Комплексные работы 4 класс
тест (4 класс) на тему

Полякова Людмила Владимировна

Комплексные работы 4 класс на конец года (региональный компонент)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natsionalnyy_park_taganay.docx83.75 КБ
Microsoft Office document icon na_rybalke.doc72.5 КБ
Microsoft Office document icon ilmenskiy_zapovednik.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Национальный парк «Таганай»

         Таганай» - самый популярный среди туристов национальный парк Южного Урала. Он широко славится своими красотами благодаря живописным горным хребтам. Здесь раздолье для туристов. Самый большой наплыв туристов бывает с 20 июня по 20 августа. Тут можно полюбоваться высокими горными хребтами и причудливыми каменными останцами, удивительной каменной рекой, вытянувшейся на несколько километров, реликтовыми лесами и горными тундрами. Есть тут и старинные минеральные копи.

         Национальный парк «Таганай» создан 5 марта 1991 года. Он стал первым на Урале. Парк занимает северную часть территории Златоустовского городского округа и незначительную часть Кусинского района Челябинской области. Его площадь 56,8 тыс. га.

         На Таганай можно попасть по верхней и нижней тропе. Нижняя тропа проходит по Большой Каменной реке – огромной каменной россыпи. Ее длина достигает 5-6 километров, ширина от 20 до 700 метров, а площадь около 90 гектаров. Только на поверхности тут лежит более 2,5 миллионов каменных глыб.

         Двуглавая сопка - это самая южная вершина хребта Большой Таганай и первая горная вершина, которая встречается на пути туристов примерно через 7 километров от начала пути. Наверх идет металлическая лестница, затем переходящая в обычную тропинку. Туристов здесь всегда много, круглый год. Двуглавая сопка делится на две вершины:  Перья (1034 м) и Бараньи лбы (1041 м). Тропа приводит на первую из них. С одной стороны виден город Златоуст, с другой – красивейший вид на Бараньи Лбы. У подножия Двуглавой сопки бьет родник - Белый ключ. Свое название он получил от белого кварцита, которым покрыто дно. Это самый известный водный источник Таганая. Его вода прозрачная и вкусная, очень холодная, даже летом ее температура не превышает 3-4 градусов.

           Гора Круглица (1178 м) – наивысшая точка всего Таганайского горного массива, получившая свое название за характерную округлую форму. Внешне своей формой она может напомнить вулкан. Интересна северная часть вершины Круглицы, представляющая собой идеальную плоскую площадку. Наблюдая в ясный солнечный день за вершиной Круглицы, иногда можно заметить любопытный эффект покачивания горы, словно она вот-вот готова оторваться от своего подножия. Объясняется это явление обтекаемой формой вершины и близким положением напорных подземных вод (подножие Круглицы – это сплошное болото). Солнце, нагревая камни, увлекает своим теплом влагу из трещин, воздух становится легкоподвижным, создавая такую иллюзию.

           Следующая вершина хребта Большой Таганай – Дальний Таганай (1146 м). Это самая северная и наиболее обширная по площади вершина хребта Большой Таганай. Она разделена несколькими невысокими, но красивыми гребнями. Здесь – самая настоящая тундра со свойственной ей растительностью. Осенью встречаются присущие северу ягоды. Дальнетаганайская горная тундра уникальна и является памятником природы.

          Над лесом между Круглицей и Дальним Таганаем поднимаются скальные выходы Трех Братьев. Это три высоких каменных останца, высотой до 40-50 метров. В хорошую погоду их хорошо видно с Круглицы.

         Дальше к северу от Дальнего Таганая находится хребет Юрма. Это самая северная вершина национального парка «Таганай», ее высота 1003 метра. Считается, что отсюда начинается Южный Урал, а местность севернее относится к Среднему Уралу. Главная достопримечательность Юрмы – живописная скала Чертовы ворота.

          На Таганае в прошлом действовало несколько рудников и минеральных копей. Самый знаменитый минерал Таганая – авантюрин. Это разновидность кварцитов, являющаяся ценным поделочным камнем. Таганайский авантюрин даже получил свое название – таганаит. В Эрмитаже можно увидеть вазу, сделанную из таганайского авантюрина.

1.Этот текст состоит из 9 частей. Поставь порядковые номера у первых пяти заголовков плана текста.

󠆫Двуглавая сопка

󠆫Хребет Юрма

󠆫Местонахождение парка

󠆫Гора Круглица

󠆫Таганай – самый популярный парк для туристов

󠆫Гора Круглица

󠆫Большая каменная река

󠆫Дальний Таганай

󠆫Рудники и минеральные копи

2.Чем привлекает туристов парк Таганай? Выбери подходящие ответы.

Большое количество озёр

Старинные минеральные копи

Причудливые каменные останцы

Минералогический музей

3.Текст назван «Национальный парк Таганай». Выбери подходящее продолжение этого названия из предложенных вариантов.

В Челябинской области

Самый большой парк

Самый первый на Урале

Самое загадочное место на Урале

4.Пользуясь информацией текста и календарей, посчитай сколько дней в парке бывает большое количество туристов.

Картинки по запросу календарь летних месяцев



Предварительный просмотр:

                                                     На рыбалке.

    Толя  закончил  4 класс. На каникулы он отправился в деревню к бабушке и  дедушке. Там его ждёт много интересного. А главное – рыбалка!

           Рано вставать Толя  не любит, но когда речь идет о рыбалке - это не проблема. А на рыбалку они ходили каждую пятницу, субботу и воскресенье. Пять утра. Дедушка его  будит, и они с удочками выходят из дому. Дорога к озеру лежит через лес. По дороге им встречаются  стройные берёзки, молчаливые дубы, могучие сосны.

         Над озером  стоит туман, зябко, но весело. В утреннем свете все выглядит по-другому: и деревня , и озеро, и лес. И вот они  на берегу. Удочки закинуты, начинается приятное ожидание. Сначала попадается хитрая рыбка. Она играет червячком,  поплавок чуть-чуть дергается. Толя подскакивает  и выхватывает удочку - пусто! В прозрачной воде он видит  эту рыбу-хитрюгу. Кажется, что ее можно и руками поймать, а на крючок она не ловится.  Дедушка посмеивается и спокойно дожидается своего крупного улова.

            Наконец-то клюнула! Это уже по-настоящему. Теперь Толя  уже не дергает, а постепенно подтягивает, а потом резко достаёт леску из воды. На краю удочки сверкает чешуей первый карась - такой хороший, крупный, сильный. Толя доволен, что  выиграл битву. Дедушка радуется так же, даже больше.

            Домой  они  вернулись с богатым  уловом. Своего первого карася юный  рыбак целый день держал в ванне, а потом выпустил в  озеро. Пусть тоже почувствует себя победителем. Бабушка  похвалила рыбаков, и сообщила, что дедушка  наловил карасей  в два раза больше, чем внук, а весь их улов состоял из 78 карасей.  На обед бабушка сварила уху. Она казалась самой вкусной!

       На дворе уже смеркалось. Вечерело. Ночью Толя крепко спал. И снилось ему озеро, где они с дедушкой ловили рыбу.

                                                     

1.Текст состоит из 6 частей. Поставь порядковые номера у первых трёх заголовков плана текста:

          󠆫󠆫 Хитрая рыбка

           󠆫󠆫 Сон

          󠆫󠆫 На каникулы в деревню

          󠆫󠆫 Богатый улов

          󠆫󠆫 Дорога к озеру

          󠆫󠆫 Первый карась

2.Первого карася юный рыбак подержал в ванне, а потом выпустил в озеро. Почему? Выбери верное утверждение и отметь знаком +.

           󠆫󠆫 Пусть живёт и радуется

           󠆫󠆫 Пусть себя почувствует победителем

           󠆫󠆫 Пусть поживёт до следующего улова

3.Укажите, как в тексте названы берёзки, сосны, дубы.
Выберите верный вариант ответа.

  1. молчаливые берёзки, стройные сосны, нарядные дубы
  2. стройны берёзки, молчаливые дубы, могучие сосны
  3. нарядные берёзки, стройные дубы, молчаливые сосны

4.О чем говорится в четвёртом абзаце. Выбери заголовок из задания 1 и запиши его

________________________________________________________

5.По дороге к озеру можно встретить различные деревья: тополя, берёзы, дубы, ивы, липы, сосны, ели. Подчеркни, какие деревья встретились Толе и его дедушке.

6.Текст назван «На рыбалке». Выбери подходящее продолжение названия из предложенных вариантов и отметь знаком +

         󠆫󠆫 С друзьями

         󠆫󠆫 В деревне

         󠆫󠆫 За городом

7.Как Толе удалось поймать первую рыбу? Заполни пропуски.

Теперь Толя  уже не дергает, а постепенно ______________, а потом __________________ леску из воды.

8.Толя приехал на каникулы в деревню на месяц июль. Известно, что на рыбалку они с дедом ходили не каждый день. Пользуясь информацией текста и календарём, посчитай, сколько дней Толя успел сходить на рыбалку в 2017 году.

   Картинки по запросу календарь июль 2017 года      Похожее изображение              Картинки по запросу календарь июль 2017 года      Ответ: ____________________                        

9.От дома до озера 2 км 280 м, а до леса — 2080 м.

Какое расстояние Толя пройдёт быстрее: от дома до леса или от дома до озера, если будет проходить эти расстояния с одинаковой скоростью? Выбери верный ответ.

1) от дома до озера быстрее, так как 2 км 280 м меньше 2080 м

  1. от дома до леса   быстрее, так как 2080 м меньше 2 км 280 м
  2. затратит одинаковое время, так как 2080 м равно 2 км 280 м

10.Какой лес проходили рыбаки по дороге к озеру?

1)  смешанный        2)  хвойный      3)  лиственный

11.Озеро является…     водоёмом.

  1.  искусственным                     2) естественным

12. В связи с загрязнением водоёмов наблюдается резкое уменьшение количества рыбы. Что нужно предпринять людям в данной ситуации. Запиши свой ответ несколькими предложениями. _______________________________________________

__________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:


                                                              Ильменский заповедник

Ильменский заповедник — это природная охраняемая государством заповедная территория. Он расположен в центральной части Челябинской области, недалеко от города Миасс. На сегодняшний день Ильменский заповедник привлекает туристов из различных уголков Урала. Основной поток туристов обычно бывает примерно с 20 июля по 20 августа.

С 1930 года на заповедной природной территории функционирует минералогический музей, в котором собрана коллекция из 200 минералов, которые были найдены в Ильменском хребте, а также среди редких находок можно встретить топаз, корунд, амазонит, аквамарин, прозрачные гиацинты.

Ильменский заповедник — это единственное место в мире, где на территории 300 кв. м. встречаются около 200 видов минералов. Многие из них имеют от 2 до 15 разновидностей. 30 минералов впервые обнаружены в Ильменах, а 9 встречаются только здесь, среди них титанистый железняк или ильменит. На территории заповедника находятся свыше 400 копей, в которых добывали самоцветы с конца XVIII в. В этих небольших поверхностных горных выработках иногда встречается до 50 минералов одновременно.

Но Урал знаменит не одними минералами. В заповеднике более 800 видов растений. На территории можно увидеть хвойные таежные леса и фрагменты разнотравно-злаковых степей, болота и кустарниковые степи, светлые березовые леса, высокотравные луга. В Ильменском заповеднике встречается немногочисленная, но интересная группа скальных папоротников. Их можно найти в трещинах скал, на затененных каменистых склонах. По берегам ручьев и речек с плодородными влажными почвами имеются густые и высокие заросли интереснейшего папоротника, получившего название страусово перо. Из семейства сосновых - сосна обыкновенная,  ель сибирская, пихта сибирская и сосна сибирская (кедр). Они успешно растут в прохладном влажном климате таежной зоны. Широко распространены в заповеднике цветковые растения. Они растут здесь всюду: на каменистых горных склонах, под пологом лесов и в толще озерных вод. Цветковые растения образуют степные, луговые, лесные, болотные и водные сообщества. Семейство березовых представлено тремя видами березы - бородавчатой, пушистой и низкой и двумя видами ольхи - серой и черной.

Богат и животный мир Ильмен: 50 видов млекопитающих, 200 пернатых, 14 видов рыб. Самое крупное животное в заповеднике - лось. Другой представитель семейства оленьих в Ильменах – сибирская косуля. Ее следы здесь встречаются чаще, чем, например, следы зайцев или белок. Из крупных хищников обычны лиса, волк и рысь. Остальные хищники, населяющие заповедник, принадлежат к семейству куньих. Из них самый крупный – барсук. Из местных грызунов преобладают лесные виды: всем известные заяц-беляк и белка, ее полосатый «меньший брат» – бурундук, редкий ночной зверек – летяга, лесная мышь и полевки.   Птичье население заповедника особенно разнообразно бывает только в теплое время года, на зиму около трех четвертей видов птиц улетают от нас в более теплые края. Основная масса перелетных птиц поселяется вблизи водоемов. Здесь гнездятся лысухи, певчие птички – камышовки дроздовидные и камышовые овсянки. Из видов, занесенных в Красную книгу России, в заповеднике встречаются: большой кроншнеп, большой подорлик, европейская белая лазоревка, европейская чернозобая гагара, кулик, филин, могильник, чернозобик.   Почти все зимующие в заповеднике птицы живут главным образом в лесах. Здесь, например, нередко можно встретить красавца глухаря и тетерева-косача.   

   

     В заповеднике встречаются виды, занесенные в Красную книгу России: из насекомых – краснотел пахучий, голубянка римн, аполлон обыкновенный, шмель тулупчатый и шмель необыкновенный; из птиц – филин, сапсан, беркут, пискулька. 73 вида животных, обитающих в заповеднике, внесены в Красную книгу Челябинской области.

Свыше 20 озер сверкают голубыми блюдцами на зеленой карте заповедника. В заповеднике около 30 озер - Аргаяш, Малый Кисегач, Большое Миассово, Большой Таткуль и т.д., из которых самое глубокое озеро  Большой Кисегач - 34 м.  Главной достопримечательностью Ильменского края является озеро Тургояк.    В озерах заповедника встречаются 7 семейств рыб: сиговые, щуковые, карповые, вьюновые, тресковые, окуневые, головешковые. На территории заповедника насчитывается более 40 речек, большинство их стекает с Ильменского хребта. Речки короткие, маловодные. Весной, при таянии снега или после большого дождя, речки превращаются в бурные пенящиеся потоки. Летом они обычно пересыхают. Самая длинная река — Большая Черемшанка (9,8 км).

1.Туристы посетили в Ильменском заповеднике минералогический музей. Какие минералы они могут увидеть? Выбери правильный ответ.

А) аквамарин, топаз, бирюза         Б) топаз, корунд, амазонит    В) апатит, янтарь, гиацинты

2.Этот текст состоит из 6 частей. Поставь порядковые номера у первых трёх заголовков плана текста:

    󠆫󠆫 Животный мир заповедника

     󠆫󠆫 Расположение заповедника

     󠆫󠆫 Красная книга Челябинской области

      󠆫󠆫 Озёра заповедника

     󠆫󠆫 Растительный мир заповедника

      󠆫󠆫 Минералогический музей

3.Знаком + отметь верные утверждения:

     󠆫󠆫 Ильменский заповедник – не единственное место в мире, где на территории 300 кв.м.встречаются около 200 видов минералов.

     󠆫󠆫 На территории заповедника свыше 400 копей.

     󠆫󠆫 В Красную книгу Челябинской области внесено 73 вида животных, обитающих в заповеднике

     󠆫󠆫 Реки заповедника полноводные.

4.Рассмотри таблицу

Название озера

Максимальная глубина

Площадь

Большой Кисегач

34 м

15 м2

Тургояк

36 м

26 м2

Большое Миассово

25 м

11 м2

Запиши название самого мелкого озера __________________

Запиши название самого большого озера _____________________

5. Используя данные таблицы из задания 2, определи зависимость площади озера от его глубины. Укажи верный ответ.

А) Чем глубже озеро, тем больше его площадь.

Б) Чем глубже озеро, тем меньше его площадь.

В) Чем мельче озеро, тем больше его площадь.

6. Рассмотри  диаграмму.

__

Запиши название самой короткой реки _______________________

Запиши название реки с протяжённостью 470 км ___________

Запиши числом, какой по протяжённости является  река Юрюзань: _____

7. Вставь в предложения пропущенные числа.

Богат и животный мир Ильмен: ___ видов млекопитающих, _____ пернатых, _____ видов рыб.

8. В какой части текста говориться о Красной книге Челябинской области? ________________

9.Как в тесте названы озёра заповедника? ____________________________________________

10. Выбери общие признаки для всех рек. Обведи букву верного ответа.

А) Реки короткие и маловодные

Б) Реки отличаются быстрым течением, чистой и прозрачной водой.

Г) Все реки глубокие, но  несудоходные.

11. Что из характеристик относится к Ильменскому заповеднику?

А)В XIX в.начал функционировать минералогический музей                                                                           Б) Первый в России заповедник

В) В заповеднике добывали самоцветы с конца XVIII в.              

12. Приведи из 4 части текста по одному примеру слов на каждую орфограмму, указанную в таблице. Впиши слова в таблицу, не изменяя формы слова. Орфограмму подчеркни.

Название орфограммы

Примеры слов с орфограммой

Сочетания ЧК, ЧН

 Проверяемые безударные гласные в корне слова

Разделительный «Ь»

13.Из 4-ой части выпиши предложение, в котором говорится, где живут зимующие птицы. Подчеркни в предложении грамматическую основу.

__________________________________________________________________________________

14. Выпиши из предложения существительные в той форме, в которой употреблены в тексте

_____________________________________________________________________

15.Выпиши из этого же предложения прилагательное вместе с существительным, укажи число и падеж.

____________________________________________________________________________

16. Птичье население заповедника примерно составляет 48 видов. На зиму около трех четвертей видов птиц улетают в более теплые края. Сколько видов остаётся зимовать? Запиши решение и ответ. ____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

17. Реши задачу. Лось съедает за год 7 т корма, из них 700 кг травы и столько же коры, а веток в 3 раза больше, чем травы и коры вместе, остальная пища-листья деревьев и кустарников. Сколько кг листьев съедает лось за год?

18. Ильменский заповедник находится на северо-востоке от г.Миасс в 10 км в сторону Челябинска. Покажи на карте примерное местоположение заповедника точкой.

Картинки по запросу ильменский заповедник на карте челябинской области

19.Пользуясь информацией текста и календарей, посчитай, сколько дней составляет основной поток туристов в заповедник.

Похожее изображение          Картинки по запросу календарь июль 2017 года  Ответ: __________

20. Текст назван «Ильменский заповедник». Выбери подходящее продолжение этого названия, отражающее основную мысль текста, отметь знаком +

       󠆫󠆫  в Челябинской области

      󠆫󠆫 охраняемая территория

      󠆫󠆫 настоящая кладовая земных богатств

      󠆫󠆫 недалеко от города Миасс

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по теме «Оценка метапредметных результатов начального общего образования средствами комплексной работы»

Итоговая работа по теме «Оценка метапредметных результатов начального общего образования средствами комплексной работы»...

Работа над ошибками в комплексной работе 3 класс.Осень в лесу.(И.Соколов –Микитов )

Эту презентацию можно  использовать после того , как ребята выполнят комплексную работу в 3 классе (Абросимова Е.Е.,Мурашкина И.А) по тексту " Осень в лесу."(И.Соколов-Микитов).  Иллюстрации...

Комплексные работы на межпредметной основе и работе с информацией

Способ проверки метапредметных результатов....

Разработка итоговой комплексной работы для 2 класса ( ФГОС). Оценочный лист итоговой комплексной работы ученика ( цы) 2-а класса

Цель данной разработки итоговой коплексной работы- выявить уровень сформированности УУД второклассника....

Аналитическая справка по итогам выполнения комплексной работы в 1-4 классах и итоговых контрольных работ по математике и русскому языку в 1-4 классах

Цели  работ – определить уровень  сформированности метапредметных результатов у учащихся начальной школы    по итогам освоения программы за 1-4 класс....

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...