Программа по внеклассной работе в 3 классе "Краеведение "Моё Подмосковье"
рабочая программа (3 класс) на тему

Грицаенко Юлия Александровна

Программа содержит два блока: Мой город Королёв и Моё родное Подмосковье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_kraevedeniyu_.docx145.28 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное общеобразовательное учреждение

Лицей №19

Программа по внеклассной работе «Краеведение «Мое Подмосковье»

на 2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Настоящая  программа  по внеклассной работе «Краеведение «Мое Подмосковье» для учащихся 3 А класса разработана с использованием краеведческих материалов, выбор которых мотивирован следующим:

  • Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности
  • Программа соответствует особенностям АОУ Лицея№19, направленными на удовлетворение потребностей обучающихся и их родителей в достижении результатов в соответствии с их индивидуальными особенностями, в обеспечении условий  для развития  потенциала, способности к социальной адаптации каждого ребёнка. В модели ученика выделяются четыре составляющих:
  • широкая образованность;
  • ориентация на саморазвитие;
  • способность к творчеству;
  • социальная адаптация.
  • Программа учитывает возрастные психологические особенности, возможности и потребности обучающихся 3 А класса.

Актуальность темы

                                                                                                                        Но в час, когда последняя граната

                                                                                                         Уже занесена в твоей руке
                                                                                                                                 И в краткий миг припомнить разом надо
                                                                                                                 Все, что у нас осталось вдалеке,
                                                                                                                         Ты вспоминаешь не страну большую,
                                                                                                          Какую ты изъездил и узнал,
                                                                                                                 Ты вспоминаешь родину - такую,
                                                                                                           Какой ее ты в детстве увидал.

                                                                                                                                                          К. Симонов «Родина»

            Младший школьный возраст это период самоутверждения, активного развития социальных интересов, поэтому необходимо именно сейчас помочь ученикам  «увидеть»  свою малую Родину, что в дальнейшем может способствовать благоприятному формированию гражданского самосознания. Современные дети живут в мире высоких технологий, информатизации, у них есть большие возможности познавать мировую историю и культуру, тогда как краеведению уделяется недостаточно внимания в школах.  Данная ситуация вынуждает учителей использовать разные формы и методы изучения  родного края.

Цель:создание условий в общеобразовательном учреждении для изучения своего родного края, с целью воспитания гражданина России, патриота малой родины, путем привлечения детей к краеведческой работе.

Задачи:

  1. Расширять знания о городе Королеве.
  2. Изучать особенности Московской области: природные, территориальные и климатические,  а так же историю, культуру и быт региона.
  3. Формировать навыки исследовательской работы.
  4. Создавать условия для раскрытия творческого потенциала личности каждого ученика.
  5. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
  6. Воспитывать любовь к родным местам, преданность своей Родине.

Ожидаемые результаты:

  •  углубление и расширение знаний о родном городе;
  • выявление особенностей Московской области (природных, территориальных и климатических);
  •  формирование основ  гражданской  позиций учащихся;
  • повышение  интереса к изучению окружающего мира;
  • формирование умений использовать полученные знания;
  • развитие навыков исследовательской работы;
  • создание  необходимых условий для раскрытия творческого потенциала личности каждого ребенка;
  • воспитание гордости за свой родной край.

Личностные  универсальные учебные действия:

  • формировать свое отношение к родному краю;
  • создавать условия для адекватной мотивации изучения краеведения;
  • ориентировать учащихся на морально-этические нормы.

Метапредметные результаты– формирование универсальных учебных действий:

  1. Регулятивные УУД:
  • научиться определять цель и задачи своей деятельности;
  • составлять план, уметь определять последовательность своих действий;
  • вносить необходимые дополнения в свою работу, корректировать её;
  • развивать способность к саморегуляции;
  • уметь оценить результаты своей работы.
  1. Познавательные УУД:
  • Научиться воспринимать и анализировать необходимую информацию;
  • Использовать в своей работе знаково-символические средства;
  • Вести наблюдения и делать свои выводы.
  1. Коммуникативные УУД:
  • Планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • Проявлять инициативу в поиске и сборе необходимой информации;
  • Уметь выражать свои мысли, правильно аргументировать свой выбор;
  • Учиться работать в паре и малыми группами;
  • Использовать разные способы коммуникации (вербальные, невербальные).

Методы краеведческой работы (по Строеву К.Ф.)(Приложение № 3)

  • Литературный метод
  • Метод полевых наблюдений
  • Картографический метод исследования
  • Статистический метод
  • Визуальный метод
  • Метод анкетирования
  • Фотографирование и киносъемка

Формы организации учебной деятельности:(Приложение № 4)

  • Интегрированный урок
  • Тематические классные часы
  • Библиотечный урок
  • Экскурсии
  • Защита проектов
  • Литературная гостиная

Формы организации внеурочной деятельности:(Приложение № 5)

  • Проектная деятельность
  • Встречи с интересными людьми
  • Конкурсы, викторины
  • Тематические экскурсии
  • КТД
  • Выставки
  • Походы

Методы обучения:(по Бабанскому, Лернеру-Скаткину)

  • Объяснительно-иллюстративный
  • Репродуктивный
  • Эвристической беседы
  • Проблемного изложения
  • Метод проектов
  • Частично-поисковый
  • Метод дидактической игры
  • Ролевые игры
  • Тренинги

Методы воспитания:(по Сластенину)

  • Убеждения
  • Самовоспитания
  • Стимулирования
  • Поощрения

Формы организации работы с родителями:

  • Тематические родительские собрания
  • Индивидуальные консультации
  • Анкетирование
  • Проведение совместных мероприятий (классных часов, экскурсий, походов)

       Для гармоничного  развития творческой личности ребенка необходимо взаимодействие классного руководителя и родителей.  В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, поддержки и взаимопомощи, чувство толерантности по отношению друг к другу.

Ресурсное обеспечение:

  • Материально-техническое обеспечение:

Интерактивыный компьютерный комплекс:

ПК

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

Магнитофон

  • Фильм «Прорыв в космос. Сделано в Королеве»
  • Школьная библиотека
  • Сценарии внеклассных мероприятий
  • Материалы для проведения тематических бесед, классных часов
  • Материалы для проведения тематических родительских собраний, тестов, анкет

Формы  контроля знаний:

  • Индивидуальные  беседы
  • Анкетирование
  • Тестирование
  • Защита  проектов
  • Викторины
  • Интерактивная игра

                           На первом этапе  работы по программе «Краеведение «Мое Подмосковье» был проведен стартовый контроль «Викторина «Мой родной город Королев». (Приложение № 6 )По результатам проверки   и индивидуальных бесед был сделан вывод, что у ребят нет достаточных знаний по истории нашего города.  В ходе реализации программы по краеведению были достигнуты поставленные на первом этапе цели и задачи краеведческой работы.Итоговый контроль был проведен в форме интерактивной игры «Путешествие по родному городу Королеву».(Приложение № 7)Обучающиеся показали высокий уровеньобученности и заинтересованность в краеведческой работе.

                           На втором этапе  работы по программе «Краеведение «Мое Подмосковье» проведена диагностическая работа в форме теста, целью которой стала проверка знаний о Московской области. (Приложение № 8)Результаты диагностики показали низкий уровень знаний обучающихся о Подмосковье. Во втором полугодии будут проведены мероприятия в соответствии с программой «Краеведение «Мое Подмосковье». Итоговый контроль планируется провести в форме повторного теста, который уже был выполнен обучающимися в начале полугодия.

                          По результатам  стартовых и итоговых диагностик будет выполнен сравнительный анализ и сделаны выводы по эффективности работы по программе «Краеведение
«Мое Подмосковье».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАНКУРСА  «КРАЕВЕДЕНИЕ «МОЕ  ПОДМОСКОВЬЕ»

В  3  КЛАССЕ  А  2014 – 2015 уч. г.

Название

раздела

Цели и задачи

Количество

мероприятий

Количество часов

внеклассной работы

внеурочной работы

контроля знаний

МОЙ РОДНОЙ ГОРОД КОРОЛЕВ

Цель:развитие интереса к краеведческой работе у обучающихся.

Задачи:

  1. Познавательные:
  • познакомить учащихся с государственной символикой России, Московской области, г. Королева;
  • познакомить с  историей родного города.
  1. Воспитательные:
  • формировать уважительное отношение к символам и истории России и г. Королева;
  • воспитывать активную гражданскую позицию у учащихся;
  • формировать нравственные качества младших школьников.
  1. Развивающие:
  • способствовать развитию интереса к истории родного города;
  • создавать условия для развития мотивации у учащихся к краеведческой работе;
  • способствовать формированию познавательной активности детей.

13

2

9

2

МОЕ

РОДНОЕ ПОДМОСКОВЬЕ

Цель: развитие интереса к краеведческой работе у обучающихся.

Задачи:

  1. Познавательные:
  • изучить особенности Московской области: природные, территориальные и климатические,  а так же историю, культуру и быт региона.
  • познакомить обучающихся с работами творческих людей Подмосковья.
  1. Воспитательные:
  • формировать уважительное отношение к жителям Московской области;
  • воспитывать активную гражданскую позицию у учащихся;
  • формировать нравственные качества младших школьников.

  1. Развивающие:
  • способствовать развитию интереса к истории родного Подмосковья;
  • создавать условия для развития мотивации  учащихся к краеведческой работе;
  • способствовать формированию художественного вкуса учащихся;
  • способствовать формированию познавательной активности детей.

14

4

8

2

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

ЧАСТЬ I «МОЙ  РОДНОЙ  ГОРОД  КОРОЛЕВ»

Iэтап – познавательный

  • получение знаний о городе Королеве на классном часе «Моя малая Родина» (Приложение № 9)
  • получение знаний о Московской области на библиотечном уроке в Д и КЦ Костино (Приложение № 10)

II этап – творческий

  • деление класса на команды (Приложение № 11)
  • конкурс сочинений «Если бы я был губернатором Подмосковья…» (Приложение № 12)
  • «Рождественские  чтения» Беседа служителя Храма Пресвятой Богородицы в Костино священника Виктора. (Приложение № 13)

III этап – исследовательская работа

  • самостоятельная  работа по подготовке проекта «Мой родной город Королев»
  • создание командного проекта «Мой родной город Королев»
  • защита командного проекта(Приложение № 14)

ЧАСТЬ II «МОЕ  РОДНОЕ  ПОДМОСКОВЬЕ»

Iэтап – познавательный

  • экскурсия в краеведческий музей
  • экскурсия  в  музей  К.И. Чуковского в Переделкино

II этап – творческий

  • классный час «Родное Подмосковье глазами художников…» (Приложение № 15)
  • встреча с интересными людьми (Сороколетовым Ю. Д. и Позамантир Р. Д.)

III этап – исследовательская работа

  • самостоятельная работа по подготовке проекта «Родное Подмосковье»
  • создание  командного проекта «Родное Подмосковье»
  • защита командного проекта
  • двухдневный поход «Мой родной край»

ТРЕБОВАНИЯ  К  УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОГРАММУ  ПО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ   «КРАЕВЕДЕНИЕ «МОЕ  ПОДМОСКОВЬЕ»

Обучающиеся  после  изучения  курса  «Краеведение «Мое Подмосковье»  в 3  классе должны  знать:

  • государственные  символы России, Московской  области, г. Королева
  • дату  образования  г. Королева, предыдущие  названия  города
  • в  честь  кого  назван  наш  город
  • достопримечательности г. Королева
  • названия  градообразующих  предприятий
  • выдающихся  жителей  г. Королева  и  Подмосковья
  • географическое  положение  и климатические  особенности  Московской  области
  • особо охраняемые природные территории (ООПТ) Подмосковья (заповедники, национальные парки,дендрологические парки, памятники природы)

Обучающиеся  после  изучения  курса  «Краеведение «Мое Подмосковье»  в 3  классе должны  уметь:

  • находить г. Королев  на  карте  Московской  области
  • ориентироваться в  нахождении  улиц  родного города
  • называть и находить на карте  Московской  области  города-наукограды
  • различать  художественные  промыслы  Подмосковья
  • давать краткую  характеристику  ООПТ Московской  области

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА  «КРАЕВЕДЕНИЕ «МОЕ  ПОДМОСКОВЬЕ»В  3  КЛАССЕ  А  2014 – 2015 уч. г.

№ п/п

Дата

проведения

Тема мероприятия

Направление работы

Форма проведения

Часть I «МОЙ  РОДНОЙ  ГОРОД  КОРОЛЕВ»

1

1 сентября

Классный час «Моя малая Родина»

Воспитание гражданственности, патриотизма

Классный час

2

6 сентября

Викторина «Мой родной г. Королев»

Учебно-познавательная, экскурсионная деятельность

Викторина

3

12 сентября

Классный час «Наш класс – юные путешественники» (выбор классного актива, деление на команды)

Развитие самоуправления

Классный час

4

22 октября

Библиотечный урок в Д и КЦ  Костино «85 -летие  Подмосковья»

Воспитание гражданственности, патриотизма

Библиотечный урок

5

Октябрь

Конкурс сочинений «Если бы я был губернатором Подмосковья…»

Учебно-познавательная, экскурсионная деятельность

Конкурс

6

Октябрь-ноябрь

Создание командного проекта «Мой родной город Королев»

Воспитание гражданственности, патриотизма

Создание проекта

7

2 декабря

«Рождественские  чтения» Беседа служителя Храма Пресвятой Богородицы в Костино священника Виктора. Фото-выставка «Православие в Подмосковье»

Учебно-познавательная, экскурсионная деятельность

Фото-выставка

8

15 декабря

Защита командного проекта «Мой родной город Королев»

Команда «Креативные путешественники»

Тема проекта: «Градообразующие предприятия»

Воспитание гражданственности, патриотизма

Защита проекта, презентация

9

15 декабря

Защита командного проекта «Мой родной город Королев»

Команда «Навигаторы»

Тема проекта: «История создания г. Королева»

Воспитание гражданственности, патриотизма

Защита проекта, просмотр видеоролика

10

17 декабря

Защита командного проекта «Мой родной город Королев»

Команда «Верные друзья»

Тема проекта: «Улицы г. Королева»

Воспитание гражданственности, патриотизма

Защита проекта, просмотр видеоролика

11

18 декабря

Защита командного проекта «Мой родной город Королев»

Команда «Комета»

Тема проекта: «Достопримечательности родного города»

Воспитание гражданственности, патриотизма

Защита проекта, презентация

12

19 декабря

Защита командного проекта «Мой родной город Королев»

Команда  «Альпинисты»

Тема проекта: «Образов.учреждения г. Королева»

Воспитание гражданственности, патриотизма

Защита проекта, презентация

13

22 декабря

Интерактивная игра «Путешествие по родному

г. Королеву»

Учебно-познавательная, экскурсионная деятельность

Интерактивная игра

Часть II «МОЕ  РОДНОЕ  ПОДМОСКОВЬЕ»

14

12 Январь

Классный час «Родное Подмосковье глазами художников…»

Воспитание гражданственности, патриотизма

Классный час

15

16 Января

Беседа, тест «Мое родное Подмосковье»

Учебно-познавательная, экскурсионная деятельность

Беседа, тест

16

Январь - апрель

Создание командного проекта «Родное Подмосковье»

Воспитание гражданственности, патриотизма

Создание проекта

17

Февраль

Экскурсия в краеведческий музей

Учебно-познавательная, экскурсионная деятельность

Экскурсия

18

Март

Встреча с интересными людьми (Сороколетов Ю. Д.,  Позамантир Р. Д.)

Учебно-познавательная, экскурсионная деятельность

Беседа

19

Апрель

Защита командного проекта «Родное Подмосковье»

Команда «Креативные путешественники»

Тема проекта: «Географическое положение и климатические особенности Московской области».

Воспитание гражданственности, патриотизма

Защита проекта

20

Апрель

Защита командного проекта «Родное Подмосковье»

Команда «Верные друзья»

Тема проекта: «Московский край: исторические хроники».

Воспитание гражданственности, патриотизма

Защита проекта

21

Апрель

Защита командного проекта «Родное Подмосковье»

Команда «Комета»

Тема проекта:  «Природные ресурсы, экологическое состояние природной среды Московской области».

Воспитание гражданственности, патриотизма

Защита проекта

22

Апрель

Защита командного проекта «Родное Подмосковье»

Команда «Альпинисты»

Тема проекта: «Монастыри и храмы в Подмосковье».

Воспитание гражданственности, патриотизма

Защита проекта

23

Апрель

Защита командного проекта «Родное Подмосковье»

Команда «Навигаторы»

Тема проекта: «Российская культура Подмосковья (народные промыслы и художественные ремесла, памятники усадебной архитектуры...)»

Воспитание гражданственности, патриотизма

Защита проекта

24

Май

Экскурсия в музей К.И. Чуковского в Переделкино

Учебно-познавательная, экскурсионная деятельность

Экскурсия

25

Май

Беседа, тест «Мое родное Подмосковье»

Учебно-познавательная, экскурсионная деятельность

Беседа, тест

26

Май

Общешкольное родительское собрание.

 «Патриотическое воспитание в семье»

Воспитание гражданственности, патриотизма;

работа с родителями

Круглый стол

27

Май

Двухдневный поход «Мой родной край»

Учебно-познавательная, экскурсионная деятельность;

работа с родителями

Поход

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ  УЧИТЕЛЯ

  1. Болшево. Литературный историко-краеведческий альманах. Том первый / ред. Ю.А. Тешкин. – Издательство «Писатель Болшево, 1996. – 199 с.
  2. Глушкова  В.Г. Подмосковье. Культура. История. География. / В.Г. Глушкова. – М.: Вече, 2005. – 350 с.
  3. Колосова Н.Н. Атлас. Московская область / Н.Н. Колосова, Е.А. Чурилова – М.: Просвещение, 2006. – 48 с.
  4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова – М.: Азбуковник,1999. – 944 с.
  5. Памятные  места Подмосковья в очерках и документах: к 75-летию образования Московской области. – М.: Современные тетради, 2004. – 423 с.
  6. Позамантир Р.Д. К космическим высотам – из глубины веков. Королев. Калининград /Р.Д. Позамантир, Л.К. Бондаренко – М.: Московский журнал, 1998. – 301 с.
  7. Страна моя – Московия. (Сборник историко-краеведческих очерков.) / сост. О.П. Волохова; ред. Н.П. Синицын. – Издательский дом «Московия», 2007. – 303 с.
  8. Строев К.Ф. Краеведение /К.Ф. Строев – М.: Просвещение ,1974.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

Колосова Н.Н. Атлас. Московская область / Н.Н. Колосова, Е.А. Чурилова – М.: Просвещение, 2006. – 48 с.

РЕСУРСЫ  ИНТЕРНЕТА

Возможно использование других сайтов интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Завьялововедение" Внеклассная работа

Разработанный материал курса позволяет организовать целенаправленную деятельность младших школьников по открытию на местном материале эстетического, познавательного,оздоровительного значения природы д...

Рабочая программа по внеклассной работе "Здоровый образ жизни"

Авторская разработка программы для 1 класса по формированию здорового образа жизни....

программа по внеклассной работе "Русские традиции"

Внимание к русской национальной культуре в последние годы особенно активно проявляется в социально-педагогической среде. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества. Старинная ...

Рабочая авторская программа по внеклассной работе «Вдохновение»

Рабочая авторская программа по внеклассной работе «Вдохновение". Данная программа предназначена для использования в системе дополнительного образования или во внеклассной работе в школе с учащимися мл...

Рабочая программа по внеклассной работе «РОДНОЕ СЛОВО»

Тематическое планированиепо   внеклассной  работе «Родное слово» начальная школа 1 – 4 классы     Учитель: Ткачёва Ирина Викторовна ...

рабочая программа по внеклассной работе

Цель внеурочной деятельности - создание условий лдя проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного ваыбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.Внеуроч...