Конспект урока по окружающему миру для 2 класса "Красная книга НАО"
план-конспект урока (2 класс) на тему

Зайцева Светлана Валентиновна

Предлагаю вам свой вариант конспекта урока по окружающему миру для 2 класса по теме "Красная книга" с использованием национально-регионального компонета (УМК "Школа России").

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5._krasnaya_kniga_nao.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Тема: Красная книга Ненецкого автономного округа.

Цель мероприятия: познакомить учащихся с Красной книгой НАО.

Задачи мероприятия:

  1. дать понятие “Красная книга”, расширить знания детей в области экологии;
  2. развитие психических процессов: восприятия, мышления, памяти;
  3. воспитание чувства ответственности за здоровье планеты, бережного отношения к природе.

Необходимое оборудование: презентация.

План проведения воспитательного мероприятия:

  1. Орг. момент, сообщение темы и целей мероприятия;
  2. Основная часть мероприятия:
  3. Подведение итогов мероприятия.

Список использованной литературы:

  1. Красная книга Ненецкого автономного округа;
  2. Красная книга России.

Содержание мероприятия:

Этап

Содержание этапа

I.Орг. момент, сообщение темы и целей мероприятия

Звучит приглушённо классическая музыка. На её фоне читаются стихи П. Явтысого “Странный сон”.

Странный сон мне в ночь приснился

В тундре – чёрной и пустой

Я как будто заблудился.

Не могу попасть домой.

В лужах нефть.

Белеют кость.

И склонились травы ниц.

Тишина, как на погосте.

Будто здесь не стало птиц…

Вдруг

Поодаль на дорожке.

Где ржавеет сталь вокруг,

Ждёт янтаринка морошки

Чей-то взгляд и чьих-то рук.

Я к той ягодке нагнулся,

Чтоб скорей её сорвать

Да и съесть.

Но тут проснулся.

Подо мной скрипит кровать.

Вижу стол, цветы и вазу.

Слышу – чёткий ход часов.

И припомнился мне сразу

Мой поход в край трав и сов.

Тундру я вчера облазил,

Но нигде морошки нет…

- Что услышали в этом стихотворении? (В результате обсуждения должны подойти к выводу – в стихотворении выражается боль природы).

- Очень часто можно услышать по ТВ и радио такие новости: “У берегов материка потерпел крушение танкер, перевозящий нефть. Вылилось в море сотни тонн сырой нефти” или “В 1994 году под г. Усинском произошла крупнейшая авария, когда разлив нефти составил от 100 до 200 тысяч тонн нефти”.

- Как можно по-разному назвать происшедшее? (Дети подбирают синонимы: беда, ЧП, плохой поступок, катастрофа)

На доску вывешивается аншлаг КАТАСТРОФА

- Гибнут птицы, рыбы, морские животные. Некоторые виды животных и растений находятся на грани исчезновения. В связи с этой проблемой появилась новая профессия – эколог.

На доску вывешивается аншлаг ЭКОЛОГ

- Как вы думаете, кто такие экологи?

- Представьте, что вы учёные-экологи. Какие бы меры предприняли, чтобы остановить эту беду?

- Учёные вынуждены были создать такую книгу, в которую стали записывать все исчезающие виды растений и животных. Сегодня мы и поговорим о такой книге.

II. Основная часть мероприятия

Учитель обращает внимание на карту РФ и показывает её территорию.

- В 1988 г. вышла в свет Красная книга “Растения”, а позднее – “Животные” (показ Красной книги РФ).

- В состав, какой области входит НАО? (показ территории Архангельской области). В Архангельской области есть тоже своя Красная книга. Но сегодня особый день. К нам в гости пришла Красная книга Ненецкого Автономного округа.

- Красная книга НАО вышла в свет в 2006 году. Она является официальным изданием, которое учредили в целях охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов Ненецкого округа. Под государственную охрану на территории округа взято 225 видов – это 123 вида растения, 66 видов животных, 36 видов грибов, включая лишайники. Всем им присвоена категория и статус редкости.

- В Красной книге НАО описание каждого вида сопровождается очерком, который содержит научную информацию о распространении, местах обитания, численности, а также картой распространения и оригинальным рисунком. Книга иллюстрирована, цветными фотографиями. Предназначена для всех жителей округа.

- А почему книга красного цвета? (цвет опасности, предостережения)

Физминутка: (на самого внимательного)

- Как только услышите ошибку в тексте, девочки – трите в ладоши, мальчики хлопают по коленкам.

“Тундра – богатство страны. В тундре живут волки, верблюды, зайцы, а также мелкие животные – медведи. Большую ценность представляют пушные звери: ондатры, лисицы, песцы, выдры, мыши, росомахи. Из шкур этих животных шьют шубы, шапки, летние платья, воротники, Песцы обитают в глухой чаще, роют себе норки. В тундре обитает огромный зверь с ветвистыми рогами – олень, шкура которого ценится оленеводами из-за превосходного меха. В тундре есть такие растения, как карликовая берёзка, багульник, ягель, мох, можжевельник, верблюжья колючка.. В тундре растут такие ягоды, как черника, голубика, арбуз, морошка, клюква, брусника, клубника.

- Предстоит интересная работа – отгадывание кроссворда. Познакомимся с некоторыми видами животных, занесённых в Красную книгу НАО.

Задания:

1) Самый мелкий гусь из группы так называемых серых гусей. Самец и самка окрашены одинаково. Клюв – ярко розовый, ноги – жёлто-оранжевые. Отличительный признак – наличие ярко-жёлтого окологлазничного кольца. Крик в полёте более высокий и резкий, писклявый. Звучит как “Кью-ю-ю” или “тью-ю-ю” (пискулька)

2) Образ жизни стадный, обычно самцы, самки и детёныши (до 100 голов и более) держатся вместе. Весной и летом располагаются группами на плавучих льдах, осенью устраивают лежбища на берегах. Самцы располагаются в центре, а самки с детёнышами в стороне. Самка один раз в 2 года рожает 1, редко 2 детёнышей. Основные враги – касатка и, отчасти, белый медведь (морж).

3) Житель моря, на нерп охотник (медведь).

4) Длинные сосульки вверх растут.

Не дерево, а суковато (олень)

5) Обнаруживается крайне редко, образует небольшие скопления. В его исчезновении виновен человек: вырубка лесов, прокладывание коммуникаций, добыча нефти и газа. Обитает во влажных ивово-березовых лесах, в низинах и поймах рек. Среди народа называется “волнушка” (груздь).

6) Стал исчезать, так как люди часто рвут на букеты, вырывают корневища в лечебных целях. Цветёт в конце июня – в начале июля. Красиво цветущее лекарственное растение до 1 метра высотой. Корень толстый, клубневидный. Растёт по берегам р. Индиги. В народе называют Марьин корень (пион уклоняющийся).

7) Обитает вблизи кромки плавучих льдов. Способен взламывать лёд толщиной до 30 см. Длина взрослых особей до 16-18 м, наибольшая длина до 21 м. Общая масса до 100 т. Очень большая голова с огромным ртом (гренландский кит).

8) Размах крыльев 211 см. Различий в окраске самцов и самок нет. Лапы чёрные, клюв чёрный, на половину с жёлтым, что отличает его от собратьев. Улетают от нас в Данию, Германию, Англию (малый тундровый лебедь)

- Обратите внимание на выделенный столбик. Какое слово получилось? (“Помогите”)

- Кто к нам обращается за помощью?

- На нашей планете есть Чёрная книга, в которую занесены все исчезнувшие виды животных и растений. Их нет больше. Они остались только на рисунках и фотографиях. Так нам нужно приложить все усилия, чтобы в округе не появилась такая книга.

III.Подведение итогов мероприятия

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полёте…

Давайте сохраним

Ромашку на лугу, кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы вместе

Навек объединимся.

Давайте наши души сохраним,

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Красная книга" 2 класс.

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса....

Конспект урока по окружающему миру "Красная книга России"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Красная книга России". В конспекте учитывается региональный компонент - сведения о Красной книге Алтайского края. По программе УМК Начальная школа 21 века, ...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Красная книга". (А. А. Плешаков "Мир вокруг нас")

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Красная книга".  (А. А. Плешаков "Мир вокруг нас")...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Красная книга. Будь природе другом!

УМК "Школа Росии". Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему: Красная книга. Будь природе другом! На уроке использован региональный компонент по Тульской области....

План - конспект урока по окружающему миру " Знакомство с Красной книгой"

Цель: : формирование и развитие природоохранных знаний посредством знакомства учащихся с животными и растениями, занесенными в Красную книгу . Задачи: Образовательные: - расширение и конкретизация ...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: Красная книга. 2 класс.

Знакомство с  Красной книгой Воронежской области.Красная книга Воронежской области была утверждена постановлением областной администрации в июле 2008 года в целях охраны и учёта на территории обл...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: Красная книга.2 класс. УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему мируТема: Красная книгаЦели деятельности учителя: формирование представления учащихся о Красной книге и о причинах занесения в нее животных и растений.Планируемые результ...