Главные вкладки

    Статья "Региональный компонент"
    статья

    Железняк Наталья Олеговна

    Статья "Региональный компонент"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon regionalnyy_komponent.doc85 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Региональный компонент в начальной школе

    Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств    школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина»  ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.

         

         Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей  работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.

         

        Tepмин «краеведение» закрепился в русском языке лишь в начале XX в., но о необходимости краеведной (или краеведческой) деятельности говорили и более раннее время. В XIX в. разрабатывались уже школьные учебные программы «родиноведения» (или «отчизноведения»), краеведению было отведено заметное место и в концепции «народного воспитания» К. Ушинского.

         

         Ныне под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей.

               

    На современном этапе развития образования, когда у учащихся появилось больше возможностей узнать о мировой истории и культуре, изучение родного края при недостаточном обеспечении методической и учебной литературой становится актуальной темой для исследования.

                  Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:

    • в Законе Российской Федерации  «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
    • в проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

    Использование краеведческого материала не только расширяет кругозор ребенка, развивает интеллектуальные и  творческие способности учащихся с учетом их интересов и склонностей, индивидуальной траектории развития, но и способствует формированию нравственных качеств.

         

         Учителю предоставляется возможность показать учащимся  уникальные природные, этнические или культурные особенности своего края, пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному и природному наследию. Как показывает мой опыт, школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со временем я заметила, что рассказы о каких-то  событиях в родной местности вызывают жгучий интерес, и решила через изучение исторического прошлого  нашего города, культурных традиций  прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

         

         Главной задачей, как педагога, должно быть организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся, результатом которой является   приобретение новых знаний об истории и культуре родного края, умение работать  с  разными источниками информации,  создание самостоятельных исследований, проектов.

         

        В организации процесса обучения и воспитания необходимо решать следующие развивающие задачи:

    1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса  учащихся к краеведению через тематические выставки детской библиотеки, конкурсы, олимпиады;
    2. адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
    3. ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
    4. формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

    Для решения данных задач был разработан цикл уроков по математике, русскому языку, литературному чтению и окружающему миру, а также ряд внеклассных мероприятий. Работа по региональному компоненту должна вестись в нескольких направлениях:

             

       

    1.Учебная деятельность

    Также необходимо работать над проблемой поиска и широкого использования активных форм и методов, стимулирующих сознательное отношение учащихся к процессу обучения через краеведение.

    Работу над темой «Региональный компонент в начальной школе» необходимо  начать с анализа  содержания  школьных программ, затем расширять его с точки зрения регионального подхода; внести в программы, структуру уроков и его методику соответствующие коррективы для более широкого привлечения краеведческого материала. Отбор материала для урока надо проводить с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.

                Важно  творчески подхожу к подаче материала регионального компонента. Новизна в работе заключается в использовании на уроках математики,

    русского языка составленные мною разнообразные по форме и по содержанию задания: текстовые задачи, уравнения, выражения, упражнения (приложение №3), что обеспечивает мотивацию учения, содействует формированию сознательной дисциплины и достижению устойчивых результатов обучения.  Элементы краеведения на уроках положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитывающий характер.

              «Краеведение... Видение своего родного края. Будь то огромный город или маленькая деревенька, у него обязательно есть своя история.

    Математика... Решение задач. На первый взгляд, с краеведением ничего общего. Но только на первый! Опыт показывает, что ученики всех классов – младших и старших, сильных и слабых – с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае. Например, решая составленную мною задачу «Длина тоннеля к озеру Провал, расположенного на склоне горы Машук, равна 45 м. За сколько времени проползет это расстояние черепаха, если ее скорость 3 м/мин?», дети не только закрепляют правило нахождения времени, но и узнают местонахождение Провала, рассматривают его или на слайдах, или в фотоальбомах. Выполнив задание: «Расположите числа в порядке возрастания»,  дети узнают горы КМВ.

    КИНЖАЛ   - 507 м               МЕДОВАЯ    - 721 м              ОСТРАЯ   - 881 м

    ВЕРБЛЮД - 886 м               ТУПАЯ          - 772 м              БЫК          - 817 м

    БЕШТАУ   - 1401м              ЖЕЛЕЗНАЯ   -851 м               РАЗВАЛКА-928м

                Учащиеся узнают название исторического военно-морского музея г. Кисловодска, решая уравнения:

    200-Х=36+18       (А)           70*3=С+54      (Д)           Х-8*6=67             (Р)

    Х:4=80-45            (М)           80*4=Р+285    (Я)           90*Х=324+18*2  (Ш)

    С*80=539+21       (К)           450: (Р-8)=3     (С)           83-29=Х*27         (У)

    1600:Р=92-52       (О)                                                    50*Х+28=400-72 (А)

    140

    40

    115

    158

    7

    146

    35

     

    156

    2

     4

    6

              При закреплении  тем «Сложение и вычитание многозначных чисел», «Умножение и деление многозначных чисел», «Порядок действий в выражениях» детям предлагаю задания:

    а) Узнай число посадочных мест в концертном зале им. Ф.И.Шаляпина

               

                             (48851-17896-8050):45-(574*407+8273):809+1290

    б) Найди высоту горы Железная, на южном склоне которой основан город Железноводск

                             (201905-51264:8)+(1000+725)*364:20-199651

               Иногда предлагаю задачи смекалки. Например: Гора Тупая выше горы Медовая, но ниже горы Развалка, гора Развалка ниже горы Бештау. Какая гора самая высокая, самая низкая?

    Для Вани, Толи и Миши врач прописал минеральную воду Ессентуки №17, №4, №20.Мише не прописана вода Ессентуки №4, №20. Толи не прописана вода №4. Какая минеральная вода назначена врачом каждому мальчику?

         Для активизации  мыслительной   творческой   деятельности   учащихся, предлагаю задания типа: «придумай», «составь», «измени», «выбери», «дополни», «узнай» Например: а) Узнай высоту горы Машук, горы Кинжал и составь с этими числовыми данными задачу на разностное    сравнение.

    б) Выбери из газет числовые данные по нашему региону и составь с ними задачу.

             Задания этого вида в  наибольшей степени побуждают учащихся к самостоятельности и в постановке целей, и в составлении плана, и в достижении нового результата. Включение в структуру уроков математики

    подобных заданий создает возможность вовлечения учащихся в посильную для них творческую деятельность. При составлении разнообразных заданий краеведческого направления я стараюсь учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы. Наибольший результат получается на основе осуществления дифференциации обучения, при котором одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, другие в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей.

                Мой опыт показывает, что систематическое использование на уроках математики краеведческого материала оказывает положительное  влияние на усвоение учащимися математических знаний, умений, навыков по программному материалу, способствует интеллектуальному развитию, носит воспитывающий характер.

                Краеведческий материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.

    Русский язык

              Как известно, учебники, реализующие федеральный компонент образования в области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона России.

              Однако Ставропольский край имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Поэтому, нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся.

    На уроках русского языка я часто использую  дидактический  материал из художественных произведений местных писателей: М.В.Усов, Г.К.Баев, С.П.Бойко, К.Г.Черных, и мн.др. так как считаю, что в процессе работы с текстом происходит развитие, совершенствование чувства языка,           приобщение школьников к национальной культуре.

             Так, при изучении теоретических сведений о существительных сообщается, что они часто стоят в начале текста, определяя его тему, а нередко и место и время того, о чем говорится в тексте, усиливая тем самым его цельность:

                     Мышонок однажды попал в мышеловку…

                     От этой еды он отделался ловко.

                      Кота пригласил: «Чем тебе я не ужин?»

                      И кот мышеловку открыл поднатужась.

                                                              Е.Л.Иванова

    При изучении глаголов показывается, что сообщение о действиях предмета характеризует предмет:

                       Пожелтела длинная трава,

                       Замелькала пятками листва,

                       Понеслась листва, помчалась вскачь

                       На болотный журавлиный  плач.

                                                                    А.Е.Екимцев

               При изучении прилагательных подчеркивается, что они передают красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают речь выразительней, точнее:

                       Вон туча, грусти полная, с подстреленным крылом,

                       Израненная молнией, упала за селом,

                       Упала за оврагами, во ржи густой.

                       Над ней склонилась радуга с живой водой.

                                                                    А.Е.Екимцев

             Для лингвистического анализа на уроках русского языка я использую, не только поэтические тексты, но и пословицы, поговорки, лирические песни, бытующие в Ставропольском крае, мини-тексты, состоящие из двух-трех предложений, выбранных в соответствии с изучаемой темой из художественных произведений местных писателей.

             Я считаю, что целесообразно использовать краеведческий материал в первую очередь на уроках развития речи, в контрольных диктантах и в самостоятельной работе учащихся. Стихи таких Ставропольских поэтов как Л.Ф.Епанешков, А.Е.Екимцев, Е.Л.Иванова я использую для письма по памяти.

              Мною составлены упражнения, позволяющие учащимся не только закрепить знания определенной темы, но и расширить их кругозор, обогатить словарный запас, например:

    • Спиши текст, разделив его на предложения. Подчеркни главные члены предложения.

    В 1912 году на зеленую площадь ессентуков рабочие завезли камень с рассвета и до заката караван из сорока телег двигался по  каменистой дороге на стройке грязелечебницы работали каменщики землекопы возчики плотники каменотесы два года упорного труда и рабочие построили это здание и по сей день грязелечебница возвращает людям здоровье.

    • Творческий диктант с подготовкой. Подбери подходящие по смыслу слова, запомни, как они пишутся. Подготовься записать текст под диктовку.

    Самый южный курорт на Кавказских Минеральных Водах____________

    По его парку протекает река_____________.Над рекой построен мостик под названием____________________.Со смотровой площадки просматривается________________  .Внизу простирается___________

    Слова для справок (Эльбрус, Ольховка, Дамский каприз, Кисловодск, Долина роз)

    • Спиши фамилии известных людей, побывавших на КМВ, в алфавитном порядке.

    М.Лермонтов, А.Алябьев, М.Глинка, Л.Толстой, А.Пушкин, Ф.Шаляпин, В.Сафонов, Н.Ярошенко, А.Одоевский, М.Горький.

    • Спиши растения, произрастающие на Ставрополье. Вставь пропущенные буквы. Объясни орфограммы.

    Ч_рн_плодная р_бина, камн_ломка, узк_лис(?)ная крестовница, мелк_цв_тковый бурачок, хмел_видная люцерна, прям_стоящий ясменник, скал_любивый молочай, син_г_ловник, з_л_т_тысячник.

    • Вставь пропущенные знаки препинания. Подчеркни имена существительные.

    На лесных опушках и полянах Ставрополья встречаются шиповник ежевика малина и рябина. Ранней весной можно увидеть и пролеску и купену и гусиный лук. Среди деревьев преобладают дуб ясень ольха клен граб.

              Я считаю, что реализовать региональный компонент в преподавании русского языка можно и в урочное, и во внеурочное время. В этом случае региональный компонент можно рассматривать как углубленную лингвокраеведческую работу. Топонимическое изучение родных мест стало для меня одним из направлений такой работы. Я  ее начала со сбора известных названий улиц, площадей, переулков нашего города или отдельных его микрорайонов, окрестности сел, рек и ручьев, прудов и озер, лесов и оврагов которые имеются в нашей местности. Для поисковой работы привлекаю учащихся и родителей.

              Из опыта моей работы видно, что предлагаемая система работы с местным топонимическим материалом вызывает неизменный интерес учащихся. У них возникает стремление расширить свои познания в краеведении, добавив к ним знания лингвистического характера. Они разыскивают новые, не рекомендованные учителем книги, приносят схемы, карты, чаще беседуют с родственниками на патриотические темы. Кроме того, приобретают навыки обращения со словарями, справочниками.

    Дополнительное образование

             Совместно с коллегами мною разработан факультативный курс «Ессентуковедение», который вот уже несколько лет изучается в нашей школе. Цель факультатива – создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в окружающем мире. Объект изучения – город: его социальная, культурная, природная среда. Факультативный курс разработан для учащихся 2 – 4 классов. Дети изучают разделы «Природные особенности г.Ессентуки», «Достопримечательности города», «Мои предки», «Город в годы войны» и мн.др.

                Большую помощь в проведении занятий этого курса оказывают родители. Например, при изучении раздела «Санатории-госпитали» беседу с детьми провела мама Ляхова Андрея, Татьяна Анатольевна, врач-педиатр, а при изучении раздела «История названия города»  перед    детьми  выступил  папа  Овечкина  Алексея,    Константин Иванович, который не только много интересного рассказал о городе Ессентуки, но и принес в подарок книгу «Путеводитель по Пятигорску», в издании которой он принимал непосредственное участие.

                Четыре  года я возглавляю школьный клуб «Солнышко». Много заседаний клуба посвящалось краеведению: «Известные люди на Кавказских Минеральных Водах», «В парке старинном», «Экологическими тропами  Ставрополья», «Лермонтовская осень в Пятигорске» и многое другое. (Приложение №4). В клубе часто проводятся тематические выставки, цель которых

    – развитие интереса учащихся к родному краю, развитие творческих способностей учащихся. Экспонатами выставки служат рисунки (даже компьютерные), фотографии, макеты, поделки, учебные пособия и другие изделия, созданные участниками клуба. Тематика выставки охватывает разные стороны жизни  региона. По окончании работы выставки проводится рефлексия по классам, а ее материалы могут пополнить фонды школьного краеведческого музея. Например, на выставке «Мои корни» были представлены творческие работы детей: рисунки, сочинения, проекты «Генеалогическое  древо». Все эти работы хранятся в школьном музее.

    Внеклассная работа

             Главной задачей моей воспитательной работы считаю – формирование  личности «открытой, вариативной, духовно и культурно насыщенной, диалогической, толерантной, обеспечивающей становление подлинной гражданственности и патриотизма».

              Как классный руководитель я стараюсь правильно организовать учебно-воспитательный процесс, выбрать рациональные методы и приемы обучения,  способствующие достижению стабильных результатов обучения.

             Экскурсии являются самой популярной формой внеклассной краеведческой работы. Постоянно применяя в своей работе познавательные экскурсии по городам КМВ, мне удалось овладеть этой формой работы. Во время экскурсий школьники учатся мыслить, оценивать, и позже применять на практике полученные знания. Иногда можно взять в помощники опытного экскурсовода.

             Участие каждого ребенка в работе школьного музея способствует творческому развитию и самовыражению учащихся в процессе общественно-полезной деятельности и общения. Местный материал, экспонаты музея вносят элементы новизны в изучение истории нашего края. Для расширения базовых знаний учащихся я организовываю экскурсии и в городской музей. Оригинальность этой работы состоит в том, что меняется обстановка, люди, излагаются новые материалы, ученики видят другой мир – это дает весомый вклад в подготовке и ведении образовательного процесса.

             Классные часы – любимое время ребят, так как в их подготовке и  проведении они принимают самое непосредственное участие. В начале каждого учебного года я спрашиваю ребят о том, чтобы они хотели узнать на классных часах. Так мы совместно определяем их тематику.

              Работа с родителями

             Немаловажным направлением своей деятельности считаю работу с родителями. Стараюсь заинтересовать краеведческим материалом не только учащихся, но и родителей. Считаю, что в любой семье есть богатые возможности для изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников. Работа детей и родителей в совместных творческих проектах по изучению жизни края, в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в  семье.

          Мною проводятся консультации по всем интересующим родителей вопросам. Мы встречаемся не только на собраниях, но и совместно организовываем поездки в цирк, экскурсии, походы, осенние ярмарки, новогодние и другие праздники.

          Родители идут ко мне за советом как помочь ребенку, поддержать его в трудной ситуации. Вместе с родителями стараемся так организовать внеурочный досуг детей, чтобы они не только имели возможность отдохнуть, но и получили дополнительное развитие. Например, ребята охотно посещают предприятия города, на которых работают их родители.

    Результативность работы

           Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края.

     Мне удалось заинтересовать ребят историей родного города, и результаты говорят сами за себя.

             В результате работы по данной теме были выявлены следующие положительные моменты:

    • повысилось качество изучаемого материала, возросла скорость его усвоения за счёт активизации деятельности учащихся. Повысилось качество выполняемых контрольных и самостоятельных работ. Слабые ученики активизировали свою деятельность;
    • ребята стали более активно работать на уроках;
    • во время работы на уроках с краеведческим материалом снижается состояние тревожности, незнание не наказывается, стимулируется процесс познания. Учащиеся достигают лучших результатов;
    • система моей работы позволяет оценить не только уровень и качество знаний и умений, но и инициативу, трудолюбие, сообразительность, и таким образом, я получаю возможность управлять не только процессом обучения, но и воспитания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-игра по математике во 2-м классе на тему: « Закрепление компонентов умножения»

    Цели: *Закрепить знания названий компонентов умножения, умений применять переместительное свойство  умножения, вычислительные навыки.*Развивать память, внимание, логическое мышление, у...

    Урок-игра по математике во 2-м классе на тему: « Закрепление компонентов умножения»

    Цели: *Закрепить знания названий компонентов умножения, умений применять переместительное свойство  умножения, вычислительные навыки.*Развивать память, внимание, логическое мышление, у...

    Формирование краеведческой компетенции младших школьников на примере использования национально-регионального компонента в начальной школе

                  В настоящее время в образовательных учреждениях актуальна проблема обучения и воспитания на основе использования ...

    Особенности формирования компонентов учебной деятельности в компенсирующих группах

    Особенности формирования компонентов учебной деятельности в компенсирующих группах...

    Национальный Региональный компонент "Литература Красноярского края "

    Представлена рабочая программа по предмету "Литература Красноярского края" 3 класс Автор программы:РаицкаяГ.В....

    Национальный Региональный компонент "Художественная культура Красноярского края "

    Представлена рабочая программа по предмету "Художественная культура Красноярского края" 3 класс...