Урок развития речи в 3 классе "Весна"
план-конспект урока (2 класс) по теме

Уточнить представления детей о весенних месяцах, характерных признаках ранней весны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Развитие речи "Весна"49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока: 

Цели: уточнить время года, названия весенних месяцев, характерные признаки ранней весны; закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательные существительные, существительные множественного числа; составлять рассказ о весне по картинно-графическому плану; развивать словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал — картинно-графический план.

Ход занятия

  1. 1.        Организационный момент.

1,2,3,4,5 становитесь в круг играть. Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы    улыбнитесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь собрались все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Мы все мечтаем красиво говорить.

Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту.

А выдохните через ротик, все обиды, злобу и огорчения. ( 3 раза)

А теперь пожелаем друг другу доброго утра!

-Доброе утро придумано кем- то

Просто и мудро при встрече здороваться

Доброе утро!

Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

2.  Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Вот звенит для нас звонок- начинается урок.

На столе у нас в порядке, книжки, ручки и тетрадки.

Тихо сядьте все за парты. Ровно руки положите,

На меня все посмотрите.

 Сейчас  мы  выполним  дыхательную  и артикуляционную  гимнастику  для речевого  аппарата   и  постараемся  на уроке  говорить  чётко и правильно .

  1. Дыхательная гимнастика

   (задувание свечи)

2. Артикул. гимнастика:

      ( работа с зеркалом)

-трубочка, забор

- лопатка

- грибок

- качели

- болтушка

-зашипели как змеи

-порычали как тигры

-надули  шарик.

3.Чистоговорки и скороговорки

СА-са-са в лесу бегает лиса

Со-со-со у Вовы колесо

Су-су-су было холодно в лесу

Ас-ас-ас у нас свет погас  

Ос-ос-ос на поляне много ос

Усь-усь-усь на лугу пасется гусь

Мама Милу в ванне мыла.

Любят бананы все обезьяны.

Собака Том сторожит дом.

Дарья дарит Дине дыни.

Хомячку на ухо села муха..

У маленькой Зины зайка спит в корзине

      3. Актуализация знаний и настрой на работу.

 Просмотр слайдов о весне. - Как сегодня тепло и светло! Посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года? (Дети смотрят в окно)

Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что говорить мы сегодня будем о весне. Вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Этой зимой было много снега. Подберите слова-родственники к слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник). А сейчас найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т.д.). О чём можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, день, сад). «Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река). «Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро) Придумайте определения к слову «весна». Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя).

Как можно ласково назвать солнце? (солнышко).

4.        Дидактическая игра «Скажи ласково»

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным

суффиксом:

ручей — ручеек, лужа — ..., снег — ..., солнце — ..., дерево — ..., почка — ... , туча — ... и т.д.

Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!

- Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы)

- Давайте проверим.

Зима ушла, а весна - …- пришла.

Зима холодная, а весна - …- тёплая.

Зимой солнце морозит, а весной - …- греет.

Зимой сугробы высокие, а весной - … - низкие.

Зимой надевают шубы, а весной - … - куртки.

- Всё правильно ответили, молодцы. Итак, весна наступает после зимы. А сейчас давайте отгадаем загадки и назовем весенние месяца.

( На доску вывешиваются названия весенних месяцев)

Дует тёплый южный ветер,

 Солнышко всё ярче светит.

 Снег худеет, мякнет, тает,

 Грач горластый прилетает.

 Что за месяц? Кто узнает

Дети: Март!

Яростно река ревёт

 И разламывает лёд.

 В домик свой скворец вернулся,

 А в лесу медведь проснулся.

 В небе жаворонка трель.

 Кто же к нам пришёл?

Дети: Апрель!

Зеленеет даль полей,

 Запевает соловей,

 В белый цвет оделся сад,

 Пчёлы первые летят.

 Гром грохочет. Угадай,

 Что за месяц это?

Дети: Май!

5.        Отгадывание загадок

Белое одеяло

Всю землю одевало. Весной солнце припекло. Одеяло потекло. (Снег.)

 Бегут, звенят, в речку хотят. (Ручьи.)

Желтый мяч на голубом платке катается,

Людям улыбается. (Солнце.)

Белая морковка вниз головой повисла. (Сосулька.)

Домой прилетают,

Гнезда свивают,

Песни распевают,

Лето поджидают. (Птицы.)

5.                Работа по картинно-графическому плану

СОЛНЦЕ (продолжите фразу) ласковое, как…..

                                                     круглое, как…..

                                                 теплое . как……

                                                    яркое, как……

                                                    золотое, как…

СОЛНЦЕ ( что делает?0

Составьте предложение про солнышко.

Отгадайте загадку. ( НЕБО)

Какое?

Составьте .предложение  про небо.

Облака ( какие?)

Ветер (Какой?)

Погода ( Какая?)

Назовите признаки весны.

-День стал длиннее и светлее.

-Солнышко стало пригревать днем.

-Воздух стало  теплее.

Снег чернеет и оседает.

Появились сосульки.

Мы назвали признаки весны. И все это происходит благодаря солнышку.

                                 Физкультминутка

Выполняются двигательные упражнения «В путь».

 В лес весенний мы шагаем

 Ноги выше поднимаем.

 По прямой дорожке.

 И поскачут ножки

 Прямо по дорожке,

 Скакали, скакали

 И встали. Стоп!

 По узенькой дорожке

 Пойдут тихонько ножки.

 Друг за дружкой побежали

 И нисколько не устали.

 И опять шагаем,

 Ножки поднимаем.

  1. Составление рассказа детьми по тексту с пропущенными словами.

На доске!

Наступила ранняя весна. Весной солнце появляется чаще, греет теплее Небо весной голубое, высокое, чистое. Облака на небе легкие, пушистые. Деревья весной просыпаются. На деревьях появлются почки, листочки. Звонко журчит ручеек.

8.Составление текста, по опорным словам.

                                Весна

Солнечная весна, серый снег, огромные лужи, черные проталины, первые весенние цветы, звонкие голоса птиц.        

9. Итог занятия

- Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?

- Какие весенние месяцы вы знаете?

- Какие признаки весны вы знаете?

- Молодцы, все сегодня хорошо поработали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....

Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах

Содержание :  I.    Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III.  Обучение диалогиче...

Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».

На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...

Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи

В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....

Урок развития речи на тему "Значение речи в жизни человека"

Задачи: Понимать значение речи как средства общения,  передачи и усвоения информации, воздействия на мысли, чувства и поведение людей, организации и планирования деятельности....

Исследование состояния связной речи глухих детей на уроках развития речи.

Проведён содержательный анализ теоретической и методической литературы по исследуемому вопросу, самостоятельно проведено исследование с помощью подобранных методик.Актуальность обусловлена неоьходимос...