Факультатив "Мой край"
учебно-методический материал (2 класс) по теме

Осетрова Ирина Владимировна

Программа помогает вызвать  у учащихся интерес к истории своей малой родины, познакомитьих с прошлым своего родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_moy_kray_2_klass.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа факультативного  курса « Мой край».

2 класс

                                                                                       

Пояснительная записка

      Программа факультатива «Мой  край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социально-культурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.     Изучение родного края становится важнейшим в системе образования, что обусловлено целевыми установками современного образования, а также психологическими особенностями детей. В современной социокультурной ситуации создаются благоприятные предпосылки для развития краеведения.

      Программа призвана помочь школьнику вызвать интерес к истории своей Малой Родины, осмыслить его место в жизни, приобщить к ряду ценностных понятий, начать формировать собственный взгляд на жизнь, вырабатывать своё мировоззрение; знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей школы, своей семьи. Использование краеведческого материала значительно активизирует деятельность учащихся.

                    Целью программы является знакомство с жизнью общества на примере своего села: история села, местечек вокруг села, название самого села; традиции, обычаи казачьего посёлка.

              Задачи программы:

образовательные: структура программы позволяет познакомить детей с  историей возникновения и развития Малой Родины;

развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей  интерес к изучению истории родного села, края, страны;

воспитательные: воспитывать  патриотические чувства( гордость, сопереживание, заботу); бережное отношение к истории, уважение к людям;

        Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе,  накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой  край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, целевые прогулки, игры и праздники,  практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.  Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.

           Программа «Мой край» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

            Ожидаемыми результатами обучения   являются:

1. Способность воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочить свой опыт.

2.Ребёнок должен научиться принимать самостоятельные решения и предлагать свои версии, варианты.

3.Уметь пользоваться дополнительной литературой, расширяя свои знания о краеведческих понятиях.  

         Занятия  проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 34 часа.

                   

Тематическое планирование

Количество часов в год – 34, в неделю – 1 час

№п/п

Тема урока

1

Вводный урок. Что мы будем изучать?

2

Растительный мир Донского края.

3

Животный мир Донского края.

4

 Село, в котором мы живём

5

Экскурсия по хутору.

6

Кто такие казаки?

7

Наш хутор в прошлом.

8

Интерьер жилища казаков.

9

Обычаи и традиции в казачьей семье.

10

Традиционная одежда казаков и казачек.

11

Как, где и чему учили казачат.        

12

 Экскурсия в школьный музей(казачья комната).

13

Самобытность казачьего слова.

14

Фольклор казаков Донского края.

15

Защита проектов: «Прошлое нашего хутора».

16

История имён.

17

 История фамилий.

18

Семейная родословная.

19

Составляем родословное дерево.

20

 «Моя семья»(сочинение, проект).

21

 Мой дом- моя крепость.

22

Защитники Отечества.

23

Мои земляки – участники Великой Отечественной войны.

24

И в тылу ковали Победу.

25

Дети войны.

26

Интернациональный долг в Афганистане.

27

Земляки- участники военных действий в Чечне.

28

Экскурсия в школьный музей(зал воинской славы).

29

Защита проектов: «След войны в моей семье».

30

Наша школа.

31

Школа будущего.

32

«Моя малая Родина в будущем.»-конкурс рисунков.

33

Экскурсия в краеведческий музей в  г. Серафимовиче.

34

Обобщающий урок. Что мы узнали о своей Малой Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"

занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...

Кубанский край - казачий край.

Тема. Устный журнал «Кубанский край - казачий край»Цель .Дать представление о казачестве, познакомить с традициями казаков; прививать любовь к малой Родине и её прошлому, развивать интерес учащи...

Классный час "Край ты мой, родимый край!"

Воспитание любви к малой Родине....

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края

1.  Познакомить  учащихся  с  Красной  книгой  края  и  животными, которые  в  нее  внесены, рассмотреть  экологические  правила,...

урок по окружающему миру "Наш край. Водоемы нашего края"

Цели:формировать представления о родном крае, о водоемах родного края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;учить работать с картой Пензенской обла...