ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА КУБАНОВЕДЕНИЯ
методическая разработка (4 класс)

Рычкова Анастасия Витальевна

В доступной и занимательной форме раскрыть необычность  географического положения Краснодарского края, его значимую роль в жизни всей страны. Повторить приёмы работы с картой и другими справочными материалами с целью получения и сбора информации по изучаемой теме.  В процессе работы способствовать развитию у детей речевых и  мыслительных навыков; кругозора познания, стремления и жажды получения новых знаний по  изучаемой теме.  Формировать и воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к большой и малой Родине, желание ещё сильнее гордится нашим прославленным краем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000b27b1-94231b80.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА КУБАНОВЕДЕНИЯ

УМК

«ШКОЛА РОССИИ»

Класс

4 «Г»

Тема урока

«Географическое положение и административное устройство края,

                       города Краснодарского края».

Цели
деятельности
учителя

В доступной и занимательной форме раскрыть необычность  географического положения Краснодарского края, его значимую роль в жизни всей страны. Повторить приёмы работы с картой и другими справочными материалами с целью получения и сбора информации по изучаемой теме.  В процессе работы способствовать развитию у детей речевых и  мыслительных навыков; кругозора познания, стремления и жажды получения новых знаний по  изучаемой теме.  Формировать и воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к большой и малой Родине, желание ещё сильнее гордится нашим прославленным краем.

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, картой, организовывать рабочее место.

Метапредметные: компоненты культурно-компетентностного опыта, приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осознают необходимость сотрудничества и взаимопомощи; ориентируются  в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков других людей

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Педагогические технологии

Проблемное обучение, проектная, здоровьесберегающая технологии, ИКТ

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru, электронное приложение к учебнику

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; физическая карта России; физическая и административная карта Краснодарского края, инструкционные карты-помощницы, учебники,  презентация к уроку.


ХОД  УРОКА

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельности

 -Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим заочное путешествие, благодаря которому, сможем узнать о географическом положении края, его административном устройстве, а также о самых значимых городах.

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог. 

Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

II. Актуализация  опорных

знаний

 Беседа.

  -Как называется край, в котором мы с вами живём?                                                        

 -Какой город называют самым главным городом края?  

 -Кто является губернатором нашего края?  

-Какое у нашего края историческое название?    

-Какую славу в России снискала себе Кубань?  Обобщающее слово учителя

 - Правильно ребята, наш край самый богатый, благодатный, самый прекрасный.  Нам очень повезло, что мы живём в таком удивительном месте. Вот как об этом сказал поэт Виктор Подкопаев:

слайд №3:   Могучие горы,  

       Степные просторы,

       Приморского берега грань…

       Леса и поляны,

       Сады и лиманы –

       Всё это родная Кубань.

Отвечают на вопросы учителя, просматривают слайд, читают стихи.

фронтальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия.

III. Изучение нового материала

III.Физминутка.

 - Итак, сегодня нам предстоит узнать, какое  место на карте занимает наш край, каким является его административное устройство, подробнее познакомиться с самыми значимыми городами края.

Групповая работа.

-Для того чтобы наша работа была плодотворной, мы разделимся на 2 группы.

 1 группа

 -Её участники будут собирать информацию о географическом положении края, используя  физические карты России и Краснодарского края, с помощью инструкционной карточки-помощницы. Затем поручите выступить с сообщением одному из участников.

(Дети по группам работают самостоятельно в течение 5-7минут)

Заслушивание выступлений представителей групп.

  - Представитель 1 группы. 

(В качестве комментария используются

слайды № 4,5,6,7.)

  - Представитель 2 группы.

(В качестве комментария используется слайд №8.)

 -Итак, мы уже узнали много нового о нашем крае, а теперь нам предстоит совершить заочное путешествие по самым значительным городам края.

Коллективная работа: заочное путешествие по городам.

        Город Краснодар.

 -А начнём мы с главного краевого административного центра.

 -Как называется этот город? (Краснодар)

 -Поднимите руки те, кто хотя бы  раз побывал в городе Краснодаре?

 -А теперь те, для кого этот город стал местом рождения и жизни в течение нескольких лет. (Таких в классе всего 1 ученик).

 -Вот поэтому я попросила именно его рассказать нам о городе Краснодаре.

(Ученик выступает сообщением, затем просматриваются  слайды № 9,10,11,12,13,14,15.  с изображением памятных мест города.

     Город Новороссийск.

 -Прекрасен и красив наш краевой центр. А теперь, я предлагаю вам, отправится на берег Черного моря. Здесь находится город, о котором Кронид Александрович Обойщиков сказал: (Читает учитель)

 Прекрасны наши города,

 И я любви своей не скрою.

        А над одним из них Звезда

 За подвиг города-героя.

-Как называется этот город?

(Новороссийск, слайд №16).

- Какую важную дату будет праздновать человечество в этом году?

(Победа в Великой Отечественной войне).

 -О том, как военные события коснулись города, расскажет нам …

(После выступления ученика, демонстрируются слайды №17,18,19,20. с изображением памятных мест для всех новороссийцев).

 -А каким теперь стал этот город?

(Ответы детей и просмотр слайдов № 21,22,23.)

          Города-курорт

  -Что ж, раз мы попали на морское побережье, то необходимо обязательно поговорить об отдых -Назовите города-курорты Краснодарского края. (Сочи, Адлер, Геленджик, Анапа и другие).  -Поднимите руки, кто хотя бы раз побывал в летнем детском лагере или санатории.

 -Расскажите, где и как вы отдыхали?

(Прослушиваются ответы детей).

 -А теперь поговорим о знаменитом детском курорте, городе Анапа.

(Ученик выступает с сообщением, затем просматриваются слайды № 24,25,26 о городе).

 -Вот видите, сколько замечательных мест в нашем крае, где можно отдохнуть и поправить своё здоровье.

             Сочи.

 -Ребята, всего лишь через 4 года, будет приковано внимание всего мира к нашему краю, особенно к одному из его городов.

-Как вы думаете, почему?  (В нашей стране будут проходить олимпийские игры).

 -Как называется город, в котором будут проходить олимпийские игры? (Показ слайда № 27)

-Сегодня нам об этом городе расскажут Алина и Кристина, потому что  прошлым летом они ездили в Сочи на отдых и побывали во многих красивых местах города.

(Прослушиваются выступления учениц, которые  сопровождаются показом слайдов о городе №28,29,30.)

А теперь девочки представят свой семейный фото вернисаж.(Показ слайдов №31,32,33)

Отвечают на вопросы, выполняют работу в группах, выступают с сообщениями, просматривают слайды.

Групповая, фронтальная.

Регулятивные:принимают и сохраняют

цели и задачи учебной деятельности.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

IV. Закрепление изученного материала.

 Обобщающая беседа.

Игра «Вспоминай-ка». (Слайд №35)

-Какую часть составляет территория Краснодарского края, от территории всей России?

-Назовите соседей Краснодарского края.

-Как называют наш край, исходя из его административного устройства?

-Назовите город, который является главным административным центром края.

-Какой город знаменит на всю страну, как детский курорт?

-Назовите город, который получил звание «Город-герой».

-Как называется олимпийский город 2014 года?

-Какой город граничит с нашим районом?

Выполняют задания, отвечают на вопросы.

коллективная

Регулятивная:   следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения

V. Итоги

урока. Рефлексия

-Вот и завершилось наше необычное путешествие по городам края.

-Что вы узнали нового?                

 -Чем были удивлены?

 -Богатство, красота и необычность нашего края была воспета в одной из кубанских песен:              

 Край наш Кубанский, прославленный край,

 Крылья всё шире в труде расправляй.

 С Родиной вместе дорогою чести

 Ты к цели победной шагай!

Отвечают
на вопросы.

Фронтальная, индивидуальная.

Коллективная

Личностные: проявляют интерес к предмету.

Регулятивные: оценивают собственную

деятельность на уроке

VI. Домашнее задание

 -Повторить материал о географическом положении, административном устройстве  края подготовить сообщение о городе Армавире.

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач

Инструкционная карточка -  помощница.

Тема: «Географическое положение Краснодарского  края».

1.Где расположен Краснодарский край на Карте России?

2.Какой объект является крайней северной точкой края?

3. Какой объект является крайней южной точкой края?

4 .Какой объект является крайней западной точкой края?

5. Какой объект является крайней восточной точкой края?

6.Какова протяжённость края с севера на юг?

7. Какова протяжённость края с востока на запад?

8.Укажите соседей Краснодарского края.

9.Укажите республику, которая имеет внутренние границы с Краснодарским краем.

10.В чём уникальность географического положения края?

Листок сбора информации.

Тема: «Географическое положение Краснодарского края»

1.Краснодарский край расположен на _______ России.

2.Крайняя северная точка ____________________________________________

3. Крайняя южная точка ___________________________________________

4. Крайняя западная точка ___________________________________________

5. Крайняя восточная точка __________________________________________

6.Протяжённость края с севера на юг - ______________ километров.

7.Протяжённость края с востока на запад - ____________километров.

8.Соседи Краснодарского края: ________________________________________

9.Республика, которая имеет внутренние границы с краем называется____________________

10.Уникальность географического положения Краснодарского края ________

 2 группа. Её участники будут изучать административное устройство края, используя административную карту края и инструкционную карточку-помощницу. Затем поручат своему представителю выступить с собранной информацией от всей группы.

Инструкционная карточка-помощница.

Тема: «Административное устройство Краснодарского края».

1.Какова площадь Краснодарского края?

2.Как называют Краснодарский край в зависимости от наибольшего количества административных пунктов?

3.Сколько в крае районов?

4.Сколько в крае городов?

5.Перечислите 3 города районного подчинения.

6. Перечислите 3 города краевого подчинения.

7.С какого года Краснодарский край входит в состав южного Федерального округа?

8.Какой город является административным центром края?

9. Кто его основал?

10.Чему равна его площадь?

Листок сбора информации.

Тема: «Административное устройство Краснодарского края».

1.Площадь Краснодарского края равна__________ кв. км.

2.В зависимости от наибольшего количества населённых пунктов Краснодарский край называют________________

3.Районов в крае _____________

4.Городов в крае ______________

5. Три города краевого подчинения: ___________________________________

6. Три города районного подчинения___________________________________

7.Краснодарский край входит в состав южного Федерального округа с __________ года.

8.Административным центром является город___________________________

9.Его основали _____________________________________________________

10.Его площадь равна ___________ кв.км


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока кубановедения в 4 классе "Архитектура. Исторический центр города Новороссийска"

Познакомить учащихся с понятием «архитектура» и её видами, с «Историческим  центром города Новороссийска» с помощью виртуальной экскурсии....

Технологическая карта урока Кубановедения 4 класс "народные ремёсла Кубани"

Создать условия для развития любознательности, интереса к предмету,формировать у учащихся знания об истории Кубани. Расширять представления учащихся о ремеслах Кубани, развивать творческие с...

Технологическая карта урока кубановедения "Жилище казака" Батищева Н.А

Технологическая карта урока кубановедения на тему "Жилище казака"...

Технологическая карта урока кубановедения "Традиции казачьей семьи" Батищева Н.А

Технологическая карта урока кубановедения на тему "Традиции казачьей семьи"...

Технологическая карта урока кубановедения "Твои земляки – труженики" Батищева Н.А

Технологическая карта урока кубановедения на тему "Твои земляки – труженики"...

Технологическая карта урока кубановедения "Кубанские умельцы" Батищева Н.А

Технологическая карта урока кубановедения на тему "Кубанские умельцы"...