Учебно - методические материалы.
учебно-методический материал (3 класс)

Захарова Любовь Викторовна

Учебно - методические материалы рекомендованы к использованию в работе коллегиальным органом управления, предусмотренным уставом образовательной организации.  Представлены следующие материалы: статья по теме " Создание интерактивных тренажеров для внеурочных занятий по родному языку с помощью интерактивной доски и платформ «Wordwall» и «LearningApps»» . Эта статья предназначена для учителей родного языка, которые хотят организовать образовательный процесс с использованием информационно-коммуникационных технологий. В статье представлены возможности использования   платформ «Wordwall» и  «LearningApps» на уроках родного языка. Урок родного языка и литературного чтения в 3 классе с использованием технологии      «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Тема урока: М.К.Вагатова «Хлебушко» «Њањие». Тип урока: урок открытия новых знаний. Презентация и статья по теме «Формирование читательской грамотности на уроках родного языка (хантыйский)». В статье рассматриваются приемы работы с текстом на уроках родного языка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс среди общеобразовательных организаций на лучшую организацию работы по этнокультурному образованию

       Номинация: «Использование этнокультурного компонента в урочной и внеурочной деятельности».

      Урок родного (хантыйского) языка и литературного чтения в 3 классе с использованием технологии
    «Развития критического мышления через чтение и письмо»

    Тема урока: М.К.Вагатова «Хлебушко» «Њањие»

     Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района                  

     «Средняя общеобразовательная школа с. Казым»

С.Казым, 2023

Урок родного (хантыйского) языка и литературного чтения в 3 классе с использованием технологии
«Развития критического мышления через чтение и письмо»

1.Тема урока: М.К.Вагатова «Хлебушко» «Њањие» Урок 1.

2. Цели урока:

Познавательная: создание  условий для знакомства с творчеством хантыйской писательницы М.Вагатовой.
Социокультурная: приобщение школьников к культуре, традициям народа ханты через комплексный анализ текста.
Задачи:

Образовательные:

познакомить учащихся с произведением «Хлебушко» «Њањие»

организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения;

организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста.

Развивающие:

содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников самостоятельно работать с информацией, уметь ее анализировать;  

содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.

Воспитательные:

содействовать развитию нравственных качеств личности, понятием «добро и зло» при работе с художественным текстом.

Знания: познакомятся с содержанием произведения М. Вагатовой «Хлебушко» «Њањие».

Умения: научатся работать с ключевыми словами, прогнозировать содержание текста, самостоятельно работать с информацией о биографии автора, определять значения слов, характеризовать героев.
Универсальные учебные действия:

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные: формирование познавательной активности, творчества и самостоятельности на уроке;

— создание условий для проявления способностей учащихся.

Коммуникативные:договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

— выражение собственного мненияобучающегося;

— исполнение различных диалоговых приемов;

— формирование умения слушать собеседника, договариваться, убеждать его; — культура поведения в учебном диалоге.

Личностные: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность эмоционально- нравственную отзывчивость; — формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность; — эмоциональный отклик на прочитанное произведение; — оценка результатов своей деятельности, рефлексия

Учебно-методическое обеспечение: презентация по творчеству М.К. Вагатовой и иллюстрации к её сказке «Њањие»,  выставка книг писательницы, карточки для работы в парах «Тонкие и толстые вопросы», карточки с кластерами (формат А 4)

3.Этапы, методы, приёмы, формы организации работы учащихся

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приёмы:

  • чтение с остановками,
  • обращение к личному опыту учащихся,
  • прогнозирование по названию,
  • кластер,
  • синквейн.

Название этапа

Основные методы и приемы

Формы организации работы учащихся

Первый этап – вызов

Функции:

  • Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).
  • Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.
  • Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

  • кластер;
  • бортовой журнал
  • обращение к личному опыту учащихся.

Работа ведется индивидуально, в парах, в группах.

Второй этап – осмысление

Функции:

  • Информационная (получение новой информации по теме).
  • Систематизационная (классификация полученной информации).
  • Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).

        

  • чтение с остановками;
  • поиск ответов на поставленные в первой части вопросы;
  • проверка первоначальных предположений
  • заполнение бортового журнала,
  • исследования по отдельным вопросам темы
  • вопросы тонкие и толстые

Работа ведется индивидуально, в парах.

Третий этап – рефлексия

Функции:

  • Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
  • Информационная (приобретение нового знания).
  • Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
  • Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

  • возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
  • ответы на поставленные вопросы;
  • синквейн

Работа ведется индивидуально,  в группах.

Этапы урока

Временная реализация

1. Организационный момент

1 мин

2. Психологический настрой

2 мин

3. Подготовительный. Стадия вызова

9 мин

4. Физминутка для глаз

1 мин

5. Восприятие нового. Стадия осмысления

19 мин

6. физминутка

1 мин

7. Присвоение информации. Стадия рефлексии

11 мин

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Вызов.

Цель:

актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе на уроке.

1. Организационный момент

- Здравствуйте. Сегодня на уроке я хочу, чтобы мы с вами пожелали всем присутствующим в этом классе света и добра. Этим приветствием начинает свои встречи с читателями известная хантыйская писательница с творчеством которой нам предстоит сегодня познакомиться. (видеозапись) Давайте, и мы с вами вместе повторим это приветствие. Ребята, мы сегодня отправимся в путешествие, во время путешествия мы познакомимся с творчеством хантыйской писательницы.

-Посмотрите у вас на партах лежат картины. Как вы думаете, как называются эти сани?Это нарты, на них ездят коренные жители Югры- ханты, манси, ненцы. В них они запрягают оленей. На наших картинах оленей нет. На уроке мы с вами будем выполнять различные задания и за каждое задание вы сможете запрягать в свои упряжки оленей. (Картина оценивание)

- Кто-нибудь из вас знает писательницу с приветствия, которой мы начали урок?

- Мы сейчас немногопоиграем. У вас на столах лежат буквы (А, В, Г, А, Т, О, В, А, М), из предложенных букв составьте фамилию писательницы с творчеством которой мы познакомимся. (Вагатова – портрет писательницы)(Если дети затрудняются поставить буквы в правильном порядке, делаю им подсказку, на обороте букв записаны цифры, необходимо эти буквы расставить по цифрам)

- Ребята, как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? Какие задачи нам необходимо решить для достижения этой цели? (Предположения и ответы учащихся с опорой на Памятку «Сегодня на уроке я хочу… »:

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5662f0537ce83/img_user_file_5662f0537ce83_1_8.jpg

-Что вы можете рассказать об авторе? (Мария Кузьминична Вагатова- первая хантыйская поэтесса. Мария Кузьминична владеет богатым фольклорным материалом, сама сочиняет и творчески обрабатывает сказки, песни, исполняет их.) (Презентация, биография)

-Итак, сегодня я хочу познакомить вас с творчеством Марии Вагатовой.

а).(чтение биографии, выделение того что узнали, что уже знали по данной теме)Вы прочитаете биографию Марии Вагатовой. При чтении будете карандашом выставлять пометки на полях.

V — уже знал
+ — узнал новое
? — хочу узнать

Самостоятельное чтение биографии (у каждого печатные листы).
- Что узнали о Марии Вагатовой? Составление кластера

Можете ли вы по фамилии автора предположить жанр и тематику произведения? Что мы сегодня будем с вами читать?

(ответы: сказка, рассказ, стихотворение)

-Для того чтобы узнать с каким произведением мы будем работать, вам нужно отгадать загадку.

Всему головой его называют, 
На пол никогда не бросают.
В печи подрос и окреп, 
Это наш любимый …(хлеб.)

 (хлеб–по хантыйски њањ). Слово њањ –хлеб, так же звучит и на зырянском, удмуртском языках. Народы, которые живут далеко друг от друга, одинаково назвали самый главный продукт, без которого нельзя обойтись. А произведение, с которым мы познакомимся, называется «ЊаЊие». Как вы думаете, что значит –њањие.

        - Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой Марии Вагатовой «Хлебушко».

Прогнозирование. – О чем может быть сказка с таким названием?

Дети говорят свои предложения.

– Можно ли по названию определить, будет ли она шуточной, серьёзной, поучительной? Заполнение бортового журнала.

З – что мы знаем

Х– что мы  хотим узнать

У– что мы  узнали

Произведение «К

Хлебушко»
НаписалаМ.Вагатова
Жанр произведения -  сказка.
Факты из биографии автора

 

 

Физминутка для глаз Тейтей (учитель раскачивает люльку, дети следят за ней глазами)

Настраиваются на работу

Повторяют приветствие четыре раза.

Ответы детей.

Составляют фамилию автора М.Вагатова.

Ответы детей.

Чтение биографии, выставление отметок на полях.

Составление кластера.

Ответы детей.

њањие - хлебушко

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

II. Осмысление.

Цель:

получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися.

З – что мы знаем

Х– что мы  хотим узнать

У– что мы  узнали

Произведение «К

Хлебушко»
НаписалаМ.Вагатова
Жанр произведения -  сказка.
Факты из биографии автора

 - о событиях в сказке
- почему сказка так называется
- о героях сказки
- тему сказки

 

Ставим учебную задачу, что мы хотим узнать. Заполнение бортового журнала.

Стадия осмысления. Произведение начинает читать автор на хантыйском языке.

(По ходу чтения подчеркивают непонятные слова).

Фрагмент 1.Чтение сказки чтение сказки учителем.

Все ли слова вам понятны?

Вопросы по осмыслению текста:

-Чем занимались Икелэ и Имелэ? Какими они были? Чем занимались на стойбище ханты и манси?

Выборочное чтение.

 Выделите и прочитайте отрывок, как Имелэ готовила тесто. Что делал няние когда Имелэ его тыкала палочкой?

Фрагмент 2. Читают дети «цепочкой»

Вопросы по осмыслению:

- Прочитав этот отрывок, мы можем сказать, как выглядело жилье Имелэ и Икелэ? Что у них в избушке было?

Почему Няние убежал от Имелэ? Почему собаки не стали преследовать няние?

Выборочное чтение.

 Выделите и прочитайте отрывок, о том, как Няние убегал от Имелэ. Что делала Имелэ, когда Няние убежал?

Фрагмент 3. Чтение сказки автором.

Вопросы по осмыслению:

Почему Няние хотел, чтобы Икелэ его съел? Что почувствовал Икелэ, когда съел Няние?

Выборочное чтение.

Найдите и прочитайте слова, которые просил запомнить Икелэ.

Тонкие и толстые вопросы

?

?

  • кто...
  • что...
  • когда...
  • может...
  • будет...
  • мог ли...
  • как звали...
  • было ли...
  • согласны ли вы...
  • верно...

Физминутка  «Белочка» (запись мелодии)

  • дайте объяснение, почему...
  • почему вы думаете...
  • почему вы считаете...
  • в чем разница...
  • предположите, что будет, если...
  • что, если...

Слушание

Высказывания учащихся

Работа в группах. Выдвижение версий

По ходу чтения подчеркивают непонятные слова

Отвечают на вопросы

Читают текст по цепочке

Записывают в тетради толстые и тонкие вопросы.

Личностные: проявляют интерес
к учебной деятельности

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Познавательные:

анализировать содержание информации.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей.

III. Рефлексия

Цель:

целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Синквейн работа в группах, 1 группа составляет синквейнобИмелэ, 2 группа – Икелэ, 3 группа –Няние.

- Оцените свою работу.

  • верные и неверные утверждения;

Мария Вагатова пишет на русском языке?

Мария Вагатова в детстве любила слушать сказки?

Глазами поэтессы мы видим её земляков, оленеводов, рыбаков, охотников?

Дети тайги трудолюбивые и добрые люди?

Отапливать печь это мужское дело?

Имелэ была добрая и щедрая?

В хантыйской избушке было место, которого женщине нельзя было касаться?

Собаки были добрыми?

Когда Икелэ съел Няние, он стал сильным и умным?

У кого недоброе сердце хлеб им в руки дается?

З – что мы знаем

Х– что мы  хотим узнать

У– что мы  узнали

Произведение «К

Хлебушко»
НаписалаМ.Вагатова
Жанр произведения -  сказка.
Факты из биографии автора

 - о событиях в сказке
- почему сказка так называется
- о героях сказки
- тему сказки

 Узнали о жизни Имелэ и Икелэ, о том как надо относиться к хлебу.

- Вот и подошел к концу наш урок. Вы много работали. Мы с вами собрали картину. Посмотрите, а кого на ней не хватает?

На ней не хватает оленевода

        

Работают в группах, составляют синквейны.

Проверяем работу, дети читают то, что у них получилось.

Ответы детей. Показывают карточки с ответами да или нет.

Строить собственные рас- суждения на тему выска-зывания (П.) Способность преодолевать трудности, понимать перспективы дальнейшей работы (Р.) Умение выделить нравст- венный аспект поведения. Объективная оценка ре-зультатов деятельности (Л.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методические материалы

Тесты, тренировочные задания помогут родителям подготовить детей к учебным испытаниям....

Учебно-методические материалы по теме: "Формирование универсальных учебных действий на уроке"

С 2010 года начальная школа работает по новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). В связи с его введением возросло внимание к деятельностному подходу в образовании. В дан...

учебно-методические материалы

в помощь учителю начальных классов, актуальная информация, занимательный материал...

учебно-методические материалы

в помощь учителю начальных классов, актуальная информация, занимательный материал...

учебно-методические материалы

в помощь учителю начальных классов, актуальная информация, занимательный материал...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...


 

Комментарии

Захарова Марина Валерьевна

Спасибо за материал! Пригодится на уроках и во внеурочной деятельности.