Воспитательное мероприятие на тему: "Культура народов Южного Урала".
план-конспект занятия (4 класс)

Чешкова Алиса Андреевна

Цель: Формирование культурных ценностей родного края.

Задачи мероприятия:

Воспитательная: познакомить с коренными народами Южного Урала.

Развивающая: развитие культурного кругозора.

Образовательная: дать представление о культуре народов Южного Урала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект 28.45 КБ
Файл Раздаточный материал1.45 МБ
Файл Презентация1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №1

Школа: МАОУ СОШ №104

Класс: 4м

Учитель: Черненко Оксана Юрьевна

Отметка за проведение:

Подпись:

Студенты: Безрукова А., Букаева Н., Родионова А., Чешкова А

Методист: Гарбуз Олеся Александровна  

Подпись:

Конспект воспитательного мероприятия

Дата проведения

13.05.2024

Форма мероприятия

Внеклассное мероприятие

Тема мероприятия

«Культура народов Южного Урала.»

Цель мероприятия

Формирование культурных ценностей родного края.

Задачи мероприятия

Воспитательная: познакомить с коренными народами Южного Урала.

Развивающая: развитие культурного кругозора.

Образовательная: дать представление о культуре народов Южного Урала.

Необходимое оснащение

Цветные карандаши, листы А4, ручки, презентация.

Этапы мероприятия

Содержание этапов

Примечание

I. Организационный

- Здравствуйте, дорогие ученики. Обратите внимание на слайд и предположите тему нашего урока. Всё правильно, сегодня мы поговорим о культуре народов Южного Урала, а именно о национальных костюмах и традициях.

- Давайте сформулируем цель: познакомится с народами Южного Урала и их культурой.

- Знаете ли вы о коренных народах Южного Урала?

- Всё верно, но есть и другие народы, с которыми мы вас сегодня познакомим.

Предполагаемые ответы детей: башкиры, русские, татары, казахи

II. Основной

- Культура народов Южного Урала является уникальным и богатым многообразием традиций, обычаев, языков, искусства и ремесел. В этом регионе проживает большое количество народов, каждые из которых имеют свои уникальные культурные особенности.  

- Ребята, посмотрите кто к нам пришёл! Это же Скрат, он гулял по Южному Уралу и снова потерял свои жёлуди, давайте поможем ему найти их.

- Чтобы найти жёлуди нам предстоит познакомиться с народами Южного Урала.

- Мы подготовили интересный квест, суть которого заключается в работе по станциям, вы разделены на 4 команды, каждая команда работает на станции и по нашему сигналу вы будете переходить на другую станцию.

Станция 1. Ханты

- Давайте спросим видели ли жёлуди Ханты. Но сначала, давайте с ними познакомимся. Ханты – коренной малочисленный народ, проживающий на территории Южного Урала. Основными занятиями являются охота, собирательство, скотоводство и рыболовство. Традиционные ремесла – резьба по дереву, кузнечное дело, изготовление изделий из бересты, ткачество.

- Давайте теперь поговорим об орнаментах народа ханты. Знаете ли вы, что такое орнамент?

- Орнамент – повторение и чередование одних и тех же элементов. Возникал он из обычных рисунков, в которых исключалось все ненужное, суть рисунка упрощалась, а характерные его черты преувеличивались.

Зоо- и растительные мотивы орнамента – «ветви березы», «заячьи уши», «след соболя», «оленьи рога», «щучьи зубы» и другие – выполнены техникой аппликации из полосок ткани, сукна или техникой меховой мозаики: мастерица сшивает полоски белого и темного оленьего меха, затем вшивает декоративную полосу в подол, рукав халата, шубы, на шапку. Дополнительно такой мозаичный узор украшают полосками из цветного сукна и бисером. У Хантов нашёлся 1 жёлудь, но они сказали, что видели такой же у следующего народа.

Станция 2. Манси

- Манси – малочисленный народ в России. Первоначально они жили на Урале и его западных склонах, но с появлением в тех местах других народов в 11-14 веках переселились в Зауралье. Традиционными занятиями были охота, рыболовство, оленеводство, земледелие и скотоводство. Изготовление одежды у манси всегда было женским занятием.

- Знаете ли вы, что такое орнамент?

- Орнамент – повторение и чередование одних и тех же элементов. Возникал он из обычных рисунков, в которых исключалось все ненужное, суть рисунка упрощалась, а характерные его черты преувеличивались.

- В народном искусстве манси основное место занимает орнамент, мотивы которого сходны с мотивами родственных Хантов. Орнамент состоял из вышивки, аппликации, мозаики: геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы.

- Народ манси отыскали жёлудь, но сказали, что ещё 1 жёлудь хранится у следующего народа.

Станция 3. Удмурты

- Удмурты – один из коренных народов Южного Урала. Удмурты являются самым рыжим народом России. И одним из наиболее рыжих этносов мира. Основными занятиями были земледелие, рыбалка, охота, животноводство, лесное хозяйство. Женщины же занимались изготовлением одежды.

- Орнамент – повторение и чередование одних и тех же элементов. Возникал он из обычных рисунков, в которых исключалось все ненужное, суть рисунка упрощалась, а характерные его черты преувеличивались.

- Давайте теперь рассмотрим распространённые национальные узоры – звезды, треугольники, ромбы и квадраты. Удмуртки знали множество узоров, которые имели свои названия, например: рог барана, крылья утки, глаз голубя.

Кафтан иногда украшали небольшими монетами, ракушками, бусинами. Оказалось, что Удмурты тоже нашли жёлудь Скрата, но сказали, что видели такой же у следующего народа.

Станция 4. Башкиры

- И вот мы оказались у башкирского народа. Башкиры самый уральский, самый исконный народ на Южном Урале. Давайте рассмотрим их занятия и особенности орнамента.

-Занимались башкиры охотой, включая соколиную, рыбной ловлей, бортничеством, сбором дикорастущих плодов (шиповник, черемуха, малина, грибы, черемша и др.), корней растений. Знаете ли вы, что такое орнамент?

- Орнамент – повторение и чередование одних и тех же элементов. Возникал он из обычных рисунков, в которых исключалось все ненужное, суть рисунка упрощалась, а характерные его черты преувеличивались.

- Набор образов и фигур башкирского орнамента стоит на противопоставлении дня и ночи, жизни и смерти, света и тьмы, мужского и женского. Эти фигуры чередуются между собой, а в одно целое их объединяет некий центральный элемент. Таким центром мог стать образ женщины-прородительницы, силуэт дерева жизни или ромб, как символ земли и пашни. Особое значение имел цвет башкирского орнамента. Преобладали красный, желтый, черный, зеленый, белый, синий и коричневый цвета. Их башкиры ассоциировали с плодородием, солнцем и красотой окружающего мира.

- Башкиры тоже нашли жёлудь Скрата. Ура, наконец-то Скрат нашёл свои жёлуди.

Динамическая пауза

Содержание динамической паузы: ученики повторяют движение головы вправо-влево, делают наклоны и приседают.

- А какой самый многочисленный народ на урале вы знаете?

- Верно, это русский народ.

- Несмотря на то, что русские являются самым распространенным народом Южного Урала, переселились они на эти земли только в 1586 году. Давайте рассмотрим занятия и орнаменты русского народа.

- Основным занятием большинства русского населения Урала было земледелие, скотоводство, охота, пчеловодство и рыболовство.

- Орнамент русского народного костюма может изображать растения, животных, птиц, людей и геометрические фигуры. В русском народном костюме использовались все виды характерных, наиболее часто используемых орнаментов. Нижний, земной ярус одежды выполняли символами земли - семян и растений - в черном цвете. Верх одежды украшали изображениями птиц и символами дождя. Для костюма характерна разработанность растительных и геометрических мотивов: косые кресты, крючкообразные фигуры, розетки, восьмиугольные звезды, ромбы с загнутыми отростками.

- Мы поговорили об орнаментах разных народов, и мы предлагаем вам придумать свой орнамент со своими узорами и значением. На ваших столах лежат орнаменты народов, о которых мы говорили для примера, но не повторяйте в точности эти орнаменты.

Содержание задания:

Дети рисуют орнамент, на основе представленных.

Начинают работать.

Дети переходят к следующей станции.

Переходят к другой станции.

Переходят к другой станции.

Выполняют задание.

III. Заключительный

- Давайте подведём итог нашего классного часа. Какой была наша цель?

- Верно, как думаете достигли ли мы её?

- Переверните листочки и закрасьте кружочек, который лучше всего подходит вам.

- Что больше всего запомнилось вам за урок?

Проведение рефлексии.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Людмила Константиновна Татьяничева, поэтесса Южного Урала Когда говорят о России, Я вижу свой синий Урал. В лугах на ковровых просторах, Среди плодоносных полей, Лежат голубые озёра Осколками древних морей. Тувинец, бурят и якут, Русский, татарин, башкир и удмурт, Разных народов большая семья. Этим гордиться должны мы друзья!

Слайд 3

«Культура народов Южного Урала»

Слайд 4

Цель: познакомится с народами Южного Урала и их культурой.

Слайд 6

Орнамент – повторение и чередование одних и тех же элементов.

Слайд 7

Русский народ являются самым распространенным народом Южного Урала, переселились они на эти земли только в 1586 году.

Слайд 8

Кокошник Лапти

Слайд 9

Орнамент русского народа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие Презентация "Фестиваль Дружбы народов в Сочи"

Внеклассное мероприятие Презентация  "Фестиваль Дружбы народов в Сочи"...

Программа по внеурочной деятельности "Игры народов Южного Урала". 3 класс.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению....

Внеклассное мероприятие на тему: "Дружба народов".

Автор: учитель начальных классов МБОУ "СШ № 34" Афлятунова Кристина Александровна, ХМАО-Югра, г.НижневартовскОписание материала: Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия на тему: &quo...

Живые существа в сказках, пословицах, поговорках народов Южного Урала

РазноеЖивые существа в сказках, пословицах, поговорках народов Южного Урала...

Обычаи и традиции народов Южного Урала

Проект, выполненный по окружающему миру....