Методическая разработка урока для 3 класса по Доноведению
методическая разработка (3 класс)

Недайводина Кристина Сергеевна

Методическая разработка урока для 3 класса по предмету Доноведение "Осень. Осенние месяцы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_osen._osennie_mesyatsy.doc666 КБ

Предварительный просмотр:

                

Тема урока: Осень. Осенние месяцы.

Цели урока:

Обучающие- сформировать представления о признаках осени , о жизни растений и животных; проследить влияние изменений в неживой природе на живую; познакомить с многообразием растений и животных леса на примере родного края;

Развивающие – продолжить формирование умений самостоятельно проводить наблюдения за сезонными изменениями в природе; развивать наблюдательность, внимание, память, логическое мышление, самостоятельность, творческое воображение;

Воспитывающие – объяснить необходимость выполнения правил поведения в природе; воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать эстетические чувства, умение наслаждаться природой; раскрыть творческие возможности детей.

Оборудование: знаки «Правила поведения в природе», рабочие тетради, корзинка с грибами, следы, рисунок бледной поганки, карточки для исследовательской работы.

Подготовительная работа.

        Заранее обдумываю и выбираю место экскурсии. Особенно интересно будет провести экскурсию в лесу, что находится сразу за слободой. Именно в лесу удобнее всего понаблюдать за осенними изменениями в природе, в жизни животных и растений. До места предстоящей экскурсии целесообразно будет идти пешком, чтобы затем можно было сравнить признаки осени в слободе и в лесу.

        Заранее объявляю детям о предстоящей экскурсии и о заданиях, которые будет необходимо выполнить.

- Ребята, вчера нам принесли письмо. Старичок-Лесовичок приглашает нас к себе в гости. Хотите пойти в гости? Сначала нам необходимо вспомнить, как надо вести себя в лесу. Дома вы подумаете над этим и нарисуете в виде знаков правила поведения в природе. (Для этого задания класс надо разделить на несколько групп.)

- Например,

                        

Правила поведения в природе:

  1. Не кричать.
  2. Не сорить.
  3. Не разорять птичьих гнёзд.
  4. Не ломать ветки деревьев и кустарников.
  5. Не рвать цветы для букетов.
  6. Не ловить насекомых и птиц.
  7. Не уносить животных домой.

- Ребята! А с чем ходят в гости? (С подарком.) Давайте и мы с вами подготовим подарки для Старичка-Лесовичка: выучим стихи об осени и подберём приметы об этом прекрасном времени года.

Например:

                                Есть в осени первоначальной

                                Короткая, но дивная пора –

                                Весь день стоит как бы хрустальный,

                                И лучезарны вечера.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

                Скучная картина!

                Тучи без конца,

                Дождик так и льётся,

                Лужи у крыльца…

                Чахлая рябина

                Мокнет под окном,

                Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Ещё просит сердце

Света и тепла.

                        Уж небо осенью дышало,

                        Уж реже солнышко блистало,

                               Короче становился день,

                        Лесов таинственная сень

                        С печальным шумом обнажалась.

  1. Листья у берёзы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней.
  2. Осенью птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к тёплой.
  3. Много желудей на дубе – к лютой зиме.
  4. Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
  5. Сырое лето и тёплая осень – к долгой зиме.

Для того, чтобы выяснить, на какие признаки осени обратить особое внимание, за неделю до экскурсии необходимо провести анкетный опрос детей:

  1. Что изменилось в природе с наступлением осени?
  2. Какие изменения произошли в жизни растений?
  3. Как повлияло наступление осени на животных?

Опрос показал, что ребята совсем мало знают о том, какие изменения происходят в жизни растений и животных с наступлением осени. Поэтому за пару дней до экскурсии можно предложить такое задание. Класс делится на несколько групп. Задание для I группы: записать в рабочую тетрадь как изменилась жизнь насекомых с приходом осени; II – ой группе – жизнь птиц; III – ей – жизнь зверей. Затем на самой экскурсии ребята «делают» свои сообщения.

Например,

  1. Паучки отыскивают щелочку в коре или норку в земле и прячутся в неё до весны. Забрались в щелочки, скважинки коры, в трещины стен и заборов бабочки, мухи, комары, жуки. Муравьи закупорили все ворота, все входы – выходы. Забрались в самую глубину, жмутся в кучи, потесней, застывают так.
  2. Птицы отправляются в тёплые страны. Сначала улетают яркие, пёстрые птицы, последними летят зяблики, жаворонки, чайки. У многих птиц вперёд летят молодые; у зябликов – самки раньше самцов. Кто посильней и выносливей, дольше задерживается. Большинство летит во Францию, Италию, Испанию, Африку. Некоторые – через Урал, через Сибирь в Индию.
  3. Осенью некоторые звери (зайцы, лисы, волки, лоси) линяют. Белки готовят к зиме запасы пищи, утепляют дупло.

По дороге к месту экскурсии проводится  конкурс пословиц об осени.

Ход экскурсии:

  1. Постановка цели перед учащимися.

- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в дом к Старичку-Лесовичку.  А где этот дом вы, наверное, уже догадались. Правильно, в лесу, в осеннем лесу. Но мы будем не просто путешествовать по этому дому, а будем наблюдать за осенними изменениями в природе.

  1. Наблюдение за неживой природой.

- Какое время года наступило?

- Какая сегодня погода?

- Посмотрите на небо, какое оно?

- Как греет солнышко?

-Вспомните, как вы одевались летом и как одеты сейчас? Почему?

  1. Наблюдение за растениями.

- Посмотрите на лес и скажите, как изменился общий вид леса по сравнению с летом? Как изменилась окраска листьев на различных деревьях и кустарниках?

- А какие растения называют деревьями? (Растения с одним древесным стеблем – стволом.)

- А какие растения называют кустарниками? (Растение, у которого два и более древесных стволов).

- А как называется растение, имеющее много мягких зелёных стеблей? (Травянистое растение.)

- Давайте поиграем в игру «Дерево, кустарник, травянистое растение». Я буду называть растение, а вы, если это дерево, должны встать на носочки, поднять высоко руки и помахать ими; если это кустарник – попрыгать; если травянистое растение – присесть.

(Учитель называет растения: берёза, крыжовник, крапива, малина, липа, васильки, лопух, дуб, шиповник, сирень, сосна, колокольчики, орешник.)

- Ребята, а как осень повлияла на травянистые растения? Много ли среди них цветущих. Что образуется на месте цветка?

- Как изменилась окраска деревьев и кустарников? Какого цвета осенние листья?

- Какие ещё изменения происходят с деревьями и кустарниками? А с каких растений листья не опадают?

- Обратите внимание на то, как падают листья: одни - тихо и плавно, другие – кружась, третьи – порывисто. Как называют это явление? (Листопад.)

- Как вы думаете, зачем деревьям необходимо сбрасывать листву? (Если снег ляжет на листву и налипнет, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Все ненужные для себя вещества дерево предусмотрительно выводит в листву и с листопадом окончательно избавляется от них.)

- Ребята, давайте устроим свой листопад. (Дети подбрасывают листья вверх и наблюдают за их полётом.)

  1. Беседа о грибах.

- Ребята, посмотрите, куда ведут эти следы? (Учитель заранее разложил следы, которые ведут к кустарнику, где спрятана корзинка с грибами.)

- Это, наверное, Лесовичок приготовил нам подарок. Что это? (Грибы.)

- как вы думаете, грибы – растения? Это особое царство.

- Какие грибы вы знаете? Самые известные грибы – те, у которых есть шляпка и ножка. Такие грибы называют шляпочными. Под  землёй от их ножки отходят в разные стороны тонкие, белые, похожие на паутину нити. Это грибница – подземная часть гриба. Это главная часть гриба. Среди шляпочных грибов есть съедобные, а есть и несъедобные. Есть и по-настоящему ядовитые грибы. Самый опасный – бледная поганка.

                                

Этот гриб смертельно ядовит! Однако все грибы нужны природе. Нити грибницы, срастаясь с корнями деревьев, снабжают их дополнительным количеством воды и минеральных солей. Взамен деревья делятся с грибами питательными веществами, которые образуются в зелёных листьях. Грибами питаются многие животные (например, лоси, белки, полёвки, сороки). Замечено, что лоси порой проглатывают целиком мухоморы, иногда по нескольку штук. Мухоморы для лосей – лекарство, помогающее избавиться от глистов. Многие грибы перерабатывают растительный мусор в лесу.

- А как надо собирать грибы? Послушайте рассказ и решите, кто из девочек был прав.

«Как сёстры собирали в лесу грибы».

        Старшая сестра Наташа взяла младшую Олю в лес. Девочки повязали косынки, взяли корзинки и побежали в лес. Они оказались на опушке. Под елью приметили большой белый гриб. Оля наклонилась, чтобы вырвать его, но Наташа запретила и предложила его осторожно, не повредив грибницу, срезать.

        Проходя дальше, Оля заметила полянку с мухоморами и хотела их затоптать, но сестра не разрешила это сделать, объяснив, что сюда придут лечиться лоси. В другом месте Оля разглядела маленький грибок и хотела раскопать почву, чтобы его достать, но сестра не одобрила её намерения, сказав, что гриб должен подрасти.

(Учащиеся похвалили старшую сестру за правильный сбор грибов.)

- Сырые грибы человек не может употреблять в пищу. Поэтому угостим ими животных. Оставим грибы в лесу.

  1. Мини-викторина.
  1. Назовите самый ядовитый гриб.
  2. Какой гриб называют «царём грибов»?
  3. Назовите грибы, которые можно встретить на продуктах, картинах, в сырых помещениях?

  1. Исследовательская работа.

(Класс делится на группы. Каждой группе – карточка с  заданием.)

  1. Собрать опавшие листья растений – берёзы, дуба, липы, клёна. Определить их окраску.
  2. Пронаблюдать, как изменился внешний вид деревьев, кустарников и травянистых растений.
  3. Установить, с каких деревьев и кустарников начали опадать листья.
  4. Определить, вид каких деревьев и кустарников не изменился по сравнению с летом?
  5. Установить, на каких деревьях, кустарниках, травах созрели плоды и семена. Установить, на каких растениях плодов уже нет.
  6. Найти в окраске листьев сходство и различие. Отложить отдельно: зелёные листья, красные, жёлтые. Назвать растения, с которых они опали.

  1. Наблюдение за животными.

- Ребята! Каких птиц вы видели летом?

- Почему их не видно сейчас?

-Как вы думаете, Почему птицы улетают от нас осенью? ( Листья, трава являются домом для насекомых, которые являются кормом для птиц. С наступлением осени насекомые исчезают, прячутся в землю, в стволы деревьев, щели, некоторые на зиму засыпают, некоторые отмирают.)

- Ребята! А что вы сами узнали о жизни насекомых и птиц осенью? (Ребята читают свои записи.)

- Осенью можно увидеть, как звери готовятся к зиме. Белка сушит грибы, собирает и прячет в дупло орехи и жёлуди. А вот барсуку и медведю не нужно делать запасы. За осень они отъедаются и ложатся спать в своих норках до весны. Не встретишь осенью и ёжика. Забрался он куда-нибудь под кучу хвороста или в другое укромное место, свернулся в клубок и уснул непробудным сном.

- А какие интересные сведения вы нашли об изменениях в жизни зверей с приходом осени? (Учащиеся читают свои записи.)

  1. Итог экскурсии.

_ Что нового вы узнали на экскурсии?

- Понравилась ли вам экскурсия? Чем именно?

- Давайте поблагодарим Лесовичка и прочитаем ему стихи об осени.

  1. Обобщающая беседа.

- На экскурсии мы с вами выяснили, что с приходом осени наступило похолодание, листья на деревьях и кустарниках изменили окраску, стали опадать. Но ещё имеются цветущие растения. Осень – пора созревания плодов и семян. Появляются осенние грибы. Меньше стало птиц, многие улетели на юг. Исчезли насекомые. Звери тоже готовятся к зиме. Все по-разному.

- В заключении мне хочется сказать об охране лесов. Каждую минуту на Земле люди вырубают примерно 20 га леса. Может случиться так, что в недалёком будущем на Земле совсем не останется лесов. Поэтому давайте будем охранять леса. А как это делать, вы расскажете и покажете сами. ( Дети показывают изготовленные знаки, рассказывают, что они обозначают.)

  1. Домашнее задание.

- Дома вам нужно будет нарисовать Осень, как вы её представляете. А кто захочет – сочинит ещё и сказку об Осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Рассказы для детей. В. Чаплина. Мушка. Учебно-методическая разработка урока ». 1 класс. Программа "Начальная школа XXI века"

На уроке учащиеся закрепляют понятие "рассказ", учатся определять особенности рассказа, воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения), высказывать отношение к героям и их поступ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Методическая разработка урока 3 класс Имя прилагательное

Методическая разработка урока 3 класс Имя прилагательное...

Методическая разработка урока 2 класс

Задачи:Образовательные:- повторить и закрепить в игровой форме состав основных устройств компьютера. Развивающие:- развитие творческих способностей школьников, повышение интереса к предмету;- раз...