РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Одарённые дети» для обучающихся 4 классов
рабочая программа (4 класс)

Екатерина Васильевна Рыженко

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_odarennye_deti.docx43.34 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комитет образования Гатчинского муниципального района

Администрация Гатчинского муниципального района

МБОУ "Пудостьская СОШ"

РАССМОТРЕНО                                                                                     УТВЕРЖДЕНО

Педагогический совет                                                                        Директор  Романова Н.Г.

__________________________                                                                     от «31» 08 .2023 г

  Приказ №1 от «29» 08. 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Одарённые дети»

для обучающихся 4 классов

 

п. Пудость 2024 г.

  1. Общие положения

Направленность: общеинтеллектуальное развитие, развитие познавательных интересов, формирование метапредметных навыков.

Цель: создание условий для развития и реализации интеллектуального и творческого потенциала одаренных детей по русскому языку и математике.

Задачи:

  1. расширение и углубление знаний по русскому языку и математике сверх школьной программы.
  2. развитие логического, критического и творческого мышления.
  3. формирование умения решать нестандартные задачи и применять полученные знания в новых ситуациях.
  4. формирование познавательной мотивации и интереса к изучению предметов.
  5. развитие коммуникативных навыков и умения работать в команде.

Форма организации: внеурочная деятельность

Периодичность: 1 раз в неделю, 34 занятия в год.

Продолжительность занятия: 40-45 минут.

Участники: одаренные дети 4 класса

Обоснование необходимости работы с одаренными детьми с ОВЗ

1. Реализация права на образование и развитие

Все дети, включая детей с ОВЗ и одаренных детей, имеют право на получение качественного образования, которое максимально способствует их развитию и самореализации. Отказ от работы с одаренными детьми с ОВЗ означает лишение их возможности полностью раскрыть свой потенциал.

Инклюзивное образование предполагает создание условий для обучения и развития всех детей, вне зависимости от их особенностей. Игнорирование одаренности ребенка с ОВЗ противоречит принципам инклюзии.

2. Преодоление двойной исключительности

Одаренные дети с ОВЗ зачастую сталкиваются с "двойной исключительностью": их особенности здоровья могут маскировать их одаренность, и наоборот. В результате они могут быть недооценены как в плане академических способностей, так и в плане потребностей, связанных с ОВЗ.

Без специализированной поддержки эти дети могут испытывать трудности в обучении, социальной адаптации и эмоциональном благополучии. Они могут чувствовать себя "не на своем месте", испытывать фрустрацию и неудовлетворенность.

3. Компенсация ограничений и развитие сильных сторон

Целенаправленная работа с одаренностью может помочь компенсировать некоторые ограничения, связанные с ОВЗ. Например, если у ребенка с дислексией сильные математические способности, развитие этих способностей может повысить его самооценку и мотивацию к обучению.

Сосредоточение на сильных сторонах позволяет ребенку чувствовать себя успешным и компетентным, что особенно важно для детей с ОВЗ, которые часто сталкиваются с трудностями.

4. Раскрытие уникального потенциала

Дети с ОВЗ часто обладают уникальным взглядом на мир и нестандартным мышлением, что может приводить к инновационным решениям и творческим открытиям. Создание условий для развития их одаренности может принести пользу не только им самим, но и обществу в целом.

Одаренность может проявляться в разных областях, и важно выявить и поддержать те сферы, в которых ребенок с ОВЗ наиболее успешен.

5. Предотвращение негативных последствий

Недостаточная стимуляция и отсутствие возможностей для развития одаренности могут привести к депрессии, тревожности, проблемам с поведением и снижению академической успеваемости у детей с ОВЗ.

Раннее выявление и поддержка одаренности помогает предотвратить эти негативные последствия и обеспечивает ребенку более счастливое и полноценное детство.

6. Формирование жизненной устойчивости:

Развитие одаренности способствует формированию у ребенка с ОВЗ жизненной устойчивости (resilience) – способности справляться с трудностями и адаптироваться к изменяющимся условиям.

Успех в одной области может стать источником уверенности и мотивации для преодоления трудностей в других областях.

Принципы работы с одаренными детьми

  1. Принцип индивидуализации и дифференциации
  2. Принцип создания стимулирующей образовательной среды
  3. Принцип развития творческого мышления
  4. Принцип развития саморегуляции и самооценки
  5. Учет индивидуальных особенностей и потребностей
  6. Коррекционная направленность
  7. Сотрудничество с родителями и специалистами

Методы работы с одаренными детьми с ОВЗ в рамках внеурочной деятельности

  1. Проектная деятельность
  2. Исследовательская деятельность
  3. Творческие мастерские
  4. Интеллектуальные игры и конкурсы
  5. Работа в группах
  6. Использование информационных технологий

Содержание программы

Программа построена по модульному принципу. Каждый модуль посвящен определенной теме и включает в себя занятия по русскому языку и математике, объединенные общей идеей.

Модуль 1. "Занимательная лингвистика и математика" (8 занятий)

Модуль 2. "Тайны русского языка и геометрии" (8 занятий)

Модуль 3. "Путешествие в страну русского языка и математики" (9 занятий)

Модуль 4. "Проектная деятельность" (9 занятий)

Ожидаемые результаты

1. Предметные результаты (Русский язык и Математика):

  •  понимание и умение применять расширенные знания по русскому языку и математике
  •  используют богатый словарный запас, включая специализированную терминологию по русскому языку и математике.
  • демонстрируют повышенный уровень грамотности.
  •  решают нестандартные задачи по русскому языку и математике

2. Метапредметные результаты

  •  умеют анализировать информацию, выявлять закономерности, строить логические цепочки, делать выводы и обосновывать свою точку зрения.
  •  умеют оценивать информацию, выявлять ошибки и противоречия, формулировать вопросы и искать ответы на них.
  •  умеют генерировать новые идеи, находить нестандартные решения проблем, проявлять изобретательность и воображение.
  •  способны самостоятельно определять проблему, планировать и осуществлять поиск информации, анализировать полученные данные и находить оптимальное решение.
  •  проявляют устойчивый интерес к изучению русского языка и математики, стремятся к новым знаниям и активно участвуют в учебном процессе.
  •  умеют самостоятельно ставить учебные цели, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать свои результаты.

3. Личностные результаты

  • осознают свои способности и сильные стороны, уверены в своих силах и стремятся к самосовершенствованию.
  •  умеют эффективно общаться с одноклассниками и учителями, слушать и понимать чужую точку зрения, аргументировано выражать свои мысли и участвовать в дискуссиях.
  •  умеют сотрудничать с другими, распределять обязанности, оказывать помощь и поддержку, достигать общих целей.
  • ответственно относятся к выполнению заданий, соблюдают правила и нормы поведения, проявляют инициативу и самостоятельность.
  •  демонстрируют рост интеллектуальных способностей, таких как память, внимание, мышление и воображение.
  •  проявляют интерес к проведению собственных исследований и экспериментов в области русского языка и математики.

Оценка результатов

  • Наблюдение за активностью и вовлеченностью учащихся в процессе занятий.
  • Оценка выполненных заданий и проектов.
  • Проведение викторин и конкурсов для закрепления полученных знаний.
  • Анкетирование учащихся для выявления их интересов и потребностей.
  • Самооценка и взаимооценка учащихся.

Материально-техническое обеспечение:

  • Кабинет для занятий.
  • Доска, мел.
  • Компьютер, проектор (по возможности).
  • Раздаточный материал (карточки с заданиями, ребусами, головоломками, игровое поле, наборы "Танграм" и т.п.).
  • Словари, справочники, энциклопедии.
  • Книги с занимательными заданиями по русскому языку и математике.
  • Бумага, ручки, карандаши.

Модуль 1: "Занимательная лингвистика и математика" (8 занятий)

№ занятия

Дата

Тема занятия

Планируемые результаты

Форма проведения

Примечания (необязательно)

1

Ребусы, шарады и головоломки со словами.

Развитие логического мышления, умения анализировать и синтезировать информацию. Формирование интереса к русскому языку.

Игра

Упрощенные ребусы, шарады с подсказками, акцент на коллективной работе.

2

Игры со словарными словами: "Эрудит", "Балда", "Составь слово".

Закрепление знания словарных слов, развитие орфографической зоркости, расширение словарного запаса.

Игра

Адаптированные правила игр, помощь педагога при составлении слов, использование карточек со словарными словами.

3

Лингвистические эксперименты: "Оживи пословицу", "Придумай небылицу".

Развитие творческого воображения, умения выражать свои мысли, активизация речи.

Творческое задание

Поддержка в выборе пословицы, помощь в составлении небылицы (картинки-опоры, начало предложения).

4

"Перевертыши" (палиндромы). Создание собственных палиндромов.

Знакомство с понятием "палиндром", развитие внимания к слову, творческого мышления.

Практическая работа

Примеры простых палиндромов, совместная работа над созданием палиндромов, использование готовых слов-основ.

5

Математические ребусы и головоломки.

Развитие логического мышления, умения применять математические знания в нестандартных ситуациях.

Игра

Упрощенные ребусы с числами и арифметическими действиями, работа в парах с взаимопомощью.

6

Числовые фокусы и секреты чисел.

Развитие интереса к математике, умения анализировать и объяснять закономерности.

Демонстрация, объяснение

Повторение фокусов с учителем, разбор простых числовых закономерностей.

7

Танграм. Составление фигур из геометрических фигур.

Развитие пространственного мышления, воображения, мелкой моторики.

Практическая работа

Использование схем-образцов, индивидуальная помощь при составлении фигур.

8

Математические игры: "Морской бой", "Крестики-нолики" (с математическим содержанием).

Закрепление математических знаний, развитие логического мышления, умения работать в команде.

Игра

Адаптированные правила, помощь в решении математических заданий.

Модуль 2: "Тайны русского языка и геометрии" (8 занятий)

№ занятия

Дата

Тема занятия

Планируемые результаты

Форма проведения

Примечания (необязательно)

9

Этимология: происхождение слов. Исследование истории слова.

Знакомство с понятием "этимология", расширение словарного запаса, развитие интереса к истории языка.

Исследование

Работа с толковыми словарями, упрощенное объяснение происхождения слов, использование иллюстраций.

10

Фразеологизмы: значение, происхождение, употребление.

Знакомство с понятием "фразеологизм", расширение словарного запаса, развитие умения понимать переносное значение слов.

Объяснение, игра

Объяснение значения фразеологизмов с использованием иллюстраций, составление предложений с фразеологизмами.

11

Стили речи. Определение стиля текста. Создание текстов разных стилей.

Знакомство с основными стилями речи (разговорный, научный, художественный), развитие умения определять стиль текста, формирование навыков создания текстов разных стилей.

Практическая работа

Разбор примеров текстов разных стилей, составление коротких текстов в заданном стиле.

12

Орфоэпия: правильное произношение слов.

Знакомство с понятием "орфоэпия", формирование навыков правильного произношения слов.

Практическая работа

Работа с орфоэпическим словарем, упражнения на правильное произношение слов.

13

Геометрические фигуры в окружающем мире. Поиск геометрических форм в природе и архитектуре.

Развитие наблюдательности, умения видеть геометрические формы в окружающем мире, расширение кругозора.

Экскурсия (виртуальная)

Рассматривание фотографий и иллюстраций, обсуждение геометрических форм, совместное рисование геометрических форм.

14

Симметрия. Виды симметрии. Создание симметричных рисунков и узоров.

Знакомство с понятием "симметрия", развитие пространственного мышления, воображения, творческих способностей.

Практическая работа

Создание симметричных рисунков с использованием бумаги, ножниц, красок.

15

Площадь и периметр. Решение задач на нахождение площади и периметра сложных фигур.

Закрепление знаний о площади и периметре, развитие умения решать задачи на нахождение площади и периметра сложных фигур.

Практическая работа

Решение простых задач, работа с геометрическими фигурами, использование формул.

16

Объем. Измерение объема различных предметов.

Знакомство с понятием "объем", развитие умения измерять объем различных предметов.

Практическая работа

Измерение объема жидкости и сыпучих веществ с использованием мерных стаканов и ложек.

Модуль 3: "Путешествие в страну русского языка и математики" (9 занятий)

№ занятия

Дата

Тема занятия

Планируемые результаты

Форма проведения

Примечания (необязательно)

17

Склонение и спряжение: сложные случаи.

Закрепление знаний о склонении и спряжении, формирование умения правильно определять падеж и спряжение слов.

Практическая работа

Работа с таблицами склонений и спряжений, выполнение упражнений на определение падежа и спряжения слов.

18

Синтаксический разбор предложения: углубленный анализ.

Совершенствование навыков синтаксического разбора предложения, развитие умения выделять главные и второстепенные члены предложения.

Практическая работа

Разбор простых и сложных предложений, использование схем предложений.

19

Работа с текстом: анализ, интерпретация, редактирование.

Развитие умения анализировать текст, выделять главную мысль, понимать авторский замысел, редактировать текст.

Практическая работа

Чтение и обсуждение текста, ответы на вопросы по тексту, исправление ошибок в тексте.

20

Подготовка к написанию сочинения: выбор темы, составление плана, написание.

Формирование навыков написания сочинения, развитие умения выбирать тему, составлять план, выражать свои мысли письменно.

Практическая работа

Совместный выбор темы сочинения, составление плана сочинения, написание черновика сочинения.

21

Презентация сочинений. Обсуждение и оценка работ.

Развитие умения выступать перед аудиторией, представлять свою работу, слушать и оценивать работы других.

Презентация

Доброжелательная атмосфера, поддержка и поощрение выступающих.

22

Решение задач на движение: сложные случаи (сближение, удаление, движение по воде).

Закрепление умения решать задачи на движение, развитие логического мышления.

Практическая работа

Решение задач с использованием схем и таблиц, упрощенные условия задач.

23

Решение задач на работу: производительность, время, объем работы.

Закрепление умения решать задачи на работу, развитие логического мышления.

Практическая работа

Решение задач с использованием схем и таблиц, упрощенные условия задач.

24

Решение задач на проценты.

Знакомство с понятием "процент", развитие умения решать простые задачи на проценты.

Объяснение, практика

Объяснение понятия "процент" с использованием наглядных материалов, решение простых задач на нахождение процента от числа.

25

Логические задачи: решение и составление собственных задач.

Развитие логического мышления, умения решать логические задачи, формирование навыков составления собственных задач.

Практическая работа

Решение логических задач разной степени сложности, составление собственных задач с помощью учителя.

Модуль 4: "Проектная деятельность" (9 занятий)

№ занятия

Дата

Тема занятия

Планируемые результаты

Форма проведения

Примечания (необязательно)

26

Выбор темы проекта. Формирование групп.

Определение темы проекта, формирование групп для работы над проектом.

Обсуждение, выбор

Предложить список тем, помочь в выборе темы с учетом интересов детей и их возможностей.

27-31

Работа над проектом. (Консультации, сбор информации, оформление)

Сбор информации по теме проекта, оформление проекта в соответствии с требованиями.

Индивидуальная работа, консультации

Оказание индивидуальной помощи каждому ребенку, предоставление необходимых материалов и ресурсов, помощь в оформлении проекта. Акцент на самостоятельной работе, но с постоянной поддержкой педагога. Адаптированные требования к оформлению (больше иллюстраций, меньше текста).

32-33

Подготовка к защите проекта.

Подготовка презентации проекта, репетиция защиты проекта.

Практическая работа

Помощь в подготовке презентации (выбор слайдов, написание текста), репетиция защиты проекта (ответы на вопросы).

34

Защита проектов. Подведение итогов работы.

Представление проектов, обсуждение и оценка работ.

Презентация, обсуждение

Создание доброжелательной атмосферы, поощрение всех участников, подведение итогов работы, вручение грамот и призов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Школа Докторов» для обучающихся 4 класса.

В Стандартах второго поколения отмечается, что на ступени на­чального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обу­ч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Орлята России» для обучающихся 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности «Орлята России» составлена в соответствии с Примерной рабочей программой учебного курса «Орлята России» / авторы-составители Волкова Н.А., Кит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Функциональная грамотность для обучающихся 1-4 классов

Данная рабочая программа при необходимости может быть реализована частично с применением электронного обучения и дистанционных  технологий....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный русский" для обучающихся с ЛУО 1-4 классов

Рабочая программа учебного предмета «Занимательный русский» разработана для обучающихся по АООП  с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 в соответств...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный английский» для обучающихся 1-х классов начального общего образования на 2025-2026 учебный год

В основе Стандартов второго поколения лежит  системно – деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный английский» для обучающихся 2-х классов начального общего образования на 2025-2026 учебный год

В основе Стандартов второго поколения лежит  системно – деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного обще...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Спортивные игры» для обучающихся 2 «А» класса на 2025-2026 учебный год

Программа составлена в соответствии с  - требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; - методическими рекомендации по разработке учебных про...