РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Одарённые дети» для обучающихся 4 классов
рабочая программа (4 класс)
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования Гатчинского муниципального района
Администрация Гатчинского муниципального района
МБОУ "Пудостьская СОШ"
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
Педагогический совет Директор Романова Н.Г.
__________________________ от «31» 08 .2023 г
Приказ №1 от «29» 08. 2023 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Одарённые дети»
для обучающихся 4 классов
п. Пудость 2024 г.
- Общие положения
Направленность: общеинтеллектуальное развитие, развитие познавательных интересов, формирование метапредметных навыков.
Цель: создание условий для развития и реализации интеллектуального и творческого потенциала одаренных детей по русскому языку и математике.
Задачи:
- расширение и углубление знаний по русскому языку и математике сверх школьной программы.
- развитие логического, критического и творческого мышления.
- формирование умения решать нестандартные задачи и применять полученные знания в новых ситуациях.
- формирование познавательной мотивации и интереса к изучению предметов.
- развитие коммуникативных навыков и умения работать в команде.
Форма организации: внеурочная деятельность
Периодичность: 1 раз в неделю, 34 занятия в год.
Продолжительность занятия: 40-45 минут.
Участники: одаренные дети 4 класса
Обоснование необходимости работы с одаренными детьми с ОВЗ
1. Реализация права на образование и развитие
Все дети, включая детей с ОВЗ и одаренных детей, имеют право на получение качественного образования, которое максимально способствует их развитию и самореализации. Отказ от работы с одаренными детьми с ОВЗ означает лишение их возможности полностью раскрыть свой потенциал.
Инклюзивное образование предполагает создание условий для обучения и развития всех детей, вне зависимости от их особенностей. Игнорирование одаренности ребенка с ОВЗ противоречит принципам инклюзии.
2. Преодоление двойной исключительности
Одаренные дети с ОВЗ зачастую сталкиваются с "двойной исключительностью": их особенности здоровья могут маскировать их одаренность, и наоборот. В результате они могут быть недооценены как в плане академических способностей, так и в плане потребностей, связанных с ОВЗ.
Без специализированной поддержки эти дети могут испытывать трудности в обучении, социальной адаптации и эмоциональном благополучии. Они могут чувствовать себя "не на своем месте", испытывать фрустрацию и неудовлетворенность.
3. Компенсация ограничений и развитие сильных сторон
Целенаправленная работа с одаренностью может помочь компенсировать некоторые ограничения, связанные с ОВЗ. Например, если у ребенка с дислексией сильные математические способности, развитие этих способностей может повысить его самооценку и мотивацию к обучению.
Сосредоточение на сильных сторонах позволяет ребенку чувствовать себя успешным и компетентным, что особенно важно для детей с ОВЗ, которые часто сталкиваются с трудностями.
4. Раскрытие уникального потенциала
Дети с ОВЗ часто обладают уникальным взглядом на мир и нестандартным мышлением, что может приводить к инновационным решениям и творческим открытиям. Создание условий для развития их одаренности может принести пользу не только им самим, но и обществу в целом.
Одаренность может проявляться в разных областях, и важно выявить и поддержать те сферы, в которых ребенок с ОВЗ наиболее успешен.
5. Предотвращение негативных последствий
Недостаточная стимуляция и отсутствие возможностей для развития одаренности могут привести к депрессии, тревожности, проблемам с поведением и снижению академической успеваемости у детей с ОВЗ.
Раннее выявление и поддержка одаренности помогает предотвратить эти негативные последствия и обеспечивает ребенку более счастливое и полноценное детство.
6. Формирование жизненной устойчивости:
Развитие одаренности способствует формированию у ребенка с ОВЗ жизненной устойчивости (resilience) – способности справляться с трудностями и адаптироваться к изменяющимся условиям.
Успех в одной области может стать источником уверенности и мотивации для преодоления трудностей в других областях.
Принципы работы с одаренными детьми
- Принцип индивидуализации и дифференциации
- Принцип создания стимулирующей образовательной среды
- Принцип развития творческого мышления
- Принцип развития саморегуляции и самооценки
- Учет индивидуальных особенностей и потребностей
- Коррекционная направленность
- Сотрудничество с родителями и специалистами
Методы работы с одаренными детьми с ОВЗ в рамках внеурочной деятельности
- Проектная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Творческие мастерские
- Интеллектуальные игры и конкурсы
- Работа в группах
- Использование информационных технологий
Содержание программы
Программа построена по модульному принципу. Каждый модуль посвящен определенной теме и включает в себя занятия по русскому языку и математике, объединенные общей идеей.
Модуль 1. "Занимательная лингвистика и математика" (8 занятий)
Модуль 2. "Тайны русского языка и геометрии" (8 занятий)
Модуль 3. "Путешествие в страну русского языка и математики" (9 занятий)
Модуль 4. "Проектная деятельность" (9 занятий)
Ожидаемые результаты
1. Предметные результаты (Русский язык и Математика):
- понимание и умение применять расширенные знания по русскому языку и математике
- используют богатый словарный запас, включая специализированную терминологию по русскому языку и математике.
- демонстрируют повышенный уровень грамотности.
- решают нестандартные задачи по русскому языку и математике
2. Метапредметные результаты
- умеют анализировать информацию, выявлять закономерности, строить логические цепочки, делать выводы и обосновывать свою точку зрения.
- умеют оценивать информацию, выявлять ошибки и противоречия, формулировать вопросы и искать ответы на них.
- умеют генерировать новые идеи, находить нестандартные решения проблем, проявлять изобретательность и воображение.
- способны самостоятельно определять проблему, планировать и осуществлять поиск информации, анализировать полученные данные и находить оптимальное решение.
- проявляют устойчивый интерес к изучению русского языка и математики, стремятся к новым знаниям и активно участвуют в учебном процессе.
- умеют самостоятельно ставить учебные цели, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать свои результаты.
3. Личностные результаты
- осознают свои способности и сильные стороны, уверены в своих силах и стремятся к самосовершенствованию.
- умеют эффективно общаться с одноклассниками и учителями, слушать и понимать чужую точку зрения, аргументировано выражать свои мысли и участвовать в дискуссиях.
- умеют сотрудничать с другими, распределять обязанности, оказывать помощь и поддержку, достигать общих целей.
- ответственно относятся к выполнению заданий, соблюдают правила и нормы поведения, проявляют инициативу и самостоятельность.
- демонстрируют рост интеллектуальных способностей, таких как память, внимание, мышление и воображение.
- проявляют интерес к проведению собственных исследований и экспериментов в области русского языка и математики.
Оценка результатов
- Наблюдение за активностью и вовлеченностью учащихся в процессе занятий.
- Оценка выполненных заданий и проектов.
- Проведение викторин и конкурсов для закрепления полученных знаний.
- Анкетирование учащихся для выявления их интересов и потребностей.
- Самооценка и взаимооценка учащихся.
Материально-техническое обеспечение:
- Кабинет для занятий.
- Доска, мел.
- Компьютер, проектор (по возможности).
- Раздаточный материал (карточки с заданиями, ребусами, головоломками, игровое поле, наборы "Танграм" и т.п.).
- Словари, справочники, энциклопедии.
- Книги с занимательными заданиями по русскому языку и математике.
- Бумага, ручки, карандаши.
Модуль 1: "Занимательная лингвистика и математика" (8 занятий)
№ занятия | Дата | Тема занятия | Планируемые результаты | Форма проведения | Примечания (необязательно) |
1 | Ребусы, шарады и головоломки со словами. | Развитие логического мышления, умения анализировать и синтезировать информацию. Формирование интереса к русскому языку. | Игра | Упрощенные ребусы, шарады с подсказками, акцент на коллективной работе. | |
2 | Игры со словарными словами: "Эрудит", "Балда", "Составь слово". | Закрепление знания словарных слов, развитие орфографической зоркости, расширение словарного запаса. | Игра | Адаптированные правила игр, помощь педагога при составлении слов, использование карточек со словарными словами. | |
3 | Лингвистические эксперименты: "Оживи пословицу", "Придумай небылицу". | Развитие творческого воображения, умения выражать свои мысли, активизация речи. | Творческое задание | Поддержка в выборе пословицы, помощь в составлении небылицы (картинки-опоры, начало предложения). | |
4 | "Перевертыши" (палиндромы). Создание собственных палиндромов. | Знакомство с понятием "палиндром", развитие внимания к слову, творческого мышления. | Практическая работа | Примеры простых палиндромов, совместная работа над созданием палиндромов, использование готовых слов-основ. | |
5 | Математические ребусы и головоломки. | Развитие логического мышления, умения применять математические знания в нестандартных ситуациях. | Игра | Упрощенные ребусы с числами и арифметическими действиями, работа в парах с взаимопомощью. | |
6 | Числовые фокусы и секреты чисел. | Развитие интереса к математике, умения анализировать и объяснять закономерности. | Демонстрация, объяснение | Повторение фокусов с учителем, разбор простых числовых закономерностей. | |
7 | Танграм. Составление фигур из геометрических фигур. | Развитие пространственного мышления, воображения, мелкой моторики. | Практическая работа | Использование схем-образцов, индивидуальная помощь при составлении фигур. | |
8 | Математические игры: "Морской бой", "Крестики-нолики" (с математическим содержанием). | Закрепление математических знаний, развитие логического мышления, умения работать в команде. | Игра | Адаптированные правила, помощь в решении математических заданий. |
Модуль 2: "Тайны русского языка и геометрии" (8 занятий)
№ занятия | Дата | Тема занятия | Планируемые результаты | Форма проведения | Примечания (необязательно) |
9 | Этимология: происхождение слов. Исследование истории слова. | Знакомство с понятием "этимология", расширение словарного запаса, развитие интереса к истории языка. | Исследование | Работа с толковыми словарями, упрощенное объяснение происхождения слов, использование иллюстраций. | |
10 | Фразеологизмы: значение, происхождение, употребление. | Знакомство с понятием "фразеологизм", расширение словарного запаса, развитие умения понимать переносное значение слов. | Объяснение, игра | Объяснение значения фразеологизмов с использованием иллюстраций, составление предложений с фразеологизмами. | |
11 | Стили речи. Определение стиля текста. Создание текстов разных стилей. | Знакомство с основными стилями речи (разговорный, научный, художественный), развитие умения определять стиль текста, формирование навыков создания текстов разных стилей. | Практическая работа | Разбор примеров текстов разных стилей, составление коротких текстов в заданном стиле. | |
12 | Орфоэпия: правильное произношение слов. | Знакомство с понятием "орфоэпия", формирование навыков правильного произношения слов. | Практическая работа | Работа с орфоэпическим словарем, упражнения на правильное произношение слов. | |
13 | Геометрические фигуры в окружающем мире. Поиск геометрических форм в природе и архитектуре. | Развитие наблюдательности, умения видеть геометрические формы в окружающем мире, расширение кругозора. | Экскурсия (виртуальная) | Рассматривание фотографий и иллюстраций, обсуждение геометрических форм, совместное рисование геометрических форм. | |
14 | Симметрия. Виды симметрии. Создание симметричных рисунков и узоров. | Знакомство с понятием "симметрия", развитие пространственного мышления, воображения, творческих способностей. | Практическая работа | Создание симметричных рисунков с использованием бумаги, ножниц, красок. | |
15 | Площадь и периметр. Решение задач на нахождение площади и периметра сложных фигур. | Закрепление знаний о площади и периметре, развитие умения решать задачи на нахождение площади и периметра сложных фигур. | Практическая работа | Решение простых задач, работа с геометрическими фигурами, использование формул. | |
16 | Объем. Измерение объема различных предметов. | Знакомство с понятием "объем", развитие умения измерять объем различных предметов. | Практическая работа | Измерение объема жидкости и сыпучих веществ с использованием мерных стаканов и ложек. |
Модуль 3: "Путешествие в страну русского языка и математики" (9 занятий)
№ занятия | Дата | Тема занятия | Планируемые результаты | Форма проведения | Примечания (необязательно) |
17 | Склонение и спряжение: сложные случаи. | Закрепление знаний о склонении и спряжении, формирование умения правильно определять падеж и спряжение слов. | Практическая работа | Работа с таблицами склонений и спряжений, выполнение упражнений на определение падежа и спряжения слов. | |
18 | Синтаксический разбор предложения: углубленный анализ. | Совершенствование навыков синтаксического разбора предложения, развитие умения выделять главные и второстепенные члены предложения. | Практическая работа | Разбор простых и сложных предложений, использование схем предложений. | |
19 | Работа с текстом: анализ, интерпретация, редактирование. | Развитие умения анализировать текст, выделять главную мысль, понимать авторский замысел, редактировать текст. | Практическая работа | Чтение и обсуждение текста, ответы на вопросы по тексту, исправление ошибок в тексте. | |
20 | Подготовка к написанию сочинения: выбор темы, составление плана, написание. | Формирование навыков написания сочинения, развитие умения выбирать тему, составлять план, выражать свои мысли письменно. | Практическая работа | Совместный выбор темы сочинения, составление плана сочинения, написание черновика сочинения. | |
21 | Презентация сочинений. Обсуждение и оценка работ. | Развитие умения выступать перед аудиторией, представлять свою работу, слушать и оценивать работы других. | Презентация | Доброжелательная атмосфера, поддержка и поощрение выступающих. | |
22 | Решение задач на движение: сложные случаи (сближение, удаление, движение по воде). | Закрепление умения решать задачи на движение, развитие логического мышления. | Практическая работа | Решение задач с использованием схем и таблиц, упрощенные условия задач. | |
23 | Решение задач на работу: производительность, время, объем работы. | Закрепление умения решать задачи на работу, развитие логического мышления. | Практическая работа | Решение задач с использованием схем и таблиц, упрощенные условия задач. | |
24 | Решение задач на проценты. | Знакомство с понятием "процент", развитие умения решать простые задачи на проценты. | Объяснение, практика | Объяснение понятия "процент" с использованием наглядных материалов, решение простых задач на нахождение процента от числа. | |
25 | Логические задачи: решение и составление собственных задач. | Развитие логического мышления, умения решать логические задачи, формирование навыков составления собственных задач. | Практическая работа | Решение логических задач разной степени сложности, составление собственных задач с помощью учителя. |
Модуль 4: "Проектная деятельность" (9 занятий)
№ занятия | Дата | Тема занятия | Планируемые результаты | Форма проведения | Примечания (необязательно) |
26 | Выбор темы проекта. Формирование групп. | Определение темы проекта, формирование групп для работы над проектом. | Обсуждение, выбор | Предложить список тем, помочь в выборе темы с учетом интересов детей и их возможностей. | |
27-31 | Работа над проектом. (Консультации, сбор информации, оформление) | Сбор информации по теме проекта, оформление проекта в соответствии с требованиями. | Индивидуальная работа, консультации | Оказание индивидуальной помощи каждому ребенку, предоставление необходимых материалов и ресурсов, помощь в оформлении проекта. Акцент на самостоятельной работе, но с постоянной поддержкой педагога. Адаптированные требования к оформлению (больше иллюстраций, меньше текста). | |
32-33 | Подготовка к защите проекта. | Подготовка презентации проекта, репетиция защиты проекта. | Практическая работа | Помощь в подготовке презентации (выбор слайдов, написание текста), репетиция защиты проекта (ответы на вопросы). | |
34 | Защита проектов. Подведение итогов работы. | Представление проектов, обсуждение и оценка работ. | Презентация, обсуждение | Создание доброжелательной атмосферы, поощрение всех участников, подведение итогов работы, вручение грамот и призов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Школа Докторов» для обучающихся 4 класса.
В Стандартах второго поколения отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обуч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Орлята России» для обучающихся 1-4 классов
Программа внеурочной деятельности «Орлята России» составлена в соответствии с Примерной рабочей программой учебного курса «Орлята России» / авторы-составители Волкова Н.А., Кит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Функциональная грамотность для обучающихся 1-4 классов
Данная рабочая программа при необходимости может быть реализована частично с применением электронного обучения и дистанционных технологий....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный русский" для обучающихся с ЛУО 1-4 классов
Рабочая программа учебного предмета «Занимательный русский» разработана для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 в соответств...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный английский» для обучающихся 1-х классов начального общего образования на 2025-2026 учебный год
В основе Стандартов второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный английский» для обучающихся 2-х классов начального общего образования на 2025-2026 учебный год
В основе Стандартов второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного обще...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Спортивные игры» для обучающихся 2 «А» класса на 2025-2026 учебный год
Программа составлена в соответствии с - требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; - методическими рекомендации по разработке учебных про...
