Адаптивные рабочие программы вариант 2 (3 класс)
рабочая программа (3 класс)

Адаптивные рабочие программы вариант 2 (3 класс).

Предметы:

-Альтернативная коммуникация

-Домоводство

-Изобразительная деятельность

-Математические представления

-Окружающий социальные мир

-Речь и альтернативная коммуникация

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

________________ Ю.В.Бохан

«29» 08 2025 г.

УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ

«Хорошковская СШ им. Г.Ф. Цыбенко» ________ А.Г.Поветин

«29» 08 2025 г.

Приложение к АООП

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с нарушением интеллекта

Для 3 класса (вариант 2)

«Альтернативная коммуникация»

Составила:

Хилько Алина Николаевна,

учитель-олигофренопедагог

Хорошки 2025

#1055;ояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Альтернативная коммуникация» для учащихся 3 класса (вариант 2) составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2).

У обучающегося с нарушениями интеллекта, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение обучающегося речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

Цель программы «Альтернативная коммуникация» - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Основные задачи:

  • выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации,
  • овладение выбранным средством коммуникации ,
  • использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимся

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, чёрно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием технических устройств. Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием коммуникативной кнопки. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях с использованием пошагового коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).

Развитие речи средствами невербальной коммуникации.

Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен членов семьи, обучающихся класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй).

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Использование напечатанного слова (электронного устройства) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).

Чтение и письмо.

Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Альтернативна коммуникация» входит в состав части, формируемой участниками образовательных отношений. В соответствии с СИПР на изучение отводится 0,5 ч. в неделю – 17 часов в год.

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

Личностные результаты освоения АООП включают:

  1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
  2. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  3. формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
  4. Формирование уважительного отношения к окружающим;
  5. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  6. Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  7. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
  8. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  9. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  10. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  1. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Возможные предметные результаты

Коммуникация с использованием невербальных средств:

  • Умение выражать согласие (несогласие), удовольствие (неудовольствие), благодарность, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами;
  • Умение выражать согласие (несогласие), удовольствие (неудовольствие), благодарность, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв;
  • Умение выражать согласие (несогласие), удовольствие (неудовольствие), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).

Импрессивная речь:

  • Умение понимать слова, обозначающие действия предмета (пить, есть, сидеть и др.);
  • Умение понимать слова, обозначающие признак предмета (цвет, величина, форма и др.);
  • Умение понимать слова, обозначающие признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.);
  • Умение понимать слова, указывающие на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.);
  • Умение понимать слова, обозначающие число, количество предметов (пять, второй и др.);
  • Умение понимать слова, обозначающие взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации:

  • Умение сообщать собственное имя посредством напечатанного слова;
  • Умение сообщать имена членов семьи учащихся посредством напечатанного слова;
  • Умение использовать напечатанные слова для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.);
  • Умение использовать электронное устройство для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.).

Чтение и письмо:

  • Умение использовать карточки с напечатанными коммуникации;
  • Умение выполнять графические действия с использованием элементов графем: печатание букв (слов);
  • Умение читать слоги (слова);
  • Умение выполнять написание букв (слогов, слова).

Изучение предмета «Альтернативная коммуникация» направлено на формирование базовых учебных действий.

  • 1. Готовность ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
  • 2. Формирование учебного поведения:
  • - уметь направлять взгляд (на говорящего взрослого, на задание);
  • - уметь выполнять инструкции педагога;
  • - уметь использовать по назначению учебный материал;
  • - уметь выполнять действия по образцу и по подражанию.
  • 3. Формирование умения выполнять задание:
  • - в течение определенного периода времени,
  • - от начала до конца,
  • - с заданными качественными параметрами.
  • 4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

5. Содержание учебного предмета

Программа включает в себя следующие разделы:

  • Коммуникация с использованием невербальных средств
  • Импрессивная речь
  • Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
  • Чтение и письмо

Коммуникация с использованием невербальных средств

Основные задачи раздела:

  • формировать умение общения без использования слов; развивать артикуляционный аппарат;
  • формировать умение выражать свои желания мимикой, жестами;
  • формировать умение отвечать на вопросы с использованием жеста.

Импрессивная речь

Основные задачи раздела:

  • развивать связную речь;
  • развивать умение составлять простые предложения;
  • развивать фонетический слух, речь учащихся;
  • развивать понимание слов, обозначающих предмет.

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

Основные задачи раздела:

  • подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками письма;
  • формировать умение восприятия речевого общения;
  • формировать умение пользоваться графическими изображениями;
  • формировать понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
  • Чтение и письмо

Основные задачи раздела:

  • подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками письма;
  • формировать умение пользоваться графическими изображениями;
  • формировать зрительные эталоны букв;
  • изучать буквы.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ уро ка

Тема занятия

Кол-

во ч.

Основные виды учебной деятельности обучающегося

Дата проведения по плану

Причина корректи

ровки

Дата проведения по факту

1

Игровые упражнения на выражение своих желаний

1

-слушать объяснения педагога;

- ориентироваться в тетради;

- отвечать на вопрос учителя самостоятельно или с помощью изображения;

-использовать невербальных средства общения;

-узнавать и называть собственное имя, имена учителей, членов семьи;

-ориентироваться на листе бумаги;

-выполнять действий по инструкции педагога;

- выполнять самооценку;

- обводить элементы фигур, линий по пунктиру;

- штриховать;

-работать с трафаретом;

-выполнять работы с раздаточным материалом.

2

Выражение мимикой своих

чувств и желаний

1

3

Выражение желаний при помощи звучащего предмета.

1

4

Выражение своих чувств и

желаний при помощи определённого символа – изображений, карточек со словами

1

5

Понимание простых по звуковому

составу слов

1

6

Реагирование на свое имя, узнавание

(различение) имен знакомых людей

1

7

Понимание слов, указывающих на

предмет, его признак

1

8

Найди слово

1

9

Найди слово

1

10

Выявление моторных возможностей обучающихся

1

11

Разучивание пальчиковых упражнений.

Обучение умению держать карандаш и проводить произвольные линии на листе бумаги

1

12

Упражнения на формирование

Элементарных артикуляционных движений.

1

13

Обводка по шаблону круга пальцем в воздухе, на доске, на парте. Рисование в альбоме круга по шаблону

1

14

Выполнение упражнений с нахождением пройденной буквы

1

15

Прослушивание сказки

1

16

Составление рассказа по картинке

1

17

Повторение пройденного материала.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ; 17

  1. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Освоение учебного предмета «Альтернативная коммуникация» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, демонстрационных приборов и инструментов для обучения и воспитания младших школьников с нарушением интеллекта:

  • алфавит;
  • буквенные веера;
  • прописи;
  • учебники;
  • пазлы;
  • демонстрационная доска.



Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

________________ Ю.В.Бохан

«29» 08 2025 г.

УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ

«Хорошковская СШ им. Г.Ф. Цыбенко» ________ А.Г.Поветин

«29» 08 2025 г.

Приложение к АООП

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с нарушением интеллекта

Для 3 класса (вариант 2)

«Домоводство»

Составила:

Хилько Алина Николаевна,

учитель-олигофренопедагог

Хорошки 2025

#1055;ояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Домоводство» для учащихся 3 класса (вариант 2) составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Домоводство - как учебный предмет является одним из ведущих предметов в адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с нарушениями интеллекта (умеренной, тяжелой, глубокой степени, тяжелыми и множественными нарушениями развития) ведению домашнего хозяйства. Является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.

Цель рабочей программы– повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.

Рабочая программа по предмету «Домоводство» решает следующие задачи:

  • формировать умения обращаться с инвентарем и электроприборами;
  • осваивать действия по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.

2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимся

Обучение ребёнка с нарушениями интеллекта ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребёнка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно-бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. В процессе изучения дисциплины «Домоводство» освоенные действия обучающийся может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Уроки домоводства создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся. Очевидно, что ролевые игры и практические занятия включают в себя разнообразные упражнения на закрепление правил этического поведения и этикета, способствовать развитию у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности, обще трудовых навыков. Рабочая программа по предмету «Домоводство» составлена с учётом психологических особенностей обучающихся с нарушениями интеллекта. Обучающиеся этого класса разные по темпераменту, следовательно, с разным темпом усвоения учебного материала. Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений и территории».

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Домоводство» входит в состав части, формируемой участниками образовательных отношений. В соответствии с СИПР на изучение отводится 0,5 ч. в неделю – 17 часов в год.

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

Личностные результаты освоения АООП включают:

1. Основы персональной идентичности, осознание свое принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».

2. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.

3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей

4. Формирование уважительного отношения к окружающим.

5. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

6. Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

7. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах.

8. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

9. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

10. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

11. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Возможные предметные результаты

Покупки:

  • Отличать продуктовые магазины от других магазинов
  • Различать отделы продуктового магазина

Уход за вещами:

  • Различать чистые и грязные вещи
  • Развешивать одежду на плечики

Обращение с кухонным инвентарём:

  • Различать чистую и грязную посуду
  • Очищать остатки пищи с посуды

Приготовление пищи:

  • Наливать напитки в стакан
  • Раскладывать продукты по тарелкам

Уборка помещений и территории:

  • Выбрать инвентарь для мытья поверхности мебели
  • Убирать мусор с помощью веника и совка

Изучение предмета «Домоводство» направлено на формирование базовых учебных действий.

1. Готовность ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения:

- уметь направлять взгляд (на говорящего взрослого, на задание);

- уметь выполнять инструкции педагога;

- уметь использовать по назначению учебный материал;

- уметь выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

- в течение определенного периода времени,

- от начала до конца,

- с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

5. Содержание учебного предмета

Программа включает в себя следующие разделы:

  • Покупки;
  • Обращение с кухонным инвентарём;
  • Приготовление пищи;
  • Уход за вещами;
  • Уборка помещений и территории.

Покупки

Основные задачи раздела:

  • формировать умение находить места и способы для осуществления покупок;
  • формировать умение соблюдать последовательность при выборе и осуществлении покупок.

Обращение с кухонным инвентарем

Основные задачи раздела:

  • формировать умения при обращении с кухонным инвентарем;
  • формировать умения узнавать и различать предметы посуды для сервировки стола и приготовления пищи, уход за ними;
  • формировать умения выполнять доступные бытовые виды работ.

Приготовление пищи

Основные задачи раздела:

  • формировать простейшие действия по приготовлению пищи;
  • формировать умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности при работе на кухне.

Уход за вещами

Основные задачи раздела:

  • формировать умения по уходу за вещами;
  • формировать умения выполнять доступные бытовые виды работ: стирка, глажение, чистка одежды, обуви;
  • формировать умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения вещей.

Уборка помещений и территории

Основные задачи раздела:

  • формировать умения по уборке помещений и обращение с уборочным инвентарем;
  • формировать простейшие действия по уборки помещений и территории;
  • формировать умение соблюдать технику безопасности при работе с уборочным инвентарем;
  • формировать умения использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, моющих средств соблюдая правила безопасности.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ уро ка

Тема занятия

Кол-

во ч.

Основные виды учебной деятельности обучающегося

Дата проведения по плану

Причина корректи

ровки

Дата проведения по факту

1

Планирование покупок

1

-слушать объяснения учителя;

-отвечать на вопросы учителя;

-выполнять действие по инструкции учителя;

-выполнять задание по образцу;

-выполнять дидактические задания;

-работать с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор столовой посуды, кухонных принадлежностей, кухонного инвентаря, бытовой техники;

-выполнять практическую работу

2

Продуктовый магазин

1

3

Предметы посуды для сервировки стола

1

4

Последовательность действий при сервировки стола

1

5

Различение чистой и грязной посуды

1

6

Последовательность действий при мытье посуды

1

7

Напитки: вода, чай, сок

1

8

Мучные изделия, готовые к употреблению: хлеб,

батон. Правила хранения

1

9

Подготовка к приготовлению пищи. Правила гигиены

при приготовлении пищи

1

10

Наливание напитков. Раскладывание продуктов по

тарелкам

1

11

Различение чистых и грязных вещей

1

12

Чистка одежды щёткой

1

13

Уход за обувью

1

14

Мой дом. Домашние обязанности

1

15

Алгоритм действий при мытье поверхности мебели

1

16

Сметание мусора на полу в определённое место

1

17

Уборка территории. Инвентарь для уборки

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 34

7. Методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Освоение учебного предмета «Домоводство» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, демонстрационных приборов и инструментов:

  • демонстрационная доска;
  • изображения (картинки, фото) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники;
  • альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы.


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

________________ Ю.В.Бохан

«29» 08 2025 г.

УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ

«Хорошковская СШ им. Г.Ф. Цыбенко» ________ А.Г.Поветин

«29» 08 2025 г.

Приложение к АООП

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с нарушением интеллекта

Для 3 класса (вариант 2)

«Изобразительная деятельность»

Составила:

Хилько Алина Николаевна,

учитель-олигофренопедагог

Хорошки 2025

#1055;ояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность» для учащихся 3 класса (вариант 2) составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2).

Изобразительная деятельность – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими.

Цель рабочей программы по предмету «Изобразительная деятельность» - формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

Рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность» решает следующие задачи:

  • развивать интерес к художественной деятельности;
  • формировать умения пользоваться инструментами;
  • обучать изображению (изготовлению) отдельных элементов.

2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимся

Изобразительная деятельность для учащихся имеет важное коррекционно-развивающее значение, формирует и обогащает чувства опыта (умение видеть, слышать, осязать), необходимо развивать познавательную деятельность школьников. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. На этом этапе важно сформировать навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, прививать интерес к изобразительной деятельности. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Учитель использует разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг другу). Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Изобразительная деятельность» входит в состав части, формируемой участниками образовательных отношений. В соответствии с СИПР на изучение отводится 0,5 ч. в неделю – 17 часов в год.

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

Личностные результаты освоения АООП включают:

  1. Основы персональной идентичности, осознание свое принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».
  2. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
  3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей
  4. Формирование уважительного отношения к окружающим.
  5. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  6. Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  7. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах.
  8. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  9. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  10. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  11. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Возможные предметные результаты

Рисование:

  • уметь ориентироваться на листе бумаги;
  • уметь передавать цвет;
  • уметь определять насыщенность цвета;
  • уметь применять приемы работы карандашом, акварельными красками, цветными карандашами, восковыми мелками;
  • уметь смешивать краски по алгоритму;
  • уметь наносить рисунок карандашом, углем, восковыми мелками;
  • уметь рисовать простые элементы.

Аппликация:

  • уметь складывать аппликацию по показу учителя;
  • уметь ориентироваться на плоскости листа;
  • уметь правильно держать и пользоваться инструментами;
  • уметь передавать в аппликации цвет, объем изображаемого предмета;
  • уметь выполнять в технике аппликации узоры;
  • уметь составлять предметы из нескольких частей;
  • уметь использовать бумагу разной фактуры.

Лепка:

  • уметь выполнять в технике лепки простые формы;
  • уметь использовать инструменты и материалы в процессе работы;
  • умеет ориентироваться в пространстве листа;
  • умеет овладевать приемами работы с пластилином, тестом;
  • уметь украшать поделки способами налепа;
  • уметь украшать формы точками, насечками с помощью стекой.

Изучение курса «Изобразительная деятельность» направлено на формирование базовых учебных действий.

1. Готовность ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения:

- уметь направлять взгляд (на говорящего взрослого, на задание);

- уметь выполнять инструкции педагога;

- уметь использовать по назначению учебный материал;

- уметь выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

- в течение определенного периода времени,

- от начала до конца,

- с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

5. Содержание учебного предмета

Программа включает в себя следующие разделы:

  • Рисование
  • Аппликация
  • Лепка

Рисование

Основные задачи раздела:

  • уметь рисовать предметы по образцу;
  • развивать умение рисовать предметы по шаблону;
  • уметь рисовать в соответствии с предложенным порядковым действием учителя.

Аппликация

Основные задачи раздела:

  • формировать навыки конструирование из бумаги;
  • уметь конструировать из простых геометрических форм;
  • уметь овладевать приемами работы с бумагой.

Лепка

Основные задачи раздела:

  • осваивать приемы работы лепки;
  • составлять изображение из выполненных частей;
  • развивать в лепке умение работать по показанному макету;
  • уметь создавать изображение из простых форм.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ уро ка

Тема занятия

Кол-

во ч.

Основные виды учебной деятельности обучающегося

Дата проведения по плану

Причина корректи

ровки

Дата проведения по факту

1

Рисование с натуры листьев в квадрате

1

-слушать объяснения педагога;

-выполнять действия по инструкции педагога;

-выполнять действия по словесной инструкции

педагога;

-рисовать разные элементы по образцу;

-составлять рисунки по опорным схемам;

- ориентироваться на листе бумаги;

-обводить картинки по трафарету;

-обводить по контуру;

-рисовать по опорным точкам;

- прорисовывать элементы;

-различать и называть цвета

2

Аппликация. Осенние листья

1

3

Лепка. Березовый и ивовый лист

1

4

Рисование по опорным точкам. Кораблик

1

5

Аппликация. Скворечник с декоративными

элементами

1

6

Лепка. Домик

1

7

Рисование. Узор в квадрате. Ёлочки и

снежинки

1

8

Аппликация. Снежный лес

1

9

Лепка. Зайчик

1

10

Рисование. Узор из снежинок для шарфа

1

11

Аппликация. Шапочка и шарфик

1

12

Лепка. Шапочка

1

13

Рисование. Геометрические фигуры

1

14

Аппликация. Божья коровка

1

15

Лепка. Узор в полосе

1

16

Рисование. Деревья весной. Беседа по

картинам о весне

1

17

Лепка. Малина

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 17

7. Методическое и материально-техническое обеспечение программы

Освоение учебного предмета «Изобразительная деятельность» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, демонстрационных приборов и инструментов, технических средств обучения и воспитания школьников с нарушениями интеллекта:

Демонстрационные и печатные пособия:

  • портреты русских художников;
  • таблицы по цвет ведению, построению орнамента, одежды, предметов быта;
  • схема по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц;
  • дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.

Демонстрационные приборы и инструменты:

  • конструкторы;
  • краски акварельные;
  • гуашевые краски;
  • бумага А3, А4;
  • бумага цветная;
  • восковые мелки;
  • кисти беличьи № 5, 10, 20;
  • кисти из щетины № 3, 10, 20;
  • стеки;
  • рамка для оформления работ;
  • шаблоны геометрических фигур и реальных предметов моделей и натурального ряда:
  • муляжи фруктов и овощей (комплект);
  • гербарии;
  • изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
  • модели фигуры человека, животных, птиц, рыб;
  • керамические изделия;
  • предметы быта (кофейники, кувшины, сервиз);
  • световой стол для рисования песком.


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

________________ Ю.В.Бохан

«29» 08 2025 г.

УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ

«Хорошковская СШ им. Г.Ф. Цыбенко» ________ А.Г.Поветин

«29» 08 2025 г.

Приложение к АООП

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с нарушением интеллекта

Для 3 класса (вариант 2)

«Математические представления»

Составила:

Хилько Алина Николаевна,

учитель-олигофренопедагог

Хорошки 2025

#1055;ояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Математические представления» для учащихся 3 класса (вариант 2) составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2).

Математические представления как учебный предмет является одним из ведущих предметов в основной общеобразовательной программе для детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью интеллектуальных нарушений, так как от его усвоения во много зависит успешность всего школьного обучения

Цель рабочей программы по учебному предмету «Математические представления» - формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

Задачи предмета:

  • развивать умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
  • развивать умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
  • развивать умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один-много;
  • развивать умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий.

2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимся

Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики. Программа построена на основе следующих разделов:«Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления»,«Временные представления». Знания, умения, навыки, приобретенные в ходе освоения программного материала по предмету «Математические представления», необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях. Умение устанавливать взаимно – однозначные соответствия могут использоваться при сервировки стола, при посадке семян в горшочки и т.д.Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Математические представления» входит в состав части, формируемой участниками образовательных отношений. В соответствии с СИПР на изучение отводится 1 ч. в неделю – 34 часа в год.

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

Личностные результаты освоения АООП включают:

  1. Основы персональной идентичности, осознание свое принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».
  2. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
  3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей
  4. Формирование уважительного отношения к окружающим.
  5. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  6. Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  7. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах.
  8. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  9. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  10. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  11. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Возможные предметные результаты

Количественные представления:

  • Увеличивать, уменьшать количество предметов в множествах
  • Соотносить количество предметов с числом 3
  • Узнавание цифр
  • Нахождение одинаковых предметов

Представления о величине:

  • Сравнение предметов по ширине
  • Сравнение предметов по высоте
  • Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), "на глаз", наложения.
  • Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию)

Представления о форме:

  • Узнавать геометрическую фигуру прямоугольник
  • Показать предметы прямоугольной формы
  • Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб»
  • Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой

Пространственные представления:

  • Ориентироваться на плоскости сверху, снизу
  • Ориентироваться на плоскости в середине, в центре

Временные представления:

  • Показать, назвать порядок следования сезонов
  • Узнавать, называть месяцы
  • Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра.

Изучение предмета «Математические представления» направлено на формирование базовых учебных действий.

1. Готовность ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения:

- уметь направлять взгляд (на говорящего взрослого, на задание);

- уметь выполнять инструкции педагога;

- уметь использовать по назначению учебный материал;

- уметь выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

- в течение определенного периода времени,

- от начала до конца,

- с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

5. Содержание учебного предмета

Программа включает в себя следующие разделы:

  • Количественные представления
  • Представления о величине
  • Представления о форме
  • Пространственные представления
  • Временные представления

Количественные представления

Основные задачи раздела:

  • развивать умение сравнивать множества;
  • развивать навык счета.

Представления о величине

Основные задачи раздела:

  • формировать умение сравнивать предметы по величине;
  • формировать умение находить одинаковые предметы

Представления о форме

Основные задачи раздела:

  • формировать умение различать и называть геометрические фигуры, тела;
  • развитие умения соотносить геометрический материал.

Пространственные представления

Основные задачи раздела:

  • формировать умение ориентироваться на плоскости;
  • развивать умение определять месторасположения предметов в пространстве.

Временные представления

Основные задачи раздела:

  • развивать умение узнавать и различать части суток, дни недели;
  • развивать умение узнавать и различать времена года, месяца.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ уро ка

Тема занятия

Кол-

во ч.

Основные виды учебной деятельности обучающегося

Дата проведения по плану

Причина корректи

ровки

Датапроведенияпофакту

1

Соотнесение формы предмета с геометрическими

фигурами: круг, квадрат, треугольник

1

-слушать объяснения педагога;

- ориентироваться в тетради;

-выполнять действий по инструкции педагога;

- узнавать, называть геометрические фигуры;

- сравнивать предметы по высоте;

-выполнять работы с раздаточным материалом;

-отвечать на вопрос учителя самостоятельно или

с помощью изображения;

- обводить и писать цифру 1;

-соотносить количество с числом;

- ориентировать в пространстве;

- сравнивать количество предметов;

- работать с трафаретом;

- обводить элементы геометрических фигур по

пунктиру и штриховки;

-определять части суток и порядок их следования;

- сравнивать и объединять множество предметов

путем наложения и приложения;

- ориентироваться на листе бумаги;

- называть или показывать на изображении части

суток.

2

Геометрическая фигура: прямоугольник

1

3

Большой, маленький

1

4

Сравнение предметов по величине: больше, меньше

1

5

Ориентация в пространстве

1

6

Счёт до 2

1

7

Преобразование множеств: увеличение,

уменьшение, уравнивание

1

8

Осень. Осенние месяцы

1

9

Соотнесение формы предмета с геометрической

фигурой «прямоугольник»

1

10

Длинный, короткий

1

11

Сравнение предметов по длине: длиннее, короче

1

12

Ориентация на плоскости: вверху, внизу

1

13

Преобразование множеств: увеличение, уменьшение,

уравнивание

1

14

Цифры 1, 2

1

15

Счёт до 3

1

16

Числовой ряд 1-3

1

17

Геометрические фигуры

1

18

Различение геометрических фигур

1

19

Широкий, узкий

1

20

Сравнение предметов по ширине: шире, уже

1

21

Ориентация на плоскости: в середине, в центре

1

22

Осень. Осенние месяцы

1

23

Зима. Зимние месяцы

1

24

Счёт до 3

1

25

Письмо цифры 3

1

26

Соотнесение количества предметов с числом 3

1

27

Сборка геометрических фигур из двух частей

1

28

Высокий, низкий

1

29

Сравнивание предметов по высоте: выше, ниже

1

30

Ориентация на плоскости: верхний, нижний край

1

31

Соотнесение количества предметов с числом 3

1

32

Счёт в прямой и обратной

последовательности в пределах 3

1

33

Весна. Весенние месяцы

1

34

Лето. Летние месяцы

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 34

7. Методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Освоение учебного предмета «Математические представления» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, демонстрационных приборов и инструментов.

Демонстрационные и печатные пособия:

  • набор геометрических фигур, тел;
  • счётное панно;
  • счётные палочки;
  • пазлы;
  • трафареты;
  • магнитная доска;
  • числовой ряд.
  • числовой веер;
  • счёты.


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

________________ Ю.В.Бохан

«29» 08 2025 г.

УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ

«Хорошковская СШ им. Г.Ф. Цыбенко» ________ А.Г.Поветин

«29» 08 2025 г.

Приложение к АООП

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с нарушением интеллекта

Для 3 класса (вариант 2)

«Окружающий социальный мир»

Составила:

Хилько Алина Николаевна,

учитель-олигофренопедагог

Хорошки 2025

#1055;ояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» для учащихся 3 класса (вариант 2) составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2).

Окружающий социальный мир как учебный предмет является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.

Цель рабочей программы по предмету «Окружающий социальный мир» – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» решает следующие задачи:

  • познакомить с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
  • формировать представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимся

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей развития дети с нарушениями интеллекта испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. В процессе обучения у ребёнка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребёнок учиться выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включён, ребёнок учиться соотносить своё поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребёнок учиться ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе. Жизнь в обществе предполагает следование определённым правилам.

Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Окружающий социальный мир» входит в состав части, формируемой участниками образовательных отношений. В соответствии с СИПР на изучение отводится 0,5 ч. в неделю – 17 часов в год.

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

Личностные результаты освоения АООП включают:

  1. Основы персональной идентичности, осознание свое принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».
  2. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
  3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей
  4. Формирование уважительного отношения к окружающим.
  5. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  6. Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  7. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах.
  8. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  9. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  10. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  11. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Возможные предметные результаты

Школа:

  • Узнавать и называть школьные принадлежности
  • Узнавать и называть профессии работников школы

Квартира, дом, двор:

  • Узнавать и различать деревянные и кирпичные дома
  • Узнавать и различать городские и сельские дома

Предметы быта:

  • Узнавать и называть кухонный инвентарь
  • Узнавать и называть кухонные электроприборы

Продукты питания:

  • Узнавать и называть мучные изделия
  • Узнавать и называть способы обработки мучных изделий

Предметы и материалы, изготовленные человеком:

  • Узнавать и называть свойства дерева
  • Узнавать и называть деревянные предметы

Город:

  • Знать правила поведения на улице
  • Узнавать и называть элементы городской инфраструктуры

Транспорт:

  • Узнавать и называть наземный общественный транспорт
  • Узнавать и называть профессии людей, работающих на наземном общественном транспорте

Традиции, обычаи:

  • Узнавать и называть атрибуты праздника День Победы
  • Узнавать и называть традиции праздника День Победы

Страна:

  • Узнавать и различать герб России
  • Узнавать и различать гимн России

Изучение предмета «Окружающий социальный мир» направлено на формирование базовых учебных действий.

1. Готовность ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения:

- уметь направлять взгляд (на говорящего взрослого, на задание);

- уметь выполнять инструкции педагога;

- уметь использовать по назначению учебный материал;

- уметь выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

- в течение определенного периода времени,

- от начала до конца,

- с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

5. Содержание учебного предмета

Программа включает в себя следующие разделы:

  • Школа
  • Квартира, дом, двор
  • Предметы быта
  • Продукты питания
  • Предметы и материалы, изготовленные человеком
  • Город
  • Транспорт
  • Традиции, обычаи
  • Страна

Школа

Основные задачи раздела:

  • формировать понятия о школе;
  • учить соблюдать распорядок школьного дня;
  • воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям.

Квартира, дом, двор

Основные задачи раздела:

  • формировать понятия о квартире, доме;
  • учить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • воспитывать любознательность.

Предметы быта

Основные задачи раздела:

  • формировать знания и представления о предметах быта;
  • обучать правилам использования предметов быта;
  • воспитывать самостоятельность.

Продукты питания

Основные задачи раздела:

  • формировать понятия о продуктах питания;
  • формировать знания о способах обработки, хранения продуктов питания.

Предметы и материалы, изготовленные человеком

Основные задачи раздела:

  • формировать представления о предметах и материалах, изготовленных человеком;
  • формировать представления о свойствах предметов и материалов, изготовленных человеком.

Город

Основные задачи раздела:

  • формировать понятия о правилах поведения общественных местах;
  • формировать представления об элементах городской инфраструктуры;
  • формировать представления о родном городе.

Транспорт

Основные задачи раздела:

  • формировать представление о различных видах транспорта;
  • формировать представления о правилах поведения в транспорте.

Традиции, обычаи

Основные задачи раздела:

  • формировать представления о праздниках, традициях;
  • развивать интерес к праздникам, традициям.

Страна

Основные задачи раздела:

  • знакомить с понятием «Страна»;
  • формировать знания и представления детей о государственной символике;
  • воспитывать любовь к своей Родине.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ уро ка

Тема занятия

Кол-

во ч.

Основные виды учебной деятельности обучающегося

Дата проведения по плану

Причина корректи

ровки

Дата проведения по факту

1

Школьные принадлежности: тетрадь, карандаш, ручка

1

-отвечать на вопрос учителя самостоятельно или с помощью изображения;

-выполнять упражнения на развитие познавательной сферы (внимание, память, мышление);

-слушать объяснения педагога;

-самооценка;

-выполнять простые и составные устные инструкции педагога;

-выполнять работы с раздаточным материалом;

-составлять правила безопасного поведения;

-соотносить названия и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предмету.

2

Профессии работников школы

1

3

Дом, части дома

1

4

Дома, их типы

1

5

Предметы посуды, их назначение

1

6

Электробытовые приборы на кухне

1

7

Дерево, его свойства

1

8

Деревянные предметы, их свойства

1

9

Наземный транспорт

1

10

Профессии людей, работающих на наземном общественном транспорте

1

11

Мука и мучные изделия

1

12

Мучные изделия готовые к употреблению

1

13

Способы обработки мучных изделий

1

14

Правила поведения на улице

1

15

Элементы городской инфраструктуры

1

16

Государственная символика России

1

17

Праздники: День Победы

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 17

  1. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Освоение учебного предмета «Окружающий социальный мир» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, демонстрационных приборов и инструментов для обучения и воспитания младших школьников с нарушениями интеллекта:

  • муляжи, натуральные объекты, макеты, предметные и сюжетные
  • картинки;
  • наглядный изобразительный материал (видео, фотографии);
  • рабочие тетради с различными объектами для раскрашивания,
  • вырезания, наклеивания и другой материал;
  • демонстрационная доска.


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

________________ Ю.В.Бохан

«29» 08 2025 г.

УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ

«Хорошковская СШ им. Г.Ф. Цыбенко» ________ А.Г.Поветин

«29» 08 2025 г.

Приложение к АООП

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с нарушением интеллекта

Для 3 класса (вариант 2)

«Речь и альтернативная коммуникация»

Составила:

Хилько Алина Николаевна,

учитель-олигофренопедагог

Хорошки 2025

#1055;ояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащихся 3 класса (вариант 2) составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2).

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими.

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» решает следующие задачи:

  • развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка;
  • развивать понимание обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков, неспецифических жестов;
  • развивать умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения;
  • развивать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
  • обучать глобальному чтению в доступных ребёнку пределах;
  • формировать навык понимания смысла узнаваемого слова;
  • развивать предпосылки к осмысленному чтению и письму на доступном уровне.

2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимся

Обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. Использование невербальных (альтернативных) средств коммуникаций и обучение ими детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью будут компенсировать у «неговорящих» детей отсутствие полной речевой активности, поможет данной категории детей выражать свои потребности, желания и просьбы, создадут базу для развития речи и познавательной деятельности ребенка. Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение. Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо». Раздел «Коммуникация» направлен на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно. Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.

#1054;писание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в состав части, формируемой участниками образовательных отношений. В соответствии с СИПР на изучение отводится 1 час в неделю – 34 часа в год.

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

Личностные результаты освоения АООП включают:

1. Основы персональной идентичности, осознание свое принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».

2. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.

3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.

4. Формирование уважительного отношения к окружающим.

5. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

6. Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и

формирование личностного смысла учения.

7. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых

правилах.

8. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

9. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

10. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

11. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Мониторинг сформированности личностных результатов обучающегося включён в специальную индивидуальную программу развития.

Возможные предметные результаты

Коммуникация:

  • Выражать свои эмоции с помощью слова, мимики, жестов, звуков, изображения
  • Выражать согласие, несогласие с помощью слова, мимики жестов, звуков, изображения
  • Знать имена, фамилию, членов семьи
  • Называние имени и отчества учителя

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации:

  • Узнавать и называть слова по теме: одежда
  • Знать графические изображения предметов
  • Знать вежливые слова
  • Знать оценочные понятия хорошо – плохо
  • Знать прилагательные большой маленький

Чтение и письмо:

  • Уметь писать прямые линии
  • Проводить линии по пунктиру
  • Слушать короткие рассказы
  • Соединять звуки С, А, У, О, И
  • Узнавать и называть букву И, Х

Изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» направлено на формирование базовых учебных действий.

1. Готовность ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения:

- уметь направлять взгляд (на говорящего взрослого, на задание);

- уметь выполнять инструкции педагога;

- уметь использовать по назначению учебный материал;

- уметь выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

- в течение определенного периода времени,

- от начала до конца,

- с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

5. Содержание учебного предмета

Программа включает в себя следующие разделы:

  • коммуникация
  • развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
  • чтение и письмо

Коммуникация

Основные задачи раздела:

  • формировать навык установления, поддержания и завершения контакта с собеседником;
  • формировать умение употреблять в ходе общения мимику, жесты и слова.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Основные задачи раздела:

  • формировать умение понимать обращенную речь;
  • формировать умение употреблять в ходе общения слова, предложения, графические изображения.

Чтение и письмо

Основные задачи раздела:

  • формировать умение узнавать образ букв, слова;
  • формировать навык письмо отдельных букв, слов;
  • формировать навык понимания смысла узнаваемого слова;
  • развивать предпосылки к осмысленному чтению и письму на доступном уровне.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ уро ка

Тема занятия

Кол-

во ч.

Основные виды учебной деятельности обучающегося

Дата проведения по плану

Причина корректи

ровки

Дата проведения по факту

1

Повторение. Приветствие и прощание с собеседником с помощью жеста, изображения, слова

1

-слушать объяснения педагога;

- ориентироваться в тетради;

- отвечать на вопрос учителя самостоятельно или с помощью изображения;

-использовать невербальных средства общения;

-узнавать и называть собственное имя, имена учителей, членов семьи;

-ориентироваться на листе бумаги;

-выполнять действий по инструкции педагога;

- выполнять самооценку;

- обводить элементы фигур, линий по пунктиру;

- штриховать;

-работать с трафаретом;

-выполнять работы с раздаточным материалом.

2

Имена учителей и членов семьи

1

3

Установление контакта с собеседником: зрительный контакт, учёт эмоционального состояния

1

4

Узнавание и называние имён учителей и членов семьи

1

5

Обобщение. Узнавание и называние имён членов семьи и учителей

1

6

Слияние звуков: АС, УС, ОС

1

7

Узнавание и называние буквы И

1

8

Письмо элементов буквы И

1

9

Повторение. Привлечение внимания с помощью жеста, слова

1

10

Выражение удовольствия, неудовольствия с помощью мимики

1

11

Понимание слов по теме: одежда

1

12

Называние и узнавание слов по теме: одежда

1

13

Повторение. Буква И

1

14

Письмо буквы И

1

15

Нахождение буквы И в слогах

1

16

Обобщение. Буква И

1

17

Повторение. Выражение удовольствия, неудовольствия с помощью мимики, жеста

1

18

Выражение своих желаний с помощью жеста, изображения, слова

1

19

Выражение согласия, несогласия с помощью изображения, слова

1

20

Выражение своих эмоций с помощью мимики

1

21

Понимание слов, обозначающих признак предмета: форма

1

22

Понимание слов, обозначающих действие предмета: идти, бежать, ехать

1

23

Называние и узнавание слов, обозначающих действие предмета: идти, бежать, ехать

1

24

Знакомство с буквой Х

1

25

Узнавание и называние буквы Х

1

26

Письмо элементов буквы Х

1

27

Повторение. Буква Х

1

28

Слияние звуков: АХ, ОХ, УХ, ИХ

1

29

Слияние звуков: ХА, ХО, ХУ, ХИ

1

30

Повторение. Выражение своих эмоций с помощью мимики

1

31

Выражение своих эмоций с помощью мимики, жестов

1

32

Выражение своих эмоций с помощью мимики, изображения

1

33

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак: тот, этот

1

34

Называние и узнавание слов, указывающих на предмет, его признак: тот, этот

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 34

  1. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Освоение учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, демонстрационных приборов и инструментов для обучения и воспитания младших школьников с нарушением интеллекта:

  • алфавит;
  • буквенные веера;
  • прописи;
  • учебники;
  • пазлы;
  • демонстрационная доска.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС  (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Технология» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Технология» 3 КЛАСС  (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)...

Адаптивная Рабочая Программа по физической культуре 1 класс

Адаптивная РП по физической культуре 1 класс (школа-интернат для обучающихся с ОВЗ)...

Адаптивная рабочая программа по физической культуре 3 класс

Адаптивная рабочая программа по физической культуре 3 класс (индивидуальное обучение на дому)...

Занятие по профориентации для учащихся, обучающихся по адаптивной общеобразовательной программе (вариант 1)

Занятие по профориентациидля учащихся, обучающихся по адаптивной общеобразовательной программе (вариант 1)...

Адаптивная рабочая программа для учащихся с ЗПР (вариант 7.2) по математике

Адаптивная рабочая программа составлена на остове АОП...

Адаптивные рабочие программы вариант 6.3 (3 класс)

Адаптивные рабочие программы вариант 6.3 (3 класс). Предметы: -Музыка-Труд (технология)-Чтение...