ОРКСЭ
методическая разработка (4 класс)

Чернецкая Татьяна Васильевна

Разработка урока по ОРКСЭ  4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_orks_4_klass.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ОРКСЭ

Класс : 4

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики.

Тема урока: Россия – наша Родина.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урок:

- формирование представления о Родине;

- создание условий для изучения курса

Задачи урока:

- обобщить и актуализировать знания о Родине;

- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;

- прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны;

- способствовать уважительного отношения к своей большой и малой Родине, толерантности;

- формировать понятийный аппарат.

Оборудование:

мультимедийный проектор, карта России, аудиозаписи (гимн, песни о Родине), выставка книг о Родине.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- задавать вопросы;

- пользоваться условными обозначениями учебника.

- умение выделять существенную информацию из различных источников;

Регулятивные УУД:

- в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока;

- понимать цель выполняемых действий;

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

- работать с учебником;

- составлять монологическое высказывание о малой родине, с использованием конкретных примеров.

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;

- выражать свои мысли с соответствующей возрасту полнотой и точностью;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Личностные УУД:

- умение выделять нравственный аспект поведения

Планируемые результаты урока:

Личностные: умение оценивать ситуации и поступки, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.

Предметные: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

Метапредметные: получить первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников; получить первоначальные навыки постановки учебной задачи; участие в коллективном обсуждении вопросов урока.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Поговорим?

- Поговорим. О чём?

- О разном и о прочем.

О том, что знаешь ты,

А что-то мне известно.

- Поговорим. Вдруг будет интересно.

II. Сообщение темы урока.

- Чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо отгадать загадку.

Наслаждаться не устану
Песней жавороночка,
Ни на что не променяю
Милую стороночку!
Теплый ветер принесет
Аромат смородины,
Так чего дороже нет? —
Нет дороже... (Родины)

- О чём пойдёт речь на уроке?

III. Изучение нового материала.

1. - Составьте ряд родственных слов со словом родина , … (род, родной, родимый, родичи,…)

- Откуда же произошло слово «родина»?

Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного рода.

- Подберите синонимы к слову Родина.

Родина … (Отчизна, Отечество…).

- Как называется страна, в которой мы живём? (Россия) Главный город – Москва. У каждой страны есть свои символы. Угадайте из загадок.

У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг –
С ветром гонит прочь тревоги
Бело-сине-красный … (Флаг)

Есть главная песня у нашей страны.
Услышав её, мы вставать все должны.
Единству народа поётся в ней слава,
И восхваляется наше держава. (Гимн)

Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (Герб)

Звучит гимн России.

-Почему Родину называют Отечеством. Об этом мы узнаем из рассказа К. Д. Ушинского.

Наше Отечество

Наше отечество, наша Родина – матушка Россия.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Родина – значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна, в которой мы живем, где живут наши близкие, родные, где жили наши прабабушки и прадедушки. Родина у каждого человека одна.

- Так почему же Родину называют Отечеством?

- Как ещё называет Ушинский нашу Родину? (матушка)

2 .- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина?(бескрайние просторы, леса, поля, реки, красоту родного края…)

«Родина – значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна, в которой мы живем, где живут наши близкие, родные, где жили наши прабабушки и прадедушки. Родина у каждого человека одна.

- Послушайте стихотворение Татьяны Коти о Родине.

Родина моя – бескрайняя Россия

И Сибирь, и Волга, и Урал…

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал.

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля –

Все напомнит нам о самом важном,

Только здесь родимая земля!

И куда б судьба не заносила,

Не дано забыть нам об одном –

Это ненаглядная Россия

Есть единственный наш отчий дом.

Работа с учебником (с.4-6)

- С чем связывали люди в глубокой древности образ мира, планеты, Вселенной?

- Всё это вдохновляло художников, поэтов, писателей, композиторов на создание произведений о Родине.

(Показ иллюстраций картин известных художников: И. Левитан «Тихая обитель», А. Саврасов «Грачи прилетели», В. Полёнов «Московский дворик»

Вывод: родина у каждого своя.

3.- Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории, какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории? Какие города вам известны?

Наша Родина - это великая страна Россия. Россия – самая большая страна в мире! Тринадцать морей и два океана омывают Россию. В России 120 тысяч рек. Среди них есть могучие реки - Волга, Обь, Енисей, все они несут свои воды в моря и океаны. Славится Россия своим великим озером Байкал. В России очень много городов, сел, деревень. Богата наша Родина природными богатствами: лес, нефть, газ, каменный уголь. Но самое большое богатство – это люди, которые своим трудом и талантом преумножают богатство нашей России, вызывая чувство гордости за свою Родину и свой народ. Самое ценное у страны – это народ. Народ – слово многозначное. «Вон сколько народу!» - говорят, когда много людей собралось в одном месте. Также народом называют население одной страны. Мы все – российский народ, россияне. А еще народ – это люди, которые говорят на одном языке, имеют общие обычаи и похожие занятия. Этих людей объединяет история. Они сохраняют память о своих героях, талантливых писателях, художниках и музыкантах.

- А как называется наша малая родина? (Республика Коми) Её столица Сыктывкар. Какие национальности проживают в нашей Республике? Люди разных национальностей, проживающих у нас, живут дружно и сплочённо.

4. - Какие русские военачальники вам известны?

- Что вам известно о защитниках нашей Родины?

(А.В.Суворов, П.И.Багратион, Г.К.Жуков)

- Можно ли этих людей назвать патриотами? Почему?

- Как вы понимаете значение этого слова?

Патриот – человек, который любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Патриотизм – любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать её от врагов.

- Все ли из перечисленных людей русские?

Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие, свободное, независимое существование страны, в которой живёт.

IV. Закрепление.

Самостоятельная работа.

1. Детям предлагается текст, после прочтения которого, нужно найти в нём главную мысль.

В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешила людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что её граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди.

-Какова главная мысль текста? (Самое ценное, что есть в России – это её люди.)

2. Работа с учебником (с.6-7). Ответьте на вопросы к тексту, данные в учебнике.

V. Подведение итогов урока.

Закончите пословицу:

- Нет земли краше, чем родина… наша!

- Береги землю любимую, как мать… Родимую.

- Кто за родину горой – тот истинный… герой.

- Нет в мире краше Родины… нашей.

- Человек без Родины, что соловей без… песни.

- Одна у человека мать, одна у него и… Родина.

- Народы нашей страны дружбой… сильны.

- Народное братство дороже всякого… богатства.

- Если дружба велика, будет Родина… крепка.

Объясните смысл двух последних пословиц.

Что поучительного в этих пословицах, какие нравственные ценности они нам передают?

- Что вы расскажите дома членам семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?

-Чем богата наша страна? (природа, люди…)

6. Задание на дом.

В тетради изобразить родословное древо вашей семьи.

Информационно-образовательная среда (информационный материал, в т. ч. используемая литература, электронные источники информации, демонстрационный, диагностический):

  1. К. Д. Ушинский . Наше Отечество
  2. Репродукции картин художников – пейзажистов: И.Левитана «Тихая обитель», А.Саврасова «Грачи прилетели», В.Д.Полёнова «Московский дворик»
  3. Учебник «Основы светской этики». 4 кл. (4-5 кл.), под ред. Т.Д.Шапошниковой. – М. :Дрофа, 2018.
  4. Музыкальная запись гимна России.
  5. Презентация «Россия – наша родина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"

Курс  ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

"Христос и Его крест", разработка и презентация урока по ОРКСЭ в 4 классе

Урок является седьмым по счету в 4 классе. Старалась использовать учебник, «Электронное приложение А.В.Кураева» и ресурсы Интернета. Презентация охватывает все темы урока....

Урок дружбы по курсу ОРКСЭ

Урок разработан по теме "Дружба"в 4 классе.  модуль «Основы светской этики»...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...