ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ кружок «ЭКОЛЯТА»
статья (3 класс)

Шеремет Наталия Валерьевна

Одним из  инструментов формирования естественно-научных представлений в нашей школе  стал  экологический кружок - «Эколята»

  • Цель данного кружка- это формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ кружок «ЭКОЛЯТА»

И начну с определения понятия естественно-научная грамотность.

Естественно-научная грамотность — это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира.


Естественнонаучная грамотность отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.

Естественно-научная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы общества. Она также проявляется в активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

Одним из  инструментов формирования естественно-научных представлений в нашей школе  стал  экологический кружок - «Эколята»

  • Цель данного кружка- это формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
  • Задачи

    • дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;

    • способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;

    • помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;

    • расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;

    • помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;

    • разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;

    • способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.


1.

Уже традицией для нас становится участие в ежегодном Всероссийском уроке "Эколята- молодые защитники природы" и Олимпиаде Эколят. Все материалы к уроку нам направляются с официального сайта https://urok.fedcdo.ru/. Ребята с интересом просматривают предоставленный видеоматериал, затем отвечают на вопросы. Мы формируем отчёт направляем его в оргкомитет. По итогу все ребята награждаются именными сертификатами участника и дипломами победителей.
«Как жить экологично в городе».Цель урока-познакомить школьников с простыми привычками, которые помогают заботиться о природе и своём здоровье, т.е.с понятием «экологический образ жизни».

2.Празднование экологических праздников. У нас свой экологический календарь.

3.Участие в конкурсах разного уровня.

4.Активное участие принимаем в экологических викторинах.

5.Школа учит решать закрытые задачи. Жизнь требует решения открытых задач, допускающих разные подходы к решению, разную степень углубления в сущность проблемы, разные подходы к решению, разные варианты ответов.Решение открытых задач.

Какую пользу могут получать растения от животных, которые их поедают?

  1. Что хорошего и что плохого в резком сокращении работы промышленных предприятий?
  2. Наименее устойчивы против газов и пыли сосна и ель; лиственница и лиственные породы – более устойчивы. С чем это может быть связано? ( Разная устойчивость к газам и пыли связана с продолжительностью жизни хвои и листьев).
  3. В районах страны, где работают цементные заводы, в радиусе 30-ти километров плохо развиваются, а порой и гибнут растения, особенно в отсутствие дождей. Как можно объяснить причину гибели растений? (Цементный завод – сильнейший источник пыли. В результате оседания пыли на листья у растений затрудняются процессы дыхания и фотосинтеза – основных физиологических процессов, происходящих в зеленых растениях).
  4. На берегу реки люди хотят построить город. Что они должны предусмотреть, чтобы удобно жить, но  при этом не был нанесён неповторимый ущерб природе.
  5. Опыт и эксперимент - это методы исследования в управляемых условиях. Они помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинно-следственную связь этих явлений, развивают наблюдательность и мышление учащихся. Дают возможность познакомить детей с законами природы в доступной форме. Использование опытов и экспериментов является эффективным средством формирования естественно-научной грамотности.
  6. В своей работе осуществляем экспериментальную деятельность, которая наряду с игровой является ведущей деятельностью ребёнка-младшего школьника. Ещё Конфуций говорил:

    «Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю».

    Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала 
    развивает наблюдательность, расширяют кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности.
  7. Большую роль отводим созданию экологических проектов.

8.Эффективным средством решения задач так же в являются экологические акции. Которые в свою очередь можно назвать экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся нашими активными помощниками.
Так, например, мы бы не смогли обойтись без их помощи в акции «Столовая для пернатых». В этом году отправили посылку для территории регионального центра патриотического воспитания «Авангард».


9. Очень важную роль в экологическом воспитании играют экскурсии. Невозможно представить, как можно изучать природу, не находясь в непосредственном контакте с ней. Нам очень повезло. Рядом с нашим детским садом есть прекрасный водоём и лесные насаждения вокруг него. И у нас с ребятами есть возможность наблюдать сезонные изменения природы в самых ярких её проявлениях. Каждая экскурсия всегда посвящена определённой теме. Наши дошколята -Эколята знают, что загрязнять природу и разбрасывать повсюду мусор недопустимо, поэтому, мы всегда на экскурсии берём с собой пакеты для мусора, таким образом совмещая приятное с полезным.

9. Изготовление книжек-малышек,буклетов,газет,плакатов.

Исходя из определения естественно-научной грамотности могу с уверенностью сказать, что по итогам проекта наши дети в полной мере овладели способностью использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира.

Закончить мне бы хотелось словами В.А. Сухомлинского

«Мир, окружающий ребёнка — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по формированию естественно-научной грамотности

Текст выступления на семинаре.Одним из компонентов функциональной грамотности  является естественно-научная грамотность, которая позволяет человеку использовать  теорию на практике и на осно...

Эффективные приёмы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе»

приёмы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе...

Эффективные приёмы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе.

Эффективные приёмы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе....

Обобщение опыта работы по теме: " Эффективные приемы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе"

Данный материал содержит рекомендации по использованию приёмов по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе....

Доклад на тему: «Формирование естественно-научной функциональной грамотности и глобальных компетенций на уроках окружающего мира в начальной школе»

доклад с презентацией включает в себя пункты: -что такое функциональная грамотность-формы функциональной грамотности-основы функциональной грамотности в начальной школе-из опыта работы...

«Групповая форма работы при формировании естественно – научной грамотности младших школьников»

Способы работы на уроке окружающего мира, для развития естественно - научной грамотности....

Презентация Формирование естественно-научной грамотности на кружке "Эколята"

Естественно- научная грамотность — это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира....