентябрь-октябрь – 100%.

Выводы:

 1. Организация режима учебного дня для обучающихся первого класса соответствует Санитарным нормам и правилам;

2. Уровень сформированности внутренней позиции школьника по результатам диагностики оценивается как средний и низкий. У первоклассников преобладает учебный мотив, наличие тревожности не обнаружено, уровень адаптации первоклассников к школе средний.

Рекомендации:

1. Администрации продолжить посещение уроков, с целью отслеживания дальнейшей адаптации учащихся.

2. Обсуждение индивидуальных особенностей школьников.

3. Классным руководителям продолжить работу по формированию классного коллектива для успешной адаптации всей группы детей.

4. Психологу запланировать консультации для родителей, чьи дети показали неустойчивые результаты адаптации, и у которых возможна дезадаптация.

5. Психологу провести курс занятий на преодоление трудностей адаптационного периода. 6. Родителям (законным представителям) обучающихся первоклассников – уделять особое внимание формированию у ребенка качеств самостоятельности, целеустремленности, ответственности.

27.10.2023

Заместитель директора по УВР                                                           Е.А. Подкопаева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка об итогах контроля адаптации обучающихся 1-а класса к новым условиям обучения.

Адаптация - привыкание, «вписывание» человека в какую-то среду. Противоположностью ей является дезадаптация. Это понятие стало использоваться сравнительно недавно для описания различных проблем ...

Успешность адаптации обучающихся к школьной жизни. Из опыта работы учителя начальных классов Романенко Л. В.

Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается ра...

Адаптация обучающихся 1 класса с ОВЗ через формирование позитивного самоотношения.

Определяющим фактором развития личности ребёнка является его самосознание- понимание себя как личности. А самосознание непосредсвенно проявляется в самооценке, т. е. в том, как ребёнок оценивает свои ...

Рабочая программа по сопровождению процесса адаптации обучающихся с ОВЗ 1 класс

Направлена программа на осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождения учащихся первых  классов в период адаптации к школе.Программа дает возможность отслеживать процесс разви...

Отчет учителя-логопеда Валовой А.С 16-17 г.г. о речевом развитии обучающихся на педагогическом совете по адаптации обучающихся 5 классов.

В начале каждого учебного года учитель-логопед проводит диагностическое обследование среди обучающихся классов с ОВЗ....