"Хороводные игры Вятского края"
материал

В рамках работы по теме самообразования «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников» хочу поговорить о русских  хороводах и хороводных играх Вятского края. Где же истоки Вятского хоровода? По крупиночкам собирала информацию, и вот чем я готова поделиться с вами, уважаемые коллеги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horovodnye_igry_vyatskogo_kraya.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса «Хороводные игры Вятского края»

Автор работы: Дьяконова Наталья Анатольевна учитель начальных классов МКОУ СОШ им.генерал-лейтенанта В.Г.Асапова с.Калинино Малмыжский район Кировской обл.

Цель: Обучение использованию элементов Вятского хоровода для реализации нравственно-этического воспитания, а именно создания дружного коллектива детей разного возраста.

Задачи:

Образовательные: Поделиться личным опытом работы по проведению уроков и внеурочной деятельности.

Развивающие: Развивать устойчивый позитивный интерес к истории Вятского края, коммуникативные умения: корректное ведение диалога и участие в работе группы, приёмы совместной деятельности: сравнение, анализ, обобщение. Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Воспитательные: воспитывать любознательность в процессе познавательно- игровой деятельности; формировать положительные взаимоотношения детей и взрослых.

Предметные: Познакомить педагогов с элементами русского хоровода, направленными на формирование дружеских взаимоотношений в коллективе;

Метапредметные:

Регулятивные-умение точно выражать свои мысли, определять цель деятельности, определять успешность своего задания, действовать в творческом сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Познавательные-добывать новые знания, находить ответы на вопросы, использовать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные-учиться работать в команде, приходить к общему решению в совместной деятельности, слушать других.

Планируемые результаты

Предметные:Содействовать усвоению новых понятий. Коллективное взаимодействие - разучивание композиции и хороводных движений.

Метапредметные

Регулятивные: определять цель с помощью учителя-наставника; оценивать результат своей деятельности; взаимодействовать с коллегами на мастер-классе.

Коммуникативные: принимать участие в работе группами, допускать существование различных точек зрения, строить понятные для партнера высказывания, использовать в общении правила вежливости.

Познавательные: устанавливать аналогии, производить сравнение, классификацию, строить сообщения в устной форме, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:развитие любознательности, сообразительности при выполнении заданий; ответственности; развитие навыков сотрудничества; расширение кругозора.

Оборудование: телевизор, ноутбук, презентация, музыкальный центр.

Организационный момент.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня на мастер-классе.

Послушайте музыку (Хоровод «Во поле береза стояла»)

Что за музыка сейчас звучала?(ответы коллег)

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня.(ответы коллег)

Правильно о хороводе. Да, сегодня я хочу обратиться к национальной культуре нашего народа. Что означает слово «Хоровод»? (ответы коллег)

Ход мастер-класса

(Слайд 1) В рамках работы по теме самообразования «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников» хочу поговорить о русских хороводах и хороводных играх Вятского края. Где же истоки Вятского хоровода? По крупиночкам собирала информацию, и вот чем я готова поделиться с вами, уважаемые коллеги.

(Слайд 2) По мнению крупнейшего знатока фольклорной культуры В.Даля, хоровод (карагод, танок, круг. улица)-это собрание сельской молодежи на вольном воздухе для пляски с песнями. Но хоровод это не просто танец, это образ жизни наших предков! В нем отразилась широта и удаль славянской души. И в этом я убеждалась все больше.

(Слайд 3) Одно из самых первых упоминаний о Вятском хороводе находится в сборнике «Песни северо-восточной России. Песни, величания и причеты, записаны Александром Васнецовым в Вятской губернии» 1894. В поселке Шурма начал Александр Васнецов свою собирательскую деятельность. Здесь он записал большую часть изданных впоследствии хороводных песен и игр, ведя здесь запись с 1872 года (когда приезжал на каникулы к брату Николаю). В 1880—81 гг. он собирает песни в селе Буйское, и с конца 1881 года до сентября 1883 года — в деревнях Носково и Страбыкино, все Уржумского уезда. К этим годам, можно отнести следующие воспоминания его сына - С.А. Васнецова: «Будучи учителем в школах Вятской губернии, отец часто бывал на крестьянских вечеринках, посиделках, свадьбах, где слушал и запоминал мотивы и движения».

(Слайд 4,5) Хороводные игры генетически связаны с древними магическими ритуалами, в них ярче всего проявляется синкретизм фольклора как древнего народного искусства. Известно, что хороводы приурочивались к весенним праздникам. По мнению А. Васнецова, хороводные песни исполнялись молодежью «при весенних хороводах - с Пасхи до Петрова дня, или, вернее сказать, до страдной поры. Осенью в Уржумском и Вятском уездах хороводов не водят. Большая часть хороводных песен поется с ее изображением и выполнением, смотря по содержанию песни. Действующими лицами является или весь хоровод, или несколько играющих. Напев песен тихий, плавный, с соблюдением известного такта».

(Слайд 6,7) Начальной и основной фигурой любого хоровода является круг.

-В традиционном хороводе количество танцоров не имеет значения, оно может быть любым, в нем принимают участие все желающие. Однако минимальное количество человек должно быть трое.

-Хороводы исполняются в медленном, среднем и быстром темпах.

-Движения хоровода, его рисунок или игровые моменты всегда исходят из конкретного содержания песни, сопровождающей хоровод.

В связи с этим, текст имеет первоначальное значение, и он диктует танцевальный рисунок хоровода в целом.

(Слайд 8) Хороводы можно разделить на 3 группы:

1) Хороводы, в которых отражаются трудовые процессы. «Груша моя»

2) Хороводы, где отражены семейно-бытовые отношения «Вы, бояре, мы до вас пришли».

3) Хороводы, в которых нашли выражение патриотические чувства народа, воспеваются родные места. «Как по морю, морю синему»

(Слайд 9) Коллеги, какие вы знаете русские народные пословицы о хороводах?

(Ответы коллег)

- С сумой ходить не хороводы водить.

- Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.

- Хороводничать, не цепом молотить!

- Хоровод заведёшь – песню споёшь, а придёт пора – работать пойдёшь.

Уважаемые коллеги, скажите, от чего зависит размер хоровода, его ширина?

(Ответы коллег)

а) От количества человек.

б) От сцепления рук.

Выходят 3-педагога.

(Слайд 10) Руки в хороводе держали по-разному:

1) не держась за руки.

(плечо к плечу, друг за другом)

2) взявшись за руки внизу.

3) взявшись за руки вверху.

4) взявшись за спиной у пояса.

5) положив ладони на плечи друг другу.

(Слайд 9) Большое значение в хороводных песнях имеет драматическое начало, так как девушки и парни как бы «проживали» в хороводе самые трагические и самые веселые, а может быть, счастливые моменты жизни. Поэтому сборник А. Васнецова - это своеобразная «энциклопедия» быта и эмоциональной жизни народа. Особенно значимо и ярко представлена женская судьба. Судьба девушки, иногда парня находится в центре внимания игровых и хороводных песен. Принцип противопоставления «воля/неволя», «любовь/нелюбовь», «свобода/долг перед родителями» - вот основные идейно-художественные доминанты в вятских хороводах( «В круг входит одна из играющих и песня далее поется с изображением, согласно смыслу… В круг входит парень. Девушка, подбирая перья, не замечает его, стараясь отвернуться… Девушка догадывается и начинает заискивать перед парнем. Он, при ее словах, отворачивается. Хоровод заканчивается знакомством парня и девушки »)

(Слайд 10) В народе говорилось «играть песню», поэтому «игровое» начало во всех вятских песнях занимает очень большое место. Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей в основном лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называют орнаментальными. Самой распространенной формой хоровода был круг. Чаще всего используется простой круг или двойной круг, а иногда и тройной. Внешний и внутренний круги – ходили в одну или в разные стороны, смотрели друг на друга или в разные стороны.

(Слайд 11) Игровые хороводы Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Иногда содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Часто персонажами песни являются животные, птицы, и тогда участники хоровода, изображая птиц, зверей, подражают их движениям, повадкам. Такие хороводы называются игровыми. В хороводе так же важна роль ведущего, который является образцом для подражания или первым начинает движение в составлении хороводных фигур. «Круг я келейки хожу»

Пономаря изображает весь хоровод. Одна, стоящая в кругу, изображает старицу. При последних словах старица пляшет.

(Слайд 12)Однако, пожалуй, самой древней формой хоровода была форма двух полухорий (это так называемые незамкнутые хороводы). В вятских хороводах встречаются часто, например, в песнях «Вы, княгини, мы до вас пришли», А. Васнецов отмечает: Играющие становятся в две линии, одна против другой, при каждом куплете песни, приплясывая, сходятся и расходятся .

(Слайд 13) Еще одной формой хоровода является форма расходящихся пар. Чаще всего такой хоровод образуется, когда одна из пар изображает «ворота». Хоровод «Злая мачеха» Одна пара играющих поднимает руки; остальные проходят между ними, последнюю пару задерживают; она становится рядом с первой. Постепенно образуются два ряда

(Слайд 14) Простейшие фигуры парных хороводов- парная пляска.

Играющие становятся в круг попарно. Игра или пляска заключается в том, что каждый должен, взявшись под руку, повертеться со всеми в окружности, не оставляя и свою пару, столько раз, сколько участников, так как после каждого он сходится со своей парой.

(Слайд 15) Хороводные игры в наше время не очень популярны.. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент ,значение хороводов сложно переоценить. Они развивают чувство ритма и музыкального слуха, учат детей действовать вместе, знакомят детей с древними традициями и обычаями. Начинать играть в русские народные хороводные игры можно с детьми двух лет. В играх с младшими дошкольниками петь (или читать «хороводный» речитатив) приходится взрослому, малыши же повторяют движения по тексту хоровода.

Алгоритм ознакомления с хороводной игрой.

1) построение фигуры

2) распределение ролей

3) знакомство и заучивание текста

4) знакомство с движениями

5) отработка элементов

6) репетиция

7) непосредственно игра

Практическая часть

Выходи честной народ на веселый хоровод!

(Выходят учителя на хоровод «Как у наших у ворот»)

Участники хоровода делятся на 2 группы.

Звучит музыка, оба круга смотрят друг на друга, но идут в разные стороны.

Все садятся на места.

Предлагаю разучить Вятские хороводные игры, в которые можно играть в группе.

Хоровод к песне «Груша моя»: Один куплет повторяется несколько раз. Играющие, взявшись за руки, кружатся; при окончании куплета показывают, как должна быть велика груша. При последнем куплете бьют над головой в ладоши.

«Вятская плетень» Играющие, взявшись за руки, становятся в один ряд. Рука каждого приходится на плечо другого и таким образом образуется плетень. При этом поют:

Заплетися, плетень, заплетися!

Ты завейся, труба, золотая!

Когда плетень расплетается, поют ту же песню с таким изменением.

Расплетися, плетень, расплетися…

На слайдах.(16,17) (Практические задания «Нарисуем хоровод»)

Спасибо вам за внимание. Надеюсь, вы получили заряд вдохновения и хорошего настроения. Давайте чаще водить наши родные хороводы, тогда дети их будут знать, любить и уважать прошлое русского народа.

Список литературы

1. Агапкина Т. А., Топорков А. Л. К проблеме этнографического контекста календарных песен // Славянский и балканский фольклор. Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. М., 1986. С. 76-88.

2. Агапкина Т. А. Звуковое поле традиционного календаря // Голос и ритуал: Тез. и материалы конф. М., 1995. С. 9-11.

3. Алексеев В. Е. Раннефольклорное интонирование. М., 1986.

4. Андриевский А. Краткий очерк истории Вятского края до открытия в нем наместничества // Столетие Вятской губернии 1780 -1880: Сб. материалов к истории Вятского края. Вятка, 1880. Т. 1. С. 51-83.

5. Бернштам Т. А. К реконструкции некоторых переходных обрядов совершеннолетия // Советская этнография. М., 1986 (2). № 6. С. 24-35.

6. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX начала XX вв. Л., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-викторина "Край, в котором я живу».

Игра-викторина "Край, в котором я живу»....

Классный час-игра-викторина «Край в котором я живу»

Познакомить с Михайло  Волковым - первооткрывателем каменного угля.Развивать внимание, мышление, речь, память, умение работать по карте.Способствовать формированию чувства гордости за свою страну...

Хороводные игры

Хороводные игры для старшего дошкольного возраста...

Познавательная игра "Наш край"

Цели: 1. Закрепить знания о природе Ямальской земли.           2.Развивать логическое мышление, смекалку, любознательность....

«Хороводные игры как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Мастер класс «Хороводные игры как средство формирования коммуникативных  универсальных учебных действий  младших школьников",Познакомить  с возможностями  использов...

Конспект занятия в группе продленного дня «Путешествие в Вятский край»

Конспект занятия в ГПД "Путешествие в Вятский край". Занятие проходит в игровой форме. Позволяет придать творческий исследовательский характер процессу изучения уголков России....

Хороводная игра с пением "Картошка"

Хороводная игра с пением для старших дошкольниковЧтобы скачать музыку, Мои аудиозаписи | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)...