Рабочая программа по Нижегородской стороне для 4 класса
рабочая программа (4 класс) на тему

 

      Рабочая программа по Нижегородской стороне составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. – Москва: АСТ: Астрель, 2011 год «Планета знаний». Программа курса «Нижегородская сторона» 1-4 классы. Автор: Одегова В.Ф.

Место учебного предмета в учебном плане

Количество часов в неделю по учебному плану – 1

Учебных недель – 34

Общее количество часов - 34

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nizhegorodskaya_storona_4_klass.docx39.84 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

Руководитель РМО учителей начальных классов

_______________

_________________ /Л.Г. Комкова/

Согласовано

Заместитель директора по УВР МБОУ МСОШ №1

________________/Т.В. Яшина/

02.09.2014

Утверждаю

Директор

МБОУ МСОШ №1

__________/А.А.Варганов/

Приказ №  113/1 от 02.09.2014

МБОУ «Мухтоловская средняя общеобразовательная школа №1»

Рабочая программа

по учебному предмету «Нижегородская сторона» для 4 «А» класса

Учитель начальных классов первой квалификационной категории

Ткаченко Татьяна Михайловна

Составлена на основании программы: Одегова В.Ф. Нижегородская сторона. – Н.Новгород, 2013. 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая программа по Нижегородской стороне составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. – Москва: АСТ: Астрель, 2011 год «Планета знаний». Программа курса «Нижегородская сторона» 1-4 классы. Автор: Одегова В.Ф.

Место учебного предмета в учебном плане

Количество часов в неделю по учебному плану – 1

Учебных недель – 34

Общее количество часов - 34

Основная цель, стоящая перед курсом «Нижегородская сторона» - духовно-нравственное развитие личности и патриотическое воспитание младшего школьника как результат  интериоризированных этических норм в процессе и на основе восприятия литературных текстов краеведческой направленности, формирование образа Нижегородского края и его центра - города Нижнего Новгорода, элементарного знакомства на доступном уровне с жизнью современной Нижегородчины и её славным прошлым.

Цель, сформулированная выше автором курса «Нижегородская сторона», реализуется через ряд задач.

Как часть литературного чтения, курс «Нижегородская сторона», прежде всего, создает условия для более успешного решения типичных предметных задач, стоящих перед любым курсом по литературному чтению. К ним следует отнести задачи совершенствования навыка чтения, организации понимания читаемого на уровне подтекста и идеи, расширения круга чтения, освоения культуры речи, формирования отношения к художественной литературе как к искусству.

Как курс, соединивший в себе литературное чтение и краеведческое содержание, «Нижегородская сторона» реализует стоящую     перед     ним     цель     через       триаду     специфических     по содержанию задач:

развивать:

• познавательный интерес к своей малой родине через содержание текстов о родном крае и различные формы работы с ними;

• представления о достопримечательностях Нижегородского края;

• эстетические и патриотические чувства в ходе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием Нижегородского Поволжья;

• воображение на основе восприятия текстов краеведческого содержания;

• историческое    и    образное    мышление      на    основе    осознания содержания изучаемого краеведческого материала;

учить (на   основе  внедрения здоровьесберегающих технологий):

осознанному восприятию содержания краеведческого материала в процессе слушания и чтения;

•дифференциации научно-познавательных и художественных текстов;

• способам действий при работе над текстом и при выполнении практических упражнений творческого характера;

• умению   работать   с   краеведческим   материалом   учебников   для второго, третьего и четвёртого классов;

воспитывать/ формировать:

• духовно-нравственные   качества    младшего школьника;

• потребность к духовно-нравственному совершенствованию при создании необходимых условий и факторов в процессе восприятия краеведческих текстов;

• бережное отношение к этнокультурному наследию родного края;

• патриотическое отношение к своей малой родине;

• положительные привычки учащихся в организации собственного досуга на основе реализации системно-деятельностного подхода в процессе урочной и внеурочной деятельности;

• творческую личность в процессе осуществления различных видов деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Ожидаемые  результаты реализации образовательной

программы по литературному краеведению «НИЖЕГОРОДСКАЯ СТОРОНА» в свете требований ФГОС НОО

Занятия по программе обеспечивают достижение личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий) и предметных результатов, сформулированных ФГОС НОО.

ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения интегрированного курса литературного краеведения «Нижегородская сторона» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции на основе восприятия произведения;
  • эмпатия: умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного: умение воспринимать красоту природы, бережное отношение ко всему живому; чувство красоты художественного слова, стремление к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к малой родине, ее культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к языку, к ведению диалога с автором текста; потребность в самообразовании через чтение текстов краеведческого содержания;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей;
  • этические чувства, как регуляторы морального поведения (совесть, вина, стыд и др.)
  • выражение своего отношения к родному краю, его ценностям в конкретных поступках;
  • работа с различными материалами с применением мотивов и элементов народного творчества Нижегородской области;
  • соблюдение правил поведения в музеях и театрах;
  • проявление толерантности по отношению к людям разного возраста, разных религиозных взглядов и убеждений.

МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения интегрированного курса литературного краеведения «Нижегородская сторона» являются является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• самостоятельное формулирование темы и цели урока;

• составление клана решения учебной проблемы совместно с учителем;

• работа по плану, в процессе сопоставления своих действий с планом умение корректировать свою деятельность;

• в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

• организация досуга с использованием нижегородских народных игр и забав в помещении и на улице;

• умение     видеть     вокруг     проблемы     социального     характера, формулировать их и преодолевать в процессе проектной деятельности

Познавательные УУД:

• умение вычитывать все виды текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной;

• использование разных видов чтения: изучающего, просмотрового, выборочного, ознакомительного;

• извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

• переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему, модель);

• умение пользоваться словарями, справочниками;

• осуществление анализа произведений краеведческого содержания с помощью различных технологических приемов, в том числе -моделирования;

• установление причинно-следственных связей;

• построение рассуждения;

• знание достопримечательностей Нижнего Новгорода, области и своего района;

• знание и уважение национальных традиций и обычаев   народов и народностей, проживающих в   Нижегородской области;

Коммуникативные УУД:

• оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

• адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи.

• высказывание и обосновывайте своей точки зрения;

• умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

• возможность договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• умение задавать вопросы.

ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения интегрированного курса литературною краеведения «Нижегородская сторона» являются  сформированность следующих умений:

• умение работать с позицией автора, иллюстрацией, ключевыми словами;

• самостоятельно осваивание незнакомого текста (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

• деление текста на части, составление простого и сложного плана;

• самостоятельное формулирование главной мысли текста;

• нахождение в тексте материала для характеристики героя;

• подробный и выборочный пересказ текста; приемы работы над кратким пересказом;

• самостоятельная характеристика героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою), обобщенный образ нижегородца-патриота;

• составление устных и письменных описаний;

• по ходу чтения представление картин и умение устно их выражать;

• высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

• определение жанра рассказа, повести, пьесы, басни, былины, оды, поэмы по определённым признакам;

• умение видеть языковые средства, использованные автором;

• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Определение результативности реализации программы духовно-нравственного и патриотического становления личности младшего школьника осуществляется в соответствии с критериями трех уровней.

Первый уровень - усвоение младшими школьниками базовых знаний предметного и нравственного характера.

Второй уровень - приобретение опыта позитивного отношения к базовым знаниям предметного и нравственного характера в процессе контролируемой деятельности.

Третий уровень - самостоятельное творческое применение базовых ценностей - коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий и предметных знаний в организации межличностных отношений с людьми разного возраста, гуманного отношения ко всему живому, отношения к малой и большой Родине, объективной оценки поступков и уровня компетентности других людей и своих собственных.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 «Нижегородская сторона»  в 4 классе (34 ч)

Найдешь ли краше и мудрее (5 ч)

Взаимоотношения человека и   природы в стихах нижегородских поэтов

и писателей

Ю.Адрианов. Багровая вечерняя луна.   Матерь человечья.   От Орла и до

Калуги. Нижегородье

В.Васильев. Родине

Ю. Копылов. Краю отчему

Н. Наталушко. Родное

И. Трубин. Голубушка-любушка. Мухомор. Необычный разговор.

Русская метелица. Простите, чибисы. Берёзовое блюдце.

Были и небывальщина (11 ч)

Устное народное творчество нижегородского края:

Загадки.

Нижегородские  народные  скажи:   Три   брата  —  Утренник,   Вечерник,

Полуночник. Семен Счастливый. Палица - тристопудовица.

Предания:.

Озеро — святыня. О Светлояре. Град невидимый. О граде Китеже. Как увидеть Китеж? Град Китеж-подводный. В город тот ход имеется. Про град Китеж.

Былины: Детство. Детство (отрывок). Исцеление (отрывок). Илья Муромец и Батый (отрывок). Последнее побоище с татарами.

В Оке и Волге  отражаясь... (16 ч)

Литературно-исторические произведения,                отражающие неординарность,   столичность        и  значимость  Нижегородчины        в становлении российской государственности: А. Гавришев. Ода Нижнему Новгороду. В. Каныгин. Песня о родном городе.

Ю.Адрианов. Смерть Александра Невского. Баллада  о  медном  колечке. Я - нижегородец. Волжская столица. Фрески Феофана Грека. Светлояр. Накануне воззвания. Слово о площади Минина. А.Фигарев. Я родниковую струю... В. Кельдюшкин. Отошло торопливое лето... А.Зарубин. Дятловы горы. М.Шестериков. Земляки. Солдатская вдова. В.Костылев. Воззвание Минина. Дмитрий Михайлович Пожарский. Спасение России.

Н.Кончаловская. Не забудет наш народ доблесть русских воевод. Духовные, ратные и трудовые подвиги ни.жегородиев: Житие   святого   князя      Александра   Невского.   Александр   Невский   и Городец.    Великое   княжество   Нижегородское.   Житие   преподобного Серафима Саровского. В.Чкалов. Приключения в воздухе.

В.Лукин.  Атака и только атака!    Летать смело и умело.  Василевский гипюр.

Дорога в бессмертие. Н.Лапутин. Герой с нами. И.Князева. Отец. Ветлужанки. Нам честь Отчизны дорога. Все для фронта, все для победы. К.Чеблукова. Он охранял небо над городом. А.Белова. Утраченное детство. Н.Синицын. В первые дни войны... Ю.Исаев. На фронт меня не взяли... О.Горюнова. Я и мои подружки...

Л.Милов. На небе облаков мазки...

Алые погоны.

Горьковчане - фронту (хроника военных лет)

Самые мирные профессии. Долгожданный доктор.

Д.Бирман. В безликой серости мелькающих вождей...

Это интересно: Старинные города и посады Нижегородского Поволжья.

История происхождения некоторых географических названий (Балахна,

Городец, Лысково, Васильсурск, Макарьев, Керженец, Кстово, Дивеево,

Кулебаки, Сокольское, Линда, Келя, Ветлута).

Достопримечательности своего района, населенного пункта.

Экскурсии: 1.Нижегородский государственный   художественный   музей

Нижегородские левши (2 ч)

Шахунское ткачество.   Строчевышивальный промысел. Кружева.

Творческая деятельность учащихся

В ходе изучения курса «Нижегородская сторона» учащиеся выполняют разнообразные практические задания творческого характера, сформулированные в учебном пособии или в методических рекомендациях для учителя:

•      разучивание игр;

•      узнавание и копирование элементов нижегородских художественных росписей;

•      подготовка и проведение народных праздников;

•      создание макетов домов из различных материалов на основе текстов-инструкций;

•      заучивание стихотворений;

•      выполнение заданий при работе над текстом с применением кальки;

•      организация словесного творчества: создание собственных текстов заданных жанров: небольших стихов, сказок; рассказывание (интерпретация) своих вариантов сказок (изменение концовки, придумывание продолжения произведения);

•      создание моделей взаимодействия героев сказок, иллюстраций;

•      использование коллективной декламации повторяющихся эпизодов текстов;

•      подготовка и осуществление инсценирования сказок и др.

МБОУ «Мухтоловская средняя общеобразовательная школа №1»

 

Календарно-тематическое планирование

на 2014-2015 учебный год

по учебному предмету «Нижегородская сторона», 4 «А» класс

учителя начальных классов I категории

Ткаченко Татьяны Михайловны

Программа: Одегова В.Ф. Нижегородская сторона. – Н.Новгород, 2013. 

Учебник: Одегова В.Ф. Нижегородская сторона. Учебник в 2 частях. – Н.Новгород, 2013.

Количество часов по учебному плану: 34 ч.

Проектные работы: 2

Экскурсии: 2

урока

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

Корректировка

Найдешь ли краше и мудрее.  (5 ч.)

1

2

3

4

5

Гнездо мое - Нижегородье

Матерь человечья

Ветви дерева России

Взглядом пьешь и от счастья поешь.

Чтобы совесть была чиста

- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности Нижегородского края

- способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание \ в сотрудничестве и самостоятельно \ закономерностей мира природы родного края, социальной действительности и внутренней жизни человека

- осознание себя жителем Нижегородского края, чувство ответственности за его природу и культурное наследие предков

Были и небывальщина (3 ч.)

6

7

8

Озеро-святыня. Предания о Светлояре.

Озеро-святыня.Легенды о граде Китеже.

Озеро-святыня.Стихи о Светлояре.

- способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание \ в сотрудничестве и самостоятельно \ закономерностей мира природы родного края, социальной действительности и внутренней жизни человека

-  осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте Отечества

Нижегородские левши.(1 ч.)

9

Нижегородские левши

- установка на безопасный здоровый образ жизни, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду

Были и небывальщина ( 8 ч)

10

11

12

13

14

15

16

17

Былины об Илье Муромце

Былины об Илье Муромце

Былины об Илье Муромце

Нижегородские загадки

О счастье, дружбе и порядочности.

Смелость да находчивость любую силу одолеют.

Счастье легким не бывает.

Обобщающий урок по разделу «Были и небывальщина»

- чувство любви к отчему краю, выражающееся в интересе к его природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях нижегородской земли - уважительное отношение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей

- сформированность целостного социально-ориентированного взгляда на нашу область в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

В Оке и Волге  отражаясь... ( 7 ч.)

18

19

20

21

22

23

24

О, Нижний Новгород, ты град героев!

Великое имя России.

Покровитель и молитвенник земли русской.

Нижегородское ополчение.

Нижегородское ополчение.

Гордый сокол России.

Будущего главные создатели.

- владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально- гуманитарных дисциплин

- умение наблюдать, фиксировать, исследовать \ измерять, классифицировать, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве\ явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории Нижегородчины в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм

Нижегородские левши. ( 1 ч.)

25

Нижегородские левши.

- установка на безопасный здоровый образ жизни, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду

В Оке и Волге  отражаясь...(9 ч)

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Родина-мать зовет.

Идет война народная: на переднем крае.

Идет война народная: на переднем крае.

Идет война народная: подвиги женщин

на фронте и в тылу.

Идет война народная: дети военной поры

Через года, через века – помните!

Урок-встреча. Итоги поисковой деятельности.

Обобщающий урок-игра по курсу «Нижегородская сторона»

Экскурсия по родному поселку.

- понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни

- понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России

- способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание \ в сотрудничестве и самостоятельно \ закономерностей мира природы родного края, социальной действительности и внутренней жизни человека

- чувство любви к отчему краю, выражающееся в интересе к его природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях нижегородской земли

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИЗУЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «НИЖЕГОРОДСКАЯ СТОРОНА»

  • Одегова В.Ф., Морозова Н.Н. Программа интегрированного курса литературного краеведения «Нижегородская сторона» для нач. шк.- Н. Новгород, 2013.
  • Одегова В.Ф., Морозова Н.Н.: Нижегородская сторона. Учебное пособие по литературному чтению. 4 класс. В 2 ч. – Н.Новгород, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по нижегородской стороне 2 класс по теме: Нижегородский кремль

Цель урока:- Познакомить с Нижегородским кремлём.- Познакомить с башнями кремля, их историями и легендами, и достопремечательностями Нижегородского кремля.- Развивать эмоциональную отзывчивость, речь ...

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Рабочая программа по "Нижегородской стороне" для 3 класса

Рабочая программа по Нижегородской стороне составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Программы общеобразовательных учреждений. Начал...

Рабочая программа факультатива "Нижегородская сторона" 2-4 классы

Рабочая программа "Нижегородская сторона" составлена на основе авторской региональной программы интегрированного курса литературного чтения для начальной школы В.Ф.Одеговой "Нижегородская сторона" в с...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...