Урок по ОПК, 4 класс
план-конспект урока (4 класс) по теме

Урок "Христианская  семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_27.docx37.27 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Урок 27. Христианская семья.

Слайд 2

Цель урока: дать понятие о христианском понимании семьи и семьи как базовой ценности общества.

Слайд 3

Задачи :

  • Раскрыть сущность православного брака, через христианские ценности.
  • Сформировать представления о духовных составляющих христианской семьи.
  • Познакомить с истинным чувством любви, как важным составляющим счастливых семейных отношений.
  • Показать важность семейных традиций как связующая нить поколений.
  • Формирование понимания важности сохранения добрых отношений с близкими, через свое участие, отзывчивость и помощь.

Основные понятия: семья, венчание, обручальное кольцо,венец.

Оборудование:  мультимедийный проектор,  компьютер, экран, учебное пособие « Основы православной культуры»  4-5 класс,  рабочие тетради,  раздаточный материал.

Слайд 4

Планируемый результат

Предметные: 

  • Понимать и принимать  ценностные составляющие христианской семьи;
  • Понимать значения религиозной морали в выстраивании  благоприятных отношений в семье.

 Метапредметные:

  • Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта;
  • Владеть логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений;
  • Владеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний.

Личностные:

  • Испытывать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания  чувствам родных людей;
  • Осознать свою социальную роль в семье  и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.

Тип урока: Открытие новых знаний

Формы работы учащихся: 

  • Фронтальная, индивидуальная и работа в парах;
  • Чтение и анализ  текстового и иллюстративного материала;
  • Выполнение заданий творческой направленности;

Ключевые понятия:

  • «Семья»
  • «Счастливая семья»
  • «Венчание»
  • «Бремя»
  • «Семейные традиции»

Слайд 5

Ход урока:

Слайд 6

1.Организационный момент. 

Эмоциональный настрой учащихся на совместную работу с педагогом, сообщение темы и цели урока.

Эмоциональное погружение: звучит музыка «Гимн семье».

Учитель: В семейном кругу мы с вами растем

                Основа основ – родительский дом!

                В семейном кругу все корни твои!

               И в жизнь ты выходишь из семьи!

II. Формирование темы урока:

Слайд 7

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем вести разговор о семье,  узнаем, что такое венчание, что означает обручальное кольцо. Каково значение семьи для каждого, как следует относиться друг к другу  в семье.

                - Ребята, что возникает в вашем воображении, когда вы произносите слово семья (ответы детей.)

Слайд 8

 Учитель:

Семья – это дружный коллектив родственников, связанных кровными узами, это друзья, готовые прийти на помощь.

У каждого человека есть свой дом, где он живет со своей семьей.

Слова «дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни.

Семья – это великий дар.

Когда -то Лев Толстой сказал:«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

- А вы знаете, как появилось слово семья?

- Почему слово семья состоит из 7 – Я?

-А может ответ на этот вопрос нам даст стихотворение. Читает  подготовленный  ученик.

Как появилось слово «семья»?

Когда- то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам;

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

-Кто деток родит мне богиня моя?

И Ева тихонько ответила «Я».

- Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: "Я".

- Кто пищу сготовит,  о радость моя?

И Ева все также ответила: "Я".

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос подруга моя..?

- «Я, я, я» - Ева молвила «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на земле появилась семья

 -Но есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя».

- Как вы думаете почему?

Вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья.  Ребята, значит у семьи давние корни.

Слайд  8

  Учитель: Семья – это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Это гнездо, в котором детей готовят ко времени их самостоятельного полёта.

Существует древняя легенда о том, что когда-то давным-давно жили на земле большие, талантливые, сильные люди. Жили они счастливо. И позавидовал им какой-то недобрый дух, и разделил каждого из них на две половины. Одну половину сделал женщиной, а другую мужчиной. С тех пор бродят по свету разъединённые люди, ищут свою половину. Если находят, возникает очень сильное чувство – любовь, образуется семья, в семье появляются дети. Чем больше любовь, тем крепче семья. Чем крепче семья, тем счастливее дети.

        Издавна на Руси семьи  были большие и крепкие. Уважали и почитали старших. Кто помнит, в какой заповеди  Божией говорится о почитании родителей.

Слайд 9

- Это 5 заповедь.

-Давайте прочитаем вместе.

Чти отца твоего и матерь твою, да благо  ти  будет, и да долголетен  будети на земли.

Слайд 10

        Каждая семья – это уникальное объединение людей разного возраста. Вы, ребята, должны почитать родителей: в детстве – слушать их, в молодости – советоваться с ними,  в зрелом возрасте – заботиться о них.

Слайд 11

        Если заповедь эта исполняется, то семья хорошая. Бывает, что по одному человеку судят о всей семье. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.

        Опорой Николая II была семья.  Императрица Александра Федоровна (урожденная принцесса Алиса  Гессен-Дармштадтская) была для царя не только женой, но и другом, советчиком. Привычки, представления и культурные интересы супругов во многом совпадали.

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с православными ценностями, но какими именно, вы узнаете прослушав отрывок из трагедии «Антигона» Софокла – великого драматурга Древней Греции, слова которого актуальны и сегодня. (чтение учителем отрывка)

Ты прав, мой милый. Пред отцовской волей

Все остальное отступить должно.

Затем и молим мы богов о детях,

Чтоб супостатов наших отражали

И другу честь умели воздавать.

А в детях, если кто-то не нашел опоры,-

Что скажем мы о нем? Не ясно ль всем,

Что для себя он лишь причину создал

И смех злорадный для врагов своих?

- Ребята, о ком же говорится в отрывке? (ответы детей)

- Да, правильно! Здесь великий драматург говорит и о детях, и о родителях.

- А как же в целом можно назвать маленькую ячейку общества? (ответы детей)

- Да, это семья.

Слайд 12

- Семья! Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом слове мамы, о заботливой строгости отца. Сколько загадок и поучительных открытий скрывается в этом слове! Слово семья можно разделить на две части: семь и я. И правда – в семье все чем – то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. У членов одной семьи могут быть общие увлечения и любимые занятия.

Примером  такой  благочестивой  семьи  может  служить  семья  последнего  Императора  России  Николая  II.

Вот  какие   принципы ставились  во  главу  угла  в  царской  семье:

1.Воспитание детей  в духе православной веры.

2.Обязательные посещения богослужений в воскресные и праздничные дни.

3.Говение во время постов - неотъемлемая часть быта всех русских царей.

4.Краткие богослужения в придворных храмах .

5.Службы в Царскосельском Феодоровском соборе.

- Как вы думаете, что же является главным составляющим для семьи?

Конечно, любовь и  взаимопонимание.

Слайд 13

- Ребята, давайте  прочитаем   строки  из  писем императрицы,  обращенные  к   Николаю II. Они все  дышат  любовью и заботой.

Вопросы:
  Какие чувства объединяют эти письма? (Любовь, забота, внимание и т.д.)
  Какие слова говорят о любви?
  А чем письма отличаются? (между письмами разница в 20 лет).

Посмотрите внимательно на этот портрет. Это счастливая семья? Почему? Как вам кажется - какие отношения в этой семье?

 Царская  семья  всегда  была  вместе и  являлась  образцом  духовности.

Слово семья происходит от слова семя. Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Главная забота родителей – чтобы дети выросли хорошими людьми. Любовью и терпением родителей достигается семейное счастье, непрестанным трудом – достаток и благополучие.

Слайд 14

Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить». Почитать родителей – это значит слушаться их в детстве, советоваться с ними в молодости, заботиться о них в зрелом возрасте. Если эта заповедь исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно.

Слайд 15

Настоящая любовь в семье живет всегда. Жила  она  и в царской  семье. Об  этом  говорят  письма  императрицы  Александры  Федоровны.

«Каждая женщина имеет в себе также материнское чувство к человеку, которого она любит, это ее природа».

Эти слова Александры Федоровны могут повторить многие женщины. «Мой мальчик, мой Солнечный Свет», – называла она своего мужа и через двадцать лет совместной жизни.

   Семья основана на радости и создана ради нее. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Чувство любви в этом случае совсем не равно чувству «ты мне нравишься». Конечно, любимый человек нравится. Конечно, встреча с любимым и воспоминание о нем радуют. Но порой любовь включает в себя также и боль. Любить – значит  всю жизнь другого человека сделать своей. А всю свою жизнь отдать другому.  Другой радуется - и я счастлив. Но если он болеет - и мне плохо.  

    Есть семьи, которые проносят чувство любви друг к другу  всю свою жизнь.

Слайд 16

Главное в семье, как и вообще в православной традиции, - Любовь. К ней должны стремиться христиане. Но это не просто симпатия, когда кто-то кому– то нравится, кому – то с кем – то приятно посуду мыть или телевизор смотреть. Христианская любовь – это любовь к образу Божиему в другом человеке, чувство совершенное, то есть без греха, без корысти. И сама эта любовь – есть без греха, без корысти. И сама эта любовь – есть проявление Господа в человеке, Его присутствия.  Вступая в брак, таким образом, христиане выбирают себе не прислугу и не раба, не приятеля для развлечений, но сопутника и сотрудника, с которым в течение всей земной жизни хотят спасаться от грехов и войти в жизнь вечную.

Православная семья должна строиться на любви и послушании, как в Церкви.

Слайд 17

В брак христиане вступают по свободной воле и добровольно берут на себя крест семейной жизни. Крест – это всегда жертвенность во имя Христа и радость победы над грехами, над самолюбием, дурными привычками.

Христианский брак традиционно скрепляется таинством Брака, или, как иногда говорят, Венчания.

Вся семейная жизнь – проверка верности Христу; христианину приходится мерить свою жизнь, поступки, слова, чувства по Христу, а насколько человек близок к Богу, любит Его, это видно из его отношения к людям, прежде всего к членам семьи.

Одна из ценностей православной семьи, состоит в том, что- по настоящему любящие друг друга супруги, готовы все претерпеть ради сохранения семьи. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе.
Вопрос: Как вы думаете, ребята,  почему?

Работа  в  группах.

Слайды 18 – 20

Раздаточный материал – 1 уровень.

    Венцы, которые надевают на молодоженов при совершении таинства венчания, означают одновременно и награду и мученичество. В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевают венки из полевых цветов. Попробуй «Сплести» такой венок из добродетелей. Какие цветы вплести туда, чтобы брак был счастливым?

Раздаточный материал – 2 уровень.

Выбери, что символизируют брачные венцы: 

Царство

Мученичество

Награда

Вечность

Богатство

Единство любви и испытание

Раздаточный материал – 3 уровень.

Вставь в текст нужное слово.

Вступление в брак в православии называется ________________. На головы жениха и невесты возлагают ____________.

В знак верности друг другу жених и невеста обмениваются _______________________________.

Слайд  21

-  Ребята, какие слова из Нового Завета подчеркивают семейные ценности?

- Как вы поняли - что такое бремя?

- Какой смысл несет данная фраза?

Слайд  22

Чем же можно укрепить, сохранить семью? (Семью укрепляет ребенок, общие события, праздники, семейные традиции)

Слайд  23

 -  Ребята, от каждого из нас с вами завит мир и покой в семье. Но есть еще очень важная ценность, которая связующей нитью протягивается от поколения к поколению и делает семью крепкой и дружной. Это «семейные традиции».

-Какие качества на ваш взгляд необходимы для семейного счастья? Перечислите их. (на доске заранее написаны качества как положительные, так и отрицательные. Дети выбирают  на свой взгляд.)

Любовь

Уважение

Взаимопонимание

Ложь

Трудолюбие

Ненависть

Недоверие

Симпатия

Дружба

Слайд  24

   Традиции семьи легли в основу многих пословиц. Некоторые из них мы сейчас вспомним.

Работа над пословицами.

(Работа проводится в парах. Дети объединяются в пары, обдумывают смысл пословиц и высказывают свои мнения)

-На что клад, когда в семье лад.

- Вся семья вместе, так и душа на месте.

- Изба детьми весела.

-Согласную семью и горе не берет.

Слайд  25

Выберете из предложенных пословиц, те которые подходят к  теме урока.

  • Любовь пламенная, крепче ограды каменной;
  • Нет такого дружка, как родная матушка;
  • Семь раз отмерь и один раз отрежь;
  • Вся семья вместе — и душа на месте;
  • Тише едешь дальше будешь;
  • Любовь, да совет, на том и стоит свет.

Слайд  26

Работа  с  текстом

            Семья – это праздник. Отец с матерью за обедом всегда разговаривали, я не могла пропустить их разговоров. Редко о делах, неприятностях и обидах. Чаще всего – о чём он думал, о работе, что прочитал. Каждый день был для отца открытием мира, а для меня – открытием богатства, которое может нести в себе человек. …Я росла в атмосфере любви, каждодневного внимания, цветов, подарков. Это было радостью  отца  – делать своим родным подарки.
 ...На Рождество ёлку наряжали без меня. Меня пускали, когда всё было готово. Утром я находила на подушке подарки  – всегда неожиданные и всегда те, о которых мечталось. На Троицу принято было украшать дом березовыми веточками, на Пасху – печь куличи, на Преображение благословлять первые плоды, на Рождество ходить в гости к родным и прославлять Христа. Я сохранила эти традиции для своих детей,  возможно, они передадут их моим внукам.

-  О каких традициях говорится в тексте?

(Предполагаемые ответы: совместные обеды, празднование церковных праздников и т.д. )

Вывод: Традиции семьи – это объединяющая сила, они укрепляют семью, помогают почувствовать свою сопричастность семье и своему народу.

Слайд  27

Вот так, воспитываясь на народной мудрости, мы все учимся ценить свою семью, своих близких, друзей.

- Без чего невозможна жизнь в семье? (чтение в учебнике страница 87 после абзаца)

        Итог урока.

        Рефлексия. (Тесты на каждого ученика)  выбери правильный ответ.

1.Церковное таинство бракосочетания:

  • Венчание
  • Крещение
  • Миропомазание

2.Венцы в таинстве венчания символизируют:

  • Вечность
  • Богатство
  • Долгую жизнь
  • Единство любви и испытаний.

3.Вычеркни «лишнее» слово:

Добро, месть, милосердие, любовь, уважение, вежливость.

Слайд  28

Рефлексия

  •   сегодня я узнал…
  •     было интересно…
  •     было трудно…
  •   я выполнял задания…
  •     я понял, что…
  •    теперь я могу…
  •     я почувствовал, что…
  •     я приобрел…
  •     я научился…
  •   у меня получилось …
  •   я смог…
  •    я попробую…
  •    меня удивило…
  •  урок дал мне для жизни…
  •  мне захотелось…

- Ребята, я считаю, что урок не прошел бесследно. Вы многое узнали, были активными.Мне хочется закончить урок словами:

        Берегите друг друга,

        Добротой согревайте.

        Берегите друг друга

        Обижать не давайте

        Берегите друг друга

        Суету позабудьте

        И в минуту досуга

        Рядом вместе побудьте.

-  Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи.

Слайд  29

Домашнее  задание

  • Составьте  генеалогическое  древо     своей  древо  своей  семьи;
  • Нарисуйте  герб  своей  семьи;
  • Расскажите  о традициях своей семьи;                
  • По тексту учебника с.87 (библейская история о Хаме) обсудить с родителями - какое поведение называется хамским. Запишите свои совместные рассуждения.

Слайд  30

Спасибо  за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...