Рабочая программа тьютора
учебно-методический материал

Мастрюкова Вера Михайловна
индивидуальное сопровождение обучающихся в образовательном процессе, поддержка и помощь в трудных ситуациях, социальная адаптация и создание условий для успешного включения ребенка в образовательный процесс.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_tyutera.docx45 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Сокольская средняя школа

Рабочая программа

тьюторского сопровождения

на 2024-2025 учебный год

   

                                                                       Составитель: Мастрюкова В.М

                                                           

п.Сокольское -2024

                                         Содержание

1.Введение. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание и организационные условия реализации программы

2.2. Личностные результаты

2.3. Работа тьютора по формированию гармоничных отношений

обучающегося с социумом школы

2.4. Деятельность тьютора и обучающегося

2.5. Содержание работы тьютора на 2024-2025 учебный год по     основным направлениям.

2.6.Содержание программы тьюторского сопровождения во внеурочное

время

3. Организационный раздел

3.1 Результаты тьюторского сопровождения и формы их фиксации

3.2. Календарное планирование тьюторского сопровождения

3.3.Календарно-тематическое планирование тьюторского сопровождения во внеурочное время

3.4. Ведение дневника наблюдений тьютором

3.5. Список литературных источников

Введение

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Начало школьной жизни является сложным периодом для любого ребенка, даже подготовленного к выходу в более сложную социальную среду, к принятию новых правил и обязанностей, вступлению в новые отношения со взрослыми и сверстниками. Большинство детей переживают его благополучно, но есть те, кому для этого требуется особый помощник - тьютор, сопровождающий их в новой жизни - человек, с которым они чувствуют себя в большей безопасности, помогающий ориентироваться в происходящем, справляться с трудностями, переживать неудачи и становиться все более компетентными и независимыми. В числе таких детей значительную долю составляют дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), для которых сохранить возможность обучения вместе со своими обычными сверстниками особенно важно, так как без этого не может продвигаться их дальнейшее социальное развитие.

Поддержка тьютора для ребенка с РАС является необходимым дополнением

помощи учителя и школьного психолога. В отношениях ребенка с РАС и тьютора должна сформироваться эмоциональная общность - «мы», которая позволит ребенку опереться на поддержку взрослого, ориентироваться на него, подражать ему, и на основе этого стать более уверенным, самостоятельным и продуктивным в школьной жизни.

Спецификой РАС являются трудности коммуникации и социального развития, а также стереотипность ребенка в поведении, занятиях и увлечениях. Специфика адаптационного периода и образовательного процесса для младших школьников с нарушением интеллектуального развития с учетом расстройства аутистического спектра (РАС) проявляется в задержке особенностей развития обучающихся обусловлены выраженными

нарушениями поведения (чаще как следствие аутистического расстройства).

Они проявляются в расторможенности, нередко агрессивном поведении, трудностях коммуникации и социального взаимодействия, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, в недостаточном внимании к речи собеседника, дети не понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой интенсивности мимики, жестикуляции. Это обусловлено, в первую очередь, недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. С началом посещения школы в жизнь ребёнка, имеющего тенденцию к формированию жестких стереотипов поведения и распорядка, вносится множество новых элементов. Само здание школы, помещение класса, относительно большое количество взрослых и сверстников является незнакомым, пугающим. К этому добавляется и расставание с матерью или другим человеком, к которому привязан ребёнок. Как правило, этот человек является его орудием контакта с окружающим миром. Лишившись этого орудия, ребёнок чувствует себя беспомощным.Смена режима дня и питания также является сильным фактором стресса, так как зачастую рацион ребенка очень ограничен и сводится к 3-5 продуктам(блюдам).

Программа составлена с учетом с психофизических, интеллектуальных и соматических особенностей ребенка При составлении программы мы так же учли особенностей детей как тяга к упорядоченности, ритуальности, отталкивание всего нового, быстрая утомляемость, отсутствие мотивации к познавательной деятельности, ограниченные представления об окружающем мире, очень низкий темп выполнения заданий, низкий уровень развития мелкой и крупной моторики, нарушение координации движений, склонность к повышенной возбудимости, беспокойству и вспышкам раздражительности.

Кроме того, вынужденная коммуникация с малознакомыми людьми плохо

сказывается на душевном равновесии ребенка. Однако, несмотря на то, что

школьная среда является «средой насилия», именно постоянное нахождение

в обществе, приспособление к жизни среди множества людей и является

процессом социализации, что является первостепенной целью данной

программы. Рабочая программа разработана на основе:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014

№1599 «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта образования обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями»;

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 "Об утверждении

санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,

отдыха и оздоровления детей и молодежи";

  • Федеральной адаптированной общеобразовательной программы

образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) от 24.11.2022г. №1026

Концептуальные положения программы

Программа ориентирована на непосредственное взаимодействие

обучающегося с педагогами и специалистами образовательной организации. Эффективность образовательной программы обеспечивается реализацией цикла тьюторской деятельности по сопровождению индивидуального образовательного интереса ребёнка, применения профессионального тьюторского инструментария. В свою очередь тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который может помочь поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения, при условии, что весь процесс сопровождения будет основан на  активности самого обучающегося, совершающего реальные действия, регулируемые им самим.

Данная программа тьюторского сопровождения рассчитана на учебный год и составлена для обучающихся с ОВЗ.

Предлагаемая программа разработана с учетом психофизических,

интеллектуальных и соматических особенностей ребенка. Программа разрабатывалась с целью максимально эффективного обучения, коррекции и развитии мелкой моторики, мышления, внимания, памяти, успешной адаптации в современном обществе и социального становления.

Цель тьюторского сопровождения: индивидуальное сопровождение обучающихся в образовательном процессе, поддержка и помощь в трудных ситуациях, социальная адаптация и создание условий для успешного включения ребенка в образовательный процесс.

Задачи:

1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными

возможностями ребенка. Работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды

2. Социализация - включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь

класса, школы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.

3. Формирование навыков самообслуживания, элементарных трудовых умений, самостоятельности, развитие жизненной компетентности, в том числе социальных навыков.

4. Формирование знаний, умений и навыков у детей с учетом

образовательной программы. Помощь в усвоении соответствующих

общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

5. Организация, при необходимости, сопровождения другими

специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

6. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения:

• формирование у родителей адекватного отношения к своему

ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в

процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;

• оказание родителям эмоциональной поддержки;

• содействие родителям в получении информации об особенностях

развития ребёнка, прогноза развития.

7. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной

динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.

Реализация программы предусматривает несколько этапов

1. Диагностико-мотивационный этап.

На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению учащихся в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество В целом, работа на данном этапе направлена, прежде всего на развитие и стимулирование у учащихся мотивации к дальнейшей образовательной деятельности.

2. Проектировочный этап.

Следующий этап – проектирование предстоящей работы.

Основным содержанием этого этапа является составление плана

предстоящей работы, рабочей программы тьюторского сопровождения. На данном этапе тьютор разрабатывает материалы для проведения процедуры оценки личностных результатов школьников. Работает с листами индивидуальных достижений личностных результатов обучающихся класса.

Разрабатывает совместно с педагогами  специальную индивидуальную программу развития  (далее СИПР для обучающихся по  варианту 8.4.)

3. Реализационный этап.

На этом этапе тьютор реализует программу тьюторского

сопровождения.

4. Аналитический этап.

Анализируются трудности, возникшие во время тьюторского

сопровождения обучающихся класса с учетом их индивидуальных способности.

2. Содержательный раздел

2.1 Содержание и организационные условия реализации

программы

Программа тьюторского сопровождения обучающихся

реализуется ежедневно в течение всего учебного года, как в учебное, так и неурочное время.

Личностно-ориентированное (тьюторское) сопровождение

складывается из основной группы: школьники, обучающиеся по варианту 8.4.

Тьютор совместно с учителем разрабатывает СИПР, осуществляет работу по усвоению данной программы ребенком.

Программа тьюторского сопровождения разрабатывается тьютором и согласуется с годовым планом работы школы, который утверждается директором. Осуществляется тьютором в рамках своих должностных обязанностей.

В ходе реализации программы тьюторского сопровождения тьютор

выполняет ряд функций:

-Методически управляет освоением учебного процесса;

-Доступен обучающимся всегда;

-Организует образовательную деятельность обучающихся;

-Работает с учебным материалом (предложенным учителем) и производственными проблемами учащихся;

-Устанавливает с обучающимися отношения партнерства (вместе развивающиеся);

-Непосредственно взаимодействует с родителями учащихся.

2.2. Личностные результаты

Освоение АООП обеспечивает достижение обучающимися с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) следующих результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции обучающегося и ценностные установки. Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных предметов и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия

Предметные результаты освоения АООП включают освоенные

обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность к их применению. Предметные результаты, достигнутые обучающимися с умственной отсталостью, не являются основным критерием

при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс  и рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Таблица1

Критерии оценки достижений по каждой группе личностных

результатов

Личностные результаты

Критерии оценки достижения данного

результата

Способность адекватно

использовать представления о

собственных возможностях и

ограничениях, о способах

решения проблемных ситуаций в

сфере жизнеобеспечения

умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и что нельзя.

- умение адекватно выбрать взрослого и обратиться за помощью, точно описать возникшую проблему.

- умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей.

- умение  обратиться ко взрослому при затруднениях в учебе

Способность вступать в коммуникацию со взрослыми по

вопросам медицинского сопровождения и создания

специальных условий для

пребывания в школе, своих

нуждах и правах в организации

обучения.

-положительная динамика готовности к самостоятельности и независимости в быту.

-владение представлениями об устройстве домашней жизни, принимать правильное

участие и брать ответственность на себя.

-владение представлениями об устройстве жизни школы, участие в ней.

Владение навыками

коммуникации и принятыми

ритуалами социального

взаимодействия (т.е. самой

формой проведения, его

социальным рисунком), в том

числе с использованием

информационных технологий.

умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию.

-умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, завершить разговор.

-умение корректно выразить отказ и недовольство использовать культурные формы выражения своих чувств

Способность к осмыслению и

дифференциации картины мира,

ее временно-пространственной

организации

-умение использовать предметы в соответствии с их функциями.

-вести себя в быту сообразно пониманию окружающего мира (помыть грязные руки, принять душ, и т.д.)

-способность задавать вопросы, проявление активности во взаимодействии с миром.

-умение передавать свои впечатления

Способность к осмыслению

социального окружения, своего

места в нем, принятие

соответствующих возрасту

ценностей и социальных ролей

-знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса

-умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом

- умение корректно привлечь к себе внимание.

- умение проявлять инициативу, не быть назойливым.

2.3. Работа тьютора по формированию гармоничных отношений

обучающегося с социумом школы

Тьютор

и подопечный

Тьютор

-формирует доверительные и эмоционально насыщенные

отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и

вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;

- следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает

разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному

нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);

-  координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку

Тьютор

и учитель (учителя)

класса

Тьютор:

обсуждает с учителем:

-цели и задачи своей работы;

- возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и

возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;

- каким образом наиболее  эффективно выстроить

взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор

Тьютор и

другие дети

Тьютор:

-следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем

дети говорят, во что играют;

- объясняет детям, как общаться с их одноклассником;

- если тема разговора касается особенностей подопечного –

отвечает на вопросы

Тьютор и

родители

Тьютор:

- рассказывает родителям подопечного о том, как прошел

день, что удалось, какие были трудности;

- отвечает на вопросы родителей

Тьютор и другие

специалисты (логопед, соцпедагог,

медицинские работники, психолог )

вносит предложения по оптимизации работы с тьюторантом;

-помогает в составлении индивидуальных программ; осуществляет помощь при проведении занятий (адаптация

задания для тьюторанта, помощь тьюторан вносит предложения по оптимизации работы с

тьюторантом;

-помогает в составлении индивидуальных программ;

- осуществляет помощь при проведении занятий (адаптация

задания для тьюторанта, помощь тьютора в риентировании в задании и др.)

2.4. Деятельность тьютора и обучающегося

Ребенок с ОВЗ и учитель

Для этого тьютор:

Ребенок слушает учителя и

выполняет его инструкции

-привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри

на ….. (имя учителя), слушай…»;

-«Смотри на доску»;

- «Возьми ручку, пиши»;

- «Открывай учебник»;

-Открывай дневник» и т.п

Ребенок с ОВЗ и  тьютор

Для этого тьютор:

Ребенок выполняет

рекомендации тьютора

-следит за организацией рабочего пространства ученика;

- соотносит задания учителя с возможностями ученика;

- если ребенок не успевает полностью выполнить адание - определяет нужный момент, когда следует

остановиться и переключиться на новое задание;

- если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным

работу по предыдущему заданию.

Примечание.

 Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо

спросить об этом учителя

Ребенок с ОВЗ и другие

ученики

Для этого тьютор:

Ребенок по своей инициативе

общается с ними, отвечает на

обращение других учеников к

нему

-наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного.

Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не

реагирует. Тьютор организует диалог учеников: «Дай,пожалуйста, ластик» – «На» – «Спасибо… На, возьми обратно»

Ребенок с ОВЗ и родители

Для этого тьютор:

Ребенок перед началом уроков прощается с родителями,

после уроков – встречает родителей и прощается с тьютором

помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы – помогает рассказать, что было в школе, познакомить с их с

друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей.

2.5. Содержание работы тьютора на 2023-2024 учебный год

по основным направлениям

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

участники

1. Информационное обеспечение

1

Пополнение нормативно-правовой и методической базы по инклюзивному обучению,организации качественного  и доступного образования в ДОУвоспитанников с ОВЗ

В течение года

Тьютор

1.2

Формирование банка данных современных образовательных

технологий (тьюторского

сопровождения): игровые,

здоровьесберегающие, личностно -ориентированные (технология

развивающего обучения,

педагогика сотрудничества,

технология индивидуализации

обучения), информационно-

коммуникативные и другие

В течение года

Тьютор

1.3

Оформление наглядного

демонстрационного и печатного

материала:

-изготовление методического и

практического материала для ООД с ребенком с особыми образовательными потребностями,

для родителей по развитию и

воспитанию ребенка с ОВЗ;

- оформление методических и

практических рекомендаций для

специалистов инклюзивного

обучения по организации

образовательной деятельности и

психолого-педагогического

сопровождения ребенка с ОВЗ;

-оказание помощи специалистам

В течение года

Тьютор

2

Консультации для педагогов

В течение года по

запросу

Тьютор

3

Консультации родителей учащихся

по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции

индивидуальных потребностей,

развития и реализации

способностей и возможностей

В течение года

Тьютор

4

Оформление наглядного и

печатного материала, выставок

В течение года

Тьютор

5

Создание информационной базы

данных по организации тьютора в

работе учащихся с ОВЗ

В течение года

Тьютор

2.Организационная деятельность

1

Разработка документов «личное

дело обучающихся»

В течение года

Тьютор

2

Оказание помощи обучающемуся в

процессе занятий по успешному

включению в работу классного

коллектива

Ежедневно

Тьютор

3

Создание условий для реальной

индивидуализации процесса

обучения.

В течение года

Тьютор

4

Участие ребенка с ОВЗ в

выставках творческих работ,

соревнованиях, праздниках,

проводимых в ДОУ с учетом

возможностей и интересов ребенк

В соответствии с

планом

воспитательной

работы школы

Тьютор

3.Учебно-методическое направление

1

Составление и корректировка

индивидуальных программ

развития и обучения, участие в

разработке адаптированных

программ

Сентябрь, май

Тьютор, классный

руководитель,

учителя

2

Участие в педагогическом совете,

школьном семинаре, работе

методического объединения

коррекционного блока школы

По

общешкольному

плану

Тьютор

3

Оформление и ведение дневника

 наблюдений за

ребенком с ОВЗ

В течение года

Тьютор

4. Диагностико-аналитическая деятельность

1

Обновление базы данных

обучающихся

В течение года

Тьютор, классный руководитель

2

Анализ личных дел обучающихся

Сентябрь

Тьютор, классный руководитель

3

Анкетирование родителей

По мере

необходимости

Тьютор, классный руководитель

4

Анализ и отчет тьютора о

проделанной работе за 2023-2024

учебный год

Май

Тьютор,

5

Составление и утверждение плана

работы на следующий учебный год

Июнь

Тьютор,

2.6.Содержание программы тьюторского сопровождения во

внеурочное время

Тьюторское сопровождение образовательного процесса во

внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья создаст условия для активного каждого ребенка, для развития его самостоятельности к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных способностей. При организации внеурочной деятельности тьюторское сопровождение рассматривается как процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности ребенка, проявляющаяся в его активности.

Тьюторское сопровождение образовательного процесса во внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  создаст условия для активности каждого ребенка, для развития его самостоятельности к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных способностей. При организации внеурочной деятельности тьюторское сопровождение рассматривается как процесс аинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности ребенка, проявляющаяся в его .активности

                              3. Организационный раздел

3.1. Результаты тьюторского сопровождения и формы их фиксации

Результатами работы тьютора в образовательной организации являются:

 успешное включение в образовательный процесс и социальная

адаптация в образовательной среде;

 освоение культурно-гигиенических навыков, расширение

возможностей самостоятельного выполнения необходимого действия.

 развитие коммуникативных способностей обучающегося и

жизненных компетенций: адекватного поведения, основ произвольной

деятельности, умений общаться со взрослыми и сверстниками, выражать

свои потребности и желания;

 динамика личностного, эмоционального, творческого развития

обучающегося, развитие самостоятельности обучающегося.

Образование детей с особыми потребностями является одной из

основных задач для страны. Это необходимое условие создания

действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Государство обязано дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом

3.3.Календарно-тематическое планирование тьюторского сопровождения во внеурочное время

Название

мероприятия

Сроки

Планируемая деятельность ребенка в

мероприятии

День знаний

01.09

Дет присутствуют на мероприятии в классе, участвуют в конкурсах, чаепитие

Акция «Традиции быть!»

18.09

Учащиеся вместе с педагогами  высаживают около школы декоративные растения. Дети учатся выполнять социальные навыки: выкапывать лопатой яму, наполнять водой лейки, поливать кусты, убирать мусор.

День учителя

04.10

Мастер-класс , который проведут сотрудники КЦСОН Сокольского района .Ребята вместе со взрослыми изготовят корзиночки из шишек, которые подарят своим педагогам

День отца

20.10

Мастер-класс«Кофейные сердечки», который проведет специалист «МЦКС» Сокольского района Шаталина  О.Дети под руководством взрослых будут учиться работать горячим клеем, трафаретами, ножницами

День Мамы

24.10

Вместе с родителям будет проведен мастер-класс по изготовлению броши из фетра. Совместная работа по изготовлению картины из камней «Семья-самое важное в жизни».Мамы и бабушки угостят  детей тортом, изготовленным  своими руками

Акция «Письмо солдату»

09.12

Изготовление новогодней елочки, украшенной конфетами

Декада инвалидов:

Декабрь

Выставка рисунков «Волшебная кисть»

Дети принимают участие в конкурсе рисунков

Познавательно-развлекательная программа «В гости к чаю»

Программа проводится на базе Центральной районной библиотеки. Дети присутствуют на празднике, участвуют в разных конкурсах  играх. Чаепитие

Украшение класса к Новому году

Вторая половина декабря

Украшение класса

Новогодний праздник

26.12

Ребята присутствуют на празднике, принимают участие в играх, водят новогодние хороводы.

Мастер-класс «Новогодний домик»

Рождественские ангелы

14.01

Дети изготовляют ангелов

День защитника

Отечества

22.02

Подготовка к мероприятию, изготовление

поздравительных открыток

Международный

женский день

07.03

Подготовка к мероприятию, изготовление

поздравительных открыток, присутствие

на празднике

Пасха

Апрель

Изготовление пасхальных сувениров

День Победы

01.05-09.05

Акция «Окна Победы»

Здравствуй, лето

25.05

Дети участвуют на празднике, участвуют в конкурсах и играх

3.4. Ведение дневника наблюдений тьютором

Дневник наблюдений – основной документ, который ведет тьютор; форма отчетности позволяющая фиксировать изменения и отслеживать динамику развития обучающегося с РАС. Систематические записи дневника помогут отследить, как обучающийся включается в образовательный процесс, в коммуникацию, учебную деятельность, социализируется, что меняется, с какими препятствиями он сталкивается. Главная задача дневника наблюдений – отображать состояние и деятельность ребенка в течение всего времени пребывания в ОУ: на уроках, групповых и индивидуальных занятиях, на перемене и внеурочной деятельности. В дневнике отражаются наиболее эффективные формы взаимодействия с ребенком, реальные достижения и затруднения.

Форма дневника наблюдений произвольна. В зависимости от поставленных задач используются следующие формы дневника:

1. Дневник, в котором тьютор фиксирует проявления поведения обучающегося с целью отслеживания динамики учебной и социальной жизни. В дневнике отображаются наиболее эффективные формы взаимодействия с ребенком. Эти формы наблюдений используются при составлении отчетов и характеристик.

 2. Помимо особенностей поведения и деятельности ребенка с РАС тьютор записывает и свои действия. Важно отмечать все изменения, акты поведения, происходящие в ходе учебной и вне учебной деятельности, сравнивая их с начальными характеристиками, полученными в ходе диагностики при поступлении в учебное заведение.

Параметры могут быть следующими:

-коммуникативная деятельность;

 – индивидуально личностные качества;

– навыки самообслуживания и бытовые навыки;

– поведение;

Кроме того, по каждому выявленному дефициту или проблеме могут быть составлены отдельные наблюдения, описывающие разницу между возможностями обучающегося и требованиями стандартного учебного плана, а также способы возможной компенсации или преодоления этой разницы, например:

– описание проблемы;

 – возможности обучающегося;

– компенсационные возможности

– потенциал;

– возможные пути преодоления;

– ограничения;

 – действия, которые смогли помочь преодолеть трудности.

 Тьютор может вести любые записи, помогающие объективно оценить возможности обучающегося; выявить проблемы, с которыми необходимо работать; сформулировать конкретные задачи в работе с данным ребенком; составить индивидуальный план работы. Например, заполнять в начале и в конце полугодия, или учебного года таблицу сформированности основных навыков обучающегося.

3.5 Список использованной литературы:

1. Ефремова, О. И. Тьюторское сопровождение учащихся, новая тенденция / О. И. Ефремова // Воспитание школьников,

2010. -№1 - С. 34-35.

2. Зыбарева Н.Н. Тьюторское сопровождение инклюзивного образования. -http://www.thetutor.ru/lechebn ped/articles.htm

3. Крылова Н. Б. Тьютор - новый тип педагога в условиях индивидуализации образования / Н. Б. Крылова // Завуч, - 2015.

- № 5- С. 10-16.

4. Кузьмина Е.В. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных

учреждениях, реализующих инклюзивную практику. Методические рекомендации. - М.: МГППУ, 2012. - 57 с

5. Мухорина В. А. Образовательная программа «Тьюторы» / В. А. Мухорина // Завуч, - 2016. - № 2 - С.12-18.

6. Синюгина Т.Ю. О предоставлении услуг тьюторского сопровождения и (или) сопровождения ассистента/

Т.Ю.Синюгина//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, - 2019. - №3 - с. 16-19.

7. Солодова Е. А., Ефимов П. П., Ефимова И. О. Особенности тьюторского сопровождения обучающихся в

образовательной среде учебного заведения [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII

Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 264-267.

8. Яковлева И.М., Браткова М.В., Караневская О.В., Шаргородская Л.В. Методические рекомендации к проведению

тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья// Коррекционная педагогика, - 2019. - №3 (81). -

с.5-14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...